ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ДИАГНОСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
ГЛАВА 2 ОПИСАНИЕ И ВЫБОР СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
ГЛАВА 3 РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Стратегический анализ предприятия является одним из стержневых элементов процедуры формирования стратегического плана развития предприятия.
Одной из главных задач стратегического анализа является определение уровня конкурентоспособности компании. При выполнении этой задачи, очень важно сформировать всестороннее понимание конкурентных преимуществ компании, которые она имеет на сегодняшний момент.
Также стратегический анализ должен определить проблемы, с которыми столкнулась компания, установить причины их возникновения. Помимо этого, необходимо создать иерархию проблем., то есть выявить наиболее остроактуальные. Тем самым предопределить алгоритм их разрешения. Задачей стратегического анализа является проведение всесторонней ревизии внутренних ресурсов компании, формирование четкого представления о кадровом потенциале компании, описать структуру компании и пути её преобразования. Не менее важен блок задач, касающихся анализа внешней среды. Среди них следует выделить как наиболее важные, такие задачи как: определение макроэкономических тенденций, и их вероятное влияние на будущее компании. Необходимо установить тенденции развития отрасли, в которой работает компания. С учетом вышеупомянутых тенденций, рассчитать условия и предпосылки, необходимые для роста компании.
Специфической задачей стратегического анализа является прогнозирование. По сути, это есть моделирование будущего компании, используя насущные тенденции и условия среды, в которой находится компания. Выполнение этой задачи отчасти помогает сформировать понимание текущей стратегической платформы компании.
Объектом исследования является: ОАО «Савушкин продукт».
Предметом исследования является стратегия развития ОАО «Савушкин продукт».
Цель курсовой работы – изучение процесса формирования стратегии организации.
Задачи курсовой работы:
– охарактеризовать ОАО «Савушкин продукт» и осуществить диагностику организации во внешней и внутренней среде;
– осуществить формулирование и выбор оптимальной стратегии ОАО «Савушкин продукт»;
– разработать сценарий реализации стратегии ОАО «Савушкин продукт».
Теоретической и методологической основой исследования явились работы отечественных и зарубежных ученых в области стратегического и антикризисного менеджмента, а также практические результаты реализации различных стратегий предприятия.
ГЛАВА 1 ДИАГНОСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
ОАО «Савушкин продукт» – один из крупнейших производителей молочной продукции в Беларуси. За 37 лет интенсивного развития и стремительного движения вперед компания стала лидером молочной отрасли страны. «Савушкин продукт» сегодня – визитная карточка Беларуси, бренд – Достояние Республики. С лета 2011 года компания производит также и соки.
Миссия компании – «Дарить людям радость и здоровье, создавая натуральную, полезную, вкусную и разнообразную продукцию».
ОАО «Савушкин продукт» производит широкий ассортимент цельномолочной продукции, сыры, сливочное масло, а также натуральные соки, нектары и морсы. Ассортиментный портфель компании представлен брендами «Савушкин», «Брест-Литовск», «Оптималь», «Ласковое лето» и «На100ящий».
Всю молочную продукцию ОАО «Савушкин продукт» производит исключительно из свежего цельного высококачественного коровьего молока. Компания имеет свою сырьевую зону, в которую входят 92 хозяйства Брестской области. Удельный вес молока сорта «экстра» и высшего сорта в общем объеме поступающего сырья составляет около 80%.
ОАО «Савушкин продукт» – это завод-автомат на 99%. Производственные мощности компании позволяют перерабатывать до 2500 тонн молока в сутки. Компания имеет 4 производственные площадки: в Бресте, Пинске, Столине и Каменце. В настоящее время компания завершает строительство пятой производственной площадки в Бресте.
Инвестиционная стратегия компании направлена на постоянную модернизацию и техническое переоснащение имеющихся производственных площадок в соответствии с тенденциями мирового молочного рынка.
"Савушкин продукт" знают не только в Беларуси, но и за рубежом. Продукция компании хорошо известна и востребована не только в Беларуси, но и за ее пределами: в России, Украине, Казахстане, Армении, Азербайджане,
ГЛАВА 2 ОПИСАНИЕ И ВЫБОР СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
По результатам анализа можно выявить 3 потенциальные стратегии предприятия:
Стратегия развития №1 (стратегия роста).
Стратегия роста присуща прежде всего молодым организациям независимо от сферы деятельности, стремящимся в кратчайшие сроки занять лидирующие позиции, либо тем, кто находится на «острие» научно-технического прогресса. Им свойственны постоянные и высокие темпы увеличения масштабов деятельности, измеряемые десятками процентов в год. Эта стратегия обеспечивает наращивание конкурентных преимуществ фирмы и ее подразделений за счет активного внедрения на новые рынки, диверсификации производственной деятельности, осуществления постоянных нововведений. В качестве примера здесь можно привести фирму Microsoft, занимающуюся разработкой и производством компьютерных программ.
Для реализации данной стратегии можно предложить такие мероприятия, как:
– развитие собственной товаропроводящей сети;
– совершенствование работы с поставщиками;
– активная рекламная деятельность, продвижение сайта.
Стратегия развития №2 (наступательно-оборонительная стратегия)
Наступательно - оборонительная стратегия реализуется в условиях перестройки деятельности организации, когда необходимо исправлять ее пошатнувшееся положение. Здесь осуществляется маневр ресурсами путем ухода из неперспективных, неприбыльных сфер, продажи непрофильных предприятий и одновременно модернизации и расширения существующего производства, совершенствования выпускаемой продукции и услуг. В основном она финансируются за счет средств, полученных от экономии, рационализации и т.п.
ГЛАВА 3 РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ
В качестве основной целевой стратегии ОАО «Савушкин продукт» была выбрана стратегия роста.
ОАО «Савушкин продукт» осуществляет розничную торговлю через собственную розничную торговую сеть.
Исходя из вышесказанного, в рамках первого из предложенных мероприятий рекомендуется открыть новую торговую точку в целях развития фирменной торговли. Основная часть доходов розничной торговли ОАО «Савушкин продукт» поступает от реализации продуктов питания, поэтому деятельность данной торговой точки будет направлена именно в эту сферу.
Таким образом, в рамках данного мероприятия планируется открытие продовольственного магазина ОАО «Савушкин продукт». Формат деятельности магазина – «магазин у дома».
Этапы осуществления проекта открытия новой торговой точки ОАО «Савушкин продукт»:
– согласование открытия магазина с органами местной власти;
– закупка партии продовольственной продукции в ассортименте;
– подготовка торговых помещений;
– закупка и подготовка торгового оборудования;
– набор кадров;
– реализация продукции в торговую сеть.
Для достижения поставленных целей необходимо разработать детальный план мероприятий. План маркетинговых мероприятий, составленных для осуществления целей и задач ОАО «Савушкин продукт» на 2016 год представлен в таблице 3.1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОАО «Савушкин продукт» – один из крупнейших производителей молочной продукции в Беларуси. За 37 лет интенсивного развития и стремительного движения вперед компания стала лидером молочной отрасли страны. «Савушкин продукт» сегодня – визитная карточка Беларуси, бренд – Достояние Республики. С лета 2011 года компания производит также и соки.
Выручка от реализации продукции в ОАО «Савушкин продукт» на протяжении анализируемого периода растет. Так, в 2016 году по сравнению с 2015 годом выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг увеличилась на 19,8%, а в 2015 году по сравнению с 2014 годом – на 30,6%.
Стоит отметить, что себестоимость реализованной продукции имела однозначную тенденцию к росту, так в 2015 году по сравнению с 2014 годом рост составил на 35,3%, а в 2016 году по сравнению с 2015 годом наблюдается рост – на 21,5%.
В 2015 году по сравнению с 2014 годом прибыль от реализации снизилась на 17,5%, в 2016 году по сравнению с 2015 годом наблюдается незначительный рост – на 0,2%. Основной причиной недополученной прибыли от реализации продукции в 2016 году явилось увеличение себестоимости произведенной продукции. Однако, несмотря на данные факторы в конечном итоге организация получила чистую прибыль в размере 8853 тыс. р.
На основании всех предоставленных данных, а также в результате анализа внешней и внутренней среды, которая оказывает влияние на деятельность организации, используя SWOT-анализ организации при помощи, был сделан вывод, что ОАО «Савушкин продукт» может выбрать своей стратегией стратегию роста, защиты или обратной интеграции.
В качестве основной целевой стратегии ОАО «Савушкин продукт» была выбрана стратегия роста.
В рамках данной стратегии планируется открытие продовольственного магазина ОАО «Савушкин продукт». Формат деятельности магазина – «магазин у дома».
1. Балдин К. В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень: Учебное пособие / К.В. Балдин. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. – 316 с.
2. Виханский, О.С. Стратегическое управление / О. С. Виханский. – М.: Экономист, 2011. – 296 с.
3. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов / А. Т. Зуб. – M.: Аспект Пресс, 2011. – 415 с.
4. Ибрагимова, М. Х. Анализ внешней среды компании для принятия стратегических решений / М. Х Ибрагимова // Проблемы современной экономики. – 2012. – № 2 (42). – С. 140–143.
5. Клеймор, Г. Механизмы принятия стратегических решений и стратегическое планирование на предприятиях / Г. Клеймор // Вопросы экономики, 2011. – № 9. – С. 46–66.
6. Ляско, В.И. Стратегическое планирование развития предприятия: учеб. пособие / В. И. Ляско. – М.: Экзамен, 2010. – 287 с.
7. Михарева, В. А. Стратегический маркетинг / В. А. Михарева. – Минск: Изд-во Гревцова, 2011. – 208 с.
8. Полякова, Я. А. Методика проведения комплексного стратегического анализа деятельности предприятия в условиях динамичной внешней среды / Я. А. Полякова // Экономика Крыма. – 2010. – № 15. – С. 21-26.
9. Порваткин, А. Б. Ранжирование методов стратегического анализа с целью формирования комплекса оценки положения организации / А. Б. Порваткин // Вестник ОГУ. – 2011. – № 10 (129). – С. 259-264.
10. Поносова, Е. В. Мониторинг факторного воздействия в антикризисном управлении промышленным предприятием / Е. В. Поносова // Российское предпринимательство. – 2013. – № 7 (229). – С. 70-77.
11. Стратегический менеджмент: учебник / Под ред. А.К. Петрова. – СПб.: Питер, 2011. – 496 с.
12. Хорн, А. Н. Стратегический анализ: учеб. Пособие / А. Н. Хорн, В. Э. Керимов. – М.: ЭКСМО, 2012. – 283 с.