ВВЕДЕНИЕ
Сбыт продукции – это один из аспектов коммерческой деятельности промышленного предприятия. Он является завершающим этапом выявления вкусов и предпочтений покупателей.
Формирование рыночной экономики в Республике Беларусь ведет к появлению новых проблем в экономическом анализе, одной из которых является анализ сбыта и его прогнозирование. Переход на рыночные отношения выдвигает новые требования к участникам рынка, заставляет производить и продавать только то, что пользуется определенным покупательским спросом.
Сбыт продукции играет важную роль для успешной деятельности любого предприятия. Приспосабливая сбытовую сеть и сервисное обслуживание до и после покупки товаров к запросам покупателей, предприятие-производитель повышает свои шансы в конкурентной борьбе.
Предприятия все больше начинают ориентироваться на рынок, оценивая основные направления хозяйственной деятельности величиной конечной прибыли, которая напрямую зависит от знания рынка, умения прогнозировать конечные результаты.
Пренебрежение законами рынка приводит предприятие к финансовому краху, и, наоборот, тот, кто умеет своевременно предугадать перспективы развития рынка и адекватно среагировать на них, обеспечивает высокую эффективность хозяйственной деятельности.
В результате многовековой эволюции в начале третьего тысячелетия текстильная промышленность из отдельных вспомогательных частей производственного процесса развивалась в мощную самостоятельную отрасль, которая связывает воедино многие самые разнообразные сферы производства, торговли и потребления. Она стала одним из важнейших звеньев мировой производственной инфраструктуры и интенсивно развивается на базе научно-технических достижений.
Коммерческая деятельность имеет место всегда, когда происходит процесс купли-продажи. Эта деятельность представляет собой один из важнейших элементов механизма управления экономическими отношениями. Они возникают между хозяйствующими субъектами во всех сферах экономики в процессе обмена товарами. Коммерческая деятельность реализуется через различные коммерческие операции, выполняемые хозяйствующими субъектами на всем пути продвижения товаров от производителя до конечного потребителя.
На современном этапе рыночных отношений в нашей стране стимулирование сбыта и продаж продукции начинает играть важную роль для успешной деятельности любого предприятия. Возросшая конкуренция вынуждает предприятие
1 Сущность и содержание коммерческой деятельности по сбыту продукции в современных условиях
Сбыт – это процесс реализации произведенной продукции с целью превращения товаров в деньги и удовлетворения запросов потребителей. Сбыт является средством достижения поставленных целей предприятия и завершающим этапом выявления вкусов и предпочтений покупателей. Сбыт продукции для предприятия важен по ряду причин: объем сбыта определяет другие показатели предприятия (величину доходов, прибыль, уровень рентабельности). Кроме того, от сбыта зависят производство и материально-техническое обеспечение. Таким образом, в процессе сбыта окончательно определяется результат работы предприятия, направленный на расширение объемов деятельности и получение максимальной прибыли.
Приспосабливая сбытовую сеть и сервисное обслуживание до и после покупки товаров к запросам покупателей, предприятие-производитель повышает свои шансы в конкурентной борьбе.
Основными нормативными документами, регулирующими коммерческую деятельность по сбыту в Республике Беларусь являются:
- закон «О защите прав потребителей»;
- закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания»;
- закон «О торговле»;
- закон «О государственных закупках товаров»;
- Гражданский кодекс.
Коммерческая деятельность по сбыту продукции состоит из следующих элементов:
–координации интересов предприятия-производителя с требованиями рынка, а именно:
–изучение товара;
–определение потенциала и емкости рынка;
–анализ конъюнктуры рынка;
–изучение потребителей и сегментация рынка;
–анализ деятельности конкурентов;
–изучение основных форм и методов сбыта товаров;
–планирование ассортимента продукции, как новой, так и уже выпускавшейся на предприятии;
–планирование сбыта продукции;
–оперативно-сбытовая работа, связанная с приемкой готовой продукции от цехов-изготовителей и отгрузкой ее покупателям;
2 Организационно-экономическая характеристика ОДО «Камиса», г.Гродно
Общество с дополнительной ответственностью «Камиса» образовано в 2006 году. Высшим органом ОДО является общее собрание его участников.
Сегодня «Камиса» является одним из наиболее успешных производителей постельных принадлежностей в Республике Беларусь.
Ассортимент выпускаемой продукции ОДО «Камиса» весьма разнообразен: одеяла и подушки, постельное белье, спальные комплекты, стеганные полотна, синтепон, махровые полотенца, наполнитель полиэфирный, наматрацники.
ОДО «Камиса» включает:
1. основной цех;
2. отделочный текстильный цех;
3. обслуживающий цех.
Предприятие является динамически развивающимся, с постоянным повышением количества и качества выпускаемой продукции. Применение новых технологий и усовершенствования существующего модельного ряда соответствует потребностям покупателя и быстро перестраиваться под постоянно меняющийся спрос. В своей работе компания «Камиса» ориентируется на высочайшие европейские стандарты качества, успешно применяя самые передовые зарубежные технологии.
Стегальные машины «DahmenQuilttronic» обладают следующими основными характеристиками:
–Процесс стежки контролирует компьютер, что позволяет изготавливать разнообразные узоры и достичь максимального качества стеганого полотна.
–В управляющий компьютер машины возможна загрузка собственных шаблонов рисунка, разработанных по образцу клиента.
«DahmenQuilttronic» является идеальной машиной стежки ткани для матрасов, одеял, а также элементов одежды.
Стегальные машины «Ultrasonic» обладают следующими основными характеристиками:
–Процесс стегания осуществляется способом спаивания ультразвуком исходных материалов.
–Исходные материалы должны содержать не менее 65% синтетического волокна.
–Термостегание обеспечивает оригинальный узор при отсутствии ниточного шва.
3 Состояние коммерческой деятельности по сбыту продукции ОДО «Камиса», г.Гродно
3.1 Характеристика конкурентоспособности выпускаемой продукции
ОДО «Камиса» является одним из основных в Республике Беларусь производителей постельных принадлежностей: одеял, подушек, постельного белья. Предприятие является динамически развивающимся, с постоянным повышением количества и качества выпускаемой продукции. Применение новых технологий и усовершенствования существующего модельного ряда соответствует потребностям покупателя и позволяет быстро перестраиваться под постоянно меняющийся спрос.
В своей работе компания «Камиса» ориентируется на высочайшие европейские стандарты качества, успешно применяя самые передовые зарубежные технологии.
Конкурентные отличия продукции ОДО «Камиса»: гигиеничный наполнитель (стейплфайбер) из высокоизвитого полого силиконизированного полиэфирного волокна в виде слоев различной плотности в одеялах и т.н. «шариков» в подушках; высокая теплозащитная способность; легкость готовых изделий; не вызывает аллергических реакций; воздухопроницаемость: технология изготовления обеспечивает циркуляцию воздуха в наполнителе; возможность стирки: изделия быстро сохнут и восстанавливают объем и форму; производство наполнителя и готовых изделий по уникальной технологии, на современном оборудовании; многообразие расцветок и моделей; постельное бельё из 100% хлопка всех размеров.
По желанию заказчика предприятие изготавливает одеяла, подушки и постельное белье любых размеров, с любой тканью верха, любого вида стежки и толщины, возможна вышивка логотипа под заказ по эскизу.
Так же предприятие производит стеганые полотна (утеплители) для производства одежды, спецодежды, спальных мешков и одеял, а также наполнитель полиэфирный в виде т.н. «шариков» для производства подушек и элементов мягкой мебели.
Стеганое полотно представляет собой объёмный слой из пустотелых полиэфирных волокон, обработанных силиконом. Плотность полотна – от 60 до 400 гр/м2. Поверхность полотна с обеих сторон армирована спанбондом и механически простёгана. Благодаря армированию, достигается прочность
4 Основные пути активизации коммерческой деятельности по сбыту продукции ОДО «Камиса», г.Гродно
Для реализации намеченных целей и планов развития, улучшения финансового и экономического положения предприятия необходимо активизировать коммерческую деятельность по сбыту продукции ОДО «Камиса» по следующим направлениям:
- организация производства новой продукции, ее рекламы, изучения спроса и определения объемов и регионов ее реализации;
- проведение постоянной работы по улучшению качества продукции, изучение новых технологий изготовления продукции, снижение затрат по браку и сокращение запусков оборудования;
- активное участие в аукционах, ярмарках, производственных семинарах;
- повышение квалификации кадров;
- профессиональная разработка хозяйственных договоров с поставщиками сырья и материалов. Необходимо предусматривать двухстороннюю имущественную ответственность, выбирать финансово устойчивых и проверенных партнёров;
- оперативный учёт и контроль исполнения договорных обязательств. Это позволит снизить дебиторскую задолженность;
- создание резервного фонда;
- использование ценовых методов стимулирования сбыта. Допускается нулевой уровень рентабельности по отдельным видам продукции, если итоговый результат соответствует запланированному;
- формирование положительного имиджа предприятия, что позволит привлекать инвесторов и расширять рынок сбыта на более выгодных условиях;
- изучение собственных возможностей с целью обеспечение такого объема производства продукции, который позволил бы овладеть запланированными долями намеченного рынка в целях обеспечения рентабельности производства и сбыта;
- поддержание размеров запасов на оптимальном уровне.
Однако на планы предприятия очень большое влияние оказывают внешние факторы, так как выполнение прогнозов будет зависеть от того, в каких условиях придется конкурировать предприятию с главными конкурентами.
Для успешной работы на российском рынке можно предложить создание и развитие собственной товаропроизводящей сети в виде складов, представительств. Через подобные представительства в последующем должно проводиться
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОДО «Камиса» является одним из основных в Республике Беларусь производителей постельных принадлежностей: одеял, подушек, постельного белья. Предприятие является динамически развивающимся, с постоянным повышением количества и качества выпускаемой продукции. Применение новых технологий и усовершенствования существующего модельного ряда соответствует потребностям покупателя и позволяет быстро перестраиваться под постоянно меняющийся спрос. В своей работе компания «Камиса» ориентируется на высочайшие европейские стандарты качества, успешно применяя самые передовые зарубежные технологии.
Из проведенного организационно-экономического анализа можно отметить положительную динамику развития ОДО «Камиса» за 2013-2015 гг. Снижение происходит в кадровом составе. За 2012-2014 гг. средняя списочная численность работников аппарата управления снизилась на 4,17% или на 4 человека. Так же происходит сокращение работников аппарата управления, повысивших свою квалификацию за 2014 год на 25% или на 6 человек.
Необходимо отметить рост розничного товарооборота ОДО «Камиса». В 2015 г. по отношению к 2014 г. его товарооборот увеличился на 2,66%, а в 2015 г. к 2013 г. – на 9,21%. Однако, несмотря на рост товарооборота, происходит незначительное снижение удельного веса товарооборота ОДО «Камиса» в общем розничном товарообороте Гродненской области на 0,005% в 2015 г. к 2014 г., и на 0,018% в 2015 г. к 2013 г.
Структура розничной торговли ОДО «Камиса» за анализируемый период увеличилась: количество розничных торговых объектов увеличилось на 14 ед., а их площадь выросла на 670 м².
Из них, количество магазинов в 2015 г. к 2013 г. увеличилось на 11 ед., а их площадь выросла на 600 м², количество объектов мелкорозничной сети увеличилось на 3 ед., а площадь – на 70 м². Наблюдается снижение удельного веса магазинов в общем количестве розничных торговых объектов ОДО «Камиса» за 2013-2015 гг. на 4,35% по количеству и увеличение удельного веса на 0,30% по площади.
В целом наблюдается положительное изменение структуры розничной торговой сети ОДО «Камиса» за 2013-2015 гг., что свидетельствует о расширении области сбыта и налаженной работе отдела сбыта и снабжения
Так же можно отметить положительную динамику основных экономических показателей деятельности ОДО «Камиса» за 2014-2015 гг. Розничный товарооборот в действующих ценах в 2015 г. по отношению к 2014 г. увеличился