ВВЕДЕНИЕ
1 ДИАГНОСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Характеристика РУП «Белтелеком» и оказываемых услуг
1.2 Анализ внутренней и внешней среды РУП «Белтелеком»
1.2.1 PEST-анализ РУП «Белтелеком»
1.2.2 Анализ внутренней среды предприятия
1.3 SWOT-анализ предприятия
1.4 Конкурентные преимущества и ключевые проблемы предприятия
1.5 Позиционирование предприятия на рынке на основании матрицы McKinsey
2 ОПИСАНИЕ И ВЫБОР СТРАТЕГИИ
2.1 Описание текущей стратегии
2.2 Описание альтернативных стратегий для достижения цели
2.3 Выбор стратегии для РУП «Белтелеком»
2.4 Определение конкурентной стратегии основного продукта РУП «Белтелеком» на основании матрицы БКГ
3 РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РУП «БЕЛТЕЛЕКОМ»
3.1 Реализация бизнес-стратегии развития рынка
3.2 Реализация инвестиционной стратегии РУП «Белтелеком»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В основном формирование стратегии заключается в определении наиболее главных целей деятельности организации на рынке и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом способов и средств достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами.
Формирование стратегии ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться организация в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития организации на плановый период.
Темой данной курсовой работы является формирование стратегии деятельности организации.
Данная тема является актуальной, поскольку непосредственно результат осуществления институциональных реформ, в Республике Беларусь постепенно начинает складываться корпоративное звено экономики, системы управления которым приближаются к общемировым стандартам.
Развивающимся в нестабильных условиях внешней среды современным организациям, необходим предварительный анализ деятельности самой организации и возможность предвидеть изменения внешней среды, поскольку это является непременным условием для дальнейшей выработки последовательности действий по постановке целей и их реализации.
Цель написания курсовой работы – изучить процесс формирования стратегии организации, для чего необходимо решить следующие задачи:
1. охарактеризовать организацию и осуществить ее диагностику во внешней и внутренней среде;
2. осуществить формулирование и выбор оптимальной стратегии;
3. разработать сценарий реализации стратегии, дополнив его программой мероприятий реализации функциональной стратегии и финансовой программой.
Предметом исследования курсовой работы являются формирование стратегии РУП «Белтелеком».
В качестве объекта исследования курсовой работы рассматривается хозяйственно-финансовая деятельность РУП «Белтелеком».
При написании курсовой работы были использованы следующие методы: SWOT – анализ, графические и аналитические методы. В работе использованы метод сравнения, метод расчета относительных и абсолютных показателей и показателей динамики.
Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составили научные труды отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати по исследуемой проблеме, Интернет-ресуры.
Вопросы формирования стратегии организации рассматривались в работах таких авторов, как И. Ансофф, Л. Е. Басовский, М. И. Бухалков, Е. П. Голубков, Р. Л. Дафт, Л. Г. Зайцев, Е. А. Левченко, А. И. Люкшинов, Ю. А. Маленков, Р. Мэтьюз, А. А. Томпсон и т. д.
Информационной базой исследования является статистическая и бухгалтерская отчетность по производственно-хозяйственной деятельности РУП «Белтелеком».
В работе присутствуют аналитические таблицы, где отражены все необходимые расчеты.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1 ДИАГНОСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Характеристика РУП «Белтелеком» и оказываемых услуг
РУП «Белтелеком» является национальным оператором электросвязи Республики Беларусь. За долгие годы существования организацией построена разветвленная сеть телекоммуникаций на территории Республики Беларусь, сеть магистральных волоконно–оптических линий связи (ВОЛС) с выходом на сопредельные государства. РУП «Белтелеком» разрабатывает качественно новые телекоммуникационные сервисы. Предприятие обеспечивает передачу междугородного и международного трафика, а также работу наземной сети телевизионных и радиовещательных каналов. Для организации международных каналов спутниковой связи эксплуатируется комплекс наземных станций спутниковой связи «Телепорт».
РУП «Белтелеком» оказывает следующие около 60 видов услуг электросвязи, в том числе:
1. Услуги телефонной связи: местная, международная связь, междугородная связь, телефонная связь с таксофонов.
2. Услуги, связанные с телефоном.
3. Услуги расширенной возможности телефонной связи.
1) Быстрая передача копий документов на любые расстояния – это факсимильная связь.
2) Сервисные информационные услуги, справочно–информационные и услуги автоинформатора, реализуемые на базе цеха обработки вызовов, оказываемые по телефону.
3) Современные высокотехнологичные услуги:
– Интернет (различные тарифные планы: с предоплаченным трафиком, нелимитируемого доступа, тарифы почасового доступа в Интернет).
– IPTV. РУП «Белтелеком» в 2009 г. ввел новую услугу в промышленное пользование под торговой маркой ZALA. IP–телевидением принято называть цифровую технологию многопрограммного интерактивного телевизионного вещания в IP–сети с помощью пакетной передачи видео–данных по IP–протоколу.
РУП «Белтелеком» осуществляет передачу данных по коммутируемой сети общего пользования, доступ к международным и белорусским ресурсам сети Интернет, предоставляет в пользование международные цифровые потоки и каналы практически любой емкости; обеспечивает равные условия работы операторов мобильной связи республики путем подключения их к международной станции, предоставляет междугородный и международный роуминг.
2 ОПИСАНИЕ И ВЫБОР СТРАТЕГИИ
2.1 Описание текущей стратегии
Текущей стратегия развития РУП «Белтелеком» является стратегия усиления позиций на рынке, при которой фирма делает все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции. Этот тип стратегии требует для реализации больших маркетинговых усилий. Возможны также попытки осуществления так называемой горизонтальной интеграции, при которой фирма пытается установить контроль над своими конкурентами.
Также используется стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта. Эта стратегия имеет целью рост объема продаж путем внедрения имеющихся товаров на новые рынки.
2.2 Описание альтернативных стратегий для достижения цели
К группе стратегий интегрированного роста эталонных стратегий относятся стратегии бизнеса, связанные с расширением фирмы путем добавления новых структур. Обычно фирма может прибегать к осуществлению таких стратегий, если она находится в сильном бизнесе, не может реализовать стратегии концентрированного роста и в то же время интегрированный рост не противоречит ее долгосрочным целям. Фирма может осуществлять интегрированный рост, как путем приобретения собственности, так и путем расширения изнутри. При этом в обоих случаях происходит изменение положения фирмы внутри отрасли.
Выделяются два основных типа стратегий интегрированного роста:
1. Стратегия обратной вертикальной интеграции, направленная на рост фирмы за счет приобретения либо усиления контроля над поставщиками. Фирма может либо создавать дочерние структуры, осуществляющие снабжение, либо приобретать компании, уже осуществляющие снабжение. Реализация стратегии обратной вертикальной интеграции может дать фирме очень благоприятные результаты, связанные с тем, что уменьшится зависимость от колебаний цен на комплектующие и запросов поставщиков. Более того, поставки как центр расходов для фирмы могут превратиться в случае обратной вертикальной интеграции в центр доходов.
Данная стратегия используется для того, чтобы стабилизировать или защитить стратегически важный источник снабжения. Иногда такая интеграция необходима, поскольку поставщики не обладают ресурсами или ноу-хау, чтобы выпускать детали или материалы, требующиеся фирме. Еще одной целью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
РУП «Белтелеком» на сегодняшнее время является национальным оператором электросвязи Республики Беларусь. За годы своего развития на территории страны организацией построена разветвленная сеть телекоммуникаций, сеть магистральных волоконно–оптических линий связи (ВОЛС) с выходом на сопредельные государства.
РУП «Белтелеком» оказывает следующие около 60 видов услуг электросвязи, в том числе:
1. Услуги, связанные с телефоном.
2. Услуги телефонной связи: местная, международная связь, междугородная связь, телефонная связь с таксофонов.
3. Услуги расширенной возможности телефонной связи.
В результате проведенного SWOT–анализа, нами были сделаны соответствующие выводы: РУП «Белтелеком» имеет огромный потенциал к дальнейшему развитию, о чем говорят такие сильные стороны организации, как: известность марки, качественные услуги, высокий уровень квалификации работников, высокое качество сервиса, наличие доступных тарифов, финансовая устойчивость организации и т.д. Однако при этом так же существует и ряд недостатков, которые необходимо устранить для успешной деятельности организации в будущем. Среди них такие как: наличие аналогичных тарифов по более низкой цене, из–за чего возникает потребность расширять число тарифов и снижать цены.
Нами было проведено маркетинговое исследование в форме анкетирования клиентов для построения модели покупательского поведения на рынке услуг связи и телекоммуникаций. В анкете содержалось 15 вопросов. На основании проведенного анкетирования была сформирована модель потребительского поведения на рынке услуг телекоммуникаций и связи, после чего разработаны мероприятия в соответствии с результатами анкеты по совершенствованию управления поведением потребителей, в том числе:
1) Больше внимания уделять целевой аудитории, определить её конкретную структуру и для каждого сегмента проводить свои мероприятия;
2) Ориентироваться в первую очередь на запросы потребителя, его желания и потребности. Какими бы профессионалами не были руководители организации, прогнозируя увеличение доли рынка, потребитель может в любой момент отказаться от услуг «Белтелеком», что приведёт к убыточной деятельности и преодолению кризиса. Уже сейчас необходимо не допускать и малейших колебаний в отрицательную сторону;
3) С каждым годом конкурентов у «Белтелеком» только прибавляется, что требует грамотного подхода к организации продвижения услуг, искать новые нестандартные способы рекламы;
4) Современная молодёжь не мыслит своей жизни без социальных сетей, что может служить отличной площадкой для рекламы. Это дешевле в отличие от баннеров или билбордов и гораздо эффективнее, так как 75% от всего времени в Интернете пользователи проводят «Вконтакте».
5) Будущее за мобильными приложениями. «МаксиФон» у «Белтелеком» уже есть. Осталось приложить немного усилий для продвижения программы в рейтинге на Google Play и новые абоненты гарантированы.
1. Акофф, Н., Рассел Л. О менеджменте. СПб.: Питер, 2012. – 448 с.
2. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 2009. – 524 с.
3. Басовский, Л.Е. Менеджмент. М.: ИНФРА М, 2010. – 216 с.
4. Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: ИНФРА М, 2012. – 260 с.
5. Бухалков, М. И. Внутрифирменное планирование: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Инфа-М, 2010.
6. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: ООО Издательство Элит, 2014. – 560 с.
7. Виханский, О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Экономистъ, 2015. – 670 с.
8. Воробьев, А.Д. Методология стратегического менеджмента. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. - № 6. – с. 127-130.
9. Герчикова, И.Н. Менеджмент. М.: Юнити, 2012. – 501 с.
10. Глухов, В.В. Менеджмент. СПб.: Издательство Лань, 2012. – 528 с.
11. Голубков, Е.П. Формирование стратегии и роль маркетинга в организации.// Маркетинг в России и за рубежом. – 2010. – № 3.
12. Горемыкин, В.А., Нестерова Н.В. Стратегия развития организации. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. – 594 с.
13. Горемыкин, В.А., Богомолов О.А. Экономическая стратегия организации. М.: Филинъ: Рилант, 2011. – 506 с.
14. Дафт, Р. Л. Менеджмент: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2009. – 388 с.
15. Зайцев, Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. М.: Экономист, 2014. – 416 с.
16. Климович, Л.К. Основы правового регулирования управленческой деятельности. Учебник утвержден Министерством образования Республики Беларусь для студентов специальности «Менеджмент». Учебник (с грифом Министерства образования РБ) Минск: Вышэйшая школа, 2016. – 272 с.
17. Климович, Л.К. Менеджмент и развитие сферы услуг экологически дестабилизированного региона Монография Мн.: БГЭУ, 2014. – 195 с.
18. Климович, Л.К. Основы менеджмента : учеб. пособие для ссузов / Л. К. Климович. – Мн.: Дизайн ПРО, 2015. – 144с.
19. Кнышова, Е.Н. Менеджмент. М.: ФОРУМ: ИНФРА М, 2013. – 304 с.
20. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмента: пер с анг. – СПб.:Питер, 2010. – 186 с.
21. Коробейников, О.П., Колосов В.Ю., Трифилова А.А. Стратегическое поведение: от разработки до реализации.//Менеджмент в России и за рубежом. – 2016. - № 3. – с. 88–129.
22. Кузнецов, В. С. О стратегической альтернативности.// Менеджмент в России и за рубежом. – 2016. - № 2. – с. 34-40.
23. Курс менеджмента / Под ред. Д.Д. Вачугова. Ростов-на-дону Издательство Феникс, 2013. – 512 с.
24. Левченко, Е.А. Стратегический менеджмент : курс лекций для студ. спец. 1-25 02 02 «Менеджмент» и 1-25 01 07 «Экон. и упр. на предпр.» и слуш. спец. фак. по переподгот. кадров ОСП «Ин-т повыш. квалиф. И переподгот. кадров Белкоопсоюза» / Е.А. Левченко, О.В. Ежель ; Белкоопсоюз, БТЭУ, Каф. менеджмента. - Гомель : БТЭУ, 2012. – 172 с.
25. Лопушинска,я Г. К. Планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 322 с.
26. Люкшинов, А.И. Стратегический менеджмент. М.: Юнити-Дана, 2011. – 375 с.
27. Маленков, Ю.А. Стратегический менеджмент: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. – 224 с.
28. Мескон, М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2005. – 720 с.
29. Мэтьюз, Р., Агеев А., Большаков З. Новая матрица или логика стратегического превосходства. М.: Институт экономических стратегий; Олма-Пресс, 2013. – 212 с.
30. Салун, В. Формирование стратегии – цель или средство. // Маркетинг. – 2015. - № 1. – с. 42-47.
31. Смолкин, А.М. Менеджмент: Основы организации. М.: ИНФРА М, 2010. – 248 с.
32. Формирование стратегии / под ред. А.Н. Петрова. СПб.: Знание: ГУЭФ, 2014. – 200 с.
33. Томпсон, А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. М.: Вильямс, 2015. – 288 с.
34. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент. М.: Дело, 2011. – 448 с.