ВВЕДЕНИЕ
1 АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ ПРИЛОЖЕНИЯ
3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ КЛИЕНТСКОЙ ЧАСТИ ПРИЛОЖЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсового проекта заключается в повышении эффективности и качества принимаемых управленческих решений, сокращению сроков их реализации, снижению затрат за счет использования современных информационных технологий.
Объектом исследования в курсовом проекте является отдельно взятая экспериментальная лаборатория, в которой проводятся эксперименты по созданию образцов различных материалов.
Предметом исследования является разрабатываемое приложение баз данных «Экспериментальная лаборатория».
Цель курсового проекта: разработка приложения баз данных «Экспериментальная лаборатория».
Для реализации цели курсового проекта необходимо решить ряд задач:
- провести анализ предметной области информационной системы;
- описать постановку прикладных задач;
- разработать и сформировать базу данных;
- разработать программные модули;
- провести тестирование разработанного приложения.
При написании программы была выбрана среда программирования Microsoft Visual Studio 2015, т.к. она является современной, мобильной, наиболее эффективным средством разработки программных систем. В качестве проектировании баз данных выбрана СУБД MS SQL Server.
Сегодня базы данных занимают одно из первых мест среди различных технологий работы с данными. Базы данных используются в приложениях, написанных для облегчения работы мелких и крупных предприятий, учреждений. База данных является эффективно организованной структурой хранения данных, которая предоставляет пользователю значительные возможности при работе с информацией, находящейся в ней.
1 АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
Предметом автоматизации как уже упоминалось, является экспериментальная лаборатория, в которой проводятся опыты по созданию различных образцов материалов.
В ходе проведения экспериментов создаются новые материалы.
Для создания новых образцов материалов используются различные изначальные образцы, которые в определенном количестве и пропорции берутся для эксперимента.
Исходные материалы закупаются лабораторией у организаций поставщиков.
Каждый эксперимент проводится конкретным сотрудником – автором эксперимента. В ходе проведения эксперимента автору требуется помощник – лаборант.
Данные о проведенном эксперименте и полученном новом образце, а также количестве использованных материалах фиксируются в соответствующих журналах. Ведение данных журналов лаборатории и подлежит переносу на цифровые носители и данный процесс и требуется автоматизировать.
В качестве средств для разработки приложения и хранения данных будут использованы Microsoft Visual Studio 2015 и СУБД MS SQL Server.
Для данной разработки используется архитектурная модель MVC, платформа ASP.NET.
Model-view-controller (MVC, «модель-представление-контроллер», «модель-вид-контроллер») – схема использования нескольких шаблонов проектирования, с помощью которых модель приложения, пользовательский интерфейс и взаимодействие с пользователем разделены на три отдельных компонента таким образом, чтобы модификация одного из компонентов оказывала минимальное воздействие на остальные. Данная схема проектирования часто используется для построения архитектурного каркаса, когда переходят от теории к реализации в конкретной предметной области [6].
2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ ПРИЛОЖЕНИЯ
Процесс проектирования информационных систем является сложной задачей. Он начинается с построения инфологической модели данных, то есть идентификации сущностей.
Инфологическая модель предметной области представляет собой описание структуры и динамики предметной области, характера информационных потребностей пользователей в терминах, понятных пользователю и не зависимых от реализации БД. Это описание выражается в терминах не отдельных объектов предметной области и связей между ними, а их типов, связанных с ними ограничений целостности и тех. процессов, которые приводят к переходу предметной области из одного состояния в другое [1].
Прежде всего, требуется выделить и описать основные информационные объекты будущей системы. Что считать значимым информационным объектом системы зависит от того, какие цели автоматизации требуется решить и что лежит в основе информации используемой в приложении.
Прежде всего, нам необходимо выделить основные информационные объекты и сущности будущей системы, определить их атрибуты.
Основными объектами данной системы будут являться:
эксперименты – номер эксперимента, наименование образца, дата проведения эксперимента, время начала эксперимента, время окончание эксперимента, затраченное время на эксперимент, предполагаемая масса образца, фактически полученная масса образца, номер лаборатории, наименование оборудования, ФИО лаборанта, ФИО автора эксперимента, примечание;
3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ КЛИЕНТСКОЙ ЧАСТИ ПРИЛОЖЕНИЯ
Интерфейс – совокупность технических, программных и методических средств сопряжения в вычислительной системе пользователей с устройствами и программами, а также устройств с другими устройствами и программами.
Различают: интерфейс пользователя – набор методов взаимодействия компьютерной программы и пользователя этой программы; программный интерфейс - набор методов для взаимодействия между программами; физический интерфейс - способ взаимодействия физических устройств [4].
Рассмотрим более подробно пользовательский интерфейс – совокупность программных и аппаратных средств, обеспечивающих взаимодействие пользователя с компьютером.
Современными видами пользовательских интерфейсов являются: командный интерфейс, реализованный в виде технологии командной строки; GUI – интерфейс, где диалог с пользователем ведется с помощью графических образов - меню, окон, других элементов; SILK - интерфейс (Speech - речь, Image - образ, Language - язык, Knowlege - знание),где компьютер находит для себя команды, анализируя человеческую речь [4].
Графический интерфейс пользователя (англ. Graphical user interface, GUI) – разновидность интерфейса в котором элементы интерфейса представлены на дисплее, исполнены в виде графических изображений.
В GUI пользователь имеет произвольный доступ ко всем видимым экранным объектам (элементам интерфейса) и осуществляет непосредственное манипулирование ими.
Графический интерфейс пользователя является частью интерфейса, в котором одна сторона представлена пользователям, другая – машиной или устройством и определяет взаимодействие с пользователем на уровне визуализированной информации. Это означает, что GUI интерфейс позволяет осуществлять взаимодействие человека с компьютером в форме диалога с использованием окон, меню и элементов управления (диалоговых панелей, кнопок и так далее).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результатом выполнения курсового проекта является разработанное приложение баз данных «Экспериментальная лаборатория».
Цель курсового проекта считается достигнутой, так как решены следующие задачи:
- проведен анализ предметной области информационной системы;
- описана постановка прикладных задач;
- разработана и сформирована база данных;
- разработаны программные модули;
- проведено тестирование разработанного приложения.
Программное обеспечение и информационная система предназначена для целенаправленного ведения управленческих процессов и обеспечения смежных и вышестоящих систем управления оперативной и достоверной информацией.
Созданное приложение призвано упрощать работу сотрудника экспериментальной лаборатории. Основным направлением разработанного программного обеспечения служит учёт и контроль экспериментов по созданию образцов различных материалов, который позволяет систематизировать всю необходимую информацию.
Направление дальнейших работ – разработка программного инструментария эксплуатации (администрирования) системы, использование данных для подготовки статистической отчётности.
1. Кристиан Нейгел, Билл Ивьен, Джей Глинн, Карли Уотсон, Морган Скиннер – С# 5.0 и платформа .NET 4.5: Москва, Санкт-Петербург, Киев, Диалектика, 2014 – 1430с.
2. Дэвид Сойер Макфарланд – Большая книга CSS3: Питер, 2016 – 608с.
3. Беэр Бибо, Иегуда Кац – jQuery. Подробное руководство по продвинутому JavaScript: Питер, 2011 – 624с.
4. Графический интерфейс пользователя [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://academic.ru.
5. Веб-разработка [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org.
6. Model-View-Controller [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://codenet.ru.
7. Модели. Модели и БД [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://metanit.com/
8. Введение в ASP.NET MVC 5. Особенности ASP.NET MVC. Что нового в MVC 5 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://metanit.com.
9. Контроллеры. Основы контроллеров [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://metanit.com.
10. Представления. Введения в представления [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://metanit.com/.