Введение
1 Дефицит государственного бюджета как экономическая категория
1.1 Понятие, сущность, функции государственного бюджета
1.2 Сбалансированность бюджета и бюджетная классификация
1.3 Сущность дефицита государственного бюджета
2 Финансирование дефицита государственного бюджета: возможности и ограничения для экономики
3 Предложения по повышению эффективности политики финансирования дефицита государственного бюджета
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Государственный бюджет играет важную роль в жизни каждой отдельно взятой страны и мировой экономической стабильности в целом. Также для граждан он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени оказывающей влияние на их благосостояние.
Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан и экономической ситуации в целом. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления в централизованные и децентрализованные фонды. Но наличие несбалансированности государственного бюджета, не всегда свидетельствует о неблагоприятном состоянии государства.
Важнейшим на сегодняшний день является создание особых механизмов аккумулирования и использования и распределения бюджетных средств и ресурсов государства, с применением мирового опыта, для обеспечения благосостояния всей страны в целом в нестабильных условиях экономики и недопущения появления предельного размера бюджетного дефицита
Целью курсовой работы является изучение экономической сути таких понятий как дефицит государственного бюджета, способы его финансирования и выявления перспектив, по повышению эффективности политики в сфере финансирования дефицита государственного бюджета.
Материалом для данной работы служили конкретные показатели бюджета, отраженные в Законе о бюджете Республики Беларусь на 2018 год, различные статистические материалы Министерства финансов и Министерства статистики и анализа РБ, а также научно-учебные пособия.
1. ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Понятие, сущность, функции государственного бюджета
Согласно Бюджетному кодексу Республики Беларусь бюджет – это план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства в течение финансового года. Финансовый год, также как и календарный, длится с 1 января по 31 декабря. Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и иных общественно значимых расходов [4].
История свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство не имело бюджета. Основой бюджета любого государства является планирование его доходов и расходов, что и является основной предпосылкой появлений термина «бюджет».
С конца XVII в. Бюджетом стал называться документ, который заключал в себе утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства на определенный период [1, с. 40].
На сегодняшний день бюджет представляет собой определенный план использования и аккумулирования и распределения финансовых средств, для обеспечения осуществления основных задач и функций государства таких как: содержание государственного аппарата, развитие общества (образование, культура, спорт, медицина) и экономики в целом.
Если рассматривать Республику Беларусь различают вышестоящий (республиканский) и нижестоящий (местный) бюджеты.
Вышестоящий бюджет – это республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно – территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей.
2. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ
Для устранения бюджетного дефицита необходимо его финансирование. Выделяют три основных способа финансирования дефицита государственного бюджета: 1) монетизация бюджетного дефицита; 2) внешнее долговое финансирование; 3) внутреннее долговое финансирование.
1. Монетизация бюджетного дефицита или другими словами кредитно – денежная эмиссия, которая неминуемо вызовет инфляцию в стране. В переходных экономиках государственного бюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг. Этот способ финансирования целесообразен, если официальные валютные резервы ЦБ истощены, в силу чего урегулирование платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается, что экономика выдержит высокую инфляцию.
Правительства особенно часто прибегают к этому средству в критических ситуациях – во время войны, длительного кризиса. Последствия такой эмиссии общеизвестны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль цены – заработная плата, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.
В целях сохранения хозяйственной и социальной, стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. В избегании этого, в систему рыночной экономики, встроен специальный предохранитель: независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной властей. То есть Центральный банк страны (Национальный Банк Республики Беларусь) независим в своей деятельности и сам определяет целесообразность проведения дополнительной эмиссии денежных средств.
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЛИТИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Для того что бы устранить или снизить размер бюджетного дисбаланса, отрицательно влияющего на экономику в необходимо разработать государственную Программу по сокращению бюджетного дефицита. Она должна являться составной частью общей Концепции развития государственного бюджета в условиях трансформационной экономики. В республике Беларусь это «Программа социально – экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы» и Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2017 г. № 86-З «О республиканском бюджете на 2018 год».
В Программе социально–экономического развития по поводу бюджета сказано:
«Бюджетно-налоговая политика в текущей пятилетке направлена на повышение эффективности использования бюджетных средств и их концентрацию на приоритетных направлениях социально-экономического развития при сохранении социальной направленности бюджетных расходов и увеличении их доли на инновационное развитие. Планируется дальнейшая оптимизация налоговой системы для стимулирования экономического роста и инвестиционной активности.
Будет обеспечен бездефицитный бюджет путем финансирования расходов в пределах имеющихся доходов и источников финансирования дефицита бюджета.
В целях повышения эффективности планирования и исполнения бюджета предусматриваются использование в бюджетном процессе программно-целевого метода и поэтапный переход к среднесрочному (трехлетнему) бюджетному планированию (с ежегодным смещением на один прогнозируемый год).
К 2020 году охват расходов бюджета государственными программами планируется повысить до не менее 90 процентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выяснив, что возникновение бюджетного дефицита в большой степени влияет на развитие всего государства в целом и на основе этого можно сделать следующий вывод: бюджетная политика является одним из основных инструментов экономической политики государства, которая способствует рациональному использованию всех ресурсов страны.
На сегодняшний день бюджет представляет собой определенный план использования и аккумулирования финансовых средств, для обеспечения осуществления основных задач и функций государства, а также поддержания макроэкономической стабильности.
В мировой практике существует различные позиции и мнения, по отношению к соотношению расходной и доходной частей бюджета, а именно достижению его сбалансированности, профицита или дефицита, или другими словами с отрицательным сальдо (дефицитом), положительным сальдо (профицитом) либо сбалансированным.
Бюджетный дефицит играет ключевую роль как в отрицательном аспекте: в механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику страны; так и положительном из-за увеличения расходов на инвестиции в будущее страны (образование, культура, спорт, развитие предпринимательства). Политика в области финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком.
Главной же целью совершенствования бюджетной политики государства должно быть ее рациональное составление с учетом реальных показателей и возможностей развития экономики в определенной стадии экономического цикла.
Критерий дефицита бюджета, по сути, выполняет роль регулятора с отрицательной обратной связью, а потому должен играть ведущую роль в системе показателей экономической безопасности Республики Беларусь в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.
1. Бондарь, А.В. Макроэкономика: учебн. пособие/ А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова [и др.] – Минск: БГЭУ, 2007. – 415 с.
2. Кобринский, Г.Е. Финансы и финансовый рынок: учебное пособие/ Г.Е. Кобринский [др.]; под ред. Г.Е. Кобринского, М.К. Фисенко. – Минск: Выш. шк., 2011. – 343 с.
3. Беларусь в цифрах: стат. справочник / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. – Минск, 2017. – 9 с.
4. Бюджет Республики Беларусь для граждан 2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gоv.by/uplоad/bp/budjet2018.pdf
5. Бюджетный дефицит в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rep.pоlessu.by/bitstream/123456789/8968/1/2.pdf
6. Дробозина, Л.А. Финансы. Денежное обращение и кредит: учеб. пособие для вузов. – Минск: Финансы, ЮНИТИ, 2002. 253 с.
7. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика: учебное пособие / И.М. Лемешевский. – Минск: «ФУ Аниформ», 2009. – 702 с.
8. Пузанкевич, О.А. Финансы и финансовый рынок: учебное пособие/ О.А. Пузанкевич [и др.]; под ред. О.А. Пузанкевич. – Минск: БГЭУ, 2010. – 313 с.
9. Заяц, Н.Е. Теория финансов: учеб. пособ. / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко; под ред. проф. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко – Минск: БГЭУ, 2010. – 351 с.
10. Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: учеб. пособие / Т. В. Сорокина. Минск: БГЭУ, 2003. 289с.
11. Беларусь в цифрах: стат. справочник / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. – Минск, 2018. – 97 с.
12. Программа социально экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы: Указ Президента Республики Беларусь, 15 декабря 2016 г., №466 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
13. О республиканском бюджете на 2018 год: Закон Респ. Беларусь, 31 декабря 2017 г., №86–3 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.