Введение
1 Теоретические основы социальной политики
2 Модели социальной политики развитых стран: сравнительный анализ
3 Особенности социальной политики в Республике Беларусь и ее совершенствование в контексте мирового опыта
3.1 Основные принципы социальной политики в Республике Беларусь
3.2 Особенности реализации социальной политики в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Ликвидация бедности и социального неравенства и создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения основная цель функционирования экономической системы. Тем не менее, качественное социально-экономическое развитие немыслимо непосредственно без эффективной социальной политики на разных уровнях экономической деятельности. Эффективная социальная политика создает условия для повышения качества человеческого потенциала, открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста.
Безработица и массовая бедность являются самыми острыми проблемами на пути к благосостоянию населения. Поэтому нужно создавать социальную политику, ориентированную на искоренение данных явлений. Необходимо улучшить условия жизни и труда всех слоев населения, предотвратить и устранить социальное неравенство, повысить образовательный и культурный уровень людей.
Социальная политика разрабатывается в каждой стране, однако в каждой стране она разная, так как нацелена на решение вопросов, наиболее остро стоящих именно в разрезе данного государства.
Помимо безработицы и бедности, существуют также вопросы защиты детей и пенсионеров, а также предоставление им гарантий. Выдаются пособия, пенсии, страховые выплаты, однако финансовой помощи, оказываемой государством, недостаточно, чтобы покрыть все нужны незащищенных слоев населения. Поэтому вопрос социальной политики очень важный, так как он направлен на улучшение качества и продолжительности жизни. Размер заработной платы тоже является острым вопросом, так как это один из ключевых стимулирующих и мотивирующих факторов при оценке производительности труда. Неравенство в заработных платах в гендере, разных отраслях экономики приводит к массовому недовольству рабочих.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Социальная политика представляет собой систему мер по достижению социальных целей и результатов по повышению благосостояния и улучшению качества жизни [1, с. 36].
Объект социальной политики – отдельные граждане и их группы, которые объединены определенными связями и отношениями [1, с. 37].
Субъекты социальной политики – те, кто активно взаимодействует в социальной сфере, определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации. К ним относятся государственные ведомства и учреждения, органы местного самоуправления, различные негосударственные объединения, коммерческие структуры, профессиональные работники, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы [11, с. 237].
Цель социальной политики – достижение целей общества. Самая важная цель социальной политики состоит в том, чтобы удовлетворить потребности людей. Социальная политика непосредственно создает благоприятный социальный климат и обеспечивает условия для оптимального удовлетворения потребностей населения.
Цель социальной политики состоит в создании благоприятной обстановки для трудовой и предпринимательской деятельности населения. Это стимулирующая функция социальной политики, где выражается стимулирование всех видов экономической деятельности, формирование мотивации работников к труду, учет доли каждого работающего в созданном продукте [11, с. 240].
2 МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТЫХ СТРАН: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Модель социальной защиты, характерную для Дании, Швеции и Финляндии называют «скандинавская» [22, с. 174].
Главной особенностью этой модели является всеобщность социальной защиты населения, как гарантированного права всех граждан, обеспеченного государством. Модель отличается высокой ролью государства в обобществлении доходов и общенациональными социальными механизмами управления. Государство обеспечивает высокий уровень качества и общедоступность социальных услуг.
Скандинавская модель социальной защиты основана на концепции «солидарности», когда социальная защита – это дело всего общества, а не отдельно взятых индивидуумов и «социального гражданства.
Социальные услуги в ней определяются как гражданские права, а все граждане имеют право на равное, финансируемое за счет налогов социальное обеспечение. Иначе говоря, социальная защита понимается не как милость государства, а как законное право гражданина. Исключением является страхование по безработице, выделенное из системы государственной социальной защиты основывающейся на принципе добровольности [22, с. 183].
Отличительной чертой «скандинавской» модели является широкий охват различных социальных рисков и жизненных ситуаций, которые требуют поддержки общества. Получение социальных услуг, как правило, гарантируется всем жителям страны и не обуславливается занятостью и уплатой страховых взносов. В целом уровень социальной защищенности, предлагаемый этой моделью довольно высок. Главным образом это достигается за счет активной перераспределительной политики, направленной на выравнивание доходов.
Финансирование систем социальной защиты, относящихся к данной модели, осуществляется преимущественно за счет средств налогообложения, хотя определенную роль играют страховые взносы предпринимателей и наемных работников. Единственной частью социальной защиты, выделенной из общей системы, является страхование по безработице, которое является добровольным и управляется профсоюзами.
3 Особенности социальной политики в Республике Беларусь и ее совершенствование в контексте мирового опыта
3.1 Основные принципы социальной политики в Республике Беларусь
Главный приоритет социальной политики Беларуси – повысить рождаемость и увеличить продолжительность жизни, создать все необходимые условия для образования больших и крепких семей, обеспечить детям счастливое детство, организовать возможности и перспективы для молодежи, обеспечить активную трудовую деятельность, которая будет приносить достаток и обеспечить хорошую и достойную жизнь людям в пожилом возрасте [4, с. 23].
Для повышения качества жизни государство делает все возможное для эффективной деятельности здравоохранения, образования и культуры.
Правительство Республики Беларусь осуществляет деятельность по следующим направлениям:
- С помощью создания рабочих мест уменьшение уровня безработицы;
- Увеличение размера заработной платы;
- Увеличение рождаемости и продолжительности жизни.
Социальная политика в Республике Беларусь реализуется на основе ряда принципов. Принцип социальной справедливости реализуется через социальные гарантии для молодежи, стариков, жителей территорий, пострадавших от Чернобыльской катастрофы. Этим людям предоставляется ряд льгот.
Государство делает все возможное для населения, обеспечивая граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, а также контролируя достойную работу учреждений образования, здравоохранения и культуры.
Правительство Беларуси нацелено на справедливое вознаграждение за труд, а также обеспечение социальной защищенности малоимущих семей и повышение непосредственно защиты граждан.
В Беларуси оптимально сочетаются централизованные гарантии и трудовой вклад каждого человека в процесс развития государства. Правительство уверено, что только качественный труд может привести к успеху.
Однако существует ряд вопросов, которые требуют пересмотра:
- Равенство мужчин и женщин в образовании и трудовой деятельности;
- Честное вознаграждение в оплате труда;
- Защита здоровья, бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения;
- Защита в старости, по болезни и другим причинам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя все вышесказанное, можно сделать ряд выводов, которые помогут обозначить ключевые моменты курсовой работы:
- Прежде всего, необходимо сказать, что социальная политика является важной составляющей политики государства в целом. Она направлена на снижение смертности, а также поддержку и защиту нуждающихся. Социальная политика составляется исходя из вопросов и проблем, присущих данному государству. В зависимости от благосостояния населения, его дееспособности, удовлетворенности и продолжительности жизни формируется в целом экономическое функционирование государства. Было выявлено, что социальная политика в каждой стране разная, так как решает разный ряд вопросов. Республика Беларусь относится к числу стран с непосредственно сильной ролью государства в социальной сфере. Основной целью социальной политики Республики Беларусь является повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.
Сегодня наиболее важными социальными проблемами в республике являются: повышение уровня жизни населения, устранение бедности, рост доходов населения, обеспечение занятости населения, социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и их семей, государственное регулирование социальной сферы. Своевременное их решение будет не только способствовать более полному включению всего населения в рыночные реформы, но и позволит самому процессу перехода придать социальную направленность и тем самым реализовать его конечные цели — создание благоприятных условий и обеспечение высокого качества жизни для каждого человека, семьи, населения в целом.
1. Автономов, А.С. Социальная политика: На чьей стороне ее новации? [Текст] / А.С. Автономов, И.Н. Гаврилова // Социологические исследования – 2018. – №5. – С. 35-39.
2. Агапова, Т.А. Макроэкономика: Учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: МФПУ Синергия, 2013. – 560 c.
3. Адресная социальная помощь в 2017 году [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: https://neg.by/novosti/otkrytj/adresnaya-socialnaya-pomosch-v-2017-godu
4. Александрович, Я.М. Концептуальные положения стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь / Я.М. Александрович, А.В. Богданович // Белорусский экономический журнал – 2018. – №2. – с. 20-33.
5. Базылев, Н.И. Экономическая теория: Учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. – Минск: Книжный дом, 2004. – 608 с.
6. Бондарь, Н.Н. Социальная политика Республике Беларусь: Учебное пособие / Н.Н. Бондаврь, А.И. Терлиженко. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 146 с.
7. Гусейнов, Р.М. Макроэкономика: Учебное пособие для бакалавров / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. - М.: Омега-Л, 2014. - 254 c.
8. Детские пособия с 1 февраля 2018 года [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: https://www.gb.by/novosti/vsya-lenta/detskie-posobiya-s-1-fevralya-2018-goda
9. Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Макроэкономика -1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций: Учебник / Г.П. Журавлева. - М.: Дашков и К, 2016. - 920 c.
10. Информация о пенсионном обеспечении [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: https://www.mintrud.gov.by/ru/infa1/
11. Кульков, В.М. Макроэкономика: Учебник и практикум / В.М. Кульков, И.М. Теняков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 375 c.
12. Макроэкономика: Учебное пособие / А.В. Бондарь [и др.]. – 2-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009. – 415 с.
13. Макроэкономика: Учебное пособие / В.А. Воробьев, А.В. Бондарь, Л.Н. Новикова [и др.]; под ред. проф. В.А. Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2009. – 270 с.
14. Минимальная заработная плата в 2018 году [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://www.samsebeyurist.by/spravochnaya-informatsiya/stavki-i-velichiny/minimalnaja-zarabotnaja-plata
15. Морова, А.П. Переход к новой модели социальной политики в Республике Беларусь: Итоги и перспективы [Текст] / А.П. Морова // Проблемы управления – 2018. – №4(37). – с. 35-42.
16. Морова, А.П. Социальная политика в Республике Беларусь: Правовые аспекты [Текст] / А.П. Морова // Проблемы управления – 2018. – №3(36). – С. 43-48.
17. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/
18. Об установлении размера месячной минимальной заработной платы с 1 января 2017 года. [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/news_ru/view/ob-ustanovlenii-razmera-mesjachnoj-minimalnoj-zarabotnoj-platy-s-1-janvarja-2017-goda_2735/
19. Перерасчеты пенсий в 2018 году [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://ktzszmoik.gov.by/pensionnoe-obespechenie/pereraschyoty-pensij-v-2016-godu
20. Примаченок, Г.А. Новое качество социальной политики и ее влияние на структуру экономики / Г.А. Примаченок // Вестник БГЭУ – 2009. – № 6. – С. 5-12.
21. Республика Беларусь в цифрах. 2018. Статистический справочник. – Минск, 2018. – 88 с.
22. Розанова, Н.М. Макроэкономика. продвинутый курс в 2 ч. Часть 1: Учебник для магистратуры / Н.М. Розанова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 283 c.
23. Руднев, В.Н. Макроэкономика. Экспресс-курс / В.Н. Руднев. - М.: КноРус, 2013. - 384 c.
24. Суркова, И.Ю. Социальная политика на постсоветском пространстве [Текст] / И.Ю. Суркова // Социологические исследования – 2018. – №7. – С.141-142.
25. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. - М.: Юрайт, 2013. - 686 c.