ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ ТОРГОВЛИ С ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ, ИХ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
2 СОСТОЯНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ С ПОСТАВЩИКАМИ КЕРАМИЧЕСКОЙ И ФАРФОРОВОЙ ПОСУДЫ В РЕЧИЦКОЕ РАЙПО
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика Речицкого райпо и района его деятельности
2.2 Информационное обеспечение коммерческой деятельности и определение потребности в керамической и фарфоровой посуде
2.3 Поставщики керамической и фарфоровой посуды и их характеристика
2.4 Организация договорной работы и ее эффективность в Речицком райпо
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ С ПОСТАВЩИКАМИ КЕРАМИЧЕСКОЙ И ФАРФОРОВОЙ ПОСУДЫ В РЕЧИЦКОМ РАЙПО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Коммерческая деятельность осуществляется путем выполнения коммерческих операций и является важнейшим механизмом управления экономическими отношениями. Они возникают между хозяйствующими субъектами во всех сферах экономики в процессе обмена товарами, услугами, науч¬но-технической информацией, средствами производства, сырьем и т. д. и ведут к развитию договорных отношений между ними.
Эффективность хозяйственных связей повышается, если специалисты, занимающиеся коммерческой деятельностью, глубоко овладевают теорией и практикой организации коммерческих операций, изучают законодательную и нормативную базу. В практической работе необходимо широко использовать методы комплексного исследования рынка, анализировать и отбирать необходимую для обоснования коммерческих решений информацию, оценивать эффективность хозяйственных связей, уровень организации оптовой и розничной торговли.
Одной из основных проблем торговых организаций, возникающих в процессе товароснабжения, является выбор поставщика. Важность ее объясняется не толь¬ко тем, что на современном рынке функционирует большое количество поставщиков одинаковых товаров, но главным образом тем, что поставщик должен быть надежным партнером в реализации стратегии торговой организации. Субъекты рыночных отношений заинтересованы в оценке не только собственной конкурентоспособности, но и надежности своих партнеров.
В настоящее время рынок страны переполнен отечественными и иностранными поставщиками однородных товаров, так как коммерческая деятельность оптовых организаций не ограничивается рамками одного района, области или республики. Поставщики разных стран активно развивают внешнеэкономическую деятельность, осуществляют поиски новых потенциальных покупателей. Наблюдается тенденция расширения перечня оказываемых услуг поставщиками, постоянного изменения условий сотрудничества с ними, все это объясняется обострением конкурентной борьбы на товарных рынках. Ввиду большой динамичности рынка и регулярного появления новых поставщиков на нем каждой организации просто необходимо использование четкой, отлаженной и несложной методики оценки поставщика, которая сможет распознать даже минимальное превосходство одного из них над другим, т.к. выбор конкретного поставщика товаров – одно из наиболее ответственных решений в процессе оптовых закупок.
Главная цель коммерческой деятельности – получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре торгового обслуживания. Эта цель в равной степени важна, как для организаций, так и для
1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ ТОРГОВЛИ С ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ, ИХ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
В экономике страны важное значение имеют хозяйственные связи производства и торговли, с помощью которых обеспечивается конечная реализация части общественного продукта, направляемого на личное потребление.
Основной проблемой, возникающей между производственными предприятиями и покупателями – это продвижение и распределение продукции, которую произвел производитель и намерен приобрести покупатель.
В процессе продвижения товаров на рынок торговля выполняет связующие функции между производством и потребителями. Возникающие между ними взаимоотношения называются хозяйственными связями [2, с. 112].
Хозяйственные связи между поставщиками и покупателями товаров – широкое понятие, включающее: экономические, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между поставщиками и покупателями в процессе поставки товаров.
Определяющей стороной хозяйственных связей между производством и торговлей выступают экономические методы их регулирования, и в частности рыночные отношения. Хозяйственные рычаги (финансы, кредит, цены) в настоящее время все в большей степени ориентируют на использование интенсивных факторов роста производства товаров народного потребления. При этом одним из наиболее важных направлений использования рыночных рычагов является создание с их помощью действенного механизма обратных связей в экономике. Развитие рыночной экономики связано с постоянным появлением новых потребностей, частым изменением объема и структуры спроса на товары. Это вызывает и постоянную перестройку производства на выпуск новых, нужных населению товаров. Поэтому рыночный механизм должен быть направлен на предотвращение нарушений и перебоев в производстве, поддержание его динамического развития высокими устойчивыми темпами. Вместе с тем расширение сферы применения экономических методов регулирования хозяйственных связей между промышленностью и торговлей повышает роль и значение организационных методов, так как эффективность экономического воздействия сторон друг на друга во многом зависит от степени активности организационной, коммерческой деятельности.
Производство только тогда может непрерывно развиваться, когда его продукция вовремя реализуется и затраты материальных и трудовых ресурсов в процессе производства получают свое возмещение. Именно торговля, реализуя товары потребителям, выполняет важную роль в возмещении затрат на их производство и возобновление нового цикла производства. Однако для экономики
2 СОСТОЯНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ С ПОСТАВЩИКАМИ КЕРАМИЧЕСКОЙ И ФАРФОРОВОЙ ПОСУДЫ В РЕЧИЦКОЕ РАЙПО
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика Речицкого райпо и района его деятельности
Речицкий район образован 8 декабря 1926 года и является одним из крупнейших промышленных и культурных центров Гомельской области, расположен в Центральной и Юго-Восточной её части. Район граничит с Лоевским, Хойникским, Калинковичским, Светлогорским и Буда-Кошелевским районами. Площадь района – около 2700 квадратных километров. Протяженность с севера на юг – 70 км, с запада на восток – 60 км. Более 45% территории района занято лесом. Полезные ископаемые: 23 месторождения нефти, 6 месторождений глинистого сырья, торф.
Район располагает развитой транспортной сетью. С запада на восток его пересекает железнодорожная линия Брест-Брянск. Имеется железнодорожная линия Гомель-Хойники, а так же сеть автомобильных дорог Кобрин-Гомель, дороги в направлении городов Лоев, Хойники, Светлогорск, Жлобин.
На территории района расположены: 188 сельских населенных пунктов, поселок городского типа Заречье и город районного подчинения Василевичи.
Главной задачей руководителей субъектов хозяйствования, органов
государственной власти района в 2017 году было обеспечение стабильного экономического развития всех отраслей народнохозяйственного комплекса.
Речицкое районное потребительское общество образовано в 1920 году. Оно представляет собой негосударственную общественно-массовую организацию, которая объединяет более 10 тысяч пайщиков. Обеспечивает занятость более 800 человек. Обслуживает 36,3 тысяч человек, в том числе 30,4 тысяч человек сельского населения.
В экономическом плане потребительская кооперация является хозяйственной системой универсального типа, осуществляющей деятельность по 14 отраслевым направлениям: торговля, общественное питание, закуп сельскохозяйственной продукции и сырья, промышленность, строительство, автомобильный транспорт и другое.
Речицкое райпо создано в соответствии с решением Собрания уполномоченных по территориальному признаку на основе объединения его членами (пайщиками) имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных ценностей его членов. Речицкое райпо является
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ С ПОСТАВЩИКАМИ КЕРАМИЧЕСКОЙ И ФАРФОРОВОЙ ПОСУДЫ В РЕЧИЦКОМ РАЙПО
Анализ состояния коммерческой работы по организации хозяйственных связей с поставщиками керамической и фарфоровой посуды в Речицкое райпо позволил определить основные проблемы хозяйственных взаимоотношений торговли с поставщиками. Эти проблемы связаны с отсутствием полноценной информационной базы, невостребованностью товаров, недостаточно рациональной организацией товароснабжения розничной торговой сети, несоответствием ассортимента закупаемой продукции потребностям обслуживаемого населения.
Основные проблемы и слабые стороны в организации хозяйственных связей в Речицком райпо с поставщиками керамической и фарфоровой посуды можно охарактеризовать следующим образом:
1. Коммерческие работники райпо не принимают непосредственное участие в вопросах организации производства керамической и фарфоровой посуды, не информируют поставщиков об изменениях на обслуживаемом рынке и его потребностях. Если бы райпо сообщало спрос на керамическую и фарфоровую посуду в своей области и не заказывала бы ту посуду, которая не пользуется спросом, не было бы непродаваемой продукции. За счет такой продукции идут излишние затраты на хранение.
2. Отсутствие в штате работника по маркетингу. Речицкому райпо нужен маркетолог с целью создания мероприятий по продвижению продукции в розничной торговой сети.
3. Для изучения спроса обслуживаемого населения не проводиться анкетирование, устно общаются покупатель и продавец, только когда потребители спрашивают о наличии товара в магазине.
4. Слабый контроль за исполнением договорных обязательств, влечет за собой нарушение сроков и планов поставки; неритмичность и неравномерность поставок. Это связанно с несвоевременной оплатой за товар. Речицкому райпо не хватает денег на своевременную оплату за товар.
Таким образом, договорная работа должна строиться на взаимовыгодном сотрудничестве. В настоящее время поставщики пользуются тем, что организации потребительской кооперации имеют неустойчивое финансовое положение и поэтому навязывают им свои условия.
Поэтому необходимо отстаивать свои права и добиваться от поставщиков наиболее выгодных условий, особенно это касается сроков оплаты за
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждая организация, работая в определенной отрасли, старается удержаться в своих конкурентных преимуществах. Без разработки конкретной стратегии невозможно выжить и долговременно конкурировать на рынках.
В настоящее время требования потребителей стремительно меняются, и грамотное управление продажами позволяет значительно повысить стоимость организации. Способность эффективно удовлетворять запросы потребителей становится наиболее важным конкурентным преимуществом.
Рассмотрев общие положение об организации договорной работы в коммерческой деятельности, в частности виды договора, сферу его применения, организацию контроля за его исполнением, проанализировав правовое регулирование коммерческих договоров и исследовав особенности осуществления договорной работы на примере конкретного действующего предприятия я сделала следующие выводы.:
Выполнение всех функций в коммерческой деятельности взаимосвязано и взаимообусловлено. Однако, учитывая правовое регулирование процесса хозяйствования субъектов рыночных отношений без создания системы договоров осуществлять коммерческую деятельность в рыночных условиях невозможно.
По мере развития рыночных отношений и повышения самостоятельности и ответственности сторон, вступающих в хозяйственные связи роль административных плановых актов снижается и уступает место отношениям, базирующимся на равенстве участников и свободе их волеизъявления, через которые каждый из них может реализовать свои экономические интересы.
Расширяется возможность самостоятельно регулировать взаимоотношения между субъектами рынка на базе правовых норм, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь.
Речицкое районное потребительское общество образовано в 1920 году. Оно представляет собой негосударственную общественно–массовую организацию, которая объединяет более 10 тысяч пайщиков. Обеспечивает занятость более 800 человек. Обслуживает 36,3 тысяч человек, в том числе 30,4 тысяч человек сельского населения.
Основным видом деятельности организации является организация оптовой и розничной торговли, общественного питания; закупка у граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья, вторичных материальных ресурсов, других видов продукции и сырья; производство сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов
1 Акулич, И. Л. Управление каналами распределения на внешних рынках / И. Л. Акулич, В. В. Мачалова // Вестник Бел. государственного экон. ун-та. – 2016. – № 3. – С. 36-40.
2 Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: учеб. пособие / С. Н. Виноградова. – Минск : Выш. шк., 2005. – 176 с.
3 Гурская, С.П. Организация хозяйственных связей по поставкам товаров: текст лекции для студ. всех спец. слуш. системы повыш. квалиф. и переподг. кадров Белкоопсоюза / Белкоопсоюз, ГКИ, Каф. коммерц. и техн. торг.; С. П. Гурская. – Гомель : ГКИ, 2001. – 68 с.
4 Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З.
5 Дашков, Л.П. Коммерция и технология торговли : учеб. для вузов / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. – М. : Дашков и К, 2008. – 696 с.
6 Дрозд, И. Совершенствование системы сбыта продукции промышленного предприятия / И. Дрозд // Маркетинг: идеи и технологии. – 2014. – № 7. – С. 34-41.
7 Жукова, Т.Н. Коммерческая деятельность/ Т.Н. Жукова. – М.: Вектор, 2011. – 256 с.
8 Калинин, Р.Г. Как разрабатывать и выводить на рынок новинки для достижения ожидаемых объемов продаж / Р. Г. Калинин // Хлебопродукты. – 2015. – № 4. – С. 42-43.
9 Короткова, Т.Л. Коммерческая деятельность: учеб. для вузов / Т.Л. Короткова; под ред. Н.К. Моисеевой. – М. : Финансы и статистика, 2007. – 416 с.
10 Калинин, Р.Г. Ключевая составляющая роста прибыли – управление ассортиментом предприятия : маркетологи на службе у хлебопеков / Р. Г. Калинин // Хлебопродукты. – 2015. – № 2. – С. 36-37.
11 Минько, Э.В. Основы коммерции : учеб. пособие для вузов / Э.В. Минько, А.Э. Минько. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 512 с.
12 Назаров, Л.А. Взаимодействие розничных торговых сетей с поставщиками / Л.А. Назаров // Маркетинг. – 2010. – № 2. – С. 70-78.
13 О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь от 8 января 2014 г. №128-З// Нац. реестр. правовых актов Респ. Беларусь 7 августа 2014 г. №9/28978.
14 О перечнях товаров : Пост. Мин-ва торговли Респ. Беларусь от 05.05.2014 г. №20 // Нац. реестр. правовых актов Респ. Беларусь 7 августа 2014 г. №8/28975.
15 О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров поставки товаров : Пост. Мин-ва торговли Респ. Беларусь от 5 декабря 2012 г. № 12 // Нац. реестр. правовых актов Респ. Беларусь 5 декабря 2012 г. №12/28975.
16 Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы : Указ Президента Респ. Беларусь от Указа Президента Республики Беларусь от 30.11.2017 г. №428 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
17 Организация и технология торговли: учебник / С. Н. Виноградова [и др.]; под общ. ред. С.Н.Виноградовой. – Минск: Выш. шк., 2005. – 479 с.
18 Об утверждении Положения о поставках товаров в Республике Беларусь: Постановление Совета министров Респ. Беларусь 8 июля 1996 г. № 444 (в ред. С изм. И доп. от 11 октября 2011 г. № 1357.) // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 117, 5/34590.
19 О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг) : Постановление Совета министров Респ. Беларусь от 22 августа 2012 г. № 778 // Нац. реестр. правовых актов Респ. Беларусь 18.09.2012, 5/36226.
20 О стимулировании реализации товаров : Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 358 (с изм. и доп. от 5 января 2015 г. № 1) // Нац. реестр. правовых актов Респ. Беларусь, 07.01.2015, 1/15549
21 Памбухчиянц, О.В. Организация коммерческой деятельности: учеб. / О.В. Памбухчиянц. – М. : Дашков и К, 2007. – 452 с.
22 Половинко, А.С. Организация договорной работы в компании – забота не только юридической службы / А. С. Половинко // БНПИ. Юридический мир. – 2010. – № 9. – С. 65-70.
23 Синецкий, Б.И. Основы коммерческой деятельности / Б.И. Синецкий.– М.: Юристъ, 2010. – 340 с.
24 Савченко, А. Говорим: «сбытовая логистика» – подразумеваем: «маркетинг» / А. Савченко // Маркетинг: идеи и технологии. – 2014. – № 6. – С. 49-50.