Введение
1 Взгляды экономистов различных школ на проблему государственного вмешательства в экономику
2 Сравнительная характеристика масштабов государственного регулирования экономики в зарубежных странах или положительные и отрицательные стороны государственного вмешательства в экономику
3 Особенности государственного регулирования экономики в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Государственное вмешательство в экономику– необходимый и неизбежный процесс, задачами которого в развитых рыночных экономиках являются поддержание и обеспечение равного доступа субъектов хозяйственной деятельности к необходимой им инфраструктуре, защита конкуренции от попыток монополизации и защита потребителя от недобросовестных продавцов и поставщиков товаров и услуг.
Финансовая деятельность является традиционной и важной частью экономики практически всех стран, в том числе и индустриально развитых. В период становления рыночных отношений в Республике Беларусь характеризуется сосуществованием крупных, традиционно пользующихся поддержкой государства предприятий индустрии, и стихийного рынка со множеством неокрепших мелких предприятий в сфере обслуживания и торговли.
Государство должно регулировать рынок, устанавливая правила добросовестной конкуренции и следить за соблюдением правовых норм финансовой деятельности предприятий. При этом в условиях рынка частных предприятий государственное воздействие будет наиболее эффективным лишь через механизм естественных рыночных регуляторов.
Актуальность данной работы заключается в том, что роль государства в рыночной (а точнее - формирующейся рыночной) экономике остается главным предметом дискуссий между исследователями экономики. Некоторые уверяют, что государственное вмешательство несет только разлад для экономики, другие, наоборот, - считают его необходимой предпосылкой успешного ее развития. Чаще всего даже специалисты этой области исследования не могут провести четкую грань между самостоятельностью рыночного механизма и возможностями воздействия государство, и какими методами регулирования будут достигнуты поставленные цели. Каждая из сторон нередко обращается к опыту развитых стран, но трактует его, как правило, исходя из собственных убеждений, поскольку в истории этих стран можно найти как периоды усиления государственного вмешательства, так и периоды его ослабления, как сторонников масштабного вмешательства государства в экономику, так и его противников.
Цель данной курсовой работы: определение роли государства в рыночной экономике, выяснение причин, целей и границ вмешательства государства в рыночную экономику.
Для выполнения работы были поставлены следующие задачи:
- выяснить причины вмешательства государства в рыночную экономику;
1. ВЗГЛЯДЫ ЭКОНОМИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ НА ПРОБЛЕМУ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКУ
Основа рыночных отношений — свобода коммерческой деятельности, наличие у хозяйствующих субъектов возможности разрешать задачи по определению объема выпуска продукции, номенклатуры продукции, методов ее изготовления, способов реализации и других сторон хозяйствования. При этом коммерсанты модернизируют производственные процессы, повышают качество продукции, внедряют в производство результаты научно-технического прогресса. Однако есть обратная сторона их работы - низкая чувствительность к общенациональным или общегосударственным запросам: в первую очередь это относится к мероприятиям экономический эффект от которых проявится лишь через несколько лет.
Следовательно, выделяя преимущества рыночной экономики, которая несет прогрессивные достижения, нельзя забывать о ее слабых местах.
Особенности современной экономической системы заключается в том, что производство рассматривается как "рог изобилия", из которого сыплется бесконечное количество ценностей. Каждый индивид имеет стремление потребить их больше. Производимые и реализуемые частным образом, они создают дискомфорт для социальной и окружающей природной среды. Это расценивается как явный недостаток общественных услуг поддержания должного качества жизнедеятельности, отсутствие равновесия в обществе между потребляемыми частным образом товарами и общественными услугами.
Формулируя свою точку зрения на необходимость поддержания такого равновесия, Дж. К. Гэлбрейт признает необходимость государственного вмешательства в экономику и ее регулирования в целях защиты интересов общества.
В полемике переходного периода "вмешательство" трактовалось как "непрошенное и насильственное участие в чужих делах, противоречащее самостоятельности и независимости".
Такой подход соответствовал тенденциям представления о рынке как способе решения всех проблем экономики, базе совершенного саморегулирования экономического развития.
В том случае. когда государство осуществляет свои полномочия намного шире, чем ему отмерено рыночной экономикой, то, как правило, в ответ начинают развиваться негативные деформации рыночных процессов, резко снижается эффективность производства и, как следствие, падает уровень и качество жизни населения этой страны. В связи с этим возникает объективная необходимость разгосударствление экономики, высвобождение ее от чрезмерного государственного воздействия.
2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАСШТАБОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ ИЛИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКУ
Выделим особенности государственного регулирования рыночной экономики в зарубежных странах.
1. Особенности государственного регулирования США.
Американская модель бизнеса с одной стороны навязывается, а с другой стороны хорошо воспринимается и порою, идеализируется другими странами как система свободного предпринимательства в качестве образца для подражания. Экономический успех этой страны, кажется, подтверждает точку зрения, согласно которой экономика функционирует наилучшим образом, когда государство дает возможность компаниям и частным лицам самостоятельно добиваться успеха - или терпеть неудачи - в зависимости от их заслуг на открытых рынках в условиях свободной конкуренции.
Сложная паутина устанавливаемых государством регулирующих правил определяет многие аспекты деловой активности. Ежегодно государство издает новые регулирующие правила, занимающие тысячи страниц и часто содержащие подробнейшие указания относительно того, что предприниматели могут делать, а что - нет.
Однако американский подход к государственному регулированию отнюдь не является полностью сложившимся. В последние годы регулирование становилось более жестким в одних областях и более мягким в других. Одной из вечных тем новейшей экономической истории Америки был и остается вопрос о том, когда и насколько государство должно вмешиваться в предпринимательскую деятельность.
2. Особенности государственного регулирования Японии.
Особенность экономической модели состоит в единстве государственного аппарата и крупного капитала в решении общих проблем. До сих пор отмечается высокая координация действий промышленных, торговых, банковских компаний и правительства.
В стране широко используется система общегосударственного, регионального, целевого, отраслевого и внутрифирменного планирования. На общегосударственном уровне разрабатывается целая система планов, прогнозов, программ индикативного характера, означающих основные и желательные для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Общегосударственные планы в связи с незначительной долей государственного сектора направлены главным образом на регулирование деятельности частных фирм.
3. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Перед тем как определить особенности государственного регулирования в той или иной сфере, следует отметить, что именно объект предопределяет содержание регулирования, его формы, и методы. Например, рассматривая в качестве объекта государственного регулирования национальную экономику, т.е. экономику конкретной страны, необходимо учесть ее особенности, состояние развития на соответствующем этапе, уровень развития производительных сил и производственных отношений. При этом важно правильно выбрать макроэкономические показатели, критерии и индикаторы, описывающие эти процессы.
Исходя из целевых ориентиров, особенностей, уровня и состояния развития экономики вырабатывается механизм регулирования, способный обеспечить достижение поставленных целей в области экономического и социального развития страны. Он должен обеспечить экономическую стабильность, гармоничное развитие производства и социальной сферы, укрепление научного потенциала, создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования и реализации как общественных, так и частных интересов.
Беларусь находится на начальном этапе трансформации своего хозяйства в социально ориентированную рыночную экономику.
В условиях Республики Беларусь переходного к рынку периода в качестве важнейших объектов государственного регулирования следует выделить:
- качественное преобразование процесса воспроизводства; денежное обращение;
- условия и источники накопления капитала; структуру народного хозяйства;
- структуру форм собственности;
- процессы разгосударствления, демонополизации и приватизации государственной собственности;
- формирование конкурентной среды;
- формирование и развитие системы предпринимательства; развитие социальной сферы;
- механизм социальной защиты населения;
- трудовые отношения;
- окружающую среду;
- внешнеэкономические связи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большинство исследователей подтверждают необходимость вмешательство государства в экономику. Следует отметить, что в настоящее время термин «вмешательство» трансформировался в иное понятие -«регулирование», что повлекло необходимость установления допустимых пределов государственного воздействия на достаточно эффективно работающий рыночный механизм, что позволило бы решать основные социально-экономические проблемы.
Государство оказывает наиболее значительное влияние на формирование экономической безопасности страны. Посредством использования разнообразных рычагов вмешательства, оно создает и регулирует экономические условия деятельности хозяйствующих субъектов. Эти условия предназначены для защиты экономических интересов государства и его национальной экономики.
Противники государственного регулирования указывают на то, что этим создается почва для увеличения контролирующих органов. Но нельзя решить эту проблему путем отказа от выполнения необходимых государственных функций.
На основании всего изложенного можно сделать вывод, что государственное регулирование современной экономики осуществляется с помощью системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально–экономической системы к изменяющимся условиям.
В Республике Беларусь наиболее важной характерной чертой регулирования экономики является его систематичность и системность (приложение).
На наш взгляд. Республика Беларусь как суверенное государство не имеет достаточного собственного опыта формирования и использования «смешанной экономики», поэтому целесообразно изучение и использование практики государственного регулирования экономики развитых стран, что позволит избежать ошибок в развитии национальной экономики.
Среди известных континентальных моделей наиболее близка для экономики Республики Беларусь модель Франции, поскольку в этой стране развита система государственного макроэкономического планирования, традиционно велика доля государственной собственности, практикуется активное вмешательство государства в экономику через систему ценообразования, кредитования, налогообложения.
Касаемо развития нашей страны следует подчеркнуть, что на достаточно обремененном сложностями пути к построению рыночной экономики, наша страна подошла к черте, когда старые структуры, унаследованные от вертикальных ведомственных систем, уже не способны состыковаться с новым экономическим механизмом, а новые формы организации управления еще не набрали силы.
1. Бартенев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах. разное. - М.: Юристъ, 1998-С.16
2. Воронкова А.Е. Підтримка конкурентоспроможного потенціалу підприємства / А.Е..Воронкова, В. П. Пономарьов, Г. I. Дібніс. - К.: Техніка,. 2000. - 152 с.
3. Государственное регулирование экономики в условиях белорусской модели развития./под ред. Борсук Н.В,- Брест, 2010 – 59 с.
4. Гращенкова Т. М. Государственное регулирование экономики и экономическая политика [Электронный ресурс] : курс лекций для студентов 5-го курса физ. фак. спец. 1-31 04 01 Физика (по направлениям) / Т. М. Гращенкова ; М-во образования РБ, УО "ВГУ им. П. М. Машерова", Каф. экон. теории. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://lib.vsu.by/ xmlui/handle/123456789/2554?show=full
5. Капканщиков Г.П., Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие для студентов гуманитарного факультета. – Ульяновск: УлГТУ, 2000. – 54 с.
6. Кишмарая А.С., Безгласная Е.А. Ведущие экономические школы о регулировании рыночной экономики // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/ 2013/196/2170
7. Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент: [базовый курс] / В. В. Ковалев. – Москва: Финансы и статистика,2007. – 767 с.
8. Ковалев В. В. Основы теории финансового менеджмента: учебно–практическое пособие / В. В. Ковалев. – Москва: Проспект, 2009. – 533 с.
9. Ломакин В.К. Мировая экономика./В.К. Ломакин - 3-е изд., стереотип. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. —С.371-372
10. Нестерова А.Д. Государственное регулирование экономики: Курс лекций. / А. Д. Нестерова; Калинингр. гос. ун-т. - Калининград : КГУ, 1997. –С.5-7
11. Осадчая И. Рынок и государство. Что нового в государственном регулировании экономики развития стран? // Наука и жизнь, 2001. -№10 [Электронный ресурс] Режим доступа: - https://www.nkj.ru/archive/articles/6952/
12. Трунин С.Н., Вукович Г.Г. Макроэкономика: Учеб. пособие./С.Н. Трунин,Г.Г. Вукович – М.: Финансы и статистика, 2008. – C.125
13. Швайка Л. А. Государственное регулирование экономики Учебное пособие / Л.А. Швайка - К.: Знание, 2006. - 435 c.