ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие и состав затрат на предприятии
1.2 Основные подходы к управлению затратами на предприятии
1.3 Методические подходы к анализу затрат
ГЛАВА 2 СИСТЕМА УЧЕТА И АНАЛИЗА ЗАТРАТ ОАО «КЕРАМИН»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Особенности системы учета затрат на предприятии
2.3 Структурно-динамический анализ затрат
2.4 Анализ влияния отдельных видов затрат на результаты хозяйственной деятельности предприятия
ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕТА ЗАТРАТ И СНИЖЕНИЮ ИХ УРОВНЯ НА ОАО «КЕРАМИН»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость качественных сдвигов в экономике выдвинула в число обязательных условий повышения эффективности производства экономию и рациональное использование всех видов ресурсов. Для этого необходимо привести в действие имеющиеся организационно-экономические резервы, вести решительную борьбу с расточительством и потерями.
Одним из наиболее емких участков бухгалтерского учета является учет затрат на производство и калькулирование себестоимости выпускаемой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг. Важной задачей промышленного предприятия является выполнение плана по объему, качеству и ассортименту продукции с наименьшими затратами. Экономичность работы предприятия характеризуется себестоимостью продукции. Себестоимость продукции – это выраженная в деньгах сумма всех затрат предприятия на производство и реализацию продукции. Себестоимость является одной из важнейших категорий, которая наиболее полно проявляется в условиях рыночной экономики во взаимной связи с такими категориями, как цена, доход.
В связи с этим ведение действующего контроля затрат с целью постоянного снижения их величины становится одной из важнейших задач системы управления организаций. Это касается и расходов на реализацию, возникающих в сфере торговли.
Понимание сущности затрат и, учитывая специфику работы подлежащего исследованию и анализу предприятия, расходов на реализацию и их всесторонний анализ играют важную роль в осуществлении оперативного руководства предприятием, контроля за выполнением плана поставок и плана продаж, за использованием денежных средств, за состоянием расчетов и кредитных отношений, за сохранностью товарно-материальных ценностей, за выполнением плана по труду, заработной плате, прибыли и рентабельности. Они призваны также способствовать проведению строжайшего режима экономии, снижению материальных, трудовых и денежных затрат, выявлению внутренних резервов и возможностей, внедрению и осуществлению принципов хозрасчета в любые предприятия.
Все это обуславливает необходимость реализации оптимальной концепции и системы управления затратами на предприятии. Управление затратами на предприятии – достаточно сложный процесс, включающий целый ряд последовательных этапов, включая контроль и анализ затрат.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие и состав затрат на предприятии
Процесс производства продукции связан с затратами живого и овеществленного труда. Совокупность этих затрат называют затратами на производство. Одна часть затрат на производство, связанная непосредственно с изготовлением и реализацией продукции, представляет собой ее себестоимость. Вторая часть включается в затраты на производство на основании законодательства в виде налогов и предназначена для общества.
Затраты – это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени.
Отличительной особенностью затрат являются следующие:
- затраты определяются величиной использованных ресурсов (материальных, трудовых, финансовых);
- величина использованных ресурсов должна быть представлена в денежном выражении для обеспечения их соизмерения;
- понятие затрат должно обязательно соотноситься с конкретными целями и задачами [22, c. 347].
Затраты формируют себестоимость. Себестоимость продукции (работ, услуг) – совокупность всех затрат, непосредственно связанных с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг). Для управления себестоимостью необходимо заниматься планированием и нормированием затрат, выполнять анализ состава элементов затрат и контролировать изменение величины каждого элемента.
Себестоимость продукции в обобщенном виде представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе ее производства и реализации природных, материальных, трудовых ресурсов, основных фондов и других затрат. Себестоимость отражает размер текущих затрат, имеющих производственный характер, обеспечивающих процесс простого воспроизводства на предприятии. Себестоимость является экономической формой возмещения потребляемых факторов производства.
Себестоимость продукции входит в состав расходов по текущей деятельности, которые включают в себя затраты, формирующие:
- себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг;
- управленческие расходы;
ГЛАВА 2 СИСТЕМА УЧЕТА И АНАЛИЗА ЗАТРАТ ОАО «КЕРАМИН»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
ОАО «Керамин» - стабильное, крупное, динамично развивающееся предприятие по производству высококачественных строительных материалов: керамической плитки, керамического гранита, изделий санитарной керамики, керамических камней и кирпича.
Производство ведётся в тесном сотрудничестве с ведущими мировыми производителями оборудования для керамической отрасли.
ОАО «Керамин» - старейшее производство в Беларуси. Свою историю развития предприятие ведёт с начала 20-го века, с каждым годом усиливая свои позиции на рынке, наращивая производственные мощности, укрепляя доверие покупателей и деловой авторитет среди партнёров.
Целью ОАО «Керамин» является производство высококачественной продукции для удовлетворения нужд и потребностей покупателей в Республике Беларусь и за ее пределами.
Преемственность профессионализма и высокий уровень ценности качества продукции определяют ОАО «Керамин» как ведущего производителя отечественной керамической отрасли. В Республике Беларусь, пожалуй, нет ни одного жилого дома, общественного строения, в которых не использовалась продукция предприятия - керамическая плитка, сантехника, кирпич и другие материалы.
Сегодня «Керамин» - это современный стиль и дизайн, создающий новую эстетику восприятия интерьера, это надёжное и доступное качество, это престиж и достоинство выбора.
ОАО «Керамин» гарантирует оперативность, прозрачность и системность в работе с партнёрами. На предприятии разработаны специальные программы гибкого реагирования на запросы дистрибьюторов и стандарты мерчендайзинга. Современная система логистики бесперебойных поставок продукции позволяет в кратчайшие сроки доставлять покупателям продукцию.
ОАО «Керамин» объединяет три подразделения:
- Производство керамических плиток ОАО «Керамин»;
- Завод «Стройфарфор» ОАО «Керамин»;
- Минский керамический завод ОАО «Керамин».
На предприятии создан Центр современного дизайна, где активно работает творческая группа художников-дизайнеров.
ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕТА ЗАТРАТ И СНИЖЕНИЮ ИХ УРОВНЯ НА ОАО «КЕРАМИН»
В современных условиях ОАО «Керамин» для комплексного управления затратами и решения стратегических задач, необходимо организовать учет затрат следующим образом:
1. Имущественная обособленность затрат в виде активов.
2. Неизменность принятой методики учета затрат в течение года.
3. Временная определенность фактов хозяйственной деятельности по отражению затрат.
4. Своевременное отражение затрат в учете и отчетности.
5. Отражение затрат в учете, исходя не столько из правовой формы сделки, сколько из экономического содержания.
6. Рациональное ведение бухгалтерского учета затрат.
7. Правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам.
8. Регламентация состава затрат при калькулировании себестоимости продукции (работ, услуг).
9. Исчисление себестоимости выпускаемой готовой продукции (работ, услуг) и определение финансового результата.
10. Систематизация информации о затратах для принятия решений, имеющих долгосрочный характер.
11. Эффективная система учета затрат позволяет получить информацию о том, где именно поглощаются затраты и что обеспечивает наибольшую прибыль, сформировать их оптимальную структуру, а также дает предприятию возможность сохранить или, даже, укрепить свои позиции на рынке.
12. Наблюдение и контроль за физическим уровнем затрат в сопоставлении с их нормативами размерами в целях выявления отклонений и формирования экономической стратегии на перспективу.
На таких предприятиях как ОАО «Керамин» традиционно сложился подход к сокращению затрат на этапе производства продукции, так как производственные затраты представляют собой наиболее существенный компонент полных затрат. В последнее время в условиях жесткой конкуренции, стремительного развития технического прогресса возрастает роль непроизводственных затрат, в частности таких, как затраты на научные исследования и разработки, технологическую подготовку производства и логистику, составляющую категорию затрат, обнаруживающих тенденцию к росту.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Затраты – это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени.
Управление затратами на производство и реализацию продукции предполагает реализацию ряда комплексных управленческих решений, одним из ключевых из которых является анализа затрат.
Анализ затрат является элементом функции контроля в системе управления затратами. Он предшествует управленческим хозяйственным решениям и действиям, обосновывает и подготавливает их. Анализ позволяет оценить эффективность использования всех ресурсов предприятием, выявить резервы снижения затрат на производство, подготовить материалы для принятия рациональных управленческих решений. Последовательный анализ состава, структуры и динамики затрат с последующим факторным анализом позволяют предприятию выявить резервы их снижения и улучшения экономической эффективности работы и организации и увеличения финансовых результатов ее деятельности.
ОАО «Керамин» - стабильное, крупное, динамично развивающееся предприятие по производству высококачественных строительных материалов: керамической плитки, керамического гранита, изделий санитарной керамики, керамических камней и кирпича.
ОАО «Керамин» - старейшее производство в Беларуси. Свою историю развития предприятие ведёт с начала 20-го века, с каждым годом усиливая свои позиции на рынке, наращивая производственные мощности, укрепляя доверие покупателей и деловой авторитет среди партнёров.
Целью ОАО «Керамин» является производство высококачественной продукции для удовлетворения нужд и потребностей покупателей в Республике Беларусь и за ее пределами.
Выручка от реализации продукции за три года увеличилась на 19,49%. Себестоимость реализованной продукции в абсолютном выражении за три года увеличилась на 2206 тыс. руб. или на 2,53%, наибольший прирост пришелся на 2017 г.
На протяжении исследуемого периода организация получает прибыль от реализации, которая в 2017 г. равна 18874 тыс. р., увеличившись по сравнению с 2015 г. в 5,7 раз. Чистая прибыль в 2016 г. равная 8358 тыс. р., сократившись по сравнению с 2015 годом на 455 тыс. р., в 2017 г. произошло увеличение на 6571 тыс. руб., что связано с ростом выручки от реализации
1. Агарков, А. П. Экономика и управление на предприятии / А.П. Агарков [и др.]. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 400 с.
2. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Н.А. Русак [и др.]; под ред. В.И. Стражева. – Минск: Выш. школа, 2013. – 488 с.
3. Бочаров, В.В. Финансовый анализ: учеб. пособие для вузов / В. В. Бочаров. – СПб.: Питер, 2011. – 240 с.
4. Буняк И. П. Оптимизация финансовых затрат на управление товарными запасами / И. П. Буняк, Ю. А. Соловьева // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. - 2015. - № 7-6. - С. 89-92.
5. Варнякова И. Ю. Корпоративный контроль и его роль в финансовом управлении затратами / И. Ю. Варнякова // Инновационное развитие экономики. - 2015. - № 4 (28). - С. 81-83.
6. Глухова И. М. Этапы управления затратами на предприятии / И. М. Глухова, О. Н. Кушнерова // Ученые заметки Тихоокеанского государственного университета. - 2015. - Т. 6, № 2. - С. 47-51.
7. Голякевич, Н. Н. Сводный учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции / Н.Н. Голякевич // НЭГ (Информбанк). – 2009. – № 6. – С. 23-28.
8. Давнис, В. В. Экономический анализ финансовой устойчивости организации с использованием прогнозных моделей / В. В. Давнис // Современная экономика: проблемы и решения. – 2012. – № 2. – С. 33-43.
9. Елисеева, Т. П. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Т.П. Елисеева. – Минск: Соврем. школа, 2012. – 944 с.
10. Ермолович, Л. Л. Анализ финансового состояния организации / Л. Л. Ермолович // Электронное издание. – Минск: БГЭУ, 2012. – 111 с.
11. Ефимова, О.В. Финансовый анализ / О. В. Ефимова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Бух. Учет», 2012. – 528 с.
12. Жулькова Ю. Н. Управленческий учет затрат как механизм реализации стратегии предприятия / Ю. Н. Жулькова, Д. А. Куделина // Приволжский научный журнал. - 2015. - № 1 (33). - С. 160-166.
13. Зайцев, Н. Л. Экономика организации: учеб. для вузов / Н.Л. Зайцев. – М.: Экзамен, 2010. – 768 с.
14. Исаева Н. И. Механизм управления затратами на промышленных предприятиях / Н. И. Исаева // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2015. - № 5 (49). - С. 112-116.
15. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры / В. В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 560 с.
16. Кравченко, Л. И. Финансовая устойчивость организации: формирование, учет и анализ / Л. И. Кравченко. – Волгоград: Волгоградский филиал РГТЭУ, 2012. – 318 с.
17. Мазаева П. С. Организация системы управления затратами / П. С. Мазаева, Е. А. Боргардт // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2015. - № 1 (20). - С. 57-60.
18. Миллер А. Е. Теоретическое обоснование соотношения традиционного и предпринимательского управления затратами / А. Е. Миллер // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. - 2015. - № 3. - С. 148-156.
19. Попов, Е. М. Финансы предприятий: учебник / Е.М. Попов. – Минск: Выш. школа, 2011. – 573 с.
20. Свидло А. И. Последовательность этапов управления затратами предприятия в нестабильных рыночных условиях / А. И. Свидло // Современные технологии управления. - 2015. - № 6 (54). - С. 55-60.
21. Уткин, Э.А. Финансовый менеджмент: учебник / Э. А. Уткин. – М.: Зерцало, 2012. – 256 с.
22. Экономика организаций (предприятий) / под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 431 с.