ВВЕДЕНИЕ
1 СИСТЕМА ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА
1.1 Сущность, цели и задачи переподготовки и повышения квалификации управленческого персонала в сфере АПК
1.2 Процесс, методы и формы переподготовки и повышения квалификации управленческого персонала
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
2.2 Анализ организации системы повышения квалификации персонала в организации
2.3 Анализ системы переподготовки и повышения квалификации управленческого персонала организации
3 СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Основные направления повышения переподготовки и квалификации управленческого персонала организации
3.2 Расчет эффективности предложенных мероприятий по организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Обучение персонала становится ключевым элементом в процессе управления персоналом. Многие организации столкнулись с необходимостью поиска наиболее эффективных способов повышения производительности и эффективности на работе. Теперь работодатели очень заинтересованы в том, чтобы высококвалифицированный и компетентный персонал мог создавать товары и услуги, которые могли бы успешно конкурировать с товарами и услугами, которые приходят в нашу страну с Запада и Востока. Обучение предназначено для подготовки персонала для правильного решения большего числа задач и обеспечения высокой эффективности работы. Это позволяет сформировать такую систему ценностей и отношений, которая соответствует сегодняшней реальности и поддерживает маркетинговую стратегию.
Недостаток знаний и навыков сотрудника, необходимых для успешного выполнения задач, не только приводит к неэффективной деятельности, но и снижает удовлетворенность работой. Чем хуже работник профессионально подготовлен к выполнению своей работы, тем выше его энергетические затраты и стресс, связанные с работой. И, конечно же, важно понимать, что образованный персонал - это самый важный фактор экономического роста в стране, поскольку от образования выигрывает сфера труда и общества, государство в целом, работники становятся более квалифицированными членами организации и общества.
Влияние профессионального обучения рабочих на экономический рост состоит в том, что рабочие, обладающие необходимым объемом знаний, умений и навыков, обеспечивают более высокую производительность и качество труда при рациональном использовании материальных ресурсов.
Объектом исследования настоящего проекта является финансово-хозяйственная деятельность СПК «Павлово-Агро».
Предметом исследования являются переподготовка и повышение квалификации персонала организации.
Целью курсового проекта является оценка эффективности системы переподготовки и повышения квалификации персонала СПК «Павлово-Агро» и разработка мероприятий по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- изучить сущность, цели и задачи переподготовки и повышения квалификации управленческого персонала в сфере АПК;
- изучить процесс, методы и формы переподготовки и повышения квалификации управленческого персонала;
- проанализировать организационно-экономическую характеристику СПК «Павлово-Агро»;
- провести анализ системы управления персоналом организации;
- провести анализ системы переподготовки и повышения квалификации управленческого персонала организации;
- выявить основные направления совершенствования системы управления повышением квалификации кадров.
Методологической базой исследования стали работы отечественных и зарубежных авторов по вопросам управления инновационного развития и инновационной деятельности, материалы конкретной организации, статистические данные по Республике Беларусь, а также нормативно-правовые акты. Теоретической основой исследования являются монографии, статьи, учебные пособия отечественных и зарубежных ученых в области инновационного менеджмента.
Основные методы и приемы: монографический, аналитический, сравнения и оценки, графический.
1 СИСТЕМА ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА
1.1 Сущность, цели и задачи переподготовки и повышения квалификации управленческого персонала в сфере АПК
Обучение персонала - запланированные действия организации по обучению сотрудников видам поведения, связанным с выполнением рабочих заданий.
Работодатель определяет потребность в обучении сотрудников для нужд организации. Он организует профессиональную подготовку, переподготовку, профессиональное развитие сотрудников, подготовку своих вторых профессий в организации или в учебных заведениях начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования.
В процессе обучения работник получает необходимые ему знания для выполнения новых функций на рабочем месте. Получены навыки, которые означают способность выполнять обязанности, назначенные работнику на рабочем месте. Разработаны навыки применения приобретенных знаний в практической деятельности сотрудника [11, с. 90].
Профессиональные качества работника определяются рядом факторов: общее базовое образование, специальное профессиональное образование, приобретенные навыки, опыт и опыт работы, а также личные и социальные качества.
Результаты системы обучения и переподготовки кадров и менеджеров могут включать:
увеличение скорости работы (реакции на нестандартные ситуации) персонала, прошедшего подготовку;
расширение перспектив, увеличение количества вариантов, рассматриваемых при принятии решений руководителями и специалистами, что влияет на оптимальность решений;
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
Филиал Павлово-Агро ОАО «Слонимский мясокомбинат»
Организован 15 декабря 2005 года в результате реорганизации СПК «Павлово-Агро» путем продажи его как имущественного комплекса в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 280 от 14. 06. 2004 г. открытому акционерному обществу «Слонимский мясокомбинат».
На перспективу в качестве приоритетного направления развития филиала «Павлово-Агро» принято молочное скотоводство.
В СПК «Павлово-Агро» принята линейно–функциональная структура управления. Во главе организации стоит директор, который осуществляет линейное воздействие на других участников структуры, в частности на функциональных руководителей, оказывает содействие исполнителям в выполняемых работах.
Преимуществами этой структуры является высокая эффективность принимаемых управленческих решений; повышение их качества и соблюдение принципа единоначалия; централизованный контроль, обеспечивающий единство в решении задач организации.
Недостатки состоят в тенденции к «раздуванию» штатов функциональных служб, к их отрыву от проблем, наиболее важных для исполнителей, возложение ответственности за общие результаты только на высший уровень, недостаточную реакцию на изменения внешней среды, увеличение времени принятия решений из–за необходимости их согласований.
Проведем анализ динамики землепользования и ее структуры в СПК «Павлово-Агро» в таблице 2.1
3 СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Основные направления повышения переподготовки и квалификации управленческого персонала организации
Непрерывность образования подразумевает определенную взаимосвязь всех этапов процесса ее реализации и взаимосвязи всех ее промежуточных результатов. Преемственность образования только усиливает понимание необратимости, постоянства, естественной целесообразности развития сознательной жизни любой социальной системы. Характер непрерывного образования зависит от ситуации, поскольку он ведет, прежде всего, к изменению восприятия реальности, пониманию необходимости ее трансформации (проблемы), поиску путей такой трансформации (решений), выбор оптимального пути преобразования (выбор решений, отвечающих возможностям системы), реализация выбранных способов трансформации (тактика трансформации), оценка результата (новая проблема).
Одним из наиболее важных факторов, определяющих потенциал белорусских организаций, является уровень квалификации персонала. Высокий уровень базового образования позволяет специалистам организаций быстро учиться, овладевать новыми профессиями и приобретать навыки, необходимые для работы на рынке.
Обучение по обеспечению качества является непрерывным процессом. Поскольку результатом внедрения системы обучения должно быть постоянное поддержание достигнутого уровня и его избытка. Нет предела совершенству. Руководство должно решить два класса проблем: проблемы сегодняшнего и завтрашнего дня. Они часто занимаются сегодняшними проблемами, но единственный способ избавиться от ошибок - это предотвращать проблемы, а не устранять их.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Любые организации должны обучать персонал, то есть проводить запланированные действия для обучения сотрудников тем видам поведения, которые связаны с выполнением их рабочих функций.
Развитие персонала позволит не только изменить уровень знаний и навыков специалистов, но и применить знания в выполнении трудовых обязанностей, внедрить инновационные, творческие идеи, которые, несомненно, могут повысить эффективность этого предприятия.
Основным принципом в системе управления развитием персонала является принцип развития, заключающийся в предоставлении работнику возможности реализовать свои способности.
Основными направлениями деятельности СПК «Павлово-Агро» являются животноводство и растениеводство.
Предприятие в достаточной степени обеспечено всеми необходимыми производственными ресурсами. Ресурсный потенциал хозяйства используется эффективно. Общая площадь посевов в 2017 году увеличилась на 35 га. Этот незначительный рост показателя говорит о том, что предприятие подходит к распределению площадей правильно и именно такое распределение является оптимальным для производительности продукции растениеводства. Основную часть всех посевов занимают зерновые и зернобобовые – 49,09% в 2017 году.
Среднесписочная численность работников в 2017 году по сравнению с 2015 уменьшилась на 11 человек. По полученным данным видно, что большая часть персонала приходится на работников основной деятельности, занятые в сельскохозяйственной деятельности, из них 23,33% приходится на служащих, служащих колхоза.
В СПК «Павлово-Агро» в 2015-2016 гг. наибольший удельный вес составляют работники с профессионально-техническим образованием – 33,3 % %, наименьший – высшим – 16,2 %.
В 2017 году наибольший удельный вес составляют работники с профессионально–техническим образованием – 35,4 %, наименьший – высшим – 17,2 %. Удельный вес работников со средним специальным образованием снизился с 22,9 % в 2015-2016 гг. до 18,2 % в 2017 г.
Удельный вес работников с общим средним образованием увеличился с 27,6 % в 2015-2016 гг. до 29,3 % в 2017 г.
На протяжении 2015-2017 гг. в СПК «Павлово-Агро» количество работников, прошедших профессиональное обучение увеличивается на 2 человек в 2017 году по сравнению с 2015 г.
Недостатком в системе повышения квалификации в организации является то, что большое количество работников приходится обучать с отрывом от производства, что ведет к простоям. При обучении вне организации основной упор делается на теорию, а не на практику и не учитывается специфика деятельности организации. Еще один отрицательный момент – это отсутствия института наставничества.
Постоянное повышение квалификации является прямой обязанностью каждого работника.
Таким образом, в СПК «Павлово-Агро» необходимо изучить причины текучести кадров, разработать мероприятия по их снижению, так как высокая текучесть кадров отрицательно сказывается на эффективности работы организации. Также тщательному изучению должно подвергнуться выбытие работников за нарушение трудовой дисциплины, так как это связано с нерешенными социальными проблемами и в первую очередь с таким социальным злом, как пьянство, хищение и т.п.
В ходе анализа повышения квалификации персонала в СПК «Павлово-Агро» были выявлены следующие недостатки: отсутствие механизма субсидирования обучения специалистов; неполное выявление потребностей в обучении; отсутствия института наставничества. В экономическом секторе, существует ряд недоработок в работе по развитию персонала. Большинство намеченных программ и целей по поддержанию и развитию персонала не достигнуты.
Таким образом, для СПК «Павлово-Агро» будет целесообразным профессиональное обучение работников и внедрение дистанционного обучение в организации. Экономический эффект от предложенных мероприятий составит 39,335 тыс р.
1. Бажин, А. С. Анализ методов развития персонала организации в практике менеджмента зарубежных стран / А. С. Бажин. – Science Time. – 2015. – № 3. – С. 66–73.
2. Базарова Т.Ю. Управление персоналом: Учебное пособие для вузов – 2-е изд., перераб. и дополн. / Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 357 с.
3. Гительман Л.Д. Корпоративный университет: концепция, условия и этапы создания / Л.Д. Гительман, А.П. Исаев // Управление компанией, 2010. – 450 с.
4. Зайцева Т.В. Управление персоналом: Учебник / Т.В. Зайцева, А.Т. Зуб. – М.: ИД «Форум»: Инфра – М, 2009. – С. 222-224.
5. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учеб. – 2-е изд, перераб. и доп. / А.Я. Кибанов – М.: ИНФРА-М, 2008. С. 205-210.
6. Афанасьев А. Инвестиции в персонал / А. Афанасьев // Финансовый директор. – № 56 июнь. – 2004.
7. Баликоев В.З. Управление персоналом / В.З. Баликоев. – М.: Омега- Л; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2007. – 732 с.
8. Белов В.А. Управление персоналом: теория, практика / В.А. Белов. – М.: Учебно-консультационный центр «Юринфор», 2005. – 395 с.
9. Варламова Е. Как и зачем обучают персонал / Е. Варламова // Кадровое дело. – Февраль 2005. – № 2. – С.41-47.
10. Виханский О.С. Управление персоналом. Учебник / О.С. Виханский. – М.: Гардарика. 2007. – 528 с.
11. Герасимов Б.Н. Менеджмент персонала: Учеб. Пособие / Б.Н. Герасимов, В.Г. Чумак, Н.Г. Яковлева. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – С. 90-91.
12. Гертикова И.Н. Менеджмент: учеб. Для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп./ И.Н. Гертикова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 205-207.
13. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов: - 6-е изд., дополн. и перераб. / А.П. Егоршин. – Нижний Новгород: НИМБ, 2007. – 398 с.
14. Егоршин А.П. Организация труда персонала / А.П. Егоршин, А.К. Зайцев. –. Издат.: Инфра-М, 2008. – С. 323.
15. Жариков Ю.Н. К вопросу о развитии персонала на предприятиях Германии / Ю.Н. Жариков // Управление персоналом. – 2004.
16. Журавлев П.В. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников, Монография / П.В. Журавлев, М.Н. Кулапов, С.А. Сухарев. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., Екатеринбург: Деловая книга, 2012. – с. 70-78.
17. Зименкова Е.Р. Управление трудовыми ресурсами / Е.Р. Зименкова // США: экономика, политика, идеология. – 2013. – 265 с.
18. Кибанов А.Я. Управление персоналом: энциклопедия / А.Я. Кибанов. – М., 2009.
19. Лобанов В. Управление высшим административным персоналом (опыт Голландии и США) / В. Лобанов // Экономист. – 2012. – С. 70-90.
20. Магура М.И. Обучение персонала как конкурентное преимущество / М.И. Магура, М.Б. Курбатова. – Изд. Журнал «Управление персоналом», 2004. – С. 16 – 23
21. Матрусова Т.Н. Внутрифирменная подготовка кадров в Японии / Т.Н. Матрусова // Проблемы теории и практики управления. – 2004. – № 5.
22. Музыченко В.В. Управление персоналом / В.В. Музыченко. – М.: «Академия», 2003. – С. 281 – 282.
23. Овчинников Д.Л. О системе управления персоналом в современной Японии / Д.Л. Овчинников // Актуальные проблемы соврем. науки. – 2014. – № 4. – С.47-56.
24. Основы управления персоналом: учебное пособие: для высших учебных заведений по специальности "Управление персоналом" / А. П. Егоршин. – 4-е изд., переработанное и дополненное. – Москва : Инфра-М, 2016. – 351 с.
25. Роббинс Менеджмент, 8-е изд.; перевод с англ. / Роббинс, П. Стивен, М. Коултер. – М.: изд. дом. «Вильямс», 2007. – с. 601 – 606.
26. Серых О. Современные технологии и методы внутрикорпоративного обучения персонала / О. Серых // Деловая сеть. – Изд-во ООО «Юнайтед-Пресс», 2008. – 487 с.