Введение
Глава 1 Теоретические аспекты анализа внешней среды организации
1.1 Анализ внешней среды организации
1.2 Методы анализа внешней среды организации
Глава 2 Анализ внешней среды и SWOT-анализ ОАО «БМЗ-управляющая компания холдинга «БМК»
2.1 Общая характеристика ОАО «БМЗ-управляющая компания холдинга «БМК»
2.2 SWOT-анализ ОАО «БМЗ-управляющая компания холдинга «БМК»
Глава 3 Предложения по совершенствованию маркетинговой стратегии ОАО «БМЗ-управляющая компания холдинга «БМК»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Для любой организации всегда важно оценивать свои возможности по сравнению с конкурентами на рынке конкретной продукции/услуг.
Все это напрямую связано с конкуренцией, которая является двигателем на рынке. Именно конкуренция заставляет производителей постоянно совершенствовать технологии производства, повышать и следить за качеством выпускаемой продукции, чтобы максимально удовлетворять потребности покупателей.
Организация в состоянии нормально функционировать только в том случае, если она способна выдержать давление конкурентов.
С данной целью маркетологи постоянно занимаются анализом как внутренней, так и внешней среды деятельности организации.
Внешний анализ среды деятельности организации позволяет проанализировать желания потребителей, выявить факторы, которые оказывают наибольшее давление на конкурентоспособность организации, а также проанализировать деятельность конкурентов и выявить их преимущества с целью совершенствования своей деятельности.
Изучение внутренней среды предприятия дает руководству возможность оценить внутренние ресурсы и возможности предприятия. Выявляя сильные и слабые стороны организации, руководство имеет возможность расширять и укреплять конкурентные преимущества и, соответственно, предупредить возникновение возможных проблем.
Актуальность темы вполне очевидна и имеет большое практическое значение на современном этапе развития предприятий, поскольку анализ внешней и внутренней среды предприятия позволяют решить широкий круг производственных задач: выполнение планов, обеспечение нормального функционирования подразделений предприятия, выработка наиболее эффективной современной системы работы с клиентами и обслуживания клиентов, увеличение объемов производства востребованной рентабельной продукции, а также повышает уровень мотивации сотрудников, определяя направления их развития и стимулируя потребность в обучении и повышения квалификации.
Целью данной курсовой работы является SWOT-анализ деятельности организации на примере ОАО «БМЗ-управляющая компания холдинга «БМК».
В соответствии с поставленной целью в данной курсовой работе предприняты решения следующих задач:
- изучить теоретические аспекты проведения анализа внешней среды организации;
- рассмотреть методы анализа внешней среды;
- провести SWOT-анализ организации на примере ОАО «БМЗ-управляющая компания холдинга «БМК»;
- внести предложения по совершенствованию маркетинговой стратегии ОАО «БМЗ-управляющая компания холдинга «БМК»;
Объектом курсовой работы является ОАО «БМЗ-управляющая компания холдинга».
Предмет – внешняя среда деятельности ОАО «БМЗ-упарвляющая компания холдинга «БМК».
При подготовке курсовой работы использовалась учебная и специальная литература по исследуемой проблеме, материалы периодической печати, материалы отчетности ОАО «БМЗ-упарвляющая компания холдинга «БМК».
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Анализ внешней среды организации
Сущность анализа состояния внешней среды и деятельности предприятия – в систематическом изучении и оценке контролируемых и неконтролируемых факторов (объектов и событий), относящихся к предприятию. Главной целью такого анализа является получение необходимой планово-прогнозной информации, а дополнительная цель - выявить сильные и слабые стороны самого предприятия, а также и возможностей и рисков, связанных с его внешней средой [4, с. 285].
Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности. Под факторами внешней среды понимается сила, с которой изменения одного фактора воздействуют на другие факторы.
Внешняя среда – окружение, охватывающее большое количество различных факторов, которые могут, так или иначе, воздействовать на функционирование, как в текущем периоде, так и в перспективном.
Внешнюю среду характеризуют следующие характеристики:
1) Взаимосвязанность факторов – это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы (пример: изменение цены на нефть приводит к изменению цен на бензин и, следовательно, на транспортные расходы всех организаций. Это в свою очередь приводит к повышению цен на продукты питания, а значит - к снижению уровня жизни населения и его покупательной способности;
2) Сложность внешней среды – это число факторов, на которые организация обязана реагировать (для целей своего выживания), а также
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ И SWOT-АНАЛИЗ ОАО «БМЗ-УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ХОЛДИНГА «БМК»
2.1 Общая характеристика ОАО «БМЗ-управляющая компания холдинга «БМК»
Открытое акционерное общество «Белорусский металлургический завод» с конца августа 2012 г. переименовано в Открытое акционерное общество «Белорусский металлургический завод – управляющая компания холдинга «Белорусская металлургическая компания» (далее – БМЗ), которое относится к классу мини-заводов. «БМЗ» – это территориально компактное предприятие, расположенное на одной промышленной площадке (245,0165 га) в г. Жлобин. 100% акций БМЗ принадлежат государству в лице Министерства промышленности Республики Беларусь.
Контракт на проектирование и строительство завода и всей необходимой инфраструктуры был заключен 19 марта 1982 г. с австрийской фирмой VOEST-ALPINE AG и итальянской фирмой DANIELI. Разработка проекта, поставка комплектного оборудования, строительство и разработка технологии осуществлялись при участии 30 фирм Германии, Италии, Швеции, Венгрии и других стран с учетом новейших мировых достижений науки и техники. Днем рождения завода считается 15 октября 1984 г. – день выплавки первой стали.
Предприятие структурно состоит из двух основных производств – металлургического (сталеплавильного и прокатного) и метизного, цехов инфраструктуры и подразделений управления жизнедеятельностью предприятия. В состав сталеплавильного производства входят: копровый цех, два электросталеплавильных цеха и цех технологического автотранспорта. Прокатное производство представлено сортопрокатным цехом № 1, имеющим три разнопрофильных прокатных стана, сортопрокатным цехом №
ГЛАВА 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ОАО «БМЗ-УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ХОЛДИНГА «БМК»
Таким образом, при проведении анализа было выявлено, что наиболее привлекательной стратегией для предприятия будет являться устранение угроз со стороны внешней среды за счет улучшения позиций по слабым сторонам деятельности предприятия:
1) замена поставщика сырья для производства труб;
2) организация склада в России.
На данный момент у предприятия достаточно большие проблемы с поставщиком основного сырья для производства труб из углеродистой и низколегированной стали. На данный момент сырье закупается на Никополевском заводе Украины, однако его качество не соответствует требуемым стандартам, из-за чего БМЗ вынужден снижать рентабельность продукции, отвечать на рекламации потребителей, что приводит к снижению конкурентоспособности предприятия.
Так, например, в мае 2017 г. завод вынужден был отправить на переплавку в электропечь сразу 12 000 тонн готовой, забракованной трубной заготовки.
Всего же убытки предприятия в 2017 г., вызванные низким качеством труб составили:
- 37000 тонн труб, забракованных внутри предприятия;
- 24000 тонн труб вернули предприятию потребители, представив рекламации.
Себестоимость 1 тонны труб составляет 45 руб., цена за 1 тонну труб равна 56 руб.
Итого сумма убытков = 37000 × 45 + 24000 × 56 = 1 665 000 + 1 344 000= 3 009 000 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОАО «БМЗ-управляющая компания холдинга «БМК» — завод, относящийся к металлургической отрасли Беларуси, который можно классифицировать как современный мини-завод европейского уровня. Вот уже два десятилетия оно находится в числе авторитетных производителей металлопродукции. ОАО «БМЗ-управляющая компания холдинга «БМК» является национальным достоянием государства и внесено в государственный реестр предприятий республики с высокотехнологичным производством.
Анализ основных технико-экономических показателей деятельности ОАО «БМЗ-управляющая компания холдинга «БМК» в период 2015-2017 гг. показал, что ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК» в 2015-2017 гг. являлось финансово неустойчивым.
При проведении SWOT-анализа было выявлено, что наиболее привлекательной стратегией для предприятия будет являться устранение угроз со стороны внешней среды за счет улучшения позиций по слабым сторонам деятельности предприятия:
1. Замена поставщика сырья для производства труб;
2. Организация склада в России.
При выборе данной стратегии развития предприятие получит общий эффект в первый год реализации мероприятий в размере 2 396 040 руб. В том числе:
1) От замены поставщика сырья для производства труб (углеродистой стали) – 95 000 руб.;
2) От организации склада в России (в г. Орел) – 2 301 040 руб.
1. Абрютина, А.В. Экономический анализ торговой деятельности / А.В. Абрютина. – М, «Финансы и статистика. 2012. – 416с.
2. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учеб. для вузов / В.И. Стражев [и др.]; под ред. В.И. Стражева, Л.А. Богдановской. – Мн.: Выш. шк., 2008. – 527 с.
3. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов / Л.Л. Ермолович [и др.]; под общ. ред. Л.Л. Ермолович. – Мн.: Современная школа, 2006. – 736 с.
4. Афанасьев, М.П. Маркетинг: Стратегия и практика фирмы / М.П. Афанасьев. – М.: Финстатинформ, 2012. – 322с.
5. Бабосов, Е.М. Управление персоналом: Учебное пособие для вузов / Е.М. Бабосов, Э.Г. Вайнилович, Е.С. Бабосова. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – 288 с.
6. Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 5-е изд., стер. – М.: Магистр, 2014. – 576 с.
7. Гарифулин, А.Ф. Эффективное управление ассортиментом организации / А.Ф. Гарифулин / ПЭО. – 2015. - № 6.
8. Гордеев, Д. Управление ассортиментом в современных экономических условиях / Д. Гордеев / РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2015. – №2. – Ч.1. – С. 59-63.
9. Горфинкель, В.Я. Современный менеджмент: Учебник / В.Я. Горфинкель. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 299 с.
10. Ерохина, Л.И. Экономика предприятия (в сфере товарного обращения): Учебник / Л.И. Ерохина, Е.В. Башмачникова, Т.И. Марченко. – М.: КНОРУС, 2016. – 298 с.
11. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / А.Т. Зуб. – М.: Юрайт, 2013. – 375 c.
12. Кузнецов, Б.Т. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Б.Т. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 623 c.
13. Лапыгин, Ю.Н. Стратегический менеджмент / Ю.Н. Лапыгин. – М.: Эксмо, 2014. – 432 с.
14. Лисовский, П. Управленческие перспективы планирования ассортимента в розничной сети / П. Лисовский / Справочник экономиста. – 2013. – № 7. – С. 54- 66.
15. Орешенков, А.А. Маркетинговое управление предприятием / А.А. Орешенков. – Витебск: ВГТУ, 2005. – 100 с.
16. Парамонова, Т.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли: Учебное пособие / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк. – М.: КНОРУС, 2016. – 120
17. Прокина, М.В. Управление товарным ассортиментом компании / М.В. Прокина, К.А. Иванова, М.В. Семенова. – М.: [б.и.], 2011. – 147 с.
18. Синяева, И.М. Маркетинг в коммерции: Учебник / И.М. Синяева, С.В. Земляк, В.В. Синяев; под ред. Л.П. Дашкова. – М.: Дашков и К, 2007. – 548 с.
19. Смольский, А.П. Практический менеджмент: Инструменты, стратегия и тактика управления: Учебное пособие для вузов / А.П. Смольский. – Минск: Амалфея, 2016. – 444с.
20. Хотинская, Г.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов / Г.И. Хотинская, Т.В. Харитонова. – М.: Дело и Сервис, 2007. – 240 с.
21. Фомичев, А.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / А.Н. Фомичев. – М.: Дашков и К, 2016. – 468 c.
22. Шкардун, В.Д. Маркетинговые основы стратегического планирования. Теория, методология, практика / В.Д. Шкардун. – М.: Дело, 2007. – 376 с.
23. Шилков, В.И. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.И. Шилков. – М.: Форум, 2013. – 304 c.