ВВЕДЕНИЕ
1 Государственный долг: сущность и управление
1.1 Понятие и виды государственного долга
1.2 Способы управления государственным долгом
1.3 Причины возникновения и последствия государственного долга
2 Современное состояние государственного долга в Республике Беларусь
2.1 Сущность государственного долга в Республике Беларусь. Основные документы, регулирующие государственный долг в Республике Беларусь
3 Проблемы и пути совершенствования в управлении государственным долгом в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В любой стране будущее экономики, социальная стабильность и восстановление политической стабильности в большой степени зависит от правильного и успешного управления долгом государства.
Именно поэтому самой актуальной проблемой является управление государственной задолженностью такими финансовыми методами, которые могут позволить перейти к курсу сокращения долга и продолжить реформирование экономики.
Практически все страны, осуществляя различные преобразования в экономике, пользуются внешними источниками финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем.
Большая практическая значимость проведения всестороннего исследования государственного долга страны, недостаточная разработанность методики управления государственным долгом, в том числе финансовых методов урегулирования накопленной внешней задолженности применительно к условиям Российской Федерации, и испытываемый недостаток практических рекомендаций определили выбор и обусловили актуальность темы настоящей работы.
Проблема государственного долга зависит от величины накопленного долга. Начиная с некоторого уровня долгового бремени поддержание платежеспособности становится специальной задачей макроэкономической политики. Накопленный долг в соответствии с традиционным взглядом рассматривается как бремя для национальной экономики, которое приводит к сдерживанию экономического роста и снижению благосостояния. В этих условиях страна заинтересована в максимальном снижении долга, что может привести к невыполнению обязательств перед внешними или внутренними кредиторами. Однако по ряду причин государство, как правило, выплачивает долги, а не отказывается от них.
Актуальность темы настоящей курсовой работы обусловлена тем, что все больше в мире приобретают значение покрытие дефицита бюджета и снижение государственного долга как развитых, так и развивающихся стран.
Объектом исследования является государственный долг. Предметом исследования служит управление государственным долгом.
Целью курсовой работы является исследование сущности и управления государственным долгом Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и виды государственного долга;
- изучить способы управления государственным долгом;
- изучить причины возникновения и последствия государственного долга;
1 Государственный долг: сущность и управление
1.1 Понятие и виды государственного долга
Проблема долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.
Государственный долг представляет собой общую сумму задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами–резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определённую дату. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объём непогашенных государственных облигаций. В государственный долг в нашей стране входят также обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь [17, с. 209].
Государственный долг, таким образом, это показатель запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени в отличие от дефицита государственного бюджета, являющегося показателем потока, поскольку рассчитывается за определенный период времени (за год).
Причины возникновения государственного долга обусловлены, как правило, кризисными явлениями в экономике. Они определяются спадом производства, ростом предельных производственных издержек, неконтролируемой эмиссией национальных денежных единиц, ростом объёмов ВПК, ростом товарно–денежного оборота в теневой экономике, потерь, хищений и т.д. [10, с. 174].
Следует отметить, что государственный долг в различных странах растет различными темпами. Превышение государственного долга над ВВП более, чем в 2,5 раза, считается потенциально опасным для стабильности экономики, устойчивости денежного обращения. Более осторожной оценкой считается соотношение этих двух показателей как 0,6 : 1 [2, с. 268].
По абсолютной величине государственного долга невозможно определить его бремя для экономики. Для этого используется показатель отношения величины государственного долга к величине национального дохода или ВВП. Если темпы роста долга меньше, чем темпы роста ВВП (экономики), то долг не страшен. При низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.
2 Современное состояние государственного долга в Республике Беларусь
2.1 Сущность государственного долга в Республике Беларусь. Основные документы, регулирующие государственный долг в Республике Беларусь
Управление внешним государственным долгом в нашей стране реализуется в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008г. № 412-З [8], Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006г. № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» [14] и законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год [13].
Данными документами утверждаются понятие, состав государственного долга страны, порядок его обслуживания, сроки погашения.
Внутренний государственный долг Республики Беларусь фактически представляет собой общую сумму основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам на определенный момент времени.
Внешний государственный долг Республики Беларусь – общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени;
Государственный долг Республики Беларусь – общая сумма внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь на определенный момент времени.
Понятие «основной долг» можно определить, как, сумму займа (кредита), которая была фактически получена заемщиком, которая подлежащая возврату, однако на данный момент времени не возвращенная им. Общая сумма государственного долга является своеобразным показателем финансового положения государства. Чем выше объем государственного долга, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом (поскольку долг выплачивается за счет бюджетных средств). Чем выше доля государственного долга в валовом внутреннем продукте, тем глубже финансовый кризис в стране.
Причинами возникновения государственного долга обычно являются: нехватка финансовых ресурсов в национальной валюте из-за низкой эффективности народного хозяйства (низкой производительности труда, высокой себестоимости продукции, убыточной деятельности предприятий и т.п.); нехватка финансовых ресурсов в свободно конвертируемой валюте для расчетов с другими государствами и другое.
В Республике Беларусь государственный долг можно разделить на несколько видов долговых обязательств:
3 Проблемы и пути совершенствования в управлении государственным долгом в Республике Беларусь
Проблема государственного долга является на сегодняшний день очень актуальной, прежде всего для нашей страны. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно через финансовую систему государство образует централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций [17, c. 296].
Можно выделить следующие основные причины возникновения и нарастания государственного долга:
– дефицит государственного бюджета;
– макроэкономические диспропорции;
– «встроенные стабилизаторы» и цикличный характер развития экономики;
– неэффективная экономическая политика государства;
– завышенные государственные расходы;
– расширение программы социальных льгот, расходы на которые растут вместе с ростом численности соответствующих категорий населения;
– увеличение государственных расходов в военное время или в периоды других социальных конфликтов;
– нехватка финансовых ресурсов в национальной валюте из-за низкой эффективности народного хозяйства;
– неэффективная налоговая система.
Существуют как положительные, так и отрицательные социально-экономические последствия, связанные с государственным долгом. К положительным последствиям относятся:
– ускорение социально-экономического развития;
– перераспределение налогового бремени во времени;
- целесообразная организация сбережений и инвестирования хозяйствующими субъектами временно свободных денежных ресурсов;
– нормализация денежного обращения;
– способствование внешнеэкономической экспансии субъектов национальной экономики;
– укрепление международного сотрудничества и взаимопонимания.
Однако нельзя недооценивать и отрицательные последствия, вызванные государственным долгом:
– ограничение инвестиционных возможностей;
– рост процентной ставки, который приводит к снижению производительности труда, реальных доходов;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если говорить в общем, то под государственным долгом понимается вся совокупность долговых обязательств любого государства как перед внутригосударственными, так и иностранными физическими и юридическими лицами. Как было рассмотрено в работе, долг бывает внутренний и внешний, а также краткосрочный и долгосрочный.
Если государственный долг появился, то в случае его неэффективного обслуживания, он будет постоянно расти. Такая ситуация возникает, когда невыплаченные проценты по основному долгу приходится вновь относить на государственный долг, таким образом увеличивая общую сумму задолженности правительства.
К основным потенциальным или реально существующим угрозам национальной безопасности можно отнести:
– снижение уровня благосостояния и качества жизни населения;
– неспособность возвращать и обслуживать внешний и внутренний долг;
– рост безработицы, в том числе нерегистрируемой и скрытой;
Для финансирования государственного бюджета можно использовать внешние и внутренние источники финансирования. Государственный долг и дефицит бюджета, размер ВВП, находятся в тесной взаимосвязи.
Нет государства, у которого нет государственного долга.
Перед государством всегда стоит проблема поиска дополнительных источников средств, а также их эффективного и рационального распределения. Такими источниками для всех стран являются внутренние и внешние заимствования, образующие государственный долг.
Государственный долг является неотъемлемой частью современных торговых отношений между странами, необходимым звеном, поскольку его полное отсутствие указывает на отсутствие связей между государствами.
Возникновение государственного долга объясняется наличием ряда факторов, которые могут влиять на его формирование и развитие как индивидуально, так и сразу.
Из неэффективной макроэкономической политики, проводимой государством, следует проблема государственного долга.
Основные методы управления государственным долгом – это рефинансирование, аннулирование, реструктуризация, новация, конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения займа.
Совокупный государственный долг Республики Беларусь состоит из внешнего и внутреннего государственного долга. Все внешние займы в Республике Беларусь контролирует Министерство экономики. Оно разрабатывает критерии, пределы экономической безопасности, пути выхода из той или иной сложной ситуации.
1. Абрамчик Л. Я. Финансовое право Республики Беларусь. / Л. Я. Абрамчик. – Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2013. – 355 с.
2. Агапова С.Ф. «Макроэкономика»: учебное пособие переизд. / Т.А. Агапова, С.Ф. Саринена. – М. Юнити, 2013. – 416с.
3. Алексеенко, Т.С. Макроэкономика: Учебное пособие / Т.С. Алексиенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др. – Минск: Новое издание, 2012 – 326 с.
4. Алексеенко, Т. С. Проблемы государственного долга в Республике Беларусь / Т. С. Алексеенко, А. С. Щепило // Молодежь для науки и экономики: разработки и перспективы: сборник научных статей VI международного форума молодых ученых, Гомель – Новая Гута, 1–2 июня 2017 г. / Белкоопсоюз, Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации; под. науч. ред. А. П. Бобовича. – Гомель, 2017. – С. 194–197.
5. Аносова А.В. Макроэкономика: учебник для бакалавров/ А. В. Аносова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 521 с.
6. Базылев, Н. И. Экономическая теория: Пособие для аспирантов, преподавателей и стажёров / Н.И. Базылев, С.П. Гурко. – Минск: 2014 – 637 с.
7. Базылев, Н. И. Экономическая теория: Пособие для аспирантов, преподавателей и стажёров / Н.И. Базылев, С.П. Гурко. – Минск: 2015 – 637 с.
8. Бюджетный кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь, 23 июля 2008 г., № 2/1509 : Принят Палатой представителей 17 июня 2008 г. : Одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г. : В ред. Закона Респ. Беларусь от 31 декабря 2013 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
9. Жук И. Внешний долг Республики Беларусь: динамика и современное состояние / И. Жук // Банкаўскі веснік. – 2016. - №1. – С. 11-19.
10. Колпина, Л.Г. Финансы и кредит: учебник / Л.Г. Колпина. – Минск: Выш. шк., 2015. – 367 с.
11. Лобкович, Э.И. Экономическая теория: системный курс / Э.И. Лобковича. – Минск: ООО «Новое издание», 2013 – 664 с.
12. Лутохина, И.П. Макроэкономика: Социально ориентируемый подход: учебник / И. П. Лутохина – Минск:2003 – 365 с.
13. О республиканском бюджете на 2018 год / закон Республики Беларусь от 31 декабря 2017 г. № 86-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
14. Об утверждении Положения о внешних государственных займах и внешних займах, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь / указ президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 г. № 252 с изменениями и дополнениями от 29.05.2018, 1/17711, № 200 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
15. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь: аналитическое обозрение за январь 2017 года [Электронный ресурс] / Нац. банк Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
16. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2016/yd2016.pdf.
17. Плотницкий, М.И Макроэкономика: учебник / М.И. Плотницкого. – Минск: Новое издание, 2012. – 462 с.
18. Плотницкий, М.И. Курс экономической теории: учебник / М.И. Плотницкий. – Минск: «Интерпрессервис», 2013 – 497 с.
19. Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: Учебное пособие / Т.В. Сорокина. – 2-е изд., перераб. – Минск: БГЭУ, 2014. – 289 с.
20. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: учебник. – 6-е изд., испр. и доп. / Л.С.Тарасевич. – М.: Высшее образование, 2012. – 654 с.
21. Финансы Республики Беларусь: статистический сборник / Национальный статистический комитет Респ. Беларусь. – Минск, 2016. – 582 с.
22. Шимов, В.Н. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учебное пособие / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др.;– Минск: БГЭУ, 2015 – 512 с.
23. Экономическая теория: курс интенсив. подгот. / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – 3-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 400 с.