Введение
1 Экономическая сущность, задачи и роль инвентаризации в обеспечении сохранности активов торговой организации
1.1 Сущность, значение и организация инвентаризационной работы, необходимость ее контроля. Правовые проблемы проведения инвентаризации
1.2 Роль учета и контроля в обеспечении сохранности активов
1.3 Краткая экономическая характеристика Петриковского райпо
2 Действующая методика и практика организации, проведения и выявления результатов инвентаризации, пути повышения ее результативности
2.1 Организация, порядок проведения и документального оформления результатов инвентаризации активов
2.2 Выявление, рассмотрение и утверждение результатов инвентаризации активов, их влияние на доходы и расходы организации
2.3 Бухгалтерский учет результатов инвентаризации активов. Пути совершенствования инвентаризационной работы, повышения ее результативности в условиях использования современных программных продуктов
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Для реального представления финансового положения дел организации, независимо от формы собственности, необходимо иметь достоверные данные обо всем имуществе, находящем-ся в распоряжении данной организации. Фактические остатки имущества сверяются с данными бухгалтерского учета. Такой процесс проверки имущества и обязательств называется инвентаризацией.
Инвентаризация – неотъемлемая часть внутреннего контроля деятельности предприятия. Когда-то это был единственный учетный прием. Со временем ее роль изменилась, но исчезнуть она не могла. В наше время инвентаризация уже не слово, а элемент метода бухгалтерского учета. Это его старейший метод. Любая учетная работа начинается с инвентаризации, то есть с описи имущества.
К основным целям инвентаризации относятся выявление фактического наличия имущества и обязательств, сопоставление их фактического наличия с данными бухгалтерского учета, документальное подтверждение наличия имущества и обязательств, определение их состояния и оценка.
Инвентаризация – один из самых популярных методов внутреннего контроля, который позволяет получить точную информацию о наличии имущества хозяйствующего субъекта и ориентировочную информацию о его состоянии и стоимости.
Инвентаризация имущества и обязательств организации является не только способом обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, но и одним из действенных инструментов повышения эффективности управления его финансово-хозяйственной деятельностью.
Формирование рыночных экономических отношений повышает потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности субъектов хозяйствования. Чтобы реально представлять финансовое положение организации независимо от формы собственности, необходимо иметь достоверные данные обо всем имуществе, находящемся в распоряжении дан-ной организации: о его объеме, состоянии, правильности его оценки. Особая роль в повышении эффективности хозяйствования, рациональном и эконом-ном использовании сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов, обеспечении сохранности собственности, укреплении дисциплины принадлежит инвентаризации.
Организации и предприятия торговли имеют убытки по причине недостач и хищений, краж и потерь. С учётом этого, значительно возрастает роль изучения причин и условий, влияющих на сохранность собственности, раз-работки действенных мероприятий, направленных на устранение или же предупреждение тех обстоятельств, которые способствуют негативным изменениям в системе торговли. Выборочные инвентаризации и контрольные проверки в течение года дисциплинируют работников организации, позволяют своевременно вскрывать нарушения, злоупотребления и факты хищений, содействуют сохранности имущества организации.
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И РОЛЬ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОХРАННОСТИ АКТИВОВ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность, значение и организация инвентаризационной работы, необходимость ее контроля. Правовые проблемы проведения инвентаризации
Важным этапом подготовки к успешному составлению годовой бухгалтерской отчетности за год является своевременное и качественное проведение инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, другого имущества, денежных средств и прочих финансовых активов и финансовых обязательств организации.
Сам термин инвентаризация трактуется по-разному. Можно выделить несколько понятий инвентаризации.
Инвентаризация – это периодическая проверка в натуре и состояния описей наличия и состояния материальных ресурсов, денежных средств и расчетов [5, с.116].
Инвентаризация – это документы, оформленные в соответствии с
предъявленными к ним требованиями, обеспечивают систематический контроль за состоянием и изменением хозяйственных средств (активов) и источников их формирования [9, с. 447].
Инвентаризация – установление на определенную дату фактических средств в натуральном и денежном выражении и источников их образования путем непосредственного пересчета (снятия остатков) инвентаризуемого объекта в натуре и сличения фактических остатков с данными бухгалтерского учета [7, с. 4].
Инвентаризация имущества и финансовых обязательств – это проверка и документальное подтверждение фактического наличия средств (активов) и их источников (пассивов), выявленные отклонения от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета [17, с. 51].
Инвентаризация – прием, который позволяет получить точную информацию о наличии имущества экономического субъекта и получить ориентировочную информацию о состоянии и стоимости такого имущества. Инвентаризации подлежит имущество клиента и его финансовые обязательства. В ходе аудиторской проверки аудиторы могут наблюдать за процессом проведения инвентаризации. Такое наблюдение может помочь аудиторской организации правильно оценить надежность системы бухгалтерского учета и действенность системы внутреннего контроля [26, с. 66].
2 ДЕЙСТВУЮЩАЯ МЕТОДИКА И ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОВЕДЕНИЯ И ВЫЯВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ, ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
2.1 Организация, порядок проведения и документального оформления результатов инвентаризации активов
Организация инвентаризации активов в Петриковском райпо осуществляется в соответствии с главой 2 «Организация проведения инвентаризации» инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (в ред. от 22.04.2010 г. № 50) [25].
Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, сроки их проведения, перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т. д.) закреплен в учетной политике Петриковского райпо (п.4 ст.9 Закона № 57-З).
Учетной политикой Петриковского райпо (Приложение Д) определено, что инвентаризацию имущества и финансовых обязательств райпо производить в соответствии с:
Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 12.07.2013 года № 57-З;
инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденную постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 г. №180;
методическими рекомендациями о проведении инвентаризации активов и обязательств в организациях потребительской кооперации, утвержден-ной постановлением Белкоопсоюза 18 октября 2013 года № 258.
Этапы организации инвентаризации в Петриковском райпо отражены в таблице 2.1. [...]
1. Анищенко, Н. И. Результаты инвентаризации необходимо правильно отразить в бухучете / Н.И. Анищенко // Главный бухгалтер. – 2016. – № 44 (ноябрь). – С. 91–97.
2. Анищенко, Н. И. Этапы подготовительной работы, предшествующие составлению бухгалтерской отчетности / Н.И. Анищенко // Главный бухгалтер. – 2017. – № 47. – С. 49–54.
3. Богданова, Л. Проведение инвентаризации накануне пересчета стоимости активов / Л. Богданова // Налоговый вестник. – 2016. – № 10. – С. 52–58.
4. Борисенко, Н. Проводим годовую инвентаризацию / Н. Борисенко // Налоговый вестник. – 2016. – № 20. – С. 44–60.
5. Бухгалтерский и налоговый учет, финансовый анализ и контроль: учеб. пособие / О. А. Левкович [и др]. – Минск: Амалфея, 2012. – 728 с.
6. Бухгалтерский учет : учеб. для вузов / П.Г. Пономаренко [и др.]; под ред. П.Г. Пономаренко. – Минск : Выш. шк., 2013. – 543 с.
7. Горкун, О. Отражение результатов инвентаризации / О. Горкун // Моя бухгалтерия. Все для годового отчета. – 2018. – № 1. – С. 55–65.
8. Горошко, Е. А. Инвентаризация – 2017: подводим итоги года / Е. А. Горошко // Планово–экономический отдел. – 2017. – № 12. – С. 38–49.
9. Дердюк, В. А. Необходимость проведения инвентаризации в современных организациях как показатель сохранности имущества / В.А. Дердюк // Молодой ученый. – 2016. – №2. – С. 474–476
10. Журко, В. Ф. Инвентаризация как метод контроля / В. Ф. Журко, Н. М. Бобошко // Бухгалтерский учет. – 2013. – № 2. – С. 86–88.
11. Журко, В. Ф. Способы проверки хозяйственных операций / В. Ф. Журко, Н. М. Бобошко // Бухгалтерский учет. – 2016. – № 7. – С. 93–95.
12. Заянчковская, И. Инвентаризация активов / И. Заянчковская // Моя бухгалтерия. – 2017. – № 12. – С. 23–32.
13. Криваль, А. Роль внутреннего аудита в деятельности компании / А. Криваль // Финансовый директор. – 2017. – № 2. – С. 70–74.
14. Кухальская, Т. В. Корреспонденция счетов по учету инвентаризации / Т.В. Кухальская // Моя бухгалтерия. – 2016. – № 21. – С. 14–17.
15. Лебедева, В. И. Документальное оформление товарных потерь / В. И. Лебедева // Бухгалтерский учет. – 2015. – № 11. – С. 52–57.
16. Лемеш, В. Н. Инвентаризация имущества организации / В.Н. Лемеш // Финансы, учет, аудит. – 2015. – № 11. – С. 57–62.
17. Лемеш, В. Н. Инвентаризация: современная история, состояние и перспективы развития / В. Н. Лемеш // Бухгалтерский учет и анализ. – 2013. – № 1. – С. 51–53.
18. Лемеш, В. Типичные ошибки при инвентаризации / В.Н. Лемеш // Налоговый вестник. – 2015. – № 24. – С. 67–74.
19. Методические рекомендации о порядке проведения инвентаризации активов и обязательств в организациях потребительской кооперации : постановление от 18.10.2013, № 258 / РБ, Белкоопсоюз. – Минск : Белкоопсоюз, 2013. –128 с.
20. О бухгалтерском учете и отчетности : Закон Респ. Беларусь, 12 июл. 2013 № 57–З (в ред. Закона от 4 июня 2015 г. № 268–З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр. – Минск, 2018.
21. Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования : постановление Совета министров Респ. Беларусь от 12 дек. 2011 г. № 1672 // Консультант Плюс : Беларусь Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
22. Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета»: Постановление Министерства финансов Респ. Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50 (в ред. Постановления от 30 июня 2014 г. № 46) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр. – Минск, 2018.
23. Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету доходов и рас-ходов: постановление Министерства финансов Респ. Беларусь от 30 сент. 2011 г. № 102 (в ред. от 31.12.2013 г. № 96) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр. – Минск, 2018.
24. Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету запасов: по-становление Министерства финансов Респ. Беларусь от 12 ноября 2010 г. № 133 (в ред. от 30 апреля 2012 г. № 26) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр. – Минск, 2018.
25. Об утверждении инструкции по инвентаризации активов и обязательств: Постановление Министерства финансов Респ. Беларусь от 30 ноября 200 7г. № 180 (в ред. от 22 апреля 2010 г. № 50) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
26. Раковец, В. В. Вопросы на одну тему: инвентаризация / В.В. Раковец // Финансы, учет, аудит. – 2018. – № 1. – С. 66–72.
27. Турищева, Т. Б. Совершенствование внутреннего контроля в розничной торговле с использованием независимой инвентаризации / Т. Б. Турищева // Аудитор. – 2013. – № 5. – С. 26–31.
28. Чернюк, А. А. Учет результатов инвентаризации активов и обязательств / А.А. Чернюк // Финансы, учет, аудит. – 2018. – № 1. – С. 55–61.