ВВЕДЕНИЕ
Все большую актуальность в условиях глобализации национальных экономик и демографического кризиса в мире обретает вопрос о трудовых ресурсах. Ситуация на рынках труда как развитых стран, так и стран с трансформационной экономикой на сегодняшний день складывается непросто, поэтому проблема обеспечения рабочей силой требует к себе особого внимания, т.к. количественные и качественные ограничения по труду являются значимой преградой для ускорения экономического роста. принимая во внимание это, одним из ключевых факторов в росте ВВП может стать рост производительности труда либо увеличение численности занятого населения. но для увеличения производительности труда требуется повышение капиталовооруженности труда, а значит дополнительных инвестиций.
В условиях рыночной экономики достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы лишь с поддержкой рыночных механизмов, через рынок труда и конкуренцию, невозможно. Сами по себе рыночные механизмы не могут обеспечить образование рациональной структуры занятости, удерживание безработицы в пределах допустимого уровня. Административные формы и методы регулирования социально-трудовой сферы стали неадекватными формированию рыночных отношений, которые находятся на уровне становления. В условиях, когда еще не функционируют многие рыночные регуляторы, значимая роль в обеспечении занятости относится государству.
На сегодняшний день сформировались два вида участия государства в формировании политики занятости. Первый – малозначительное участие государственных органов в регулировке, при котором они берут на себя только те функции, которые не в состоянии исполнить рыночные механизмы. Второй – активное вмешательство государства в сферу управления занятостью населения. На этапе переходного к рынку периода при неимении эффективных рыночных механизмов политика занятости обязана выстраиваться по второму принципу, что определяет потребность увеличения регулирующей функции государства.
Государственная политика занятости населения должна быть сориентирована на побуждение создания новых рабочих мест в передовых отраслях экономики, обеспечение равноправных и благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, увеличение регулирующей роли предпринимательской деятельности, создание непрерывной системы профориентации, подготовки и повышения квалификации кадров, адаптированной к нуждам рыночной экономики.
ГЛАВА 1 БЕЗРАБОТИЦА: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
1.1 Сущность безработицы и причины ее возникновения
Безработица – явление в экономике, при котором часть трудоспособного населения, желающая работать на условиях трудового, гражданско-правового договоров или заниматься предпринимательской деятельностью, деятельностью по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельностью, не может использовать свою рабочую силу. С точки зрения макроэкономики безработица отображает количественное и качественное расхождение на рынке труда между сравнительно большим предложением рабочей силы и спросом на нее; это всегда недoиспользовaние трудового потенциала общества, совместной рабочей силы как условия производства.
Согласно Закону «О занятости населения Республики Беларусь», безработный – это трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, который зарегистрирован в комитете по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлении (отделе) по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней. Безработица ставит людей в неординарные условия, она не только деформирует сложившуюся экономическую ситуацию, усугубляет финансовое положение, лишает способности вести привычный образ жизни.
Для человека получение работы является одной из главных целей жизни. Когда человек имеет работу, он имеет стабильные доходы, его уровень жизнь достаточно высок. Занятость дает обществу возможности для развития личности, для достижения экономического роста. Основную часть экономически активного населения составляют лица, занятые в экономике. Полная и эффективная политика занятости содействует росту эффективности труда, получению доходов, повышению уровня жизни, социально-экономической стабильности в обществе. Безработица же сдерживает рост оплаты труда, снижает уровень жизни населения. В Законе «О занятости населения Республики Беларусь» безработица характеризуется как явление в экономике, при котором часть трудоспособного населения, желающая работать на условиях трудового, гражданско-правового договоров или заниматься предпринимательской деятельностью, деятельностью по оказанию услуг в
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ОФИЦИАЛЬНОЙ И СКРЫТОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ состояния и динамики безработицы в Республике Беларусь
Занятость населения и безработица являются одними из ключевых параметров макроэкономического развития. В соответствии с Законом «О занятости населения Республики Беларусь» занятость – деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу.
Рынок труда Республики Беларусь характеризуется снижением спроса на рабочую силу, увеличением обращений в службу занятости за содействием в трудоустройстве, ростом регистрации безработных и напряженности на рынке труда, существуют значительные территориальные и межрегиональные диспропорции в распределении трудовых ресурсов, а также избыток одних профессий и дефицит других.
По сравнению с 2012 г. в 2015 г. численность занятых уменьшилась на 1403,9 тыс. человек. Коэффициент замещения работников в 2014 году составил 0,922, а в первом полугодии 2015 г. – 0,901. Рынок труда Беларуси ориентирован на рабочие профессии, которые составляют 57,5 процента от общего количества заявленных нанимателями вакансий. Увеличивается численность работников, с неполной рабочей неделей (в 2015 году составила 131,6 тыс. человек, что в 3 раза больше 2014 г.).
В 2015 г. численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, составила 112,2 тыс. человек, что в 1,9 раза больше, чем в 2014 г. (59 тыс. человек). С августа 2014 г. наблюдается уменьшение численности работников, принятых на работу.
В Республике Беларусь один из самых низких уровень регистрируемой безработицы. Однако уровень безработицы вырос до 1% в 2015 году. На протяжении последних трех лет он был равен 0,5% (таблица 2.1).
Весьма остро стоит проблема безработицы среди молодежи, многие представители которой из-за отсутствия опыта практической работы, а в ряде случаев и квалификации, неконкурентоспособны на рынке труда. На протяжении последних четырех лет большую часть среди безработных занимают лица с общим средним образование – 31-36%.
ГЛАВА 3 ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь
Составной частью экономической политики является государственная политика занятости. Государственная политика занятости представляет собой систему мер и принципов, направленных на содействие свободно избираемой занятости населения и предотвращение безработицы. На основе общих принципов государственного регулирования занятости разработана и одобрена правительством Республики Беларусь Программа занятости населения. Главной целью этой программы принято считать обеспечение содействия рациональной, свободно избранной занятости граждан Республики Беларусь.
Осуществление этих целей преследует решение таких задач как:
- материальная помощь в трудоустройстве граждан и незанятого населения;
- профессиональная подготовка и повышение квалификации незанятого населения;
- создание рабочих мест для неконкурентоспособных граждан;
- содействие предпринимательству как источникам создания новых мест;
- развитие республиканской службы занятости.
Основные цели политики занятости исходят из реальных явлений, которые происходят в области занятости населения Республики Беларусь. Поэтому Программой предусмотрено:
- оказание помощи в трудоустройстве;
- материальная помощь незанятым;
- повышение квалификации с выплатой стипендий.
Государство в области содействия занятости населения гарантирует гражданам:
- право на выбор профессии, рода занятий и работы;
- охрану труда, в том числе на здоровые и безопасные условия труда, правовую защиту от необоснованных увольнения или отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством о труде;
- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой с учетом общественных потребностей.
Государство гарантирует безработным:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Безработица − наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу.
С точки зрения макроэкономики безработица отражает количественное и качественное несоответствие на рынке труда между относительно большим предложением рабочей силы и спросом на нее; это всегда недoиспользовaние трудового потенциала общества, совокупной рабочей силы как фактора производства.
Согласно Закону РБ «О занятости населения Республики Беларусь», безработный – это трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, который зарегистрирован в комитете по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлении (отделе) по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней.
По характеру проявления и причинам, вызывающим безработицу, она делится на несколько видов. Общепринятая в мире классификация безработицы включает три основных вида (типа): фрикционную, структурную и циклическую.
В экономической теории используется два показателя, которые могут показать объективную картину экономической нестабильности на рынке труда. Это уровень безработицы и ее продолжительность.
В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствии с Законом «О занятости населения Республики Беларусь». Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:
- обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам;
- предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
- поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
- обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
- принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью и др.
За анализируемый период численность экономически активного населения снижается, так в 2015 г. по сравнению с 2013 г. снижение составило на 1,4%, а по сравнению с 2014 г. на 0,8%. А вот численность безработных
1 Алексеенко, Т. С. Рынок труда: особенности регулирования молодежной безработицы в национальной экономике Республики Беларусь / Т. С. Алексеенко, А. И. Фалевич // Современные тенденции развивающегося общества: проблемы экономики, права, экологии: (сборник научных статей) / Московский филиал Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, Белорусский торгового экономический университет потребительской кооперации; [под ред. П. Г. Ахраменко]. – М.; Гомель, 2014. – С. 10-17.
2 Андрияшко, М. В. Направления программы демографической безопасности 2016-2020 / М.В. Андрияшко // Юстиция Беларуси. – 2015. – № 11. – С. 25-30.
3 Аскерко, А. Поиск работы во время кризиса / А. Аскерко // Кадровик. Управление персоналом. – 2016. – № 6. – С. 58-64.
4 Бузуверова, О. М. Формирование и использование трудового потенциала Республики Беларусь / О. М. Бузуверова // Потребительская кооперация. – 2013. – № 4. – С. 61-8.
5 Вакуленко, Е. С. Взаимосвязь ВВП, безработицы и занятости: углубленный анализ закона Оукена для России / Е. Вакуленко, Е. Гурвич // Вопросы экономики. – 2015. – № 3. – С. 5-27.
6 Ганаго, А. Рынок труда: стабильный или закостеневший? / А. Ганаго // Экономическая газета. – 2015. – 27 февраля (№ 15). – С. 4.
7 Дроздов, А. Лик безработицы / А. Дроздов // Беларуская думка. – 2016. – № 1. – С. 40-47.
8 Ермак, Д. Работы стало меньше, безработных – больше / Д. Ермак // Финансы, учет, аудит. – 2015. – № 5. – С. 10-14.
9 Кривошей, В. А. Основные тенденции динамики численности и состава занятого населения / В. А. Кривошей // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. – 2014. – № 5. – С. 32-36.
10 Куропатенкова, И. Н. Организация социальной защиты от безработицы / И. Н. Куропатенкова, Н. В. Манцурова // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2015. – № 3. – С. 26-31.
11 Марков, А. С. Изменения в законодательстве о занятости населения / А.С. Марков // Юридический мир. – 2016. – № 9. – С. 22-29.
12 Мулярчик, Н. Состояние рынка труда молодежи стран ЕАЭС / Н. Мулярчик // Наука и инновации. – 2016. – № 8. – С. 61-63.
13 О предупреждении социального иждивенчества // Кадровая служба. – 2015. – № 4. – С. 14-25.
14 О предупреждении социального иждивенчества: Декрет Президента Республики Беларусь, 2 апреля 2015 г., №3 // Консультант Плюс – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016. – Дата доступа: 12.11.2016.
15 Официальная статистика Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// belstat.gov.by/ ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/naselenie/trud/. – Дата доступа: 02.11.2016.
16 Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/sostojanie. Дата доступа: 15.11.2016.
17 Плотницкий, М.И. Курс экономической теории /Плотницкий М.И. – Минск: Мисанта, 2003. – 496 с.
18 Токун, О. Государственная программа содействия занятости населения. Что необходимо знать нанимателю / О. Токун // Главный экономист. – 2014. – № 5. – С. 14-16.
19 Токун, О. Изменения в Законе «О занятости населения Республики Беларусь» / О. Токун // Главный экономист. – 2016. – № 8. – С. 18-21.
20 Токун, О. Что изменится в Законе «О занятости населения Республики Беларусь» / О. Токун // Главный экономист. – 2016. – № 3. – С. 17-20.
21 Утверждена Государственная программа содействия занятости населения Беларуси на 2015 год / [по материалам сайта БелТА] // Главный экономист. – 2015. – № 3. – С. 16-19.
22 Фомин, И. Прогноз от Nordea по странам Балтии до 2018 года / И. Фомин // Финансовый директор. – 2016. – № 9. – С. 19.
23 Щеткина, М. А. Гибкие механизмы содействия занятости и социальной защиты на рынке труда / М. А. Щеткина // Проблемы управления. – 2015. – № 3. – С. 16-23.