Введение
1 Суть и инструменты денежно-кредитной политики
1.1 Понятие денежно-кредитной политики и ее эффективность
1.2 Основные и дополнительные инструменты денежно-кредитной политики
2 Каналы влияния денежно-кредитной политики на национальную экономику
3 Влияние денежно-кредитной политики на экономику Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день каждое государство в сфере экономики стремится достигнуть внешнеэкономического баланса, то есть достичь высокого уровня занятости населения, стабильного экономического роста, социально-экономического развития государства в целом.
В качестве главного средства для достижения балансирования экономического равновесия служит денежно-кредитная политика.
Исходя из этого, следует отметить актуальность рассматриваемой темы, потому что данная проблема считается для экономики Республики Беларусь достаточно важной. Так как реализация многочисленных программ экономического и социального развития страны, социальная защита населения, урегулирование различных экономических процессов зависит в основном от проведения центральным банком денежно-кредитной политики и от эффективности его деятельности в целом.
Цель данной работы – изучение денежно-кредитной политики государства и ее влияние на экономику страны.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие денежно-кредитной политики и ее эффективность;
- изучить основные и дополнительные инструменты денежно-кредитной политики;
- каналы влияния денежно-кредитной политики на национальную экономику.
Для решения поставленных задач при подготовке курсовой работы были использованы нормативные акты Республики Беларусь, учебные материалы, научная литература, материалы периодических изданий, официальные документы по итогам развития денежно-кредитной политики.
1 Суть и инструменты денежно-кредитной политики
1.1 Понятие денежно-кредитной политики и ее эффективность
В XVIII веке Адам Смит полагал, что экономика станет управлять собою самостоятельно, без вмешательства государства, в том случае если "невидимая рука" личной выгоды станет направлять ее. В этой концепции роль "ночного сторожа" отводилась государству. С тех пор почти все поменялось и в настоящий период времени не только политики, однако и значительная часть экономистов предполагают, то, что государство должно быть активным участником, регулирующим экономическую деятельность страны.
Выделяют три метода государственного влияния на экономику: прямое вмешательство (например, регулирование цен и доходов); фискальная политика; денежно-кредитная политика. Как показал опыт, ни одной из стран, пробовавших реализовать напрямую политику прямого вмешательства государства, никак не удалось достичь долговременных результатов. Поэтому наряду с этим с помощью фискальной и денежно-кредитной политики проводиться государственное регулирование в рыночных экономиках.
Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, осуществляемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики.
Важнейшей целью денежно-кредитной политики считается влияние на процессы денежного обращения и кредита, с целью урегулирования экономической деятельности. В этом случае государство в то же время осуществляет свое регулирующее воздействие на распределение и эффективное использование хозяйственных ресурсов. Денежно-кредитная политика предназначена в качестве средства балансирования экономического равновесия.
Основной задачей денежно-кредитной политики является то, что изменения в денежном предложении должны отвечать основным целям экономического развития: увеличению деловой активности, снижению инфляции и поддержанию платежного баланса.
Денежно-кредитная политика предполагает регулирование центральным банком деятельности коммерческих банков, которая сформирована на так называемых «частичных резервах». Банк обязан обладать резервным счетом в центральном банке, при этом его размер обуславливается резервной нормой, устанавливаемой центральным банком. Данная норма рассчитывается как доля от общего размера вкладов.
2 Каналы влияния денежно-кредитной политики на национальную экономику
Механизм влияния изменения предложения денег на экономику называется механизмом денежной трансмиссии или денежным передаточным механизмом. Он показывает, как изменения на денежном рынке оказывают большое влияние на изменения на рынке товаров и услуг. Связующим звеном между денежным и товарным рынками считается ставка процента.
Так как равновесная ставка процента создается на денежном рынке по соотношению спроса и предложения денег, то изменяя предложение денег, центральный банк способен воздействовать на ставку процента. Взаимозависимость между ставкой процента и предложением денег обратная.
Являясь ценой заемных средств, ставка процента оказывает большое влияние на инвестиционные затраты компаний. Чем выше ставка процента, тем меньше кредитов берут фирмы и тем меньше величина совокупных инвестиционных расходов, а по этой причине меньше совокупный спрос и, следовательно, объем выпуска.
Во время финансового расцвета («перегрева») центральный банк осуществляет политику, которая направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией. Она называется политикой «дорогих» денег и соответствует сдерживающей монетарной политике.
Структура трансмиссионного механизма заключается из цепочек макроэкономических переменных, согласно каким передаются изменения в денежно-кредитной политике, и зависит от определенных условий, особенностей поведения экономических субъектов, структуры финансовой системы страны и методов денежно-кредитной политики.
Существуют абстрактные расхождения среди кейнсианцами и монетаристами относительно трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.
Кейнсианский подход руководствуется тем, что общий спрос на деньги изменяется обратно пропорционально процентной ставке. Основным ориентиром в данном подходе выступает процентная ставка. Изменение денежного предложения приводит к новому равновесию на денежном рынке и гарантирует нужный уровень процентной ставки. Ставка процента устанавливает объем инвестиционных затрат в экономике, а, следовательно, размер национального производства и степень занятости. С целью укрепления стабильности следует поддерживать конкретный уровень процентной ставки, а для обеспечения экономического роста следует «вливанием» денежной массы обеспечивать снижение процентной ставки.
3 Влияние денежно-кредитной политики на экономику Республики Беларусь
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь является неотъемлемой частью экономической политики государства, осуществляется Национальным Банком Республики Беларусь, который с 1992 года, проводит независимую политику денежного и валютного регулирования и контроля на территории страны.
Характерной чертой денежно-кредитной политики Республики Беларусь несколько последних лет была направленность на преодоление негативных явлений и стабилизацию национальных денежных единиц. Это нашло собственное отображение в значимом изменении обменного курса, что взаимосвязано с положительной динамикой макроэкономических показателей. Совместно с этим, несмотря на определенные успехи, в денежно-кредитной сфере существуют проблемы, которые снижают результативность регулирования денежно-кредитного рынка. Из числа наиболее важных аспектов денежно-кредитной политики, которым целесообразно уделять особое внимание при разработке стратегии и тактики действий Национального банка можно выделить повышение эффективности осуществляемых банковским сектором функций по обслуживанию реального сектора экономики, аккумулированию денежных средств населения, предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции. Проблема адекватной оценки спроса на деньги и реакция Национального банка на прогнозируемые изменения на рынке, которые, в свою очередь, в большей мере обусловлены недостаточным изучением трансмиссионного механизма и качеством макроэкономических прогнозов, на базе которых определяются основные целевые монетарные ориентиры. Условия поддержания внешней и внутренней стабильности национальной валюты.
В последнее время в Республике Беларусь обострилась проблема нехватки наличных и безналичных денежных средств. Дефицит денежной массы в обращении и устойчиво высокие расходы государства приводят к росту доли денежных ресурсов страны, направляемых на покрытие расходов бюджета.
Выполняя расчетно-кассовые операции, банки Республики Беларусь регулируют объем наличной денежной массы и ее обращение. В условиях ограниченности ресурсов, многие коммерческие банки не могут в полном объеме выполнять наличное и безналичное обслуживание населения и юридических лиц, что приводит к потере выгоды по данным операциям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе были рассмотрены основные цели государства в области экономики, которые обеспечивают устойчивый экономический рост, высокий уровень занятости, стабильность внутренних цен, а также баланс между внешнеэкономическим равновесии. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики. Составной частью этой политики является кредитная политика государства. Вырабатывая и реализуя кредитную политику, государство определяет не только цели такой политики, но и устанавливает орган, ответственный за проведение в жизнь этих целей. Как правило, таким органом является Центральный банк. Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы:
1. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Существуют конечные цели денежно-кредитной политики: высокий уровень занятости, экономический рост, стабильность цен, стабильность процентных ставок, стабильность финансовых рынков и стабильность валютного рынка.
2. Инструменты денежно-кредитной политики непосредственно влияют на операционные цели, которые в свою очередь воздействуют на промежуточные цели, позволяющие достичь конечной цели. Ввиду того, что денежные агрегаты и процентные ставки как промежуточные цели несовместимы, центральный банк вынужден выбирать между ними, основываясь на трех критериях: измеримость, управляемость, предсказуемость влияния на целевые переменные. Однако, эти критерии не позволяют установить, какой из наборов переменных предпочтительнее других.
1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина; под общ. ред. проф. А.В. Сидоровича. 8-е изд. М.: Дело и Сервис, 2007. – 448 с.
2. Базылев, Н.И. Макроэкономика / Н.И. Базылев. Минск: Соврем. шк., 2007. – 288 с.
3. Бичанин, В.В. Макроэкономика: учеб.-метод. комплекс для студентов экон. спец. дневной и заочной форм обучения / В.В. Бичанин, О.С. Шевченко; под общ. ред. В.В. Бичанина. – Новополоцк: ПГУ, 2008. – 292 с.
4. Бродский, Б.Е. Лекции по макроэкономике переходного периода [Текст]: учеб. пособие для вузов / Б. Е. Бродский; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. дом ГУВШЭ, 2005. – 224 с.
5. Вечканов, Г. С. Макроэкономика / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.
6. Грекова, С. Е. Денежно-кредитная политика: цель определяет средства / С. Е. Грекова // Журнал «Налоги Беларуси». – 2018. - № 3. – С. 14 16.
7. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: учебник / С.Н. Ивашковский. 2-е изд. М.: Дело, 2002. – 472 с.
8. Лемешевский, И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория): учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / И.М. Лемешевский. – Минск: ООО «ФУАинформ», 2004. – Ч.3. – 576 с.
9. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник для студентов / Э. А. Лутохина [и др.]; под ред. Э. А. Лутохиной – Минск: ИВЦ Минфина, 2005. – 400 с.
10. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь [и др.]. 2-е изд. Минск: БГЭУ, 2009. – 415 с.
11. Макроэкономика: учеб. пособие / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский [и др.]; под общ. ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. – Мн: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2006. – 340 с.
12. Марыганова, Е.А. Макроэкономика: учебно-методический комплекс. – М.: 2008. – 286 с.
13. Мета-, мега-, макроэкономика / П. Г. Никитенко, Э. А. Лутохина, В. В. Козловский и др.; Под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Э. А. Лутохиной. – Мн.: НО ООО «БИП-С», 2003. – 270 с.
14. Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2018 год: Указ Президента Республики Беларусь, 31 дек. 2017 г., № 470 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
15. Селищев, А.С. Макроэкономика / А.С. Селищев. 3-е изд. СПб.: Питер Ком, 2005. – 448 с.
16. Смирнов, А. Д. Лекции по макроэкономическому моделированию : учеб. пособие для вузов / А. Д. Смирнов. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 351 с.
17. Туманова, Е. А. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода: учебник / Е. А. Туманова, Н. Л. Шагас. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 400 с.
18. Фомишин, С. В. Международные экономические отношения: курс лекций / С. В. Фомишин. – М.: ЮРКНИГА, 2004. – 352 с.
19. Шараев, Ю. В. Теория экономического роста [Текст]: учеб. Пособие для вузов / Ю. В. Шараев; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2006. – 254 с.