ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. УСЛОВИЯ И ПРИНЦИПЫ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОМУ ВЕДЕНИЮ ХОЗЯЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
РАЗДЕЛ 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР
РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Государство, его институты и структуры выступают важной роли в экономике любой страны. Одним из базисных вопросов считается баланс рыночных и государственных регуляторов. Мировое экономическое развитие в XX веке, указывает о чередовании этапов обострения рыночного и государственного регулирования. Поэтому, в экономической теории и политике доминировала концепция обострения роли государства в экономике, то концепция безграничных потенциалов рыночных регуляторов народнохозяйственного развития экономические теории, которые стали наиболее авторитетными в 80-90-е годы XX века. Относительно бывшего СССР и многих социалистических стран, то государство предопределяло почти, что все социально-экономические процессы через разработку и реализацию политических планов, использование административно-командных способов управления.
На современном этапе в подавляющем большинстве стран с возрастает регулятивная роль государства по взаимоотношению, как к государственному, так и к частному секторам экономики.
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время имеются противоречия в существующей системе рыночной экономики. Сегодня рыночные механизмы саморегулирования делаются ведущими факторами непостоянности уже в мировом масштабе.
РАЗДЕЛ 1. УСЛОВИЯ И ПРИНЦИПЫ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОМУ ВЕДЕНИЮ ХОЗЯЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Устойчивое развитие экономической системы определяется, прежде всего, слаженной работой ее хозяйственного механизма, который представляет собой способ функционирования, взаимодействия всех подсистем. От работы механизма зависит экономическая безопасность государства, составляющая ядро его национальной безопасности.
В нем переплетается, интегрируется множество факторов экономического и внеэкономического порядка таким образом, что чисто экономические из них приобретают социально-политическую значимость, а социальные, правовые, политические и другие факторы, в свою очередь, оказываются встроенными в него, то есть выполняют функции экономические. Иначе говоря, функционирование хозяйственного механизма имеет ярко выраженный комплексный характер, является интегрированной формой реализации экономической и политической власти в обществе.
Экономическая власть, обеспечиваемая всей институциональной структурой хозяйственного механизма, выступая, по словам В.В. Дементьева, «фактором, определяющим состояние, направленность и результаты функционирования социально-экономической системы в целом» [7, с. 87], представляет собой контроль над экономическими ресурсами. Ее социально-экономическое ядро составляет форма собственности на средства производства, характеризующая способ соединения факторов производства.
РАЗДЕЛ 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР
Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. Здесь практика опережает теорию. В период раннего капитализма в Европе имело централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.
Государство играет важную роль в обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы. Государственное регулирование экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей экономической системы к изменяющимся условиям. Генеральной целью государственного вмешательства в экономику является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя в стране и за рубежом, адаптация к его изменяющимся условиям. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняли определенные функции в сфере экономики.
Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период становления рыночных отношений в XVII-XVIII вв. господствующая экономическая доктрина-меркантилизм-основывалась на признании абсолютной необходимости государственного регулирования для развития торговли и промышленности в стране.
РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Оценку отдельных данных экономического роста в Беларуси и их взаимосвязь с другими макроэкономическими показателями дадим на основе данных Национального статистического комитета [24].
Представлены показатели ВВП, динамики добавленной стоимости по главным отраслям, инвестиций, уровня инфляции и девальвации, реальных доходов населения, а также кредитных ставок, средней ставки рефинансирования. При этом для структурирования данных определены средние значения погодовых изменений и средние значения для трех периодов развития Беларуси:
– период с 1995 г. до 2002 г., по нашему мнению, характеризовался очень высокими значениями уровней инфляции и девальвации, которые во многом снижали ценность статистических показателей роста ВВП или доходов населения. Этот период можно назвать периодом трансформации, в котором пробовались модели управления экономикой, и к концу этого периода было принято решение стабилизировать денежную массу для снижения уровня инфляции и стабилизации валютного курса;
– период с 2002 по 2010 гг. с определенными условностями можно назвать периодом устойчивого и стабильного экономического роста. Уровни инфляции и девальвации оказывали минимальные в белорусской истории влияния на рост основных макроэкономических показателей;
– период с 2011 г. и по сегодняшнее время, по нашему мнению, является периодом глубокого экономико-финансового кризиса и его преодоления. Он также характеризуется высокими уровнями инфляции и немалыми значениями девальвации, однако, экономический рост в нем незначительный или отрицательный. Улучшение наблюдается только с 2015 года, а в 2016 г. оно проявилось в существенной мере.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация отношений собственности, которая с целью создания устойчивых предпосылок для экономического роста должна обеспечить кардинальное повышение эффективности функционирования как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Республика Беларусь, учитывая негативный опыт реформирования экономики в других странах, не пошла по пути обвальной приватизации, а выбрала в качестве основных принципов рост эффективности производства, на¬хождение стратегического инвестора, участие трудового коллектива в принятии решений при сохранении государственного контроля за этим процессом с целью исключения неэффективного и незаконного перераспределения собственности.
Основные задачи реформирования отношений собственности; создание социально ориентированной многоукладной экономики рыночного типа, совершенствование управления государственным имуществом, сохранение потенциала системообразующих предприятий, максимальное привлечение отечественных и зарубежных инвестиций.
1. Аскеров, Н.С. Политическая экономия – методология исследования экономики России и ее регионов / Н.С. Аскеров // Вестник Дагестанского государственного университета. – 2015. – Вып. 5. – С. 148–154.
2. Гэлбрейт, Дж.К. Новое индустриальное общество. Избранное. – М.: Эксимо, 2008. – 1200 с.
3. Елисеев, В.Н. Философия человеческого развития как методология и теория посткапиталистического устройства мира / В.Н. Елисеев // Сб.: Глобальный мир: многополярность, антикризисные императивы, институты. – Матер. 5 межд. научн.-практ. конф. – Ростов-на-Дону, 22-24 мая 2014. – В 3 т. / Под ред. М.А. Боровской, А.Ю. Архипова. – Т.1. – С. 360-364.
4. Елисеев, В.Н. Закон отрицания в современной системе экономического образования / В.Н. Елисеев // Долгосрочные тренды развития экономического образования в современной России. – Ростов н/Д: Издательство Южного Федерального университета, 2015. – С.70-75.
5. Комарова, А.В. Гуманизация экономического развития как процесс становления его нового системного качества: автореф. дис. … канд. эк. наук. – Ростов н/Д, 2006. – 32 с.
6. Пороховский, А. «Планирующая система» Дж.К. Гэлбрейта: 50 лет спустя / А. Пороховский // Российский экономический журнал. – 2017. – №1. – С.71-88.
7. Постсоветский институционализм – 2006: Власть и бизнес; монография / под ред. Р.М. Нуреева. – Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006. – 512 с.
8. Bezrukova T.L., Morkovkina S.S., Russia B.B., Shanin I.I., Popkova E.G. Methodological approach to the identification of predictive models of socioeconomic processes for investment and innovative development of enterprises / World Applied Sciences Journal. 2013. Т. 27. № 11. С. 1443-1449.
9. Абрамов, Р.А. Ручное управление государством: за и против / Р.А. Абрамов // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – № 4. – С. 20-23.
10. Бодрунов, С. Дж. М. Кейнс и новое индустриальное общество второго поколения / С. Бодрунов // Проблемы теории и практики управления. – 2017. – № 7. – С. 25-33.
11. Бузгалин, А.В. Планирование: потенциал и роль в рыночной экономике XXI века / А.В. Бузгалин, А. Колганов // Вопросы экономики. – 2016. – № 1. – С. 63-80.
12. Гануш, Г. И. Феномен рыночного хозяйства: опыт развития и новая экономическая реальность / Г. И. Гануш, Я. С. Ядгаров, В. А. Сидоров // Белорусский экономический журнал. – 2016. – № 2. – С. 131-141.
13. Гусаков, В. Г. Система основных факторов развития экономики Республики Беларусь / В. Гусаков // Наука и инновации. – 2018. – № 7. – С. 10-15.
14. Мясникович, М.В. Проблемы экономической безопасности : Учеб. пособие для вузов. – Мн. : Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2015. – 143 с.
15. Экономическая теория: учеб. 2-е изд. перераб. и доп. / Н.И. Базылев, А.В. Бондарь, С.П. Гурко и др.; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1997. – 550 с.
16. Данилов, А.А. Движение к новой модели развития современного общества / А.А. Данилов // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2016. – № 6. – С.15-21.
17. Зельднер, А. Г. Государство: выбор модели развития и системы управления / А.Г. Зельднер // Проблемы теории и практики управления. – 2018. – № 5. – С. 8-15.
18. Кулешов, В.В. Идеологические мифы современной экономической теории и реальность / В.В. Кулешов, Вс. В. Кулешов // Проблемы прогнозирования. – 2017. – № 1. – С. 17-21.
19. Никитенко, П. Г. Белорусская модель развития экономики XXI века: разум, труд, созидание, мир, природа, человек / П. Г. Никитенко // Проблемы управления. – 2015. – № 3. – С. 55-61.
20. Тарасов, В. «Новый курс» для белорусской экономики / В. Тарасов // Директор. – 2017. – № 11. – С. 30-33.
21. Тарасов, В. Рыночная экономика ... по Достоевскому / В. Тарасов // Директор. – 2018. – № 3. – С. 12-15.
22. Янчук, В. А. Какой экономике учат в школе? / В. Янчук // Беларуская думка. – 2017. – № 1. – С. 90-96.
23. Яскевич, Я.С. Экономическая наука: время радикальных трансформаций: о либеральной модели и государственном регулировании рынка / Я. Яскевич // Беларуская думка. – 2017. – № 7. – С. 86-91.
24. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь за 2017 г.: аналитическое обозрение Министерства финансов Республики Беларусь / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.minfin.gov.by.
25. Официальная статистика / Национального статистического комитета Республики Беларусь / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.minstat.gov.by.