Введение
1 Содержание, виды и формы социального страхования
2 Опыт развития системы социального страхования в развитых странах
3 Система социального страхования в Республике Беларусь: особенности и направления совершенствования в контексте зарубежного опыта
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Социальное страхование – это разработанная и реализуемая государством система поддержки нетрудоспособных и престарелых граждан за счет средств государственного страхового фонда, а также частных либо коллективных страховых фондов. Иными словами, социальное страхование представляет собой систему сложившихся отношений, способ перераспределения национального дохода, при котором лица, не участвующие в общественном труде, получают содержание из специальных фондов. Источниками формирования фондов социального страхования являются государственные дотации, а также страховые взносы, которые уплачивают трудящиеся граждане и работодатели.
Социальное страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба. Особенностью социального страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства. Социальное страхование построено на определенной зависимости величины страховых выплат от величины трудового вклада и страхового стажа. Система социального страхования, с одной стороны, призвана обеспечивать профилактику, восстановление и сохранение трудоспособности работников, включая проведение оздоровительных мероприятий и переподготовки; а с другой – гарантирует материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имевших ее.
Материальной основой социального страхования выступают соответствующие фонды с характерными для них направлениями использования. Общественно значимый характер фондов социального страхования и принцип солидарного участия работников и работодателей в их формировании определяет специфику управления ими. Эти фонды функционируют на принципах самоуправления и некоммерческого хозяйствования.
1 Содержание, виды и формы социального страхования
Социальное страхование является институтом социальной защиты населения и затрагивает интересы всех граждан любой страны. Его качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития общества и государства [1, с. 52].
Социальное страхование ‒ это система отношений, с помощью которых формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения указанных лиц.
Посредством социального страхования общество решает следующие задачи:
– формирует денежные фонды, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных и лиц, не участвующих в трудовом процессе;
– сокращает разрыв в уровне материального обеспечения работающих и неработающих членов общества.
Социальное страхование существует в двух формах: обязательного и добровольного страхования. Соотношение этих форм различно для разных стран и этапов развития страхования.
Обязательное социальное страхование является особой разновидностью государственных социальных гарантий, обеспечиваемых, как правило, через целевые внебюджетные (государственные или общественные) фонды.
Добровольное страхование подразумевает добровольное заключение договора страхования. Оно способствует обеспечению дополнительной защиты по различным видам риска, в том числе, по охватываемым обязательным страхованием [15, c. 23].
Под предметами социального страхования мы понимаем: те или иные материальные ценности (блага, включая доходы) и нематериальные ценности (включая жизнь, конституционные права и другие нематериальные блага) физических лиц, которые обеспечивают им необходимые (или достаточные, ожидаемые) материальные, социально-экономические, правовые и политические условия существования и развития (т.е. определенные качество жизни и социальное положение) и потому оберегаемые или сохраняемые, восстанавливаемые (либо улучшаемые) при нанесении им вреда. Предметы страхования являются одновременно и предметами имущественных и неимущественных интересов граждан.
2 Опыт развития системы социального страхования в развитых странах
В США развитие и становление системы социального страхования началось еще в 30-е годы ХХ века. О необходимости социального страхования в США задумались после Великой Депрессии. Уже в 1935 году власти приняли соответствующий закон. Впоследствии к нему добавляли поправки и новые положения.
Изначально закон предусматривал только два вида страхования: пенсии и пособия по безработицы. Существовали также некоторые льготы и выплаты сиротам, людям с ограниченными возможностями и низкими доходами. Уже к 1939 году появилась поправка, предусматривающая выплату семьям, потерявшим кормильца. В 1965 году появились пособия по нетрудоспособности, не вызванной травмой или условиями на производстве. Пособия при производственных травмах и профессиональных заболеваниях выплачивали в штатах. В том же году возможность пользоваться медицинским страхованием получили люди старше 65 лет.
Особенности системы Social Security в Америке
Существует две разновидности:
- социальное обеспечение (расходы - из федерального бюджета, бюджета штатов);
- социальное страхование (Social Security).
Социальное обеспечение рассчитано на сирот, бедных людей, инвалидов и других нетрудоспособных граждан. В его рамках можно рассчитывать на:
- бесплатное (муниципальное) жилье;
- пособие;
- продовольственные купоны, на которые можно купить продукты;
- бесплатную медицинскую помощь;
- школьное питание.
3 Система социального страхования в Республике Беларусь: особенности и направления совершенствования в контексте зарубежного опыта
На страховом рынке Республики Беларусь страховую деятельность осуществляют 19 страховых организаций, из них: 15 организаций, осуществляющих виды страхования, не относящиеся к страхованию жизни (рисковые виды страхования), 3 организации, осуществляющие виды страхования, относящиеся к страхованию жизни (накопительные виды страхования), 1 перестраховочная организация и 10 страховых брокеров [10].
Страхование в Беларуси развивается очень медленно. Несмотря на десятки страховых компаний и обилие страховых программ, объем востребованных страховых услуг в Беларуси – один из самых низких в Европе. Так, если в Западной Европе сбор страховых премий составляет свыше 600 долларов на душу населения, в соседних Польше и России – 220-230 долларов, то в Беларуси – всего 44 доллара.
Одной из основных причин низкого спроса на услуги страхования в РБ можно считать консервативность белорусов. К примеру, сегодня при страховании автомобиля многие считают, что обязательного страхования гражданской ответственности вполне достаточно, чтобы чувствовать себя уверенно.
Накопительное страхование в Беларуси – здесь по-прежнему остается невостребованным на белорусском страховом рынке. Причиной тому является высокий уровень инфляции и недоверие населения к долгосрочным программам [11].
Стоит отметить, что в последние годы наметилась тенденция к изменению ситуации на рынке страхования в РБ в лучшую сторону.
Рассмотрим динамику изменения страховых взносов за 2013-2016 гг. (таблица 3.1).
Данные таблицы 3.1 показывают, что на протяжении анализируемого периода страховая сумма росла, так в 2016 году по сравнению с 2013 годом выросла на 56,15%, а по сравнению с 2015 годом на 8,75%. Сумма страховых взносов возросла в 2016 году по сравнению с 2013 годом на 48,67%, а по сравнению с 2015 годом на 20,08%. Сумма страховых выплат в 2016 году по сравнению с 2013 годом на 95,85%, а по сравнению с 2015 годом на 14,42%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование показало, что система социального страхования в настоящее время занимает важное место в государственной политике. Социальные программы ориентированы главным образом, на поддержку экономически активных граждан в виде страховых взносов, которые уплачиваются либо работодателями, либо самими работниками, а в некоторых странах – как работниками, так и их нанимателями.
Важное место в сфере социального обеспечения занимает и по сей день государственное социальное страхование. Это можно увидеть на примере Республики Беларусь, США, большинства стран Европейского союза и других стран. При этом в настоящее время широко развивается система частного социального страхования, которая также начинает занимать значительную долю в социальной страховой программе многих стран, по надежности, не уступая государственным страховым фондам.
За 2017 год выплаты страхового возмещения и страхового обеспечения в целом по республике составили 535,2 млн рублей, из них на долю добровольных видов страхования приходится 284,1 млн рублей (53,1%), обязательных видов страхования – 251,1 млн рублей (46,9%).
Уровень страховых выплат в общей сумме страховых взносов за 2017 год составил 50,0% (за 2016 год – 54,7%).
Приоритетными направлениями развития на перспективу являются:
1. Увеличение объемов поступления взносов.
- увеличение страховых сумм и как следствие страховых взносов;
- заключение договоров страхования в рассрочку;
- заключение комплекса страховых договоров;
- работа по заключению договоров по добровольному страхованию транспортных средств;
- работа с юридическими лицами по заключению договоров добровольного страхования имущества и от несчастных случаев работников за счет средств юридических лиц;
2. Улучшение качества обслуживания страхователей.
3. Организация работников сотрудников представительства
4. Увеличение агентской сети.
1 Абрамчик, Л. Я. Право социального обеспечения / Л. Я. Абрамчик. – Минск : Амалфея, 2013. ‒ 656 с.
2 Баклажец, Ю. Социальное страхование / Ю. Баклажец // Юрисконсульт. ‒ 2015. ‒ № 2. ‒ С. 63 ‒ 65.
3 Вапнярчук, Н. Н. Трудовое право и право социального обеспечения в Беларуси, России и Украине (формирование и развитие) / Н. Н. Вапнярчук. – Минск : Дикта, 2011. ‒ 248 с.
4 Евдокименко, О.Н. Социальное страхование в Республике Беларусь: эволюция понятия / О. Н. Евдокименко // Веснiк Гродзенскага дзяржаўнага універсітэта імя Я. Купалы. Серыя 4. Правазнаўства. ‒ 2016. ‒ 4. ‒ С.55-59.
5 Итоги работы Минского городского управления ФСЗН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minsk-fszn.gov.by/o-minskom-gorodskom-upravlenii/itogi-raboty/.
6 Киященко Л.Т., Качество трудовых ресурсов и инвестиционный потенциал приграничных регионов России и Белоруссии// Интернет-журнал Науковедение. – 2016. – Т. 8. – № 5 (36). – С. 30.
7 Лебедева Л.Ф. Федеральная программа пенсионного обеспечения в США// Россия и Америка в XIX веке. – 2014. – №2.
8 Мелешко, Х. Т. Право социального обеспечения / Х. Т. Мелешко. ‒ Минск : Амалфея, 2013. ‒ 542 с.
9 Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [электронный ресурс]/ Министерство финансов Республики Беларусь. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by.
10 Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Официальный сайт Белорусской ассоциации страховщиков. Режим доступа: http://www.belasin.by.
11 Об основах государственного социального страхования: Закон Респ. Беларусь, 31.01.1995 г., № 3563-XII // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
12 Об утверждении Положения о фонде социальной защиты населения Министерстватрудаи социальной защиты Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь, 16.01.2009, № 40 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
13 Положение о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию от 5 февраля 1955 г. // Нормативные акты СССР [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://lawru.info/dok/1955/02/05/n1193337.htm.
14 Рекомендация Международной Организации труда № 67 Об обеспечении дохода // Конвенции [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=526.
15 Роик, В.Д. Социальное страхование: теоретические и методологические основы / В. Д. Роик // Человек и труд. ‒ 2013. ‒ № 2. ‒ С.23 ‒ 30.
16 Роик, В. Д. Социальное страхование профессиональных рисков / В. Д. Роик. – М.: Российский архив государственных стандартов, 2011. – 301 с.
17 Сивакова С.Ю. Государственно-частное партнерство как форма реализации инвестиционной деятельности в регионе// Интернет-журнал Науковедение. – 2015. – Т. 7. – № 2 (27). – С. 66.
18 Солянкина, Н. А. Право социального обеспечения / Н. А. Солянкина. ‒ Минск : Тетралит, 2014. ‒ 160 с.
19 Статистический статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/.