ВВЕДЕНИЕ
1 Совокупные потребительские расходы: сущность, функции, факторы
2 Сравнительный анализ теорий потребления
3 Анализ потребительских расходов в Республике Беларусь и проблемы их стимулирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Быстрая изменчивость спроса и предложения, трудности точного определения, учета, измерения и прогнозирования потребительского рынка, обусловили зависимость внутреннего рынка товарных ресурсов от зарубежных товаропроизводителей. Это требует комплексного подхода к решению проблемы производства и потребления, основанного на изучении спроса и предложения, выявлении социально-экономических факторов, обусловливающих закономерности их развития.
Анализ структуры расходов домашних хозяйств Республики Беларусь и оценка взаимосвязи структуры потребления и реальных располагаемых доходов населения необходимы прежде всего фирмам, вступающим на рынок, а также государству для планирования и разработки социальной политики.
Доходы населения являются оптимальным инструментом для измерения благосостояния общества.
Повышение уровня и избирательной направленности потребительских расходов населения будет способствовать достижению социальной и товарной безопасности страны. Это приведет к решению важных социально-экономических проблем, связанных с рынком труда, ростом доходов населения, а значит приведет и к развитию непосредственно потребительского рынка.
Поэтому анализ потребительских расходов населения, исследование проблемы их сбалансированности в настоящее время представляется актуальным и своевременным. Актуальность данной темы курсовой работы состоит в том, что одной из наиболее важных проблем теории и практики рыночных отношений является проблема формирования потребительской структуры и эффективного использования доходов домашних хозяйств.
Целью написания курсовой работы является оценка состояния и выявление основных тенденций в потребительских расходах домохозяйств Республики Беларусь.
1 Совокупные потребительские расходы: сущность, функции, факторы
Совокупные потребительские расходы - это расходы населения страны на потребительские товары краткосрочного и долгосрочного пользования, как произведенные в стране, так и импортированные из-за границы, и потребительские услуги. Размер потребительских расходов зависит от многих факторов, в основном от доходов и благополучия потребителей. В различных странах потребительские расходы представлены разными макроэкономическими индикаторами, публикующимися каждый месяц.
Потребительские расходы - это расходы на личное потребление. Они могут быть подразделены на расходы на товары кратковременного пользования (продукты питания, напитки, табачные изделия и т.д.), расходы на потребительские товары длительного пользования, например автомобили и мебель, расходы на услуги, например туризм и развлечения; и расходы на жилье, выступающие в форме арендной платы или условно начисленной ренты жильцов - собственников жилья.
На основе экономического обоснования личные потребительские расходы разделены на продуктивные (оправданные) и непроизводительные (неоправданные).
Продуктивные (оправданные) расходы это расходы домашних хозяйств, обеспечивающие:
- формирование, сохранение и развитие человеческого капитала;
- биологическое воспроизводство общества;
- увеличение благосостояния членов домашнего хозяйства.
Непроизводительные (неоправданные) затраты включают:
- расходы, которые объединены с иррациональным использованием финансовых ресурсов, потраченных без выгоды, неэффективно, которые не приводят к полезным результатам;
- расходы домашних хозяйств, которые не обеспечивают формирование, сохранение и развитие человеческого потенциала, биологическое воспроизводство общества, но максимизируют благосостояние членов домашних хозяйств.
2 Сравнительный анализ теорий потребления
Потребление является одной из базовых экономических категорий, при этом единого определения для того, что есть потребление не существует.
Когда мы говорим о "потреблении", то имеем в виду потребление, которое выполнено потребителями (т.е. определенными людьми, действующими в целях удовлетворения потребностей, семей или других групп людей); производственное потребление товаров рассматривают отдельно, и его считают не потреблением, а использованием ресурсов в производстве. Кроме того, непроизводительное потребление также не подпадает под категорию "потребление" и рассматривается отдельно. (т.е. например, покупка продуктов питания государством для создания государственных резервов или общественной организации для помощи голодающим людям или животным не потребление) [5, с. 75].
1. Потребление - синоним покупки товаров и услуг потребителями. В таком смысле потребление всегда рассматривают в макроэкономическом аспекте.
2. Потребление – удовлетворение потребителями своих потребностей посредством приобретенных товаров и услуг.
3. Потребление – сознательный рациональный процесс удовлетворения потребностей, который выполняется посредством общественных интересов, принадлежащих потребителю ресурсов и товаров, а также приобретения новых товаров и услуг.
Теория потребления — одна из фундаментальных дисциплин в макроэкономике. Она исследует экономические решения, в особенности в области потребления частными экономическими агентами.
Значительное внимание ей уделено и в классических, и неоклассических теориях, и в кейнсианстве [3, с. 118].
3 Анализ потребительских расходов в Республике Беларусь и проблемы их стимулирования
В макроэкономическом анализе под домашним хозяйством понимают группу лиц или отдельное лицо, совместно принимающих экономические решения и ведущих совместный бюджет. В системе финансово- хозяйственных отношений домохозяйства выполняют такие роли, как:
- покупатели товаров и услуг на рынке;
- работники, предоставляющие свой умственный и физический потенциал предприятиям, производящим различные товары и предлагающим услуги;
- инвесторы, вкладывающие свои сбережения в различные виды активов.
Ведение домашнего хозяйства в условиях рыночной экономики не представляется возможным без использования денежных средств и формирования специализированных фондов для различных целей домашних хозяйств, поскольку они являются одним из главных участников распределительных отношений, то есть финансовые отношения, возникающие при этом, являются полными и всесторонними. Стоит отметить, что внутри домашних хозяйств основные финансовые отношения возникают в основном при формировании семейного бюджета каждого отдельного домохозяйства, направленного на удовлетворение основных потребностей участников домохозяйства. Кроме того, существуют определенные сберегательные стратегии, связанные с инвестированием оставшихся после потребления денежных ресурсов. Роль домашних хозяйств в финансовой системе страны зачастую остается недооцененной. А между тем, домохозяйства являются главными участниками распределительной функции финансов на последнем этапе, поскольку именно через домохозяйства происходит перераспределение финансовых потоков от предприятий, государства и сектора страхования.
Финансы домашних хозяйств в полной мере обладают всеми основными функциями финансов:
- Распределительная функция реализуется через распределение вторичных доходов внутри самого домашнего хозяйства для обеспечения нормальных условий жизни для всех членов домашних хозяйств.
- Контролирующая функция выражается в том, что домашнее хозяйство является полноправным членом финансовой системы и хозяйствующим субъектом, который имеет свои цели и направляет свои ресурсы на достижение этих целей. А, следовательно, необходимо контролировать каким образом формируются и используются денежные фонды внутри домашних хозяйств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Совокупные потребительские расходы - это расходы населения страны на потребительские товары краткосрочного и долгосрочного пользования, как произведенные в стране, так и импортированные из-за границы, и потребительские услуги.
Потребительские расходы домашних хозяйств включают затраты на приобретение потребительских товаров и услуг, независимо от того, предназначены они для потребления в рамках домохозяйства или вне его.
К числу стоимостных показателей личного потребления при статистическом наблюдении относят потребительские расходы населения, а именно: их уровень, структура и динамика.
Потребление является одной из базовых экономических категорий, при этом единого определения для того, что есть потребление не существует.
Теория потребления — одна из основополагающих дисциплин макроэкономики. Она исследует экономические решения, в особенности в области потребления частными экономическими агентами.
Потреблению уделяется значительное внимание как в классических и неоклассических теориях, так и в кейнсианстве.
Кроме кейнсианской теории потребления, можно выделить ряд альтернативных теорий, также оставивших свой след в макроэкономике: теория временных предпочтений И.Фишера, гипотеза постоянного перманентного дохода М.Фридмена, теория жизненного цикла Ф.Модильяни.
Конечной целью любого производства является потребление, а потому не удивительно, что именно потребительские расходы выступают доминирующим компонентом личного располагаемого дохода.
Потребление представляет собой самый большой составной компонент ВВП, поэтому его анализ исключительно важен для исследования основных макроэкономических взаимозависимостей. При изучении совокупного потребления важно обратить внимание на тот факт, что в обществе наблюдается устойчивая склонность к потреблению.
1 Акулич, И. Л. Маркетинг: Учебное пособие/ И.Л.Акулич. – Мн.: Интерпресссервис; Мисанта, 2011.-397 с.
2 Господарец, О. И. Потребительский рынок Республики Беларусь: анализ тенденций, основне факторы, эконометрические модели / О.И.Господарец // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2012.-№4. – с. 46-62.
3 Макроэкономика: курс интенсивной подготовки / И.В.Новикова [и др.] ; под ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 304 с.
4 Макроэкономика: Учеб.пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения / Т.С.Алексеенко [и др.]; под ред. Л.П.Зеньковой. -Мн.: ИВЦ Минфина, 2007. – 380 с.
5 Макроэкономика: учеб. пособие для студентов-заочников высших учебных заведений / Т.С.Алексеенко [и др.] ; под ред. Л.П.Зеньковой. – 3-е изд., стереотипное. – Гомель: Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, 2013. – 220 с.
6 Максименко, Н. В. Экономика предприятий торговли: учеб. пособие/ Н. В. Максименко. – Минск: Выш. шк., 2007. – 542 с.
7 Минторг: Беларусь достигла европейского уровня по обеспеченности торговыми площадями [Электронный ресурс] / Наша Нива.-Режим доступа: http://nn.by/?c=ar&i=163813&lang=ru/.
8 Петрович, В. М. Государство, потребитель, рынок: проблемы и методы регулирования / В. М. Петрович. – Вильнюс, 2005. – 122 с.
9 Розничный товарооборот [Электронный ресурс] / Нацстат РБ.- Режим доступа: http://gomel.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/torgovlya/roznichnaya-torgovlya/godovye-dannye-1995-2017-gody-_6/osnovnye-pokazateli-roznichnoi-torgovli-i-obsch_2/.
10 Статистический ежегодник "Республика Беларусь-2016" / сост. И.В.Медведева. -Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2016.-519 с.
11 Статистический ежегодник "Республика Беларусь-2017" / сост. И.В.Медведева.- Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2017. -506 с.
12 Структура денежных доходов населения [Электронный ресурс] / Нацстат РБ. -Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/uroven-zhizni-naseleniya/graficheskii-material-grafiki-diagrammy_13/struktura-denezhnyh-dohodov-naseleniya/.
13 Структура потребительских расходов домашних хозяйств [Электронный ресурс] / Нацстат РБ. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/uroven-zhizni-naseleniya/osnovnye-pokazateli-za-period-s-__-po-____gody_4/struktura-potrebitelskih-rashodov-domashnih-hozyastv/.
14 Структура потребительских расходов домашних хозяйств Республики Беларусь [Электронный ресурс] / БГУ. -Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/49018/1/lebedeva_2013_sbornik10_tom2.pdf/.
15 Тиханович, С. В. Подходы к регулированию потребительского рынка РБ / С. В. Тиханович // Экономический бюлетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2008. -№5. – с. 46-60.
16 Терещенко, Н. Н. Методологические подходы к экономической диагностике развития потребительского рынка / Н.Н.Терещенко // Проблемы современной экономики. – 2008. -№3/27. - C.23-28.
17 Характеристика потребительского рынка Республики Беларусь- 2015 [Электронный ресурс] / Менка.бай.-Режим доступа: http://menka.eu/wp-content/uploads/2016/03/Characteristics-of-the-consumer-market-of-Belarus.-Retail-Trade-%E2%80%93-2015.pdf/.
18 Шелег, Н.С. Формирование единого потребительского рынка союзного государства: предпосылки и интересы / Н. С. Шелег, Д. О. Синюкович // Белорусский экономический журнал. – 2011. -№1.-С.306-411.
19 Шелег, Н.С. Проблемы стратегии развития потребительского рынка Республики Беларусь с учетом реформирования, интеграции и глобализации / Н.С.Шелег // Белорусский экономический журнал. – 2013. - №1. - С.284-286.
20 Шимов, В. Н. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. Пособие / В. М. Шимов, Я. М. Александрович, А. В. Богданович [и др.]; под. общ. ред. В. М Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2009. – 844 с.
21 Электронный портал Национального статистического комитета Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / Нацстат РБ: официальный сайт. -Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/statistika-gosudarstvennykh-organov-respubliki-belarus/.
22 Электронный портал Министерства торговли Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / Минторг РБ: официальный сайт. -Режим доступа: http://www.mintorg.gov.by/.
23 Электронный портал Белкоопсоюза: основные показатели [Электронный ресурс] / Белкоопсоюз: официальный сайт. -Режим доступа: http://bks.gov.by/.