В современном мире роль информационных технологий переоценить очень сложно. В норму уже вошли такие понятия, как уровень информатизации общества, автоматизация производства. Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена. В таком обществе наблюдается ускоренная автоматизация и роботизация всех отраслей производства и управления, происходят радикальные изменения социальных структур. Эти изменения приводят к расширению сферы информационной деятельности и вызывают необходимость подготовки специалистов в области разработки и сопровождения информационных технологий, требуют повышения информационной культуры граждан.
В настоящее время в различных организациях непрерывно растет поток информации, управление и работа с которым доставляет огромные сложности. Необходимость автоматизации торговых предприятий вызвана появлением серьезных убытков, связанных с «человеческим» фактором сотрудников. Ошибки и недочеты в работе, несвоевременный учет продаж выливаются в серьезный финансовый ущерб для предприятия.
Облегчение этих задач возможно с помощью создания информационных систем, которые осуществляют удобный доступ к информации, извлекая данные из многочисленных таблиц и предоставляя их в удобном виде (на экран монитора, в виде отчётов, журналов и т.д.). Для торговых предприятий имеются решения, которые смогут оптимизировать работу всего магазина. Автоматизация торгового процесса позволит свести к минимуму вероятность ошибок при работе с клиентами и , как следствие, эффективно организовать работу.
На первом этапе разработки информационной системы происходит тщательный сбор информации о предметной области. Не запутаться в ней, а также наглядно изобразить информационную модель, поможет AllFusion ERwin Data Modeller, используемые в данной курсовой работе. Информационная модель (в ERwin) представлена в виде связанных таблиц, с помощью которых возможно хранение сложно структурированных данных.
Объект автоматизации – «Магазин мебели».
Целью данной работы является создание многопользовательской информационной системы для упрощения ведения учета продаж в магазине мебели, анализа данных о реализации продукции, увеличения скорости обслуживания клиентов, быстрый поиск необходимой информации, систематизация данных.
Автоматизированную систему предполагается использовать на рабочих местах менеджеров магазина мебели для увеличения скорости обслуживания клиентов, поиска информации, а так же руководство магазина будет иметь возможность прослеживать тенденции продаж и активность работы сотрудников магазина.
Основные функции, которые должны выполнять система:
- ведение электронного каталога мебели, отсортированного по типам товара;
- хранение максимально полной информации о мебели: наименование, модель, производитель, размеры, дополнительные характеристики, комплектация;
- создание электронной базы покупателей, добавление, редактирование данных;
- поиск клиентов по различным параметрам (фамилия, имя, адрес, телефон);
- оформление договора купли-продажи;
- хранение архива продаж;
- поиск продаж по различным параметрам (по номеру договора, по дате продажи, по типу товара, по клиенту);
- хранение личной информации о менеджерах магазина, а также об их продажах;
- хранение, добавление, корректировка информации о производителя мебели, их контакты.
Erwin имеет два уровня представления модели – логический и физический.
Логический уровень – это абстрактный взгляд на данные. Объекты модели, представляемые на нем, называются сущностями и атрибутами. Логическая модель данных является универсальной, т.к. не зависит от конкретной СУБД.
Физическая модель данных зависит от конкретной СУБД. В ней содержится информация обо всех объектах БД. Одной и той же логической модели может соответствовать несколько различных физических. В физической модели важно описать всю информацию о конкретных физических объектах.
Для моделирования «Магазина мебели» необходимо выделить следующие сущности:
· «Покупатели» - для хранения информации о клиентах магазина, их персональные данные.
· «Производители» - для хранения данных о производителях мебели, контакты.
· «Сотрудники» - для хранения информации о менеджерах магазина, личные сведения.
· «Типы» - сущность содержит список типов мебели, представленной для продажи в магазине.
· «Товары» - подробная информация о товарах, их описание, характеристики.
· «Продажи» - для хранения данных о заключенных договорах купли-продажи.
Сущности модели связаны между собой, не идентифицирующими связями. Рассмотрим каждую из них подробнее:
- Связь между сущностями «Товар» и «Типы» не разрешающая присутствия нулей, так как каждый товар должен относиться к какому-либо типу. Тип связи «один-ко-многим», так как в магазине может быть представлено много товаров одного типа.
Связь между сущностями «Товар» и «Производители» не разрешающая присутствия нулей, так как для каждого товара должен быть указан его производитель.
Пользовательское приложение было разработано на языке программирования Delphi в среде Borland Developer Studio 2006. Для установки соединения с базой данных и получения информации использовались следующие компоненты:
· TADOConnection – компонент для установления соединения с базой данных.
· TADOTable - предназначен для доступа к таблице с помощью механизма ADO.
· TADODataSet – позволяет получить набор данных из одной или нескольких таблиц базы данных.
· TADOQuery - представляет собой запрос к базе данных. Это может быть как запрос, в результате которого возвращаются данные из базы (например, SELECT), так и запрос, не формирующий результирующего набора данных (например, INSERT).
· TADOStoreProc – компонент для вызова хранимой процедуры из базы данных.
· TDataSource – компонент, который обеспечивает связь таблиц базы данных с компонентами просмотра и редактирования содержимого полей базы данных.
В ходе выполнения курсового проекта была разработана автоматизированная система «Магазин мебели» для работы в мебельном магазине. Система универсальная, обладает достаточным функционалом, чтобы быть внедренной в любой магазин. Система выполняет все требуемые функции, позволяет хранить необходимые данные. Программа обладает гибким интерфейсом, будет удобна в работе сотрудникам мебельного магазина, а также позволит свести к минимуму вероятность допущения ошибок при ведении электронного каталога, клиентской базы и архива продаж.
Скриншоты программы


