Введение
1. Понятие, сущность, формы и виды государственного контроля
2. Организация финансового контроля в Республике Беларусь
3. Проблемы и пути совершенствования организации финансового контроля в Республике Беларусь
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль
Финансовый контроль – одна из форм управления финансами любого звена. Он заключается в постоянной проверке выполнения хозяйственных и финансовых операций с точки зрения их законности, экономической целесообразности, и достижения положительных конечных результатов работы. Существовавшая ранее в стране система финансового контроля была ориентирована на экономику, в которой основная роль принадлежала государственной собственности, управляемой административно-командными методами. Экономические преобразования вызвали необходимость построения принципиально новой системы финансового контроля – целостной, действующей на единых принципах, охватывающей все стороны экономической жизни.
Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проявляются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.
Особенностями финансового контроля являются его всеобъемлющий и универсальный характер и то, что его объекты – это не только денежные средства, но и материальные и трудовые ресурсы, так как товарно-денежные отношения выражаются в денежной форме.
В сфере финансового контроля находятся практически все органы государственной власти и государственного управления, предприятия, независимо от форм собственности, та часть населения, которая является участниками финансовых отношений.
Актуальность данной темы заключается в том, что финансовый контроль является стоимостным контролем, поэтому в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного и др.) он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов. Также актуальность заключается и в том, что финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов, и в том, что финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации.
1. Понятие, сущность, формы и виды государственного контроля
Контроль представляет собой систему наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния управляемого объекта с целью оценки и обоснованности эффективности принятых управленческих решений и результатов их выполнения, выявления отклонений от требований этих решений, устранения неблагоприятных явлений и сигнализации о них при необходимости компетентным органам.
В. И. Евдокимович отмечает, что контроль является самостоятельной функцией управления, представляющей собой систему наблюдения за соответствием процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям, а также позволяющей выявить отклонения и нарушения в намеченных целях и принимать соответствующие меры [7, с. 12].
Общество не может нормально функционировать и развиваться без четко организованной системы контроля за производством и распределением общественного продукта и другими сферам общественной жизни.
Одной из форм контроля в обществе является финансовый контроль. Объективная необходимость финансового контроля обусловлена экономическими законами, наличием товарно-денежных отношений, действием контрольной функции финансов, осуществлением важнейшего принципа хозяйствования – режима экономии.
Финансовый контроль – это целенаправленная деятельность уполномоченных органов по обеспечению выполнения субъектами хозяйствования установленных форм и методов реализации фин. отношений, анализу их эффективности и разработке предложений по их совершенствованию.
Посколькуфинансовыйконтрольохватываетразличныесферыфинансово-экономической жизни общества, его эффективность зависит от соответствующей организации, видов и форм проведения контроля. [11, c.44]
Финансовый контроль можно классифицировать по различным критериям.
В зависимости от осуществляющих его субъектов различают следующие виды финансового контроля:
- Государственный контроль;
- Ведомственный контроль;
- Внутрихозяйственный контроль;
- Общественный контроль;
- Независимый (аудиторский) контроль.
Государственный финансовый контроль – осуществляется контрольно-ревизионным аппаратом органов государственной власти, наделенных определенными правами по отношению к предприятиям, организациям и учреждениям всех отраслей экономики.
2. Организация финансового контроля в Республике Беларусь
Финансовый контроль в Республике Беларусь регламентируется рядом нормативно-правовых актов, таких как Налоговый и Бюджетный кодексы Республики Беларусь, Указ Президента № 259 от 7 июля 1995 г. «О некоторых мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь и контролю за выполнением налогового законодательства»; Положение о порядке организации и проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, объединений, организаций и учреждений, Положение о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, объединений, организаций и учреждений); Законом Республики Беларусь «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах» 1 июля 2010 г. № 142-З (в ред. от 10 июля 2012 г.), а также Указом Президента Республики Беларусь от 11 февраля 2009 г. № 87 «О мерах по совершенствованию деятельности органов финансовых расследований Комитета государственного контроля» (в ред. от 5 апреля 2012 г. № 157) и другими.
Республика Беларусь проводит различие между специализированными и национальными органами финансового контроля.
Ниже приведены национальные органы власти: Президент Республики Беларусь; Совет Министров Республики Беларусь (Правительство); отдельные министерства и государственные комитеты со специальными полномочиями по регулированию финансовых ресурсов в различных сферах социально-экономической деятельности; Национальный банк Республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь имеет возможность ежедневно контролировать деятельность правительства и других исполнительных органов, поскольку он имеет право председательствовать на заседаниях Совета министров и его Президиума и руководить деятельностью республиканского исполнительные органы.
Совет Министров Республики Беларусь в пределах своей компетенции обеспечивает выполнение Конституции и законов страны, актов Президента Республики Беларусь, осуществляет контроль над другими органами исполнительной власти. В то же время он взаимодействует с Национальным банком Республики Беларусь в разработке и реализации единой денежно-кредитной, экономической и финансовой политики государства. Национальный банк участвует в разработке и реализации государственных программ социально-экономического развития и контролирует денежное обращение в стране [19].
3. Проблемы и пути совершенствования организации финансового контроля в Республике Беларусь
Финансовый контроль является неотъемлемой частью государственной системы, одной из важнейших функций управления страной, непременным условием нормального функционирования финансово-кредитной системы. Его основная задача - контролировать исполнение государственного бюджета и внебюджетных фондов, организовывать обращение денег, использовать кредитные ресурсы, государственный внутренний и внешний долг, государственные резервы, финансовые и налоговые льготы. В социально ориентированных экономиках приоритетное внимание уделяется своевременному и полному получению всех видов государственных доходов, использованию кредитов и привлечению средств для покрытия дефицита государственного бюджета, своевременному финансированию социальных расходов, структуре и цели, включая оплату труда, выплаты пенсий, стипендий и других социальных выплат.
Развитие рыночных отношений не только не отменяет необходимость существования государственного финансового контроля, но и усиливает социальную ориентацию в будущем, становится более сложным, государственные органы подвергаются все большему числу функций по защите финансовых прав и интересы членов общества, введение способов предотвращения и предотвращения злоупотреблений и краж. Все цивилизованные развитые страны разрешили и продолжают постоянно решать проблемы совершенствования системы контрольных органов, совокупности их функций и полномочий и методов контрольной деятельности.
Рыночные отношения в Беларуси сопровождаются появлением предприятий новых форм собственности, сменой источников финансовых ресурсов, принципами финансирования и кредитования, ценообразованием, денежными расчетами, распределением доходов, составом финансово-кредитной системы и отношения между его частями. В этих условиях появилось много новых областей финансового контроля, отсутствующих в планах надзорных органов, которым не уделялось должного внимания в системе административного управления. Была сформирована большая сфера деятельности для финансового контроля, что требует радикальных изменений в существующих системах органов управления.
Изучение зарубежного опыта в организации государственного финансового контроля и экономического контроля в целом может стать примером для белорусской экономики. Изучение их достижений и ошибок, безусловно, может помочь на нашем собственном пути к цивилизованному рынку и финансовому порядку.
Заключение
Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.
Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
В Беларуси, финансовый контроль осуществляется ввиду государственного финансового контроля, внутрихозяйственного контроля и аудиторской деятельности. Стоит отметить, что финансовый контроль в Республике Беларусь еще не до конца сформирован и находится на стадии становления. Поэтому несовершенство системы финансового контроля вполне объяснимо, и приводит к возникновению целого ряда серьезных проблем. Бюджетные средства часто используются не по назначению, а иногда вообще теряются, наблюдается коррупция, криминализация экономических структур, финансовые результаты корпораций и организаций в большей части скрыты, огромные неплатежи, продолжается отток капитала за рубеж. Поэтому актуальным на сегодняшний день представляется введение новых перспективных систем и методов в сферу финансового контроля.
Развитие системы государственного финансового контроля является одним из важных условий упорядоченного функционирования государственного аппарата, эффективного использования бюджетных средств и государственной собственности, существенного улучшения качества работы во всех областях общественной жизни.
Эффективность работы этих органов будет намного выше, если законодательное, материально-техническое, финансовое, нормативно-информационное обеспечение поставить на должный уровень. В рамках совершенствования законодательства необходима разработка адекватных правовых механизмов взаимодействия всех элементов системы государственного финансового контроля. Все это создаст серьезный стимул к ее совершенствованию, что является и насущной потребностью государства, и важнейшим фактором укрепления экономической безопасности.
На сегодняшний день существует целый ряд проблем, касающихся государственного финансового контроля.
Наиболее остро стоит вопрос о законодательном регулировании государственного финансового контроля. Главное здесь состоит в том, что государство использует и управляет значительно большими средствами нежели те, что мобилизуются в его бюджете.
1 Андреев, А. Г. Правовые основы финансового контроля / А. Г. Андреев, А. Д. Соменков // Финансы. – М., 2006. – № 12. – С. 62–64.
2 Андрюшин, С. А. Научные основы организации системы общего государственного финансового контроля / С. А. Андрюшин, А. З. Дадашев // Финансы. – 2010. – № 4. – С. 5–63.
3 Бурцев, В. В. Об этике и принципах финансового контроля / В. Бурцев // Финансы. – 2001. –№ 6. – С. 59 –62.
4 Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь: Положение Министерства финансов Республики Беларусь от 5 января 2011 г. № 1 // Рег. № 8/23269 от 26.01.2011.
5 Данилевский, Ю.А. Финансовый контроль: основные направления / Ю. А Данилевский, Л. Н. Овсянников // Бухгал. учет. – 2010. – № 24. – С. 6 –7.
6 Данилкова, С. Контроль финансовых результатов: [Финансовые результаты предприятия] / С. Данилкова, М. Шидловская // Нац. бухгалт. учет – 2010. – №11. – с. 57–70.
7 Евдокимович, В. И. Совершенствование классификации видов и форм контроля / В. И. Евдокимович // Бухгалт. учет и анализ. – 2009. – № 9. – С. 11–19.
8 Ермилов, В. Г. К теории государственного финансового контроля / В.Г. Ермилов // Финансы. – 2005. – № 2. – С. 62–64.
9 Захарова, Л. М. Система государственного контроля / Л.М. Захарова. – Минск: Акад. Упр. При Президенте Респ. Беларусь, 2013. – 123 с.
10 Захарьёнок, Л.М. Замедление динамики / Л.М. Захарьенок // Финансы. Учет. Аудит. − 2015. – № 4. – С. 12–15
11 Карасева, М. В. Финансовое право: учеб. пособие для вузов / М. В. Карасева. – М.: Юристь, – 2012. – 256 с
12 Карлов, Д. Внутренние механизмы обеспечения стабильности финансового сектора / Д. Карлов. // Вестн. Ассоц. бел. банков. – 2005. – № 5. – С. 23–29.
13 Конституция Республики Беларусь1994 г. (с изм. и доп., принятыми на респ. Референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
14 О внесении изменений в постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 20 мая 2011 г. № 631: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 21 ноября 2013 г. № 1003 // Национальный правовой Интернет- портал Республики Беларусь, 26.11.2013. – 5/38060. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
15 О мерах по усилению ведомственного контроля в Респ. Беларусь: Указ президента Респ. Беларусь от 25.11.2009 г. № 293 // Собрание декретов, указов Президента и постановлений правительства Респ. Беларусь. – 2009. – № 15. – С. 110–106
16 О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзор- ной) деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 26 июля. 2012 г., № 332 // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2012. –№ 1/13654. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
17 О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 16 окт. 2009 г., № 510 // [Электронный ресурс] Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 2013. – № 1/14649. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
18 Об аудиторской деятельности: Закон Респ. Беларусь, 12 июля 2013 г., № 56-З // Национальный правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 23.07.2013, 2/2054. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
19 Теория финансов: учебное пособие / Н.Е.Заяц, М.К.Фисенко[и др.]; под ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. – Минск: БГЭУ, 2006.– 351с.
20 Тютюкина Е. Б. Финансы организаций (предприятий). - М.: ИТК "Дашков и К°", 2011. – 540 с.
21 Хмельницкий, В. А. Ревизия и аудит: учеб. комплекс / В. А. Хмельницкий. – Минск: Книжный Дом, 2011. – 480 с.