ВВЕДЕНИЕ
1 Сущность политики занятости
2 Анализ состояния рынка труда в Республике Беларусь
3 Пути совершенствования политики занятости в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Новые условия хозяйствования, обусловленные началом экономического роста в Республике Беларусь, поставили перед экономической наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего осмысления и решения. К числу таких проблем надо отнести проблему занятости населения, решение которой является не только необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основой для социальной стабильности в обществе.
Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых – изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований. Политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.
Актуальность рассматриваемой темы, определяется хотя бы тем, что любое правительство оказывается перед не решаемой в принципе проблемой одновременного обуздания и безработицы, и инфляции, реализуя методы антиинфляционной политики и ставя задачу роста ВВП. И тогда оно должно находить социально приемлемый компромисс, способы и средства социальной защиты. А государственная политика занятости является составной частью социальной политики.
1 Сущность политики занятости
Занятость населения является одной из центральных проблем в мире. Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики любого государства. Занятость – важнейшая характеристика экономики, которая зависит от демографических процессов.
Политика занятости выступает составной частью экономической политики, т. е. имеет социальное и демографическое содержание. Она должна быть направлена на стимулирование создания новых рабочих мест в прогрессивных отраслях экономики, обеспечение равных и благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, создание непрерывной системы профориентации, подготовки и повышения квалификации кадров, адаптированной к потребностям рыночной экономики.
Общими принципами государственного регулирования занятости, принятыми Международной организацией труда, являются: добровольность занятости; равные возможности всех граждан; содействие трудовой мобильности; социальное партнерство работодателей и профсоюзов как часть государственной политики занятости; обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение социальных мероприятий, способствующих занятости граждан; единство ответственности.
В экономической теории существуют различные теории, обосновывающие государственную политику в области занятости, анализирующие причины безработицы и намечающие меры борьбы с ней. В доиндустриальном обществе проблем занятости и безработицы в их настоящем понимании не было, т. к. в более раннем периоде развития цивилизации труд рассматривался как удел низших слоёв общества. Включение в процесс труда индивидов производился в основном принудительными методами. При этом излишка рабочей силы не существовало.
2 Анализ состояния рынка труда в Республике Беларусь
Занятость населения и безработица считаются одними из ключевых параметров макроэкономического развития. Согласно закону Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» занятость – деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных нужд, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за проделанную работу.
Рынок труда Республики Беларусь обрисовывается понижением спроса на рабочую силу, ростом обращений в службу занятости за помощью в трудоустройстве, увеличением регистрации безработных и напряженности на рынке труда, имеются немалые территориальные и межрегиональные несоответствия в рассредотачивании трудовых ресурсов, в свою очередь избыток одних профессий и дефицит остальных.
Рынок труда Беларуси нацелен на рабочие профессии, на которые приходиться 57,5% от общего количества заявленных работодателями вакансий. Увеличивается численность работников, с не целой рабочей неделей.
В 2017 году в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 242,5 тыс. человек (101,4 процента к 2016 году), из них 156,9 тыс. человек зарегистрированы в качестве безработных (93,6 процентов к 2016 году). С учетом граждан, состоящих на учете на 1 января 2017 года, в трудоустройстве нуждалось 283,4 тыс. человек, из них 192,3 тыс. безработных [7].
Организациями в декабре 2016 г. было принято на работу 43,5 тыс. чел. (1,3 % среднемесячной численности), уволено по разным причинам 47,6 тыс. чел. (1,7%). Коэффициент замещения работников в декабре 2017 г. был 0,914 (в декабре 2016 г. – 0,798). В Республике Беларусь один из самых невысоких уровень безработицы. Но уровень безработицы вырос до 1% в 2015 г., хотя уже в 2017 г. наблюдалось снижение до 0,5%, а на протяжении последних трех лет он был равен 0,5% (таблица 2.1) [12].
3 Пути совершенствования политики занятости в Республике Беларусь
Интенсивная политика занятости обязана носить упреждающий характер, то есть, нацелена на недопущение неблагоприятных картин на рынке труда либо их устранение и сокращение размеров.
Анализ осуществление действующих программ занятости населения за 2012-2017 гг. проявил, что на рынке труда исполняется огромный диапазон активных программ занятости:
– помощь в трудоустройстве граждан на основанные рабочие места и наличествующие вакансии;
– поддержка безработным в основании предпринимательской, ремесленной деятельности, а также работы по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма в виде предоставления субсидий;
– основание временной занятости граждан путем посылания на доходные общественные работы;
– поощрение становления трудовой мобильности граждан в границах республики на базе предоставления денег и возмещения затрат на переселение безработным и членам их семей, переселяющимся (с их согласия) в иную местность (в том числе в сельскую местность) в целях трудоустройства;
– обеспечение временной трудовой занятости молодежи, обучающейся в учебных заведениях, в свободное от учебы время [1];
– создание и субсидирование мероприятий по приспособлению инвалидов к трудовой деятельности (проектом охвачено около 50 граждан ежегодно);
– основание обучения граждан (проектом охвачено около 5-7% безработных).
Уровень безработицы в Республике Беларусь был 0,5%. При этом отмечается устойчивая тенденция по уменьшению числа безработных граждан, обращающихся к посредничеству службы занятости в проблемах трудоустройства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашей стране основные принципы политики занятости определены в соответствии с Законом «О занятости населения». Государственная политика в сфере занятости населения основывается на следующих принципах:
‒ обеспечение равных возможностей для всех трудоспособных граждан;
‒ предоставление социальных гарантий, а также компенсаций безработным;
‒ поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
‒ обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
‒ принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью и др.
В Беларуси основные концепции политики занятости обусловлены Законом «О занятости населения Республики Беларусь». Одной из основных целей экономической политики является обещание полной занятости, то есть работа, в которой все будущие работники имеют полную занятость и полную оплату труда.
Совместными началами государственного регулирования занятости, принятыми Международной организацией труда, считаются последующие: добровольность занятости; одинаковые права всех граждан; помощь трудовой мобильности с учетом изменения трудовой структуры; социальное партнерство нанимателей и профсоюзов как часть общегосударственной политики занятости.
1 Алексеенко, Т.С. Рынок труда: особенности регулирования молодежной безработицы в национальной экономике Республики Беларусь / Т. С. Алексеенко, А. И. Фалевич / Современные тенденции развивающегося общества: проблемы экономики, права, экологии: (сборник научных статей) / Московский филиал Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, Белорусский торгового экономический университет потребительской кооперации; [под ред. П. Г. Ахраменко]. – М.; Гомель, 2014. – С. 10-17.
2 Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: учебник / Н.Б. Антонова Н.Б. [и др.]. – Минск: Академия управления при президенте Республики Беларусь, 2008. – 775 с.
3 Ванкевич, Е.В. Профилирование безработных граждан как эффективный инструмент предупреждения длительной безработицы в Беларуси / Е.В. Ванкевич, Е.Н Коробова // Белорусский экономический журнал. – 2016. – № 1. – С. 110-121.
4 Всемирный банк / Внедрение программ на рынке труда: поддержка структурных реформ в Беларуси // Технический доклад для Правительства Республики Беларусь, Всемирный банк. – 2017. – 65 с.
5 Ганаго, А. Рынок труда: стабильный или закостеневший? / А. Ганаго // Экономическая газета. – 2016. – 27 февраля (№ 15). – С. 4.
6 Кучинова, Э.С., Нехода, Е.В. Сегментация рынка труда: междисциплинарный подход, Вестник Томского государственного университета. Экономика, 2012. – № 4 (20). – С. 40-54.
7 Кривошей, В. А. Основные тенденции динамики численности и состава занятого населения / В. А. Кривошей // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. – 2014. – № 5. – С. 32-36.
8 Лемешевский, И.М. Макроэкономика. / И.М. Лемешевский. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576 с.
9 Ивашковский, С.Н. Экономика для менеджеров: Микро- и макроуровень: учебное пособие / С.Н. Ивашковский. – 2-е издание, исправленое – М.: Дело, 2005. – 440 с.
10 Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь [и др.]. – Минск: БГЭУ, 2007.
11 Официальная статистика Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
12 Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/sostojanie.
13 О предупреждении социального иждивенчества: Декрет Президента Республики Беларусь, 2 апреля 2015 г., №3 // Консультант Плюс – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
14 Плотницкий, М.И. Курс экономической теории / Плотницкий М.И. – Минск: Мисанта, 2003. – 496 с.
15 Смирнов, С.Н. Оценка эффективности региональных программ занятости, Экономист. – 2013. – №6. – С.68-74.
16 Экономическая теория: учебник для вyзов. В 2 частях, Ч.2 / под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2008. – 230 с.