Введение
1 Аналитическая часть
1.1 Общая характеристика концепций питания. Суточные нормы потребления пищевых компонентов для удовлетворения энергетических потребностей организма человека
1.2 Общая характеристика белков: строение, свойства
1.3 Общая характеристика жиров: строение, свойства
1.4 Общая характеристика углеводов (в т.ч. пищевые волокна): строение, свойства, классификация
1.5 Общая характеристика витаминов, минеральных веществ и органических кислот: строение, свойства, классификация
1.6 Методы оценки пищевой ценности продуктов питания
1.7 Превращение белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и органических кислот в процессе тепловой обработки
2 Экспериментальная часть
2.1 Разработка дневного рациона питания с учетом энергетической потребности данной категории населения
2.2 Оценка биологической ценности белка обеденного меню
Заключение
Список использованных источников
Введение
Среди множества факторов, имеющих особое значение для формирования, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, важнейшая роль принадлежит питанию. Качество питания является важнейшим фактором в формировании здоровья детского населения, обеспечивает нормальный рост и развитие организма, способствует профилактике различных заболеваний и создает условия для адекватной адаптации к окружающей среде. Установлено, что характер питания в раннем детстве откладывает отпечаток на дальнейшее состояние здоровья человека, так как именно в этом возрасте формируется определенный стереотип питания, и закладываются типологические особенности метаболизма взрослого.
Результаты проводимых в Республике Беларусь исследований свидетельствуют, что структура питания детей и подростков характеризуется серьезными нарушениями. Невыполнение натуральных норм питания в детских дошкольных учреждениях (далее – ДДУ) при значительных колебаниях потребления продуктов в домашних условиях обуславает несоответствие фактического питания дошкольников гигиеническим требованиям по макро- и микронутриентному составу. Отмечается недостаточное потребление кальция и фосфора у 90 – 95% детей, цинка – у 50%, селена – у 65%. Около 90% дошкольников имеют в своем рационе дефицит тиамина, 65% - витамина С, 60% - рибофлавина, 50% - фолиевой кислоты, 30% - витамина А. Около 30% дошкольников - сочетанный дефицит поступления по четырем витаминам, 40% - по трем витаминам, около 60% - по двум витаминам одномоментно. У учащихся общеобразовательных школ и школ-интернатов различных городов и областей республики отмечается дефицит потребления пищевой энергии (19 - 27%) за счет низкого содержания в рационах основных макронутриентов: белков (на 22 - 30% ниже нормы), жиров (на 15,5 – 24%) углеводов (на 16 - 22%). Лимитирующими факторами в питании детей и подростков являются белки животного происхождения, растительные жиры, ретинол, тиамин, рибофлавин, ниацин, аскорбиновая кислота, кальций. Дефицит этих биологически активных веществ сопровождается снижением защитных сил организма, формированием синдрома хронической усталости, астеничности, снижением умственной и физической работоспособности, обострением хронических заболеваний.
Как видим, целесообразность данной курсовой работы очевидна. Главная цель – рассмотреть принципы питания детей младшего школьного возраста, составить дневной рацион питания, рассчитать энергетическую ценность, а также рассмотреть основные необходимые для жизнедеятельности человека нутриенты, дать их характеристику и определить значение в питании.
1 Аналитическая часть
1.1 Общая характеристика концепций питания. Суточные нормы потребления пищевых компонентов для удовлетворения энергетических потребностей организма человека
Питание является необходимым и первым условием жизни. Неудивительно, что все универсальные естественнонаучные концепции включали в себя теорию питания как важную и необходимую часть. Каждый из нас во многом хозяин своей судьбы, здоровья, жизни и может, как удлинить, так и укоротить ее.
Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) считают что coстояние здоровья определяют на 50 % – индивидуальный образ жизни, на 20 % – наследственность, на 20 % – условия внешней среды и вceгo на 10 % – работа медиков.
Весьма важно, что мы едим и как мы едим. Даже слово «диета» В переводе с гpeческогo означает «здоровый образ жизни».
История науки рассматривает три основные теории питания: античную, теорию сбалансированного питания и теорию aдeквaтного питания. Известен также ряд альтернативных теорий питания.
Античная теория питания
Античная теория питания связана с именами Аристотеля и Галена и является частью их представлений о живом. Согласно этой теории, питание всех структур организма происходит за счет крови, которая непрерывно образуется в пищеварительной системе из пищевых веществ, в результате сложного процесса неизвестной природы. В печени происходит очистка этой крови, после чего она используется для питания всех opганов и тканей. На основе этой тeoрии были построены многочисленные лечебные диеты древних.
После открытия в конце XIX – начале XX века всех основных компонентов пищи, выяснения структуры белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот появились первые теории, в которых цель питания стали связывать со здоровьем.
Теория сбалансированного питания
Теория сбалансированного питания возникла более 200 лет назад и преобладала в диетологии до последнего времени.
В её основе лежат три основных положения:
1. При идеальном питании приток веществ точно соответствует их потере. Приток питательных веществ обеспечивается путём разрушения пищевых структур и использования организмом образовавшихся органических и неорганических веществ.
2. Энергетические затраты организма должны быть сбалансированы с поступлением энергии.
3. Общая калорийность суточной нормы пищевых веществ должна составлять около 3000 ккал. Полноценный рацион должен содержать пять основных компонентов:
- источник энергии – углеводы, жиры и белки;
- незаменимые аминокислоты,
- витамины;
2 Экспериментальная часть
2.1 Разработка дневного рациона питания с учетом энергетической потребности данной категории населения
Пищевая ценность – понятие, отражающее всю полноту полезных свойств пищевого продукта, включая степень обеспечения физиологических потребностей человека в основных пищевых веществах, энергию и органолептические свойства. Характеризуется химическим составом пищевого продукта с учетом его потребления в общепринятом количестве.
Пищевая ценность определяется не только содержанием пищевых и биологически активных веществ (нутриентов), но и их соотношением, усвояемостью и доброкачественностью, а также вкусовыми достоинствами.
Пищевая ценность блюда (изделия) определяется количеством входящих в него продуктов (по массе съедобной части), усвояемостью, степенью сбалансированности по пищевым веществам (при оптимальном соотношении между ними).
По формуле сбалансированного питания пищевая ценность кулинарной продукции количественно может быть выражена интегральным скором (обобщенным показателем).
Энергетическая ценность (калорийность) характеризует ту долю энергии, которая может высвободиться из пищевых продуктов в процессе биологического окисления и использоваться для обеспечения физиологических функций организма.
В данном разделе следует рассмотреть питание кормящих женщин, составить для них дневной рацион.
Питание детей школьного возраста должно наиболее полно удовлетворять как энергетические, так и ростовые нужды.
Потребность в калориях детей младшего школьного возраста (7 – 10 лет) составляет 2350 ккал, такая же, как потребность в калориях пожилых людей (60–70 лет). Дети в возрасте 11–13 лет должны получать 2850 ккал в сутки, т. е. столько же, сколько и взрослые, занятые трудом, требующим несущественных физических усилий. У подростков (14–17 лет) потребность в калориях большая, чем у взрослых. Так, потребность в калориях юношей (14–17 лет) составляет 3150 ккал, что соответствует потребности мужчин – рабочих в возрасте 18–40 лет, занятых трудом, который требует значительных физических усилий. Таким образом, питание школьника должно быть калорийным. Этого можно достигнуть включением в суточный рацион достаточного количества пищевых веществ: белков, жиров, углеводов.
Потребность в белке детей в связи с интенсивными процессами их роста и развития большая, чем у взрослых, у которых она составляет 1,3–1,5 г на 1 кг веса тела. У школьников младшего возраста потребность в белке – 2,5–3 г на 1 кг веса, старшего возраста (14–17 лет) – не менее 2 г на 1 кг веса тела. В количественном выражении дети в возрасте 7 – 10 лет должны получать 80 г белка в сутки, в возрасте 11–13 лет – 93 г, юноши (14–17 лет) – 106 г и девушки (14–17 лет) – 96 г. С развитием полового созревания отмечается разница в потребности в белке и других
Заключение
Одной из важных и сложных задач является обеспечение населения земного шара продуктами питания. Являясь одним из важнейших факторов окружающей среды, питание с момента рождения до самого последнего дня жизни человека влияет на его организм. Ингредиенты пищевых веществ, поступая в организм человека с пищей и преобразуясь в ходе метаболизма в результате сложных биохимических превращений в структурные элементы клеток, обеспечивают наш организм пластическим материалом и энергией, создают необходимую физиологическую и умственную работоспособность, определяют здоровье, активность и продолжительность жизни человека, его способность к воспроизводству. Снижается уровень грудного вскармливания, ухудшаются показатель здоровья и антропометрические характеристики детей, подростков, а также состояние здоровья лиц пожилого возраста. Одной из важнейших причин этого является неудовлетворительное питание.
Следует более внимательно относиться к питанию детей. Ведь растущий организм требует поступления всех необходимых веществ, которые способствуют росту, развитию всей системы организма в целом.
В данной работе были рассмотрены теоретические вопросы, охватывающие описание, строение, значение в питании основных питательных веществ. Также был разработан рацион питания для детей младшего школьного возраста, рассчитана его энергетическая и биологическая ценность.
В работе изучена биологическая ценность белка обеденного меню.
На основании полученных расчетов можно сделать вывод, что лимитирующей аминокислотой является фенилаланин + тирозин с аминокислотным скором 163,2 %. Индекс незаменимых аминокислот выше единицы, что говорит о том что белок, поступающий с обедом в организм ребенка, является полноценным по сравнению с идеальным белком.
Составленный рацион является полноценным по содержанию белков, жиров, углеводов.
1 Колодязная В. С. Пищевая химия: Учеб. пособие. - СПб.: СПбГАХПТ, 1999. - 140 с.
2 Нечаев, А.П. Пищевая химия: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям: 552400 'Технология продуктов питания'/ А.П. Нечаев, Светлана Евгеньевна Траубенберг, А.А. Кочеткова; Нечаев, Алексей Петрович. – 2-е издание, переработанное и исправленное. – СПб.: ГИОРД, 2003.- 640 с.
3 Санитарные нормы и правила «Требования к питанию населения: нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Республики Беларусь», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь №180 от 20.11.2012 г.
4 Справочник по диетологии / [Е. А. Беюл, В. Н. Будаговская, Е. Н. Боринская и др.]. под ред. А.А. Покровского, М.А. Самсонова. – М.: Медицина, 1981. – 701 с.
5 Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания всех форм собственности / Министерство торговли Республики Беларусь; [разработали: В.Д. Вержбицкая, Т.А. Корольчик]. – Минск: Научно-информационный центр-БАК, 2015. – 485 с.
6 Химический состав блюд и кулинарных изделий: Справ. табл. содерж. основ. пищевых веществ и энергет. ценности блюд и кулинар. изделий: В 2 т. / Под ред. И.М. Скурихина, М.Н. Волгарева. – М. – 1994. –Т. 1, ч. 1 – 205 с.
7 Химический состав блюд и кулинарных изделий: Справ. табл. содерж. основ. пищевых веществ и энергет. ценности блюд и кулинар. изделий: В 2 т. / Под ред. И.М. Скурихина, М.Н. Волгарева. – М. – 1994. –Т. 1, ч. 2 – 464 с.
8 Химический состав блюд и кулинарных изделий: Справ. табл. содерж. основ. пищевых веществ и энергетической ценности блюд и кулинар. изделий: В 2 т. / Под ред. И.М. Скурихина, М.Н.Волгарева. – М. – 1994. –Т. 2 – 306 с.
9 Таблицы калорийности и химический состав готовых блюд (рецептов) / Информационный ресурс Health-diet.ru. – Российская Федерация, 2009-2016. – Режим доступа: http://healthdiet. ru/base_of_meals/index.php – Дата доступа: 25.10.2016.
10 Химический состав пищевых продуктов: Справ. табл. содерж. аминокислот, жир. кислот, витаминов, макро- и микроэлементов, орган. кислот и углеводов / [Подгот. А. А. Покровский, М. Ф. Нестерин, И. М. Скурихин и др.]; Под ред. М. Ф. Нестерина, И. М. Скурихина. – М.: Пищ. пром-сть, 1979. – 247 с.