Инвестиция – одно из наиболее часто используемых понятий в экономике. Данный термин берет свою истории с эпохи феодализма. Инвеститурой назывался ввод вассала во владение феодалом или епископа в управление церковными землями. Это давало возможность инвеститору не только приобщать к себе новые территории для получения доступа к их ресурсам, но и участвовать в управлении ими через уполномоченных ставников с целью насаждения своей идеологии. Последнее, способствовало увеличению получаемых выгод с данных территорий, а также выступало в качестве развивающего фактора.
В курсовой работе рассматривается понятие инвестиций, их источники, нестабильности инвестиций, сделана попытка дать характеристику формирования и направлений развития инвестиционной политики в сельском хозяйстве Республики Беларусь.
Актуальностью данной темы является то, что инвестиции играют очень важную роль в экономической жизни страны: как внутренней, так и внешней. Так как они позволяют более тесно и продуктивно взаимодействовать с заинтересованными странами-инвесторами, развивать внешнеэкономические и внешнеполитические связи, совершенствовать свою правовую базу и уверенно идти к утверждению своего авторитета и укреплению стабильных позиций на мировом рынке. А так же серьезной проблемой инвестиционной деятельности сегодня является качество проработки проектов, необходимое для принятия решения о целесообразности их реализации. Эту проблему необходимо решать в первостепенном порядке, так как налицо отсутствие четкой государственной политики в этой области, выработанной системы стимулов и поддержки инвестиционных процессов.
С учетом актуальности задачи создания благоприятного правового режима для капиталовложений особо пристального внимания заслуживает проблема нормативного закрепления гарантий от изменения законодательства в области инвестиций, которая сегодня является характерным примером нестабильности и непоследовательности инвестиционного законодательства.
Целью курсовой работы является рассмотреть политику, проводимую государством, в отношении инвестиционной деятельности, указать на возникающие проблемы и предоставить варианты перспектив её развития в будущем для нашей страны.
Задачи курсовой работы:
В любой экономической системе стран с рыночной экономикой центральную роль в определении долгосрочной динамики ее роста играют инвестиции. Инвестиции способствуют качественному обновлению основного капитала и технического базиса экономики.
Инвестиционный процесс как регулятор воспроизводства основного капитала формирует материальную базу инновационного и структурного процессов, дает им исходный импульс.
С помощью инвестиционной политики предприятие реализует свои возможности к предвосхищению долгосрочных тенденций экономического развития и адаптации к ним.
Процесс изучения курса «Экономика инвестиций» предполагает анализ общих понятий и механизмов осуществления инвестиционного процесса. На сегодняшний день инвестиционный процесс выступает одной из важнейших составляющих рыночного хозяйствования. Вследствие этого выявление специфики инвестиционных отношений в условиях российской экономики наиболее актуально [6, с.18].
В современной отечественной и зарубежной литературе представлены различные модификации определений понятий «инвестиции» и «инвестиционная деятельность». Современные трактовки указанных понятий отражают множественность подходов к пониманию их экономической сущности. Это связано со спецификой эволюционных процессов в экономике и имеющимся опытом историко-экономического развития.
Под термином «инвестиции» следует понимать долгосрочное вложение капитала в отрасли экономики внутри страны и за рубежом, направленное на простое и расширенное воспроизводство. В мировой практике инвестиции подразделяются на три группы: реальные (капитальные вложения), портфельные (финансовые) и интеллектуальные (вложения в нематериальные активы).
До 1991 г. термин «инвестиции» использовался как аналог понятия «капитальные вложения». Капитальные вложения трактовались как совокупность затрат на воспроизводство основных и оборотных фондов. При этом капитальные вложения рассматривались с двух позиций: как
Текущие оценки численности населения на 1 января рассчитаны с учетом итогов переписей населения, к которым добавлены числа родившихся и прибывших на данную территорию и из которых вычтены числа умерших и выбывших с данной территории. В расчетах учитываются увеличение или сокращение численности населения отдельных территорий в результате изменения их границ, а также изменения численности городского и сельского населения в результате решения вопросов административно–территориального устройства Республики Беларусь, то есть в результате изменения категории населенных пунктов (преобразование сельских населенных пунктов в городские или городских в сельские на основании законодательных актов).
К постоянному населению относятся лица, постоянно проживающие на данной территории, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие на данной территории год и более.
Распределение населения на городское и сельское производится по месту проживания, при этом городскими поселениями считаются населенные пункты, отнесенные в установленном законодательством порядке к категории городских (города, городские, рабочие и курортные поселки). Все остальные населенные пункты являются сельскими. В списочную численность работников включаются работники, работавшие по трудовому договору (контракту) и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу. В численность включаются как фактически работающие, так и временно неработающие по каким–либо причинам (находящиеся в трудовых отпусках, отпусках по инициативе нанимателя, не явившиеся на работу вследствие временной нетрудосопособности и другим причинам). Внешние совместители и граждане, выполняющие работу по гражданско–правовым договорам, в списочную численность не включаются.
Списочная численность работников в среднем за год приводится без работников, находящихся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до трех месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Сегодня Беларусь развивается в основном за счет внутренних инвестиционных ресурсов. Однако намеченная широкомасштабная модернизация производственного потенциала страны, его инновационное обновление, поддержание стабильной конкурентоспособности производимой продукции, развитие сферы услуг потребуют значительного увеличения инвестиционного капитала. В этой связи привлечение иностранных инвестиций в экономику республики приобретает особую актуальность и обусловлено либерализацией внешнеэкономических связей и повышением значимости межгосударственного сотрудничества.
Вмешательство государства обоснованно и необходимо в случаях: решения общенациональных проблем, социальных проблем отдельного региона, изменения экономической стратегии государства, отрицательное последствие инвестиционного проекта. Государственное регулирование может осуществляться прямым и экономическим методами. Государство регулирует инвестиционную деятельность с помощью амортизационной политики, налогов, льготного кредитования и др.
Основная часть инвестиционных ресурсов поступает на обеспечение приоритетных направлений. Основным источником финансирования капитальных вложений остаются собственные средства предприятий. Существуют различные меры по повышению инвестиционной активности субъектов хозяйствования.
Среди главных проблем инвестиционной деятельности в Республике Беларусь, можно выделить:
- определение приоритетов развития экономики Республики;
- разработка эффективных инвестиционных проектов;
- поиск и привлечение иностранных инвесторов.
Важнейшим направлением государственной экономической политики нашей страны является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций. Беларусь предлагает потенциальным инвесторам такие основные преимущества, как выгодное географическое расположение в центре Европы, благоприятные природно–климатические условия, политическую и социальную стабильность, макроэкономическую стабилизацию, квалифицированные и относительно дешевые трудовые ресурсы, высокий научно–технический и
1. Агропромышленный комплекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016. Режим доступа: http://belarusfacts.by/ru/belarus/economy_business/key_economic/ agroindustrial/. – Дата доступа: 03.09.2016.
2. Азикова, С.Г., Савранский, В.П. Закономерности функционирования и развития корпоративных экономических структур / С.Г. Азикова, В.П. Савранский. – Нальчик: КБГСХА. – 2002. – 326 с.
3. Бабанов, А.В. Инновации как средство повышения инвестиционной привлекательности в регионах РФ / А.В.Бабанов // Экономика, Статистика и Информатика, Вестник УМО. – МЭСИ. – 2012. – № 2. – С. 7-11.
4. Бусел, И. П. Экономика сельскохозяйственного предприятия с основами менеджмента: пособие / И. П. Бусел, П. И. Малихгарович. – 2–е изд. перераб, и доп. – Минск: Лiтаратура i Мастацтва, 2009. – 464 с.
5. Гусаков, В.Г. Основные концептуальные подходы перспективной организации сельского хозяйства / В.Г. Гусаков // Вести НАН Беларуси. Серия аграрных наук. – 2013. – №4. – С.12–19.
6. Жудро, М. Инвестиционный потенциал АПК и перспективы его развития / М. Жудро // Аграрная экономика. – 2013. – № 3. – С. 18–21.
7. Журавлева, Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика–1,2: учебник для вузов / Г. П. Журавлева, В. В. Громыко, М. И. Забелина; под ред. Г.П. Журавлевой. – М.: Дашков и К, 2008. – 934 с.
8. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 30 мая 2001 г.: одобр. Советом Респ. 8 июня 2001 г.: текст Кодекса по состоянию на 10 февр. 2001 г. – Минск: Амалфея, 2015. – 83 с.
9. Кошолкина, Л. Инвестиционная политика в агропромышленном комплексе / Л. Кошолкина // Экономист . – 2006. – №12. – С. 23-26.
10. Кундиус, В.А. Экономика агропромышленного комплекса: учебное пособие / В.А. Кундиус. – М.: КНОРУС, 2010. – 544 с.
11. Мелкумов, Я.С. Организация и финансирование инвестиций: учебное пособие / Я.С. Мелкумов. – М.: ИНФРА–М, 2004. – 284 с.
12. Минаков, И. А. Экономика отраслей АПК: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. А. Минаков, Н. И. Куликов, О. В. Соколов [и др.]; под ред. И. А. Минакова. – М.: Колос, 2004. – 464 с.
13. Мурукаева, Н.П. Особенности государственного регулирования экономики АПК на региональном уровне: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук: 08.00.05. – С.–Петерб. гос. аграр. ун–т. – СПб. – Пушкин, 2014. – с. 16.
14. Соколова, Е.Н. Актуальные проблемы существующей российской практики учета / Е.Н. Соколова: Печ. материалы международной научно-практической конференции «Евразийской пространство: приоритеты социально–экономического развития». – Москва, 2011. – с. 13.
15. Соколова, Е.Н. Эффект финансового левериджа: Печ. материалы 11 международной конференции «Инновационное развитие современной экономики: теория и практика». – Москва, 2012. – с. 7.
16. Тобольч, З. Заемные средства как источник инвестиций сельскохозяйственных предприятий / З. Тобольч // Аграрная экономика. – 2015. – № 6. – С.41-44.
17. Тобольч, З. Зарубежный опыт кредитования сельского хозяйства / З. Тобольч // Аграрная экономика. – 2015. – № 3. – С.61-65.
18. Шапиро, С.Б. Актуальные проблемы агропромышленного комплекса Беларуси / С.Б. Шапиро // Вести НАН Беларуси. Серия аграрных наук. – 2015. – №4. – С.20-26.
19. Шундалов, Б. М. Статистика агропромышленного комплекса: учебное пособие для студентов высших сельскохозяйственных учебных заведений по экономическим специальностям / Б. М. Шундалов, – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 304 с.