Введение
1 Общая характеристика предприятия (резюме)
2 Анализ внешней среды. Прогноз развития рынка
3 Анализ внутренней среды предприятия
4 Разработка стратегии развития предприятия
5 Мероприятия по совершенствованию системы менеджмента
5.1 Маркетинговый план
5.2 Производственный план
5.3 Инвестиционный план
5.4 Организационный (управленческий) план
5.5 Юридический план
5.6 Оценка предпринимательского риска и страхование
5.7 Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия (финансовый план) и оценка эффективности проекта
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
ГЛХУ «Гомельский опытный лесхоз» неуклонно наращивает производственные мощности и модернизирует производственную базу, а также планирует свою деятельность исходя из инновационной стратегии развития, в соответствии с которой деятельность ГЛХУ «Гомельский опытный лесхоз» направлена на:
− увеличение выпуска продукции, повышение ее качества, расширение ассортимента;
− разработку инвестиционной программы, направленной на обновление производственных фондов предприятия, организацию, освоение выпуска новых видов продукции;
− увеличение производственного потенциала предприятия;
− повышение рентабельности производства и продаж, увеличение доли продаж на внешний рынок;
− поддержание высокого качества производимой продукции и увеличение числа новых потребителей.
В курсовой работе стоит цель разработка инновационной стратегии развития ГЛХУ с целью рационального использования нетоварной древесины, щепы, опилок и иных отходов путем освоения производства пеллетов и топливных брикетов на базе ГЛХУ «Гомельский опытный лесхоз».
Осуществление инновационной стратегии включает в себя инвестиционный проект приобретения производственной линии SALMATEC (Tommi Laine Trading (Финляндия)) для запуска мини-цеха по производству древесных пеллет и топливных гранул для бытовых котлов и печей. Актуальным проект становится в связи с возрастанием спроса на топливные пеллеты у владельцев частных домов, агроусадеб, которые используется как источник топлива.
Цель курсовой работы – обобщение и закрепление теоретических знаний и практических навыков в области разработки стратегии инновационного развития на предприятии.
Задачи курсовой работы:
– описание отрасли и характеристики предприятия, его роли и места в отраслевой иерархии и народном хозяйстве в целом;
– описание продукции, которую будет производить предприятие в результате реализации проекта;
– обоснования объемов продаж продукции, основанное на анализе рынков сбыта и выработке стратегии маркетинга;
– составление программы производства и реализации продукции на основании проведенных маркетинговых исследований, прогнозируемых цен на продукцию с учетом имеющихся и создаваемых производственных мощностей.
1 Общая характеристика предприятия (резюме)
Государственное опытное лесохозяйственное учреждение ГЛХУ «Гомельский опытный лесхоз» является организацией отрасли «лесное хозяйство» и входит в состав Министерства лесного хозяйства.
Паспорт организации:
1. Отрасль: лесное хозяйство.
2. Наименование предприятия: «Гомельский опытный опытный лесхоз».
3. Юридический адрес: Гомельская область, Гомельский район, Чёнковский с/с, д.Севруки, ул. Ленинградская, 4
4. Форма собственности: Государственная.
5. Размер уставного фонда: 21562 рублей.
6. Руководитель: Дегтярик Игорь Николаевич.
7. Директор, тел. 8-0232-22-19-59.
8. Образование: высшее.
9. Стаж работы: 4,0 года.
10. Главный бухгалтер: Титова Татьяна Васильевна
11. Стаж работы: 3,2 года.
Государственное лесохозяйственное учреждение ГЛХУ «Гомельский опытный лесхоз» является организацией отрасли «лесное хозяйство» и входит в состав Министерства лесного хозяйства. Лесная отрасль − одно из наиболее важных для Беларуси направлений. Она оказывает существенное влияние на развитие смежных отраслей народно-хозяйственного комплекса страны и вносит весомый вклад в обеспечение экономической безопасности.
Гомельский опытный лесхоз был организован в октябре 1936 года на базе лесов Гомельского леспромхоза и лесов местного значения согласно Постановления Совета Народных комиссаров.
Гомельский опытный лесхоз в своей лесохозяйственной и промышленной деятельности подчинен Министерству лесного хозяйства Республики Беларусь и Гомельскому государственному производственному объединению –ГГПЛХО
Гомельский опытный лесхоз расположен на территории Гомельского, Добрушского, Речицкого административных районов и г.Гомеля. Площадь лесхоза 112,7 тыс. гектар. Протяженность территории лесхоза с севера на юг-83 км, с востока на запад- 85 км.
2 Анализ внешней среды. Прогноз развития рынка
Лесная отрасль в Республике Беларусь представлена лесозаготовительной, лесопильной, мебельной, целлюлозно-бумажной, кар¬тонной, гидролизной, и др. отраслями. Лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая отрасль развивается главным образом на основе собственных ресурсов. Благоприятными факторами являются также наличие квалифицированной рабочей силы и близость малолесных районов СНГ, что предопределяет устойчивый спрос на ее продукцию. Продукция отрасли пользуется устойчивым спросом и на внутреннем рынке. Главной проблемой лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности является повышение уровня комплексного использования лесных ресурсов и качества продукции, чтобы она могла выдерживать конкуренцию на мировых рынках.
Динамичное развитие лесного сектора экономики в ведущих государствах Европы (Финляндия, Швеция, Германия и др.) убеждает в высокой экономической эффективности инновационной деятельности в лесном хозяйстве и отраслях лесопромышленного комплекса. Созданная в Республике Беларусь нормативно-правовая база позволила сформировать белорусскую модель лесного хозяйства и лесопользования, которая постоянно совершенствуется, обеспечивает запросы национальной экономики и рынка в лесной продукции и экологической пользе и соответствует научным принципам экологизированного лесоводства и лесопользования.
Беларусь входит в десятку крупнейших европейских лесных держав. Лесной фонд нашей страны составляет более 9,4 млн. га, а запас древесины на корню оценивается в 1,6 млрд. м2, что примерно равно запасам в таких странах, как Германия, Польша, Финляндия, Франция.
В целях развития двусторонних отношений в области лесного хозяйства заключены международные договоры межведомственного характера с Российской Федерацией, Республикой Польша, Словацкой Республикой, Литовской Республикой, Латвийской Республикой, Королевством Швеция. Расширяются деловые связи с Казахстаном, Украиной, Чехией и Венесуэлой.
3 Анализ внутренней среды предприятия
В настоящее время, промышленное производство ГЛХУ «Гомельский опытный лесхоз» имеет следующую производственную базу: восемь лесничеств, производственно-мастерский участок «Клим», участок по отгрузке готовой продукции, базисный питомник. Валка леса на рубках главного и промежуточного пользования осуществляется бензопилами Штиль и Хускварна («STIHL МS 290», «STIHL МS 180», «HUSQVARNA365»). В зависимости от условий заготовки и размеров сортиментов заготавливаемой продукции используются различные способы трелевки: хлыстовой и сортиментный. Трелевка осуществляется тракторами МТЗ-80/82 и трелевочными машинами МПТ 461.1.
При заготовки мелкотоварной древесины используется метод ручной подноски сортиментов. Вывозка лесопродукции на промежуточные склады в лесничествах осуществляется УРАЛ и машинами транспортно-погрузочными лесными МПТ, форвардерами (форвардер «Амкодор 2661.01»). Вывозка лесопродукции осуществляется в сортиментах в цех лесхоза и к пункту отгрузки (ж/д станция), автомобилями УРАЛ и сортиментовозами на базе автомобилей МАЗ (МАЗ‒5434, МАЗ‒63031, МАЗ‒64255).
Для заготовки древесины имеется в наличии 70 бензопил, 2 харвестера «Амкодор-2541», «Амкодор-2551». Для трелевки и вывозки древесины в лесхозе имеется 31 тракторов, в том числе 8 машин погрузочно-транспортных, 2 форвардеров, 12 автомобилей на вывозке древесины, в том числе 8 сортиментовозов. В деревообрабатывающем цехе установлено следующее оборудование: лесорама Р63-4Б; заточной станок ТчПА7; станок МП-8-1655; многопильный СМП-1; торцовочная линия ТОЗ; обрезной станок МЦС-2Д; станок многопильный ЦМ-80; бревнотаска; сверлильный станок МСЦ-2Ц; брусующий станок TD-500; многопильный двухшпиндельный WD 250-350; оцилиндровочный станок ДОС-240-6; станок для сбора домиков; 4-х сторонний станок МП9-1675.
Основные технико-экономические показатели деятельности ГЛХУ «Гомельский опытный лесхоз» представлены в таблице 2.1.Проведенный анализ технико-экономический показателей, а также показателей, характеризующих экономическую устойчивость объекта исследования, позволил сделать вывод, что в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличился как объем производства продукции, так и выручка от реализации продукции на 2602 тыс. руб. (или на 27,0%) и на 4023 тыс. руб. (или на 6,2%) соответственно.
4 Разработка стратегии развития предприятия
По результатам SWOT-анализа деятельности ГЛХУ «Гомельский опытный лесхоз» было принято решение о разработке стратегии создания конкурентных преимуществ путем диверсификации товарного портфеля. По типу влияния на рынок планируется, что организация будет придерживаться стратегии укрепления конкурентоспособности путем реализации наступательной стратегии через расширение доли собственного рынка для реализации топливных пеллетов.
Рассмотрим более подробно отдельные компоненты стратегии инновационного развития ГЛХУ «Гомельский опытный лесхоз».
Маркетинговая стратегия развития организации будет строиться на сильных сторонах предприятия – персонал, технологии, логистика, связь с госаппаратом. Все это позволит оптимизировать расходы на изучение рынка и сконцентрироваться на значимых для потребителя факторах производства качественной продукции. Таким образом, маркетинговая стратегия развития предприятия нацелена на минимизацию маркетинговых издержек. ГЛХУ «Гомельский опытный лесхоз» будет предоставлять партнерам большее качество по той же рыночной цене. Основные задачи будут заключаться в области обеспечения качества и логистики (своевременности поставок, производства продукции без срывов).
Стратегия поведения организации на рынке определяется конкурентоспособностью предприятия и ее товаров, уровнем научно-технического и ресурсного потенциала. Планируется, что на начальном этапе ГЛХУ будет реализовывать продукцию по месту своего нахождения, а также в прилегающие районы, а при успешном сбыте продукции рассматривается возможность расширения работы на белорусском рынке сбыта за счет более глубокого проникновения, так и выход на новые рынки посредством расширения географических границ предложения продукции – преимущественно рынок Евросоюза.
В определении стратегии охвата рынка ГЛХУ «Гомельский опытный лесхоз» планирует применять недифференцированный маркетинг, то есть организация не учитывает сегментацию рынка и предполагает предложение пеллет для всех потенциальных потребителей – владельцев частных домов и агроусадеб.
В вопросе формирования стратегии разработки новых товаров ГЛХУ «Гомельский опытный лесхоз» планирует расширение спектра продукции после прохождения проектом границы окупаемости и получения положительных отзывов от потребителей.
5 Мероприятия по совершенствованию системы менеджмента
5.1 Маркетинговый план
Для достижения поставленных стратегических целей ГЛХУ «Гомельский опытный лесхоз» планирует использовать следующие направления развития маркетинговой деятельности:
- постоянные маркетинговые исследования, позволяющие спрогнозировать емкость рынка;
- исследования конъюнктуры рынка и изучение спроса на новую и текущую продукцию предприятия путем анкетирования, проведения опросов покупателей в целях совершенствования ассортимента и повышения его конкурентоспособности;
- совершенствование ассортиментной политики предприятия исходя из потребностей рынка;
- реализация системы гибкого ценообразования;
- организация рекламной кампании;
- участие в выставках-ярмарках на территории Республики Беларусь и за ее пределами.
Рассмотрим детально основные направления маркетинговой стратегии: товарная политика; политика в области качества; ценовая политика; сбытовая политика; политика в области продвижения товара на рынок.
Товарная политика ГЛХУ «Гомельский опытный лесхоз». Одним из направлений товарной политики ГЛХУ «Гомельский опытный лесхоз» может стать увеличения объемов пеллетов и расширение рынков сбыта данной продукции.
В отношении основной продукции ГЛХУ «Гомельский опытный лесхоз» ‒ лесозаготовок и пилопродукции, лесхозу необходимо проводить политику повышения качества товара.
Политика в области качества ГЛХУ «Гомельский опытный лесхоз». Для того, чтобы товар лесхоза имел успех на рынке, необходимо создать марку этого товара и правильно позиционировать его на рынке. Для этого ГЛХУ «Гомельский опытный лесхоз» следует повысить качество своей продукции. Для того, чтобы привлечь внимание потребителей к своему товару, лесхозу необходимо позиционировать свой товар как высококачественный, а следовательно, необходимо соблюдать стандарты и технические условия на производимую продукцию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках курсового проекта были поставлены и решены в полном объеме следующие задачи:
1. Дана общая экономическая характеристика ГЛХУ «Гомельский опытный лесхоз» и проведена оценка его финансового состояния в 2014 – 2016 гг.
2. Проведен анализ технического уровня и организации производства и труда в организации и дана оценка ее соответствия современным условиям хозяйствования.
3. Изучены ключевые стратегические цели деятельности ГЛХУ «Гомельский опытный лесхоз» и разработана стратегия инновационного организационно-технического развития предприятия и возможности реализации инвестиционного проекта производства древесных пеллет и топливных гранул.
4. Проведен комплекс аналитические работ и разработан общий план маркетинга для оценки реализуемости инвестиционного проекта с позиции конкурентной напряженности на рынке альтернативных источников энергии.
5. Разработан подробный план реализации инвестиционного проекта на период 2018 – 2024 гг.
6. Проведено детальное планирование ресурсного обеспечения предприятия в части материально-технического обеспечения основных производственных процессов для бесперебойности производства продукции.
7. Осуществлено подробное планирование издержек инвестиционного проекта в разрезе основных групп затрат на производство товарного дорожного бетона: материальное обеспечение, обеспечение ТЭР, обеспечение трудовыми ресурсами; обеспечение техническими средствами.
8. Проведен экспертный SWOT-анализ рисков инвестиционного проекта с позиций чувствительности к изменениям цен на сырье, объемов реализации и отпускных цен.
9. Разработан полный финансовый план реализации инвестиционного проекта с расчетом конечного финансового результата, оценкой налоговой нагрузки и GAP-анализом кассовых потоков.
1 О прогнозах, бизнес-планах развития коммерческих организаций: пост. Совета Министров Республики Беларусь №873 от 05.08.2005 г. (в ред. от 26.05.2014 г. №507) – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravo. by/document/?guid=3871&p0=C20500873 – Дата доступа:
2 О бизнес-планах инвестиционных проектов: пост. Совета Министров Республики Беларусь №506 от 26.05.2014 г. (в ред. от 19.09.2016 г. № 737) – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pravo.by/document /?guid=3871&p0=C21400506 – Дата доступа:
3 Об утверждении правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов: пост. Министерства экономики Республики Беларусь № 158 от 31.08.2005 г. (в ред. от 25.07.2014 г. № 55) – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid= 3961&p0=W2051 3184 – Дата доступа:
4 Об утверждении Рекомендаций по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет и Рекомендаций по разработке бизнес-планов развития коммерческих организаций на год: пост. Министерства экономики Республики Беларусь № 186 от 30.10.2006 г. (в ред. от 21.11.2012 г. № 99) – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mosk. minsk.gov.by/ docs/economica/post_ min_economiki_186.pdf – Дата доступа:
5 Попов, В.М. Бизнес-планирование: Учебник / под ред. В.М. Попова, С.И.Ляпунова и С.Г. Молодика. – 2е издание., перераб. И доп. – М.: Финансы и статистика,2013. – 816с.
6 Пивоваров, К.В. Бизнес-планирование: Учебно-методическое пособие. 7-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 164с.
7 Руководство по эффективности инвестиций / Международные рекомендации и стандарты по инвестиционной деятельности UNIDO. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: hhtp: www.unido.org – Дата доступа:
8 Черняк, В.З. Бизнес-планирование: учебник / В.З. Черняк. – М.: КНОРУС, 2013. – 536 с.
9 Чиченов, М.В. Инвестиции: уч.пособие / М.В. Чиченов. – М.: КНОРУС, 2014. – 406 с.
10 Шарп, У., Александер, Г., Бэйли Дж. Инвестиции: пер. с англ.– учебник для вузов / У. Шарп, Г. Александер, Дж. Бэйлидж. – М.: ИНФРА-М, – 2012. – 590 с.