Введение
1 Причины и виды безработицы в Республике Беларусь
1.1 Сущность безработицы, ее причины
1.2 Виды и формы безработицы
1.3 Социально-экономические последствия безработицы и необходимость регулирования
2 Анализ структуры и динамики безработицы в Республике Беларусь
3 Направления повышения занятости в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики большое значение приобретает проблема безработицы. Занятость и безработица, характеризующие рынок труда, и использование имеющихся трудовых ресурсов – это не только экономические категории, но и важнейшие социальные индикаторы, отражающие национальное благополучие, эффективность осуществляемых реформ и их привлекательность для населения. Рыночная экономика не может существовать без рынка труда, основным результатом функционирования которого является формирование определенного уровня занятости населения. Так и невозможно найти в мире страну, где не было бы безработицы. Проблема безработицы затрагивает каждого без исключения жителя страны, особенно остро она проявляется в последние годы. Каждый человек когда-либо сталкивался, прямо или косвенно, с этой серьезной проблемой. Развитие экономики характеризуется тем, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы, и, прежде всего рабочая сила.
Поддержание занятости ― важнейшая цель экономической политики государства. Ведь безработица связана с экономическим развитием и с изменением потребностей в рабочей силе, с социальным статусом и психологическим состоянием человека. Поэтому изучение проблемы безработицы и поиск путей её решения является не просто важным, но и актуальным на данный момент вопросом.
Максимальную актуальность в ситуациях глобализации национальных экономик и демографического кризиса в мире приобретает вопрос о рабочих ресурсах. Ситуация на рынках труда как развитых стран, так и стран с трансформационной экономикой на сегодняшний день складывается непросто, поэтому вопрос обеспечения рабочей силой нуждается в особом внимании, т.к. количественные и качественные лимитирования по труду являются значимой преградой для ускорения экономического роста. Принимая во внимание это, одним из ключевых моментов в росте ВВП может стать рост производительности труда или рост численности занятого населения. Но для увеличения производительности труда нужен рост капиталовооруженности труда, а, следовательно, дополнительные инвестиции.
1 Причины и виды безработицы в Республике Беларусь
1.1 Сущность безработицы, ее причины
Одной из форм проявления макроэкономической нестабильности является безработица.
Безработица ― это особое состояние экономики, когда определенная часть трудоспособного населения желает трудиться, но не имеет работы. Иными словами, безработица ― это такое состояние рынка труда, приз котором предложение рабочей силы превышает спроста на нее.
Население любой страны подразделяется над три большие группы:
Во первую группу входят лица, нет достигшие 16 лета (возрастная граница варьируется во связи се принятыми законами различных страна, такт, например, во Республике Беларусь разрешено работаться с 14 лета), ад также лица, находящиеся во специализированных учреждениях, например, во психиатрических больницах или во исправительных заведениях. Во эту первую группу включены лица, которые нет считаются потенциальными компонентами рабочей силы.
Вторую группу, которая называется «выбывшие из состава рабочей силы», составляют взрослые, потенциально имеющие возможность работаться (надомники, учащиеся, пенсионеры), нож по какой-то причине нет работающие из ищущие работу.
Третьяк группа ― этот рабочая сила. Во эту группу входят всего лица, которые могут и хотят работаться [2].
Во свою очередь рабочая сила состоит изо тех людей, которые заняты, то есть этот люди, выполняющие любую оплачиваемую работу, ад также тег, кто имеет работу, нож не работает под причине болезни, забастовки или отпуска; из тех, кто нет имеет работы, нож хотел бык трудиться. Именной последние входят во число безработных.
Понятие безработицы в некотором родео двусмысленно, поскольку теоретический каждый хотел бык работать за приемлемую плату. Экономисты стремятся решиться эту дилемму, определяя безработицу с точки зрения желания личности получить работу за некую преобладающую над рынке труда заработную плату. Официальная статистика основана на более прагматичном подходе, определяющем безработных какао людей, находящихся воз временном увольнении из ожидающих бытьё востребованными своими предыдущими нанимателями, или какао людей безе работы, которые активность занимались ее поисками во течение определенного времени [2].
2 Анализ структуры и динамики безработицы в Республике Беларусь
Во структуре занятости Беларуси над первом местечко находится промышленность, за ней следует торговля из общественное питание, далее образование, сельское хозяйство из строительство. Далее располагаются транспортёр, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, культура из искусство, наука.
Занятость во частном секторе под-прежнему остается ограниченной. Официальность статистика регистрирует рост доли частного сектора во занятости. Согласность методологии Белстата частному сектору относятся всего акционерные предприятия внемлю зависимости ото доли государства во их собственности. Тема не менее, рост доли занятых во частном секторе во последние годы становится более привлекательным для работников, такт как является более гибким и способен лучше приспосабливаться к внешней конъюнктуре рынка, через государственные предприятия [15].
В своем докладе на пятом Всебелорусском народном собрании глава государства, определяя стратегию дальнейшего развития нашей страны, назвал занятость одним из ключевых приоритетных ресурсов экономического роста. Занятости и безработицы являются одними из ключевых параметров макроэкономического развития. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» занятость — деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу.
3 Направления повышения занятости в Республике Беларусь
Важнейшую роль в реализации социальной политики белорусского государства играет обеспечение эффективной занятости населения.
Конституцией Республики Беларусь (статья 41) гражданам гарантируется правота на трудно как наиболее достойный способный самоутверждения человека, то есть правота на выборы профессии, рода занятий из работы во соответствии се призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой из с учетом общественных потребностей [17].
Государство способствует обеспечению максимальность возможной занятости населения.
Если гражданин под не зависящим ото него причинам нет может трудоустроиться, ему гарантируются обучение по востребованным специальностям, повышение квалификации, предоставление иных видовой помощи, предусмотренных Законом «Об занятости населения Республики Беларусь».
Национальным законодательством закреплены дополнительные гарантии занятости гражданам, нет способным над равных условиях конкурировать над рынке труда:
‒ молодежи во возрасте дог 21 годами, впервые ищущей работу;
‒ гражданам, уволенным се военной службы, изо органов внутренних дело и других силовых структура в связист с окончанием срочной службы, ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, под состоянию здоровья или под другим уважительным причинам;
‒ ветеранам боевых действий над территории других государство;
‒ инвалидам;
‒ детям-сиротам, детям, оставшимся безе попечения родителей; лицам изо числа детей-сирота и детей, оставшихся безе попечения родителей;
‒ гражданам, эвакуированным и отселенным изо зон эвакуации, ад также самостоятельно выехавшим изо этих зон послед катастрофы над Чернобыльской АЭС;
‒ родителям во многодетных из неполных семьях, ад также воспитывающим детей-инвалидов;
‒ лицам предпенсионного возрастать;
‒ гражданам, освобожденным изо мест лишения свободы.
Ежегодно нанимателям устанавливается бронь для приема на работу более 20 тысяча. человек, относящихся ка таким категориям гражданин.
Для реализации мера в области занятости во стране создана государственная служба занятости населения, функции которой в настоящее времянка выполняют управления из отделы под занятости населения местных исполкомов, управление политики занятости Минтруда из соцзащит [17].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Безработица − наличие в стране людей, которые являются частью экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу.
С точки зрения макроэкономики, безработица отражает количественное и качественное несоответствие на рынке труда между относительно большим предложением и спросом на рабочую силу; это всегда недоиспользование трудового потенциала общества, совокупной рабочей силы как фактора производства.
Согласно Закону Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь», безработным является трудоспособный гражданин без работы и заработка, который зарегистрирован в Комитете по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, управлении (Департаменте) по труду, занятости и социальной защите города, райисполкоме с целью поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней.
По характеру проявлений и причинам безработицы она делится на несколько видов. Общепринятая классификация безработицы в мире включает три основных типа (типа): фрикционную, структурную и циклическую.
Экономической теории используется два показателя, которые могут дать объективную картину экономической нестабильности на рынке труда. Это уровень безработицы и ее продолжительность.
В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствии с законом «О занятости населения Республики Беларусь». Государственная политика в области занятости основывается на следующих принципах:
‒ обеспечение равных возможностей для всех трудоспособных граждан;
‒ обеспечение социальных гарантий и компенсаций безработным;
‒ поддержка трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
‒ принятие мер по предупреждению безработицы;
‒ принятие дополнительных мер по содействию трудоустройству граждан с ограниченными возможностями и др.
1. Алексеенко, Т.С. Рынок труда: особенности регулирования молодежной безработицы в национальной экономике Республики Беларусь / Т. С. Алексеенко, А. И. Фалевич // Современные тенденции развивающегося общества: проблемы экономики, права, экологии: (сборник научных статей) / Московский филиал Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, Белорусский торгового экономический университет потребительской кооперации; [под ред. П. Г. Ахраменко]. – М. ; Гомель, 2014. – С. 10-17.
2. Бондарь, А.В. Экономическая теория: учебн. пособ. / А.В. Бондарь, В.А. Воробьева. – Минский: БГЭУ, 2014. – 495 с.
3. Ганаго, А. Рынок труда: стабильный или закостеневший? / А. Ганаго // Экономическая газета. – 2016. – 27 февраля (№ 15). – С. 4.
4. Курсы экономической теории: учебник / Поди ред. Чепурина М.Н., Кировцы, 2007. – 488 с.
5. Самуэльсон, П.А. Экономика: пери. се англ. / П.А. Самуэльсон, В.Д. Нордхаус, В.Д. – М.: «Лаборатория Базовых Данных», 2000. – 800 с.
6. Новый Совместный Отчет по Занятости Европы. Реформы рынка труда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cseeetuce.org/ru/
7. Дружинина, В.В. Обеспечение сбалансированности местного рынка труда: зарубежный опыт / В.В. Дружинина // Научный Вестник Херсонского государственного университета. – 2014. – № 6. – С. 124–128.
8. О предупреждении социального иждивенчества: Декрет Президента Республики Беларусь, 2 апреля 2015 г., №3 // Консультант Плюс – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
9. Ванкевич, Е.В. Профилирование безработных граждан как эффективный инструмент предупреждения длительной безработицы в Беларуси / Е.В. Ванкевич, Е.Н Коробова // Белорусский экономический журнал. – 2018. – № 1. – С. 110-121.
10. Политика занятости в Республике Беларусь. Безработица // Министерство статистики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/
11. Практика применения законодательства о занятости населения [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/ conference _ru/view/-praktikaprimenenija-zakonodatelstva-o-zanjatosti naselenija_ 355.
12. Проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / БГУ. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/ bitstream/123456789/ 114786/1/vasilieva_sbornik14.pdf.
13. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2017 / Нац. Статист. комитет Респ. Беларусь. – Минск, 2018. – 815 с.
14. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/sostojanie.
15. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://belstat.gov.by/homep/ ru/indicators/: http://www.belstat.gov.by
16. Основные социально-экономические показатели Республики Беларусь. Электронная страница Национального статистического комитета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: : http://www.belstat.gov.by
17. Государственное регулирование рынка труда и занятости населения в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://www.konspekt.biz/index.php?text=2421
18. Социально-экономические последствия безработицы в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://studbooks.net
19. Статистика безработицы в Беларуси по уровню образования, полу и возрасту [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: https://adukar.by