Введение
1 Сущность и роль малого и среднего бизнеса в рыночной экономике
1.1 Сущность предпринимательства и его основные формы
1.2 Основные субъекты предпринимательства и их функции
1.3 Характеристика основных объектов инфраструктуры малого и среднего бизнеса
2 Особенности развития и государственного регулирования малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь
2.1 Анализ законодательства Республики Беларусь в сфере предпринимательства
2.2 Анализ основных показателей хозяйственной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса
3 Перспективы развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
ВВЕДЕНИЕ
Главным инструментом предпринимательской деятельности считается предприятие. Предприятие это ведущее первичное звено организации производственных сил и отношений.
С правового аспекта под предприятием понимают независимый субъект хозяйствования со всеми правами юридического лица, который на базе применения закрепленного за ним имущества изготавливает и продает продукцию, выполняет различные работы и оказывает услуги.
В международной практике применяются всевозможные организационно-правовые формы предприятий, которые регулируются законодательными актами различных государств. Законы присваивают им статус юридического лица, которое владеет обособленным имуществом и отвечает по собственным долгам, ведет независимый бухгалтерский баланс и имеет расчетный счет, выступает в хозяйственном обороте, в гражданском и третейском судах от собственного имени.
Существуют всевозможные социально-экономические и организационные формы предприятий, которые работают на базе определенных типов собственности.
Ключевой задачей субъектов предпринимательской деятельности в эпоху рыночной экономики считается полное удовлетворение потребностей населения и всего народного хозяйства в целом в его продукции, работах, услугах с соблюдением высочайших потребительских показателей и качеством при наименьших расходах, наращивание вклада в ускорение социально-экономического становления государства.
Основные характеристики предприятия подразумевают определение его ведущих признаков, которые делают его независимым субъектом хозяйствования в условиях рыночных отношений:
- организационное единство предполагает наличие на предприятии коллектива, организованного определенным образом, с собственной внутренней структурой и порядком управления;
- производственно-техническое единство означает, что предприятие объединяет свои финансово-экономические ресурсы для выпуска продуктов и обеспечения услуг, т.е. имеет в наличии определенный комплекс средств производства, капитал, технологии;
- наличие юридически и физически обособленного имущества, которым предприятие пользуется в конкретных целях;
- имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность собственным имуществом по обязательствам и долгам, которые образуются в процессе его хозяйственной деятельности;
- оперативно-хозяйственная и финансовая самостоятельность выражается в том, что само предприятие воплощает в жизнь различного рода операции и сделки, само получает доход и несет убытки.
1 Сущность и роль малого и среднего бизнеса в рыночной экономике
1.1 Сущность предпринимательства и его основные формы
История предпринимательства, которая имеет многовековой опыт, была прервана в период больших потенциальных возможностей, когда многие сотни тысяч бизнесменов стали иметь возможность в содействии степени укрепления финансовой силы государства. Политика вытеснения, а вслед за тем и ликвидирования предпринимательства как класса вытекала из марксистских представлений о коммунистическом обществе. Деятельность предпринимателей классики теории марксизма связывали, в основном, с личной собственностью и эксплуатацией рабочей силы, хотя все же и признавали некоторые позитивные и организационные функции предпринимательства.
Появление и становление предпринимательства содержит конкретный историзм, который связан с преобразованиями капиталистической формы хозяйствования. Предприниматели имеют все шансы на преуспевание в производстве, но в обязательном порядке должны быть собственниками функционирующего капитала.
Предпринимателем считается человек, который владеет капиталом, умеет сочетать его с собственными организационными и коммерческими возможностями, с риском, состоянием технологий и т.п. Все это может характеризовать предпринимателя, прежде всего, как новатора. Из этого следует, что предпринимательство представляет собой деятельную, самостоятельную работу людей, нацеленную на получение выгоды или же приносящую определенный доход, осуществляемую от собственного имени, на личный риск и под собственную имущественную ответственность или же от имени и под имущественную ответственность юридического лица, которым выступает предприятие.
Предпринимательство всегда выступало в качестве основного стимулирующего принципа трудовой деятельности, деловой активности и высокопроизводительного труда.
Историческую особенность восстановления предпринимательства многие ученые видят в том, что собственно оно происходило в процессе упадка и развала сильных государственных бизнес-структур. В прочем приобретенная финансовая независимость для подавляющего большинства рабочих казалась некой абстракцией, поэтому гигантская доля населения не желала снятия ограничений на предпринимательскую деятельность.
2 Особенности развития и государственного регулирования малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь
2.1 Анализ законодательства Республики Беларусь в сфере предпринимательства
Малый и средний бизнес в Беларуси играют достаточно важную роль в социально-экономическом развитии государства, способствуют формированию и развитию конкурентной среды, росту производства и реализации потребительских товаров, расширению рамок сферы услуг, приданию национальной экономике дополнительной стабильности и гибкости.
Роль малого и среднего бизнеса в республике определена такими его специфическими характеристиками, как способность наиболее оперативно, гибко и полно удовлетворять потребительский спрос, экономичность, маневренность и своевременный отклик на изменения конъюнктуры рынка, возможности по созданию дополнительных рабочих мест и использования незанятой рабочей силы.
Как и в большинстве развитых стран мира, развитие малого бизнеса в Беларуси является одним из ключевых направлений деятельности государственного управляющего аппарата.
Поэтому основной целью Государственной программы поддержки предпринимательства в Республике Беларусь в 2016-2020 гг., которой определены более 50 мероприятий, является именно создание благоприятных условий для ведения и развития предпринимательской деятельности, стимулирование ее по важным направлениям в регионах страны, оказание тотального содействия вновь создаваемым субъектам малого и среднего бизнеса [6].
Основными целями данной Программы являются создание оптимальных условий для осуществления предпринимательской деятельности, стимулирование ее развития по основным важным направлениям для регионов, оказание полного содействия вновь создаваемым субъектам малого и среднего бизнеса.
3 Перспективы развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь
В последние годы важность предпринимательства в белорусской экономике неоднократно подчеркивалась и подтверждалась на самом высоком государственном уровне. Так, в Программе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Беларуси на 2013–2015 гг., утвержденной постановлением Совмина от 29 декабря 2012 г., было сказано, что к 2015 г. руководство страны планирует довести долю малого и среднего бизнеса в ВВП до 30% и обеспечить численность занятых в этом секторе до 1,8 млн. человек. Данных показателей достичь пока не удалось. На конец 2014 г. число занятых в предпринимательском секторе составило 818466 человек, доля малого и среднего бизнеса в ВВП составила всего лишь 14,8% [24, c.223].
При этом тогдашний министр экономики Республики Беларусь Н.Снопков выступая на Ассамблее деловых кругов в марте 2013 г. и говоря о необходимости развития в стране малого и среднего предпринимательства вовсе заявил, что «динамика в этом направлении есть, амбиции также есть – это достижение доли малого и среднего бизнеса в ВВП на уровне 50%», что должно быть осуществлено к 2020 г.
"На основании статистических и аналитических данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.
1) Недостаточная финансовая поддержка и отсутствие реальных финансово-кредитных механизмов обеспечения такой поддержки.
Как известно, финансовая поддержка со стороны кредитно-банковской системы и органов власти играет крайне незначительную роль как при создании предприятий, так и на этапе их развития.
Так исключительно вклады учредителей явились источником стартового капитала 86% малых предприятий; менее 2% предприятий смогли получить финансовую поддержку от органов власти или программ развития предпринимательства.
2) Налоговое законодательство все еще остается противоречивым и сложным. Негативное влияние на развитие предпринимательства оказывает отсутствие дифференциации размеров штрафов в отношении крупных и малых предприятий в сторону их уменьшения для последних (удельный вес издержек от штрафных санкций для малых предприятий несоизмеримо выше, чем для крупных).
Несовершенство налоговой системы усугубляется чрезмерной бюрократизацией и излишним администрированием развития малого и среднего предпринимательства со стороны государства [26].
3) Препятствия, связанные с необходимостью выполнения предпринимателями обязательных правил и процедур, предусмотренных подзаконными актами, существенно затрудняют предпринимательскую деятельность.
4) Излишне усложненная процедура добровольной ликвидации юридических лиц. В результате этого имеется значительное количество неработающих фирм, которые существуют лишь формально.
5) Административные барьеры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предпринимательство всегда выступало в качестве основного стимулирующего принципа трудовой деятельности, деловой активности и высокопроизводительного труда.
Роль предпринимательства в рыночной экономике крайне важна, и ее трудно переоценить.
Как показывает международная практика, без маленьких компаний невозможно сбалансировать экономику, наполнить рынки продуктами и услугами, тем более их новейшими формами, выяснить эффективность новейшей техники и технологии. Мелкие фирмы призваны помогать ускорению внедрения научно-технических достижений идущего семимильными шагами прогресса.
Предприятие обобщенно можно определить как имущественно-обособленную хозяйственную единицу, которая организована для достижения каких-либо определенных целей. Чаще всего основная цель деятельности любого предприятия - это получение прибыли.
В нормальной экономике бизнес развивается в огромном количестве всевозможных форм. А каждая предпринимательская деятельность исполняется в рамках конкретной организационной формы.
Выбор видов и форм предпринимательства находится в зависимости от собственных пристрастий и вкусов бизнесмена, но ключевым образом определяется беспристрастными критериями – сферой деятельности, наличием денег, плюсами и минусами собственных компаний. При этом выбор определенной организационно-правовой формы предпринимательской деятельности станет оказывать конкретное воздействие на воплощение предпринимательской функции владельцем или же управляющим.
Малый и средний бизнес в Беларуси играют достаточно важную роль в социально-экономическом развитии государства, способствуют формированию и развитию конкурентной среды, росту производства и реализации потребительских товаров, расширению рамок сферы услуг, приданию национальной экономике дополнительной стабильности и гибкости.
1. Банк Развития: стартовала программа финансовой поддержки малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс] / Банк Развития Республики Беларусь. - Режим доступа: http://brrb.by/pressroom/news/bank-razvitiya-startovala-programma-finansovoj-podderzhki-malogo-i-srednego-biznesa/.
2. Борисов, Е.Ф. Основы экономической теории / Е.Ф.Борисов. – М.: Высшая школа, 2006. -370 с.
3. Гальперин, В.М. Макроэкономика: учебник / В.М. Гальперин [и др.]; под общ. ред. Л.С. Тарасевича. -Изд. 2-е, перераб. и доп. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. – 719 с.
4. Головачев, А.С. Экономика предприятия: учеб. пособие: в 2 ч. / А.С.Головачев. – Минск: Вышэйш. шк., 2008. – Ч. 1. – 447 с.
5. Государственная поддержка бизнеса [Электронный ресурс] / Инвестиционный атлас г.Минска. -Режим доступа: http://investatlas.minsk.gov.by/minsk/gosudarstvennaya-podderzhka-biznesa/.
6. Государственная программа "Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь" на 2016 -2020 годы [Электронный ресурс] / Министерство экономики РБ. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/dadvfiles/001340_53062_Programma.pdf/.
7. Гриб, В. История развития предпринимательства / В.Гриб. // Предпринимательство в Беларуси. – 2013. – №9. – С. 48-51.
8. Дадалко, С.В. Развитие предпринимательства и формирование системы его государственной поддержки. - Минск: Армита, 2008. – 116 с.
9. Иохин, В.Я. Экономическая теория / В.Я.Иохин. – М.: ДеКа, 2005.-320 с.
10. Куликов, Л.М. Основы экономической теории. Учеб. пособие / Л.М.Куликов. – М.: Финансы и статистика, 2007.-272 с.
11. Лобан, Л.А. Экономика предприятия: учеб. комплекс / Л.А.Лобан, В.Т.Пыко. – Минск: Современная школа, 2011. – 432 с.
12. Лобкович, Э.И. Переходная экономика: сущность, проблемы, проблемы в Беларуси / Э.И. Лобкович. – Мн.: БГЭУ, 2010. – 70 с.
13. Луссе, А.В. Макроэкономика: краткий курс: учеб. пособие. / А.В.Луссе. – СПб: Питер, 2001. – 240 с.
14. Медведев, А.П. Малый бизнес / Артем Медведев. – СПб.: Питер, Лидер, 2010. – 222 с.
15. Мэнкью, Н.Г. Принципы макроэкономики / Н.Г.Мэнкью ; пер. с англ. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 573 с.
16. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года [Электронный ресурс] / ООН в Республике Беларусь.-Режим доступа: http://un.by/ru/publications/thema/sustainabledevelopment/.
17. Национальный статистический комитет Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / Нацстат РБ: официальный сайт. -Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/statistika-gosudarstvennykh-organov-respubliki-belarus/.
18. Нехорошева, Л.Н. Экономика предприятия: учеб. пособие / Л.Н.Нехорошева, Н.Б.Антонова, Л.В.Гринцевич; под ред. д-ра экон. наук, проф. Л.Н.Нехорошевой. – Минск: БГЭУ, 2008. – 719 с.
19. О деятельности инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] /Министерство экономики РБ.- Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/small_business/support-of-small-enterprise/activities-of-infrastructure-to-support-small-businesses/.
20. О предоставлении государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства [Электронный ресурс] /Минский горисполком. -Режим доступа: http://minsk.gov.by/ru/org/783/attach/73c9bf0/.
21. Сажина, М.А. Основы экономической теории / М.А.Сажина. – М.:2005. -672 с.
22. Скриба, А. Белорусский малый и средний бизнес в 2012 г. /А.Скриба.-Минск: Исследовательский центр ИПМ, 2013.-16 с.
23. Статистический ежегодник "Республика Беларусь-2016" / сост. И.В.Медведева.-Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2016. -519 с.
24. Статистический ежегодник "Республика Беларусь-2017" / сост. И.В.Медведева. -Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2017. - 506 с.
25. Статистический ежегодник "Республика Беларусь-2018" / сост. И.В.Медведева. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2018. -490 с.
26. Экономика. Проблемы развития предпринимательства в Беларуси [Электронный ресурс] / Google Data.-Режим доступа: http://sites.google.com/site/ekonomikarb/33-problemy-razvitia-predprinimatelstva-v-belarusi/.
27. Электронный портал министерства экономики РБ: перечень центров поддержки предпринимательства в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Минэкономики РБ. Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/center-predprin-ru/.