Введение
1 Обзор методов и средств решения задачи
2 Программная реализация задачи
3 Верификация и проведение вычислительного эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложение А. Код программы
Приложение Б. Блок-схема алгоритма программы
Приложение B. Физическая модель данных
Приложение Г. Функциональная схема программы
Введение
Цель данной работы заключается в разработке программного обеспечения для управления справочником «Команда формулы 1» с использованием объектно-ориентированного подхода.
Для реализации поставленной цели необходимо изучить теоретические аспекты следующего характера:
- приемы обработки данных различных типов;
- методику пошаговой отладки проекта;
- принципы формирования тестов;
- правила оформления программной документации.
После того как студентом будут изучены выше перечисленные теоретические аспекты необходимо выполнить задачи:
- разработка функционально-модульной схемы проекта;
- проектирования интерфейса проекта;
- кодирования разработанных алгоритмов на выбранном языке;
- написание требуемой программной документации.
Разрабатываемое программное обеспечение должно соответствовать всем требованиям, а цель курсового проекта должна быть полностью достигнута.
Программное обеспечение должно реализовывать возможность добавления, изменения, удаления информации, сортировки (3 и более различных поля) и фильтрация (не менее 3-х различных критериев). Для каждой записи требуется хранить дату последнего изменения. Необходимо учесть проверку введенных значений, а для обработки ошибок обязательно использовать конструкцию «try...catch». Работа с файлами должна быть корректной (использовать конструкцию «finally» или «using»). Интерфейс пользователя должен быть простым, также он должен предоставлять доступ ко всему перечню функциональных возможностей, предусмотренных данным приложением.
1 Обзор методов и средств решения задачи
Основные идеи объектно-ориентированного подхода программирования опираются на следующие положения:
1. программа представляет собой модель некоторого реального процесса, части реального мира;
2. модель реального мира или его части может быть описана как совокупность взаимодействующих между собой объектов;
3. объект описывается набором параметров, значения которых определяют состояние объекта, и набором операций (действий), которые может выполнять объект;
4. взаимодействие между объектами осуществляется посылкой специальных сообщений от одного объекта к другому. Сообщение, полученное объектом, может потребовать выполнения определенных действий, например, изменения состояния объекта;
5. объекты, описанные одним и тем же набором параметров, и способные выполнять один и тот же набор действий представляют собой класс однотипных объектов.
С точки зрения языка программирования класс объектов можно рассматривать как тип данного, а отдельный объект – как данные этого типа. Определение программистом собственных классов объектов для конкретного набора задач должно позволить описывать отдельные задачи в терминах самого класса задач (при соответствующем выборе имен типов и имен объектов, их параметров и выполняемых действий).
Таким образом, объектно-ориентированный подход предполагает, что при разработке программы должны быть определены классы используемых в программе объектов и построены их описания, затем созданы экземпляры необходимых объектов и определено взаимодействие между ними.
2 Программная реализация задачи
В данном курсовом проекте была поставлена задача, разработать программное обеспечение для управления справочником «Команда формулы 1» с использованием объектно-ориентированного подхода. В программе должна быть реализована функция выбора источника данных. Данные должны храниться:
- в памяти (описывается в исходном коде, т.е. результаты работы с ним никуда не сохраняются, при перезапуске приложения удаляются);
- в текстовом файле (использовать формат *.csv где поля разделять запятой);
- в бинарном файле (использовать сериализацию).
Справочник «Команда формулы 1» представляет собой набор записей, со следующими полями:
- автомобиль;
- название команды;
- дата формирования команды;
- состав команды.
Над представленными полями, возможно, производить операции добавления, изменения, удаления, сортировки (3 и более различных поля) и фильтрация (не менее 3-х различных критериев). Для каждой записи требуется хранить дату последнего изменения. Необходимо учесть проверку введенных значений, а для обработки ошибок обязательно использовать конструкцию «try...catch». Работа с файлами должна быть корректной (использовать конструкцию «finally» или «using»).
В системе должна быть возможность выбора разных хранилищ. Должна быть предусмотрена возможность создавать новые источники данных (на выбор пользователя бинарный или текстовый), менять во время работы приложения источник данных (т.е. переключится с текстового на бинарный, или на другой файл хранилища).
3 Верификация и проведение вычислительного эксперимента
Согласно проекту нашего приложения, описанному в предыдущем разделе, интерфейс пользователя должен быть реализован одной формой.
Быстрота и удобство создания пользовательских интерфейсов в Visual C# для приложений Windows обеспечивается благодаря конструктору Windows Forms и панели элементов.
В создании пользовательских интерфейсов для приложений Windows Forms имеются три основных этапа:
- добавление элементов управления на поверхность разработки;
- установка начальных свойств для элементов управления;
- написание обработчиков для заданных событий.
Хотя пользовательский интерфейс можно создать, написав собственный код, с помощью конструкторов это можно сделать намного быстрее.
Элементы управления, такие как кнопки и текстовые поля, можно перетащить мышью на поверхность разработки, представляющую форму.
При работе в визуальном режиме конструктор преобразует выполняемые действия в исходный код C# и записывает их в файл проекта с именем *.designer.cs, где * – имя, назначенное форме. Когда приложение будет выполнено, исходный код разместит элементы пользовательского интерфейса и скорректирует их размер, таким образом, как они отображаются на поверхности разработки.
После добавления элемента управления в форму в окне «Свойства» можно задать его свойства, такие как цвет фона и текст по умолчанию. Значения, задаваемые в окне «Свойства», являются начальными значениями, которые будут назначены соответствующему свойству при создании элемента управления во время выполнения.
Заключение
Цель работы достигнута. Разработано программное обеспечение для управления справочником «Команда формулы 1» с использованием объектно-ориентированного подхода.
В процессе выполнения работы над данным курсовым проектом были изучены следующие теоретические аспекты:
- приемы обработки данных различных типов;
- методику пошаговой отладки проекта;
- принципы формирования тестов;
- правила оформления программной документации.
В процессе выполнения работы над данным курсовым проектом были выполнены следующие задачи:
- разработка функционально-модульной схемы проекта;
- проектирования интерфейса проекта;
- кодирования разработанных алгоритмов на выбранном языке;
- написание требуемой программной документации.
Таким образом, разработанное программное обеспечение для управления справочником «Команда формулы 1» соответствует всем требованиям, а именно выполняет функции добавления, изменения, удаления данных. Возможность выбора источника данных (текстовый файл или бинарный), хранение и чтение данных из файла. Приложение имеет простой и интуитивно понятный пользователю графический интерфейс, который предоставляет доступ ко всему перечню функциональных возможностей.
1. Эндрю Троэлсен «C# и платформа .NET». Питер,Санкт-Петербург, 2005.
2. Г.Шилдт «Теория и практика Си++.» СПб.:BHV – Санкт-Петербург, 1996.
3. Валерий Лаптев «С++ Экспресс курс», БХВ – Санкт-Петербург, 2004.
4. Кун С. «Матричные процессоры на СБИС». М. 1991
5. «Транспьютеры. Архитектура и ПО». Пер. с англ./ Под ред. Г. Харпа.- М.: Радио и связь, 1993.
6. «СуперЭВМ. Аппаратная и программная организация.»/ Под ред. С.Фернбаха. Пер. с англ. - М.: Радио и связь, 1991.
7. «Вычислительные комплексы, системы и сети» / А.М.Ларионов, С.А.Майоров, Г.И.Новиков: Учебник для вузов. Л:Энергоиздат. Ленингр.отд-ние, 1987.
8. «Фути К., Судзуки Н. Языки программирования и схемотехника» СБИС: Пер. с япон. М.: Мир, 1988.
9. Головкин Б.А. «Параллельные вычислительные системы». М.:Наука, 1980.
10. Н.Культин «Практика программирования на С++». «Питер», Санкт – Петербург 2003.
11. А.Л. Фридман «Язык программирования С++ » курс лекций; Интернет Университет Информационных технологий; Москва 2003
12. Т.А. Павловская «С/С++ Программирование на языке высокого уровня» учебник для вузов; Питер, Санкт – Петербург 2004.