В современных, довольно сложных условиях роста и развития экономических отношений между странами мира, внешнеторговая политика играет очень важную роль. Позиция любой страны в мировой хозяйственной системе напрямую зависит от того, насколько эффективна проводимая ей внешнеторговая политика, а грамотность ее построения обуславливает необходимое развитие внутреннего рынка. Ни одна страна в мире не сможет достичь серьезных успехов в своем экономическом развитии, если она находится в изоляции от мировой экономической системы.
Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что внешнеторговая политика страны является ее основным гарантом для обеспечения экономической безопасности страны. Это происходит потому, что внешняя торговля является самым разнообразным и многосторонним компонентом внешнеэкономических отношений для любой страны мира.
Современное состояние мирового хозяйства и мирового экспорта и импорта товаров и услуг, характеризуется развитым прогрессом при развитии международной специализации. Также при этом значительно возрастает зависимость национальных экономик стран от внешних факторов, в первую очередь, от уровня развития мирового производства, уровня научно-технического прогресса, международного обмена. Даже страны, которые имеют в своем составе очень большие природные, материальные и трудовые ресурсы, не могут эффективно развиваться эффективной внешнеторговой политики.
Таким образом, внешнеторговая политика – это система мероприятий, направленных на достижение определённых преимуществ во внешней торговле на мировом рынке, а также на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров [1, c. 105]. В настоящее время данная политика является значимой для любого государства. В особенности, это касается Республики Беларусь, которая на сегодняшний день поддерживает торгово-экономические отношения более чем со 180 странами мира.
Что касается Республики Беларусь, то в этой стране внутренний рынок очень ограничен для многих отраслей промышленности, вся промышленность направлена на массовое количество выпускаемых товаров, которые ориентированы на экспорт. Именно поэтому экономическая стабильность в стране напрямую зависит от экспортоориентированности экономики, и наличия прямой зависимости от конъюнктуры на внешних рынках.
Переход нашей страны к модели рыночной экономики довольно остро поставил перед ней проблему интеграции в мировое хозяйство. Активное участие Беларуси в мировой хозяйственной системе должно оказать положительно влияние на белорусскую экономику, а также получить дополнительные стимулы, для того, чтобы полностью реорганизовать экономический уклад, усовершенствовать существующие экономические механизмы и приспособить их к современным требованиям мирового рынка.
1 Внешнеторговая политика: сущность, цели, инструменты
Так как международная торговля оказывает довольно существенное воздействие на внутреннюю и внешнюю политику любой страны, несомненно, подвергается довольно сильному влиянию со стороны государства. Внешнеторговой политикой называется такая деятельность государства, которая нацелена на регулирование торговых отношений с другими государствами. В развернутой трактовке, внешнеторговой политикой является система мер, направленных на защиту внутреннего рынка либо на увеличение объема внешней торговли с другими странами, изменение ее структуры и направлений товарных потоков [2, c. 45].
Международная координация в данной сфере включает в себя создание определенного круга договоренностей, которые определяют нормы, правила и процедуры той или иной внешнеторговой политики. В области торгового обмена данные нормы и правила разрабатываются, в первую очередь, в рамках Всемирной торговой организации.
Основными целями внешнеторговой политики являются:
- обеспечение положительного экономического роста;
- выравнивание структуры платежного баланса страны;
- обеспечение устойчивости национальной валюты;
- реорганизация стратегии и тактики включения той или иной страны в международное разделение труда;
- сохранение политической и экономической независимости государства;
- сохранение экономического и военного превосходства перед другими странами.
Внешнеэкономические отношения между государствами складываются в сфере торговли, производства и научно-технических достижений. Поэтому ключевой задачей внешнеторговой политики является создание наиболее благоприятных условий для расширения национального воспроизводства. Внешнеторговая политика регулирует:
- ввоз и вывоз продукции;
- таможенные пошлины и тарифы;
- привлечение инвестиций из-за рубежа;
- международную миграцию капитала и трудовых ресурсов;
- экономическую помощь другим странам;
- осуществление совместных проектов;
- внешнюю торговлю;
- валютно-кредитные отношения;
- обмен технологиями [3].
Достижение целей внешнеторговой политики государства зависит от используемых инструментов, способности и готовности использовать данные инструменты и готовности населения нести расходы.
2 Внешнеторговая политика в условиях фиксированного и плавающего валютного курса
Валютный курс – это цена денежной единицы данной страны, выраженная в денежных единицах другой страны [7].
Валютный курс, так же как и цена товара, имеет собственную стоимостную основу и может колебаться вокруг неё в зависимости от существующего спроса и предложения. В условиях золотого стандарта определенной основой валютного курса является валютный или монетный паритет.
Монетным паритетом является отношение весового содержания золота, выраженного в денежной единице одной страны к его весовому содержанию в денежной единице другой страны.
Так как при золотом обращении номинальная и реальная стоимость денежной единицы являются одинаковыми, то валютный паритет носит, как правило, устойчивый и стабильный характер.
При этом, валютный курс колеблется вокруг стабильного паритета только в зависимости от спроса и предложения, т.е. в зависимости от состояния платёжного баланса, который и определяет спрос и предложение на валюту [8, c. 198].
Таким образом, в условиях золотого стандарта колебания валютного курса вокруг паритета были очень малы. Однако в условиях бумажно-денежного обращения валютный курс довольно существенно зависит от состояния платёжного баланса, то есть он колеблется вокруг своей неустойчивой основы в зависимости от спроса и предложения валюты [7].
В существующей практике международных валютных отношений, в условиях бумажно-денежного обращения используются следующие виды валютных курсов:
1) Фиксирующие курсы. Фиксирующие курсы – система, которая предполагает в своем составе наличие зарегистрированных паритетов, являющихся основой валютных курсов, поддерживаемых государственными валютными органами.
Таким образом, в условиях фиксированного валютного курса государство для поддержания внешнего равновесия (платежного баланса) должно использовать эффективную монетарную политику, а для регулирования внутреннего равновесия – фискальную [9, c. 75].
В частности, при осуществлении регулирования внешнего дисбаланса при определенном дефиците или излишке платежного баланса нужна продажа либо приобретение иностранных активов. Для регулирования внутреннего равновесия преимущественно применяется бюджетно-налоговая политика
3 Внешнеторговая политика Республики Беларусь: развитие, проблемы и перспективы
Внешнеторговая политика Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Данный Закон обеспечивает правовые основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, права и обязанности государственных органов Республики Беларусь в области внешнеторговой деятельности для того, чтобы обеспечить национальную безопасность Республики Беларусь во всех сферах, а также обеспечить должное развитие национальной экономики и наиболее благоприятные условия для внешнеторговой деятельности [15].
Основные принципы осуществления государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь:
- реализация внешнеторговой политики как одной из частей внешней политики Республики Беларусь;
- обеспечение полной национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в сфере экономики;
- единство таможенной территории Беларуси;
- приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- невмешательство в частные дела при осуществлении внешнеторговой деятельности. Исключение составляют случаи, при которых данное вмешательство осуществляется правовыми методами в интересах национальной безопасности, сохранения общественного порядка, охраны здоровья граждан, защиты их нравственности, прав и свобод;
- обеспечение неукоснительного выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по международным договорам;
- применение в отношении другого государства (группы государств) взаимных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- отбор необходимых мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, которые не являлись бы обременительными для ее участников;
- обоснованность и объективность применения необходимых мер для государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- гарантии права на защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности в суде;
- гласность при использовании мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Целью внешнеторговой политики Республики Беларусь является создание наиболее благоприятных условий для всех участников внешнеторговой деятельности – производителей и потребителей товаров, работ, услуг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Постепенная эволюция человечества, а также развитие мировой экономической системы являются своеобразной отправной точкой для начала довольно серьезных перемен во всех сферах социально-экономической и общественно-политической жизни общества. Одна из самых главных из всех перемен – это развитие глобальной экономики, при котором мировое экономическое пространство при своем развитии способствует процветанию серьезного бизнеса. При этом местоположение крупных предприятий-изготовителей товаров и услуг, а также точки сбыта их продукции определяются глобальной конъюнктурой рынка, а торговля приобретают всемирные масштабы.
При этих условиях, ни одна страна в мировом сообществе, в том числе и Республика Беларусь, не сможет достигнуть высокой степени своего экономического развития, основываясь только на реализации товаров на свой внутренний рынок и научно-технический потенциал промышленности. Поэтому усиление расширение внешнеэкономических связей с другими странами в мире является довольно серьезной проблемой для развития национальной экономики на современном этапе.
Таким образом, при решении всех поставленных во введении данной курсовой работы задач были получены следующие выводы:
1) Международная торговля довольно сильно влияет на внутреннюю и внешнюю политику любой страны мира. Таким образом, внешнеторговой политикой является деятельность государства, направленная на регулирование торговых взаимоотношений с другими странами. Все внешнеторговые отношения между государствами регулируются путем контроля ввоза и вывоза товаров, таможенных пошлин, привлечения инвестиций, экономической помощи от других стран, введения квот, совершенствования валютно-кредитных отношений. Основными инструментами внешнеторговой политики являются тарифные и нетарифные методы регулирования.
Кроме того, существует две системы внешнеторговой политики – протекционизм и свободная торговля. Свободная торговля – это внешняя торговля, которая характеризуется действием без импортных тарифов и без каких-либо ограничений. Примером свободной торговли является ЗСТ стран СНГ, созданная в 2011 году.
Что касается протекционизма, то он основан на установлении таможенных пошлин на импорт. Такая политика характерна, в том числе, для экономики развивающихся стран, таких как США, Великобритания, Германия и т.д. Недостаток данной политики в основном в том, что она способствует росту цен на товары, как импортные, так и отечественные.
2) Валютным курсом называется цена денежной единицы одной страны в денежных единицах других стран. Он имеет собственную цену и колеблется в зависимости от существующего спроса и предложения на валюту. В современной практике есть два вида валютных курсов. Первый – это фиксирующие курсы. Их размер устанавливается Центральным банком для поддержания оптимального состояния платежного баланса, а также эффективного использования монетарной и фискальной политики. Фиксированный обменный курс может также играть важную макроэкономическую роль. Он принуждает Центральный банк к росту инфляции в стране. Однако в странах, в которых уровень инфляции довольно высок, привязка национальной валюты к какой-то из стабильных иностранных валют является гарантом финансовой стабильности и полностью оправдана.
Второй вид – это фиксирующие курсы. У данных курсов совершенно отсутствует официальный паритет, они устанавливаются в зависимости от спроса и предложения на рынке. Однако страна, переходя на эту систему, должна пересмотреть свою валютную политику и тщательно пересмотреть свою экономику – она должна быть на подъеме.
Однако с практической точки зрения, сам по себе плавающий курс почти никогда не встречается. В основном распространен такой вариант, при котором Центральный банк иногда все же вмешивается в рыночные операции для того, чтобы повлиять на обменный курс, но при этом заранее не говорит, какой точно обменный курс он смог бы поддержать. Данный режим сейчас имеют такие страны, как США, Великобритания, Япония, Россия и многие другие.
3) Внешняя торговля – это доминирующая форма мировых хозяйственных связей Республики Беларусь. Так как экономика Республики Беларусь имеет довольно-таки высокую степень открытости национальной экономики. Однако зависимость экономики страны от внешнего мира, а также вовлеченность в международные потоки капитала остается на низком уровне. Экспорт является довольно важным показателем вовлечённости экономики Республики Беларусь в мировую экономику.