Введение
1 Экономический рост: сущность, показатели и факторы
2 Фискальные и монетарные рычаги государственного стимулирования экономического роста
3 Экономический рост и его регулирование в Республике Беларусь: проблемы и перспективы
Заключение
Список использованных источников
Введение
Экономический рост является одной из основных особенностей экономической жизни стран во всем мире.
Увеличение потребностей, истощение традиционных ресурсов, увеличение численности населения основывается на решении двойной проблемы: экономическом росте и эффективности экономики.
Экономический рост – увеличение объема генерируемой полезности и, следовательно, происходит повышение уровня жизни населения. Экономический рост сам по себе противоречивый. Таким образом, можно увеличить производство и потребление, материальные преимущества за счет ухудшения их качества, за счет экономии на очистных сооружениях и ухудшения жилищных условий. Для достижения временного роста производства можно также воспользоваться хищнической операцией по добыче ресурсов. Такой рост или нестабильный или вообще не имеет значения.
Таким образом, экономический рост имеет смысл в сочетании с социальной стабильностью. Этот рост предполагает достижение ряда сбалансированных целей: увеличение длительности жизни, снижение заболеваемости и травматизма; повышение образования и культуры; повышение удовлетворенности и рационализации потребления; социальная стабильность и уверенность в своем будущем; преодоление бедности, достижение максимальной занятости; охрана окружающей среды и улучшение экологической безопасности; снижение преступности.
Характер и динамика экономического развития страны являются предметом пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы происходят в динамике и развитии, какие структурные изменения происходят в экономике, очень многое зависит в жизни страны и ее перспективах.
Параметры экономического роста, их динамика широко используются для характеристики развития национальной экономики, в государственном регулировании экономики. Население оценивает деятельность высших экономических и политических органов той или иной страны в первую очередь на основе учета показателей динамики экономического роста, динамики уровня жизни. Экономический рост, темпы, качество и другие показатели зависят не только от потенциала национальной экономики, но, прежде всего, от внешнеэкономических и внешнеполитических факторов.
1. Экономический рост: сущность, показатели и факторы
Понятие экономического роста восходит к трудам экономистов XIII-XIX (Ж. Б. Сэя, И. фон Тюнена и других), но только в тридцатые годы XX века изучение этой проблемы стало осуществляться в рамках самостоятельной теории. Родоначальниками теории экономического роста считаются американский экономист Е. Домар и английский экономист Р. Харрод.
В настоящее время выделяют три направления в исследовании экономического роста:
– первое направление – неоклассические теории роста, основывающиеся на положениях о рыночной саморегуляции, разработанных А. Маршаллом, Л. Вальрасом. Ведущим идеологом этого направления является М. Фридмен;
– второе направление – неокейнсианские теории, основанные на учениях Д. Тобина, О. Симомуры, С. Фудзино;
– третье направление – эволюционные теории, опирающиеся на идеи К. Маркса, Й. Шумпетера, Дж. С. Милля [14, с. 289].
Все направления связывают проблемы экономического роста с проблемами воспроизводства, циклов, кризисов, экономического равновесия, регулирования экономики, по-разному видя причины и направления развития.
Есть много определений экономического роста. В интерпретации экономического роста существуют качественные и количественные характеристики. Исходя из количественных позиций, экономический рост означает, что потребляемые ресурсы и объем производимого продукта будут увеличены. При этом под экономическим ростом понимают увеличение объемов созданных в определенный период товаров и услуг (увеличение потенциального и реального ВВП), увеличение экономической мощи страны.
Однако эти количественные изменения неизбежно связаны с качественными преобразованиями – улучшением человека (личного фактора производства) и его жилищных условий, изменением условий экономической жизни, политических и других условий.
Таким образом, если количественная сторона экономического роста отражает динамику изменения объемов производимого продукта (государственного, национального), то качество отражает способность экономической системы удовлетворять растущие потребности.
Таким образом, например, рост военного производства не характеризует экономический рост с точки зрения качества.
2. Фискальные и монетарные рычаги государственного стимулирования экономического роста
С позиции фискальной политики главный инструмент стимулирования экономического роста – воздействие на совокупный спрос и совокупное предложение.
Со стороны денежно-кредитной политики стимулирование экономического роста заключено в механизме трансмиссии.
Влияние налогово-бюджетных инструментов на общий спрос различается.
Из Формулы совокупного спроса следует: AD = c + I + G + Xn, что государственные покупки являются составной частью совокупного спроса, поэтому их изменение имеет прямое влияние на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное влияние на совокупный спрос путем изменения размера потребительских расходов (C) и инвестиционных расходов (I) [8, с. 116].
В то же время рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их снижение приводит к снижению совокупного спроса, так как государственные закупки являются частью общих расходов.
Рост трансферов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, при увеличении социальных трансфертных платежей увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при других равных условиях, увеличивается доступный доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат предприятиям повышает возможность внутреннего финансирования предприятий, возможность расширения производства, что приводит к росту инвестиционных расходов. Снижение трансфертов снижает совокупный спрос.
Рост налогов действует в противоположном направлении. Повышение налогов приводит к снижению потребительских и инвестиционных расходов и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно, снижение налогов увеличивает совокупный спрос.
Таким образом, финансовые инструменты могут быть использованы для стабилизации экономики на различных этапах экономического цикла.
Кроме того, простая кейнсианская модель (модель «Кейнсианского Креста») подтверждает тот факт, что все инструменты финансовой политики (государственные закупки, налоги и трансферты) оказывают мультипликативное влияние на экономику, поэтому, по словам Кейнса и его сторонников, регулирование экономики должно осуществляться правительством, с помощью инструментов финансовой политики, и особенно путем изменения размера государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект [8, с. 119].
3. Экономический рост и его регулирование в Республике Беларусь: проблемы и перспективы
Проблемы экономического роста в Республике Беларусь.
Модель экономического роста является составной частью общей модели экономики и выступает в качестве национальной концепции экономического развития. Она отражает не только человеческие ценности и закономерности функционирования экономики, но и особые национальные факторы развития.
Эти факторы могут объединять политические, социальные, географические, природные, демографические, экологические, культурные, социально-психологические, религиозные, исторические и другие условия. Однако каждая теоретическая модель содержит существенные упрощения и не может быть применена непосредственно на практике. В экономике существует множество обстоятельств, которые не могут быть формализованы, количественно просчитаны и включены в определенную модель экономического роста страны.
Со второй половины 1980-х годов в Беларуси произошло замедление экономического роста, вызванное неэффективностью системы управления и управления Национальной экономической системой, а также исчерпанием возможностей для интенсивного развития [4, с. 148].
Объективными факторами, ограничивающими экономический рост в Беларуси, являются ограниченность собственной сырьевой и топливно-энергетической базы, высокая эффективность ресурсов экономики, их сильная зависимость от поставок сырья, материалов, топлива, компонентов из России и других стран СНГ, а также неразвитость рыночной инфраструктуры.
После обретения страной независимости в условиях кризиса на государственном уровне было принято решение активизировать производственные мощности для достижения прежних объемов производства.
Однако при решении этой проблемы возникло множество трудностей:
– экономические связи были разрушены;
– резко снизился спрос;
– в условиях гиперинфляции государственные предприятия потеряли средства;
– была нарушена торговля деньгами, усилены бартеры;
– возросла конкуренция со стороны иностранных компаний;
– не хватало знаний в области рыночных функций [4, с. 151].
В этих условиях правительство приняло меры по кредитованию реального сектора экономики, восстановлению управляемости государственными предприятиями, укреплению налоговой дисциплины.
Подавление гиперинфляции и стабилизация валютного курса способствовали укреплению финансового положения предприятий для повышению их рентабельности.
Заключение
Под экономическим ростом понимается процесс, характеризующийся увеличением массы производимых товаров и услуг в соответствии с объемом и структурой развивающихся государственных потребностей.
Глубокие причины для непрерывного развития экономики лежат в сложных и противоречивых отношениях между государственным производством и его конечной целью – для удовлетворения потребностей человека, для обслуживания потребления. Экономические потребности самого человека порождаются производством Создавая новый продукт и возбуждая потребность в нем, производство формирует условия удовлетворения этих потребностей.
В свою очередь, удовлетворение потребностей и появление новых диктует необходимость повторить, построить и улучшить производство для удовлетворения новых потребностей. Растущие потребности общества приводят к жизни «средства производства», которые способны удовлетворить эти потребности.
Таким образом, суть реального экономического роста заключается в том, чтобы решить и воспроизвести фундаментальное противоречие экономики на новом уровне: между ограниченностью производственных ресурсов и бесконечностью государственных потребностей.
Экономический рост, как и любой процесс, он характеризуется эффективностью и качеством.
Эффективность экономического роста – это способность достигать целевых результатов экономики, а также способность экономики динамично трансформироваться, переходя к более высоким ценностям с наименьшими потерями ресурсов.
Качество экономического роста характеризует результаты этого процесса. Качество экономического роста отражает укрепление социальной направленности экономического развития страны.
1 Алымов, Ю.М. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за первое полугодие 2016 года и задачи банковской системы по их дальнейшей реализации // Банковский вестник. 2016. 315 с.
2 Афанасьев, М.П. Бюджет и бюджетная система: учеб.: в 2 т. / М.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов. – 4-е изд. – М.: Юрайт, 2016. – 781 с.
3 Белорусская экономика: реальности и перспективы развития // [электронный ресурс] Режим доступа: http://era-oikonomos.org/belorusskaya-ekonomika-realnost-i-perspektivyi-razvitiya.
4 Белорусский экономический журнал // [электронный ресурс] Режим доступа: https://www.mitso.by/web/uploads/ckeditor/1493975201.pdf.
5 Вечканов Г.С. / Макроэкономика: Учебник для вузов 4-е изд. / Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. // Стандарт третьего поколения. Спб. – Питер, 2011. – 448 с.
6 Делягин, М. Г. Будущее белорусской модели: взгляд из России / М. Г. Делягин // Беларуская думка. – 2012. – № 8. – С. 12-19.
7 Интенсивный тип роста производства / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/economicheskaya-teoriya-2/150.htm.
8 Лобанов, А. Механизм монетарной политики Республики Беларусь // Банковский вестник. 2012. 84 с.
9 Монетарная деятельность в Республике Беларусь. – Статистический сборник: Минск – 2013. 210 с.
10 Мониторинг предприятий реального сектора // Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: nbrb.by.
11 Постановления Министерства финансов Республики Беларусь / [Электронный ресурс] // Министерство финансов Республики Беларусь – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ru/budgetary_ policy/budgetary_legislation/dcc476d047f9 7028.html.
12 Статистический сборник «Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2017». – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2016. 524 с.
13 Финансовая диета: реформы государственных финансов Беларуси / К.В. Рудый [и др.]; под научн. ред. К.В. Рудого. – Минск: Звязда, 2017. – 464 с.
14 Чепурин М.Н. / Курс экономической теории учебник – Издание 5-е, дополненное и переработанное / Под ред. Чепурина М. Н., Киселёвой Е.А. // Киров: «АСА», 2016. – 832 с.
15 Экономика // [электронный ресурс] Режим доступа: myfin.by/wiki/term/ekonomika.