Введение
1 Сущность и экономическое содержание разгосударствления и приватизации государственной собственности
1.1 Сущность, способы и формы разгосударствления
1.2 Сущность, цели и основные принципы приватизации
1.3 Субъекты и объекты приватизации. Методы и способы приватизации
1.4 Финансовые источники средств для приватизации государственной собственности и способы приватизации
2 Мировой опыт приватизации
2.1 Опыт приватизации государственной собственности в зарубежных странах
2.2 Опыт приватизации в Российской Федерации
3 Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь
3.1 Порядок приватизации организаций, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь
3.2 Проблемы и причины медленной приватизации в Республике Беларусь
3.3 Последствия и итоги приватизации государственной собственности в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Республика Беларусь находится на стадии перехода к рыночной экономике, и поэтому тема приватизации государственной собственности актуальна.
В последние годы правительства более восьмидесяти стран осуществляли или проводили приватизацию государственных предприятий. Она начиналась под различными лозунгами, но чаще всего речь шла о необходимости либерализации и децентрализации экономики. Основной причиной начала всеобъемлющего процесса приватизации было то, что организация экономической жизни в соответствии с рыночными законами, равной конкуренцией и коммерциализацией производства более эффективна, чем на основе административных ограничений и нормативных актов.
Приватизация означает изменение государственной формы собственности на частную.
Наряду с традиционным пониманием приватизации как процесса передачи объектов определенной деятельности из рук государства в частную собственность, существует и более широкое толкование.
Поэтому приватизация в первую очередь связана с прагматическими соображениями на макро – и микроэкономическом уровне.
В первом случае он должен укрепить начало рынка в экономике, провести децентрализацию и сокращение государственной предпринимательской деятельности для повышения эффективности всей экономической системы и сокращения дефицита бюджета.
На микроэкономическом уровне задача заключается в улучшении показателей жизнеспособности предприятий. В результате приватизации формируется группа частных собственников на средства производства, развиваются конкурентные отношения между производителями, что повышает материальный интерес к эффективному использованию производственных факторов, увеличивает производство и продажу продукции.
Приватизация в каждой стране осуществляется по различным схемам и имеет свои специфические особенности в зависимости от доли государственной собственности в экономике, развития рыночной инфраструктуры, эффективности государственного регулирования экономики и так далее. Но можно отметить ряд общих моделей, характерных для процесса приватизации, которые необходимо учитывать в некотором смысле при преобразовании имущественных отношений в любую страну.
Объектом исследования является процесс приватизации в Республике Беларусь.
Предмет исследования – непосредственно процесс приватизации и его основные формы.
Цель курсовой работы – на основе литературных источников, методических материалов, журнальных статей исследовать процессы приватизации в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
– выявить суть, цели и основные принципы приватизации;
– исследовать организацию приватизации;
– определить методы и формы приватизации;
– исследовать мировой опыт в области приватизации;
– изучить этапы и последствия приватизации в Республике Беларусь.
При написании данной работы использовались такие методы, как анализ и синтез, научная абстракция, статистический метод и другие.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
1.1 Сущность, способы и формы разгосударствления.
Для перехода на рынок необходимо приблизить производителя к собственности, а можно и приватизировать объекты госимущества.
Приватизация – это процесс преобразования предприятий, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в коллективные (арендные, акционерные, кооперативные и другие формы хозяйственной деятельности) предприятия.
Приватизация – это преобразование объектов государственной и муниципальной собственности в частную собственность.
Национализация – обратный процесс: от частного к государственному (государственному) имуществу [4, с. 86].
В приватизации государственных предприятий могут принять участие также иностранные инвесторы. Их доля, однако, как правило, четко определяется законодательством в интересах защиты и сохранения конкурентоспособности экономики.
Стоит отметить, что приватизация не всегда сопровождалась продажей государственной собственности. Зачастую государственная собственность «разбавлялась» частным капиталом и образовалась смешанными предприятиями.
Приватизации в отличие от разгосударствления подлежат предприятия сферы услуг, торговли, общественного питания и производственные предприятия небольших размеров. Многие предприятия приватизируются только с разрешения правительства. Это предприятия по добыче и использованию минеральных и земельных ресурсов, электроэнергетики, теле радио центры, железные дороги, военные сооружения, предприятия по производству медикаментов и т. д.
Основными принципами (методами) приватизации являются:
– сочетание возмездной и безвозмездной передачи государственной собственности;
– равенство гражданских прав, чтобы получить установленную долю имущества;
– первоочередное право членов трудового коллектива на получение части имущества;
– гласность;
– государственный и общественный контроль за приватизацией [9, с. 120].
ГЛАВА 2 МИРОВОЙ ОПЫТ ПРИВАТИЗАЦИИ
2.1 Опыт приватизации государственной собственности в зарубежных странах
Реформирование государственного сектора в Китае.
Путь Китая по реформированию государственного сектора качественно отличался от опыта стран Восточной Европы. Изначально Китай сделал ставку не на продажу государственных компаний, а на повышения уровня конкурентоспособности и эффективности управления.
Существовало несколько способов передачи прав собственности: частичная приватизация, полная приватизация, а также выкуп компании менеджментом и работниками. Изначально акцент делался на частичной приватизации, тогда как крупномасштабная приватизация началась лишь в конце 1990х годов.
В 1990-1991 годах были открыты Шанхайская и Шенчжэньская фондовые биржи, в дальнейшем ставшие основными площадками для осуществления приватизационных сделок. В Китае выделялось 4 основных типа акций (государственные, акции юридических лиц, индивидуальные и иностранные). Важной особенностью было то, что лишь часть выпущенных акций государственных компаний могла торговаться на биржах. Акции государства и юридических лиц считались неторгуемыми и непередаваемыми. При этом доля государственных акций не должна была превышать 35% от общего числа. Индивидуальные акции (А-акции) торговались исключительно за китайские юани [7, с. 88].
На основании Закона «О предприятиях», принятого в 1993, устанавливалось, что доля акций должна составлять как минимум 25% от общего числа выпущенных акций предприятия, вышедшего на IPO (т.е. хотя бы ¼ предприятия должна была принадлежать локальным собственникам). В свою очередь иностранные делились на B-акции (номинировались в гонконгских долларах и продавались иностранным инвесторам, а также резидентам Макау, Гонконга и Тайваня), а также H- и N-акции (продавались на Гонконгской и Нью-Йоркской биржах соответственно).
Оставшаяся часть была вынуждена искать другие источники капитала, размещаться на биржах доступных иностранным инвесторам, но с менее привлекательными условиями. Однако, несмотря на более высокую цену и менее привлекательные условия, размещение компании на международных площадках повышает уровень ее эффективности и надежности.
ГЛАВА 3 ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Порядок приватизации организаций, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь
Вопросы приватизации государственной собственности регулирует Закон Республики Беларусь от 19 января 1993 года «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» (ред. от 16.07.2010 г.), постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 1929 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам приватизации государственного имущества», другие подзаконные акты [4].
Отдельные вопросы процедуры приватизации государственного имущества и обращения акций на рынке ценных бумаг урегулированы Декретом Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3 «О приватизации государственной собственности в Республике Беларусь».
Объектами приватизации государственного имущества являются:
– предприятия как имущественные комплексы государственных унитарных предприятий;
– акции (доли в уставных фондах), хозяйственных обществ, находящиеся в собственности Республики Беларусь или собственности административно-территориальных единиц.
Субъектами приватизации могут являться:
– физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, иностранные граждане и лица без гражданства;
– юридические лица Республики Беларусь, за исключением государственных организаций и хозяйственных обществ, в уставных фондах которых количество акций (размер доли), принадлежащих Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам, превышает 50 процентов;
– иностранные государства и их административно-территориальные единицы;
– международные организации;
– иностранные юридические лица;
– иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами.
– Приобрести объекты приватизации можно на аукционе или по конкурсу. Законом о приватизации предусмотрены также случаи приобретения объектов приватизации без проведения аукционов или конкурсов:
– продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления;
– иные случаи, установленные Президентом Республики Беларусь.
Продажа принадлежащих Республике Беларусь акций акционерных обществ осуществляется по решению Президента Республики Беларусь.
Подготовка предложений о размерах и условиях продажи пакетов акций открытых акционерных обществ осуществляется министерствами и концернами, в управлении которых находятся акции.
Подготовка проектов решений Главы государства об отчуждении акций осуществляется Госкомимуществом на основании предложений министерств (концернов). Во исполнение принятых решений Президента Республики Беларусь о продаже акций Госкомимущество обеспечивает организацию и проведение торгов по продаже акций, заключает с покупателями договоры купли-продажи акций и обеспечивает контроль за выполнением ими своих обязательств по этим договорам [21, с. 76].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно сказать, что приватизация является переходом государственной собственности в частные руки (физические и юридические лица) и формированием на этой основе частных или смешанных форм собственности путем принятия правительством программы социально-экономических преобразований.
В развитых странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на экономические процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, это является следствием исчерпания последствий национализации, которая регулярно проводилась в этих странах. В развивающихся странах приватизация обусловлена серьезной экономической ситуацией, которая проявляется, прежде всего, в крупных внешних долгах и неспособности получить новые иностранные кредиты, без которых эти страны не могут нормально функционировать и развиваться.
Объектами приватизации являются государственные предприятия, учреждения, организации, структурные подразделения объединений и структурных подразделений предприятий; государственная собственность, сданная в аренду; государственная собственность в виде оборудования, зданий, других материальных и нематериальных активов ликвидированных (ликвидированных) предприятий; акции (акции) государственных и административно-территориальных образований в собственность хозяйственных субъектов.
Всю работу по приватизации государственной собственности проводит министерство управления государственной собственности и приватизации и ее территориальных органов. Она непосредственно проводит приватизацию государственных объектов в республиканской собственности. Приватизацию объектов коммунальной собственности проводят подразделения приватизации, созданные на основе местных Советов депутатов.
В Беларуси примерно 70% собственности принадлежит государству, 30% – частному бизнесу. Такая структура не позволяет экономике эффективно работать. Таким образом, в политику приватизации в Республике Беларусь можно назвать запущенной и неполноценной. В истории приватизации можно выделить две крайности: сначала происходила массовая национализация предприятий, а затем, после недлительного периода разгосударствливания, приватизация практически прекращена. При этом в стране есть множество предприятий, находящихся на грани банкротства, помочь которым может только передача их в частную собственность.
В итоге была достигнута цель курсовой работы – на основе литературных источников, методических материалов, журнальных статей исследованы процессы приватизации в Республике Беларусь.
Для этого были выполнены задачи курсовой работы:
– выявить суть, цели и основные принципы приватизации;
– исследовать организацию приватизации;
– определить методы и формы приватизации;
– исследовать мировой опыт в области приватизации;
– изучить этапы и последствия приватизации в Республике Беларусь.
1 Агапова, Т.А. Макроэкономика. 6-е изд., стереотип. / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: Дело и Сервис, 2004. – 448 с.
2 Базылев, Н.И. Макроэкономика / Н.И. Базылев, СП. Гурко, М.Н. Базылева. – М.:Инфа-М, 2004. – 190 с.
3 Белорусская модель: факторы роста и критерии эффективности // Журнал «Финансы, Учёт, Аудит». – 2011. – № 6. – С. 21–25.
4 Белорусский экономический журнал // [электронный ресурс] Режим доступа: https://www.mitso.by/web/uploads/ckeditor/1493975201.pdf.
5 Бирюков, Б.М. Приватизация и деприватизация жилья: вопросы правового регулирования / Б.М. Бирюков. – М.: Ось-89, 2014. – 208 c.
6 Жогов, Д. Ю. Приватизация земли коммерческими организациями / Д.Ю. Жогов, С.Е. Малета, С.В. Малета. – М.: Эксмо, 2017. – 208 c.
7 Особенности приватизации в отдельных регионах и странах мира. – М.: ИНИОН РАН, 2017. – 224 c.
8 Макроэкономика: социально ориентированный подход / Э.А. Лутохина [и др.]; под общ. ред. Э.А. Лутохиной – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 437 с.
9 Полозков, Сергей Приватизация по Чубайсу. Ваучерная афера. Расстрел парламента / Сергей Полозков. – М.: Книжный мир, 2014. – 320 c.
10 Портфель приватизации и инвестирования / ред. Н.Я. Петраков. – М.: Соминтэк, 2014. – 750 c.
11 Портфель приватизации и инвестирования. – М.: «СОМИНТЭК», 2016. – 750 c.
12 Права собственности, приватизация и национализация в России. – М.: Либеральная Миссия, Новое литературное обозрение, 2017. – 504 c.
13 Протас, Е. В. Гражданское право / Е.В. Протас. – М.: Высшая школа, 2015. – 339 c.
14 Рассел, Джесси Приватизация / Джесси Рассел. – М.: VSD, 2015. – 147 c.
15 Рассел, Джесси Приватизация в России / Джесси Рассел. – М.: VSD, 2016. – 773 c.
16 Смоленский, М. Б. Гражданское право / М.Б. Смоленский. – М.: Феникс, 2017. – 352 c.
17 Спектор, А. А. Гражданское право России / А.А. Спектор, Э.В. Туманов. – М.: Юркомпани, 2017. – 488 c.
18 Тарасов, В. Общеэкономическая и монетарная политика Республики Беларусь / В. Тарасов // Банкаускi веснiк. – 2011. – № 22. – С.3-8.
19 Тихомирова, Л.В. Приватизация земельных участков. Судебная практика / Л.В. Тихомирова. – М.: Тихомиров М.Ю., 2015. – 874 c.
20 Федорова, Л. В. Правовое регулирование приватизации недвижимых объектов культурного наследия / Л.В. Федорова. – М.: Юстицинформ, 2014. – 184 c.
21 Экономика // [электронный ресурс] Режим доступа: myfin.by/wiki/term/ekonomika.