ВВЕДЕНИЕ
1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В МАКРОЭКОНОМИКЕ РАЗВИТОГО ТИПА: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ИСТОЧНИКИ, НАПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие и виды инвестиций
1.2 Цели и направления государственной инвестиционной политики
2 МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАКРОПРОЦЕССОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНВЕСТИЦИЙ. МУЛЬТИПЛИКАТОР И АКСЕЛЕРАТОР ИНВЕСТИЦИЙ
3 ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕОРИИ ИНВЕСТИЦИЙ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Стимулирование инвестиций со стороны государства в Республике Беларусь
3.2 Политика привлечения иностранных инвестиций в Республике Беларусь
3.3 Предложения по привлечению инвестиций в Республику Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей предпосылкой осуществления экономических преобразований в любой стране являются инвестиции. Инвестиции играют ключевую роль в рыночной экономике. Они обеспечивают создание и обновление основных фондов промышленности, строительства и других отраслей; повышение конкурентоспособности производимых товаров и укрепление экспортного потенциала предприятий; удовлетворение социальных потребностей народа (за счет строительства жилых домов, школ, больниц, кинотеатров); улучшение экологии; укрепление обороноспособности страны.
Иностранные инвестиции особенно необходимы развивающимся странам, вступившим на путь рыночных реформ и испытывающим недостаток инвестиционных ресурсов. К числу таких стран относится и Республика Беларусь. Иностранные инвестиции способны оказать положительное влияние на совершенствование структуры национальной экономики, рост эффективности производства, проведение рыночных преобразований.
Иностранные инвестиции могут стать катализатором ускоренного экономического и социального развития страны. В силу вышеизложенного привлечение иностранных инвестиций определено в качестве важнейшего направления инвестиционной политики нашего государства. Таким образом, тема данной курсовой работы является актуальной.
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В МАКРОЭКОНОМИКЕ РАЗВИТОГО ТИПА: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ИСТОЧНИКИ, НАПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие и виды инвестиций
Понятие «инвестиции» происходит от англ. слова invest., что означает вкладывать. Существует большое количество определений определения «инвестиций»:
инвестиции – это денежные средства и иные активы, вкладываемые их владельцем (инвестором) в какое либо коммерческое предприятие, финансовые инструменты и другие объекты на заранее оговоренных условиях с целью получения прибыли [11];
инвестиции – это все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект [19].
В статье 1 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 53-З «Об инвестициях» (далее – Закон №53-З) дано расширенное определение категории «инвестиции»:
- под инвестициями понимается любое имущество и иные объекты гражданских прав, принадлежащие инвестору на праве собственности, ином законном основании, позволяющем ему распоряжаться такими объектами, вкладываемые инвестором на территории Республики Беларусь способами, предусмотренными Законом № 53-З, в целях получения прибыли (доходов) и (или) достижения иного значимого результата либо в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. В частности, в качестве инвестиций могут выступать:
- движимое и недвижимое имущество, в том числе акции, доли в уставном фонде, паи в имуществе коммерческой организации, созданной на территории Республики Беларусь, денежные средства, включая привлеченные, в том числе займы, кредиты;
- права требования, имеющие оценку их стоимости;
- иные объекты гражданских прав, имеющие оценку их стоимости [1].
2. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАКРОПРОЦЕССОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНВЕСТИЦИЙ. МУЛЬТИПЛИКАТОР И АКСЕЛЕРАТОР ИНВЕСТИЦИЙ
На величину и динамику инвестиций оказывают влияние различные факторы, прежде всего размер сбережений. Однако между инвестициями и сбережениями существует разрыв, который объясняется тем, что они осуществляются разными лицами и по разным причинам. Кроме того, процессы инвестирования и накопления могут не совпадать по времени. На величину инвестиций влияет также размер получаемого дохода: чем больше доход, тем больше возможности инвестирования.
К основным факторам, определяющим инвестиции, относятся: ожидаемая норма прибыли и ставка банковского процента. Если ожидаемая норма прибыли высока, то инвестирование считается выгодным, и инвестиции будут расти. В случае, если инвестор из-за отсутствия необходимых инвестиционных ресурсов или их недостатка вынужден прибегать к займу необходимых средств, он обязательно будет ориентироваться на банковскую процентную ставку. Инвестиции являются самой непостоянной частью совокупных расходов, и их изменение оказывает большое влияние на динамику общественного производства. Можно без преувеличения отметить, что благосостояние общества напрямую зависит от инвестиций. Причем сегодняшнее общественное благосостояние есть результат прошлых инвестиций, а сегодняшние инвестиции являются его основой в будущем. Это свойство инвестиций проявляет себя двумя эффектами: мультипликационным и акселерационным [19].
Решения об инвестициях принимаются на основе ожидаемой нормы чистой прибыли. Если предприниматели полагают, что замена технологии на более эффективную принесет прибыль и быстро окупится, то инвестиции будут реализованы. При осуществлении инвестиций они часто пользуются кредитными ресурсами. Если ожидаемая норма чистой прибыли от инвестиционного проекта с учетом инфляции больше, чем про цент за пользование кредитом, то проект будет осуществляться.
3. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕОРИИ ИНВЕСТИЦИЙ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Стимулирование инвестиций со стороны государства в Республике Беларусь
Республика Беларусь сегодня – страна, открытая для иностранных инвестиций, создающая благоприятные условия для эффективного ведения бизнеса. Выделим основные преимущества для инвесторов:
– стратегическое географическое положение;
– прямой выход на рынок стран ЕАЭС (Беларусь, Россия, Казахстан, Армения, Кыргызстан);
– хорошо развитая инфраструктура Беларуси: транспорт, логистика, коммуникации;
– прогрессивное экономическое законодательство Беларуси.
– защищенные государством права инвесторов;
– привлекательные инвестиционный климат и система налогообложения;
– государственная поддержка инвесторов: гарантии, льготы и преференции;
– возможности приватизации;
– 6 свободных экономических зон;
– высококвалифицированные трудовые ресурсы;
– достойное качество жизни [16].
Находясь на восточной границе Европы, Беларусь занимает стратегическое положение, через нее проходит основной торговый маршрут между Европой и СНГ. В период мирового экономического кризиса белорусская экономика пострадала меньше по сравнению с другими странами. Экономические эксперты предсказывают положительный рост экономики Беларуси. Почти 50% служащих и рабочих в Беларуси имеют высшее образование. Промышленность Беларуси обеспечивает около трети ВВП страны.
С 24 января 2014 г. действует Закон Республики Беларусь «Об инвестициях», аккумулировавший главные пожелания инвесторов по защите инвестиций, предоставлению гарантий по использованию прибыли, защите от вмешательства в частные дела инвестора [1].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инвестиции представляют собой любое имущество, вкладываемое их владельцем в какие-либо объекты предпринимательской деятельности, с целью получения прибыли или достижения социального эффекта. Инвестиции осуществляются согласно принципам, заложенным в нормативно-правовой базе страны. В зависимости от объектов вложения, целей и сроков инвестиции классифицируются по различным признакам.
Главным нормативным правовым документов, регулирующим порядок осуществления инвестиций в государстве является Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 53-З «Об инвестициях», который подготовлен с учетом международного опыта. Закон гарантирует защиту прав и интересов инвесторов.
Основным разработчиком и координатором государственной инвестиционной политики, а также ответственным за ее реализацию является Главное управление инвестиционной политики Министерства экономики Республики Беларусь.
Инвестиционная политика строится на основании прогнозов социально-экономического развития страны на долгосрочную и среднесрочную перспективы, в частности, современная инвестиционная политика — на базе основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, а также концепций, заложенных в Программе деятельности Правительства Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы.
Комплексная реализация мер, намеченных в государственных программах, приведет к притоку как отечественных, так и иностранных инвестиций в соответствии с приоритетами страны и ее регионов. Прогнозируется рост доли внешних источников финансирования инвестиций в основной капитал с 13,2% в 2011-2015 годах до 20% в 2016-2020 годах.
Для обеспечения потребности национальной экономики в инвестиционных ресурсах доля инвестиций в основной капитал будет поддерживаться на уровне экономической безопасности – не менее 25% к валовому внутреннему продукту.
1. Об инвестициях: Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 53-З: Принят Палатой представителей 26 июня 2013 г., одобрен Советом Республики 28 июня 2013 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2013 г. № 2/2051
2. О развитии предпринимательства: Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
3. О развитии цифровой экономики: Декрет Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
4. О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь: Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
5. О создании государственного учреждения «Национальное агентство инвестиций и приватизации»: Указ Президента Республики Беларусь от 25 мая 2010 г. № 273 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 2010 г., 1/11670
6. Об утверждении Государственной инвестиционной программы на 2018 год: Указ Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2018 г. № 44 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 2018 г., № 1/17518
7. Об утверждении программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы: Указ Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2016 г. № 466 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2016 г., № 1/16792
8. Об утверждении Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2018 – 2020 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2018 г. № 774 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2018 г., № 5/45754
9. Внешняя политика [электронный ресурс]/ Официальный сайт Министерства иностранных дел Республики Беларусь. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://mfa.gov.by/foreign_policy/. – Дата доступа:
10. Зарубежный опыт реализации государственной инвестиционной политики и возможности его адаптации в Беларуси / Е. Зайцева // Банковский вестник. – 2018. – № 3. – с.33-45.
11. Инвестиции [электронный ресурс]/ Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь. - Минск, 2018. - Режим доступа: http://economy.gov.by/ru/. – Дата доступа:
12. Кулакова, Н.Л. Развитие инвестиционной политики Республики Беларусь на современном этапе / Н.Л. Кулакова, М.В. Лебедевич // Устойчивое развитие экономики: состояние, проблемы, перспективы: материалы IX Международная научно-практическая конференция, УО «Полесский государственный университет», », г. Пинск, 22 мая 2015 г. – Пинск: ПолесГУ, 2015. – С. 274-279
13. Макроэкономика: учебник для вузов / Л.П. Кураков, М.В. Игнатьев, А.В. Тимирясова и др.; под общ. ред. Л.П. Куракова. – М.: Изд-воИАЭП,2017.–336 с.
14. Манкевич, Д.Д. Стимулирование привлечения иностранных инвестиций в Республике Беларусь / Д.Д. Манкевич, Т.В. Ждан // Научный потенциал молодежи – будущему Беларуси: материалы X международной молодежной научно–практической конференции, УО «Полесский государственный университет», г. Пинск, 15 апреля 2016 г. Ч.1 / Министерство образования Республики Беларусь [и др.]; редкол.: К.К. Шебеко [и др.]. – Пинск: ПолесГУ, 2016. – С. 307-309
15. Национальное агентство инвестиций и приватизации Республики Беларусь [электронный ресурс]/ Официальный сайт Национального агентства инвестиций и приватизации. – Минск, 2018. - Режим доступа: http://investinbelarus.by/. – Дата доступа:
16. Преимущества размещения вашего бизнеса в Беларуси [электронный ресурс]/ Официальный сайт Республики Беларусь. – Минск, 2018. – Режим доступа: https://www.belarus.by/ru/business/location. – Дата доступа:
17. Статистический ежегодник 2018 // [электронный ресурс] (сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь) – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/
public_compilation/index_10865/. – Дата доступа:
18. Тишковская, Т. М. Инвестиционная политика в Республике Беларусь и ее результаты / Т. М. Тишковская // Современные исследования основных направлений гуманитарных и естественных наук: материалы международной научно-практической конференции / Казанский кооперативный институт Российского университета кооперации, Могилевский государственный университет, Институт отельного бизнеса в Праге [и др.] ; под ред. проф. И. Т. Насретдинова. – Казань, 2017. – С. 895-899.
19. Финансы организаций: пособие по дисциплине / С.Е. Свистун, А.И. Чигрина: под общ. ред. С.Е. Свистун. – Гродно: ГрГУ, 2012. – с. 218