Введение
1 УЧЕТ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И АНАЛИЗ РАСХОДОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВА И ПУТИ ИХ СНИЖЕНИЯ
1.1 Понятие и состав расходов по управлению и обслуживанию производства. Нормативные документы, регламентирующие их учет
1.2 Общие принципы и методы анализа расходов на организацию производства и управления
1.3 Способы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов
1.4 Учёт расходов РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги». Номенклатура расходов
1.5 Анализ общепроизводственных расходов и пути их снижения
1.6 Система технико-экономических показателей оценки работы РУП «Могилёвское отделение Белорусской железной дороги»
1.7 Пути повышения эффективности деятельности РУП «Могилёвское отделение Белорусской железной дороги»
2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУП «МОГИЛЁВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ БЕЛОРУССКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ»
2.1 Технико-эксплуатационная характеристика РУП «Могилёвское отделение Белорусской железной дороги»
2.2 Анализ основных показателей производственно-хозяйственной деятельности РУП «Могилёвское отделение Белорусской железной дороги»
2.3 Анализ основных показателей производственно-хозяйственной деятельности РУП «Могилёвское отделение Белорусской железной дороги»
3 АНАЛИЗ, ВЫЯВЛЕНИЕ РЕЗЕРВОВ СНИЖЕНИЯ ОБЩЕПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАСХОДОВ И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Транспорт одна из важнейших отраслей материального производства. Он является частью производственного процесса всех отраслей хозяйства и заканчивает его доставкой продукции к месту потребления. Транспорт в процессе производства не создает нового вещественного продукта, а производит пространственное перемещение, представляющее собой продукцию транспорта [1].
Железнодорожный транспорт среди других видов транспорта занимает одно из ведущих мест. Это объясняется его универсальностью – возможностью обслуживать производящие отрасли хозяйства и удовлетворять потребности населения в перевозках вне зависимости от погоды, практически во всех климатических условиях и в любое время года. Именно поэтому, несмотря на относительно бурное развитие автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта, вот уже более 180 лет железнодорожный транспорт остается основным средством перевозок грузов и массовых перевозок населения [12].
Рыночная экономика обуславливает еще большую актуальность проблемы повышения качества не только вещественной продукции, но и результатов любой работы, ее эффективность, снижение эксплуатационных расходов. Изменившиеся условия функционирования железнодорожного транспорта, связанные со снижением объемов перевозочной работы, введение жесткого регулирования тарифов со стороны государства, необходимость повышения конкурентоспособности транспортных услуг, потребность в значительном сокращении издержек на перевозки потребовали совершенствования структуры управления отраслью на основе достижений научно – технического прогресса в области новых высокотехнологических и наукоемких методов управления [8].
1 УЧЕТ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И АНАЛИЗ РАСХОДОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВА И ПУТИ ИХ СНИЖЕНИЯ
1.1 Понятие и состав расходов по управлению и обслуживанию производства. Нормативные документы, регламентирующие их учет
На производственных предприятиях в составе себестоимости продукции имеют место косвенные расходы, т.е. непосредственно не связанные с производством продукции. К ним относятся расходы на обслуживание и управление производством, расходы на обслуживание цехов основного и вспомогательного производства, а также расходы по управлению предприятием в целом [9, стр. 312.]. Косвенные расходы отражаются по следующим калькуляционным статьям:
- «Общепроизводственные расходы»;
- «Общехозяйственные (управленческие) расходы».
Общепроизводственные расходы выделяются, если предприятие имеет несколько подразделений. К ним относятся:
– заработная плата специалистов, служащих и рабочих;
– отчисления на социальные нужды с фонда их заработной платы;
– содержание и ремонт производственных зданий и инвентаря;
– амортизация зданий и сооружений;
– обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности;
– прочие (расходы на содержание лабораторий, расходы на рационализаторство и др.);
– потери от простоев.
Общехозяйственные расходы связаны с управлением предприятием в целом. Здесь учитываются расходы по статьям затрат:
– заработная плата специалистов, служащих и рабочих аппарата управления, лабораторий, бюро, охраны и т.п.;
– отчисления на социальные нужды с фонда их заработной платы;
– содержание и ремонт непроизводственных зданий и инвентаря;
– амортизация непроизводственных зданий;
– командировочные расходы;
– связь;
– канцелярские расходы;
– представительские расходы;
– прочие (расходы на содержание охраны, подготовку и переобучение кадров, исследования в области качества, стоимость программных продуктов и т.п.).
2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУП «МОГИЛЁВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ БЕЛОРУССКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ»
2.1 Технико-эксплуатационная характеристика РУП «Могилёвское отделение Белорусской железной дороги»
Могилевское отделение дороги осуществляет транспортное обслуживание восточной части Республики Беларусь и имеет 1185 км главных путей, 804 км – подъездных и станционных путей и обслуживает 30 тыс. км² территории Могилевской области, 5 районов Минской области: Солигорский, Слуцкий, Стародорожский, Любаньский, а также Октябрьский район Гомельской области.
Могилёвское отделение дороги имеет эксплуатационную длину 1040,4 км. Протяжённость однопутных участков равна 890,9 км, протяжённость двухпутных участков – 149,5 км.
Могилевское отделение дороги граничит с Минским отделением дороги (станции Прокшино, Румино, Верейцы), с Гомельским отделением дороги (станции Телуша, Старосельский), с Барановичским отделением дороги (станция Слуцк), со Смоленским отделением дороги (станция Шестеровка), с Брянским отделением дороги (станция Белынковичи).
С целью улучшения организации технологии развоза местного груза и для совершенствования контроля за работой на отделении создано 6 объединённых станций: Могилёв, Осиповичи, Калий, Кричев, Бобруйск, Коммунары, в подчинении которых находится ряд промежуточных станций.
Станция Могилев – железнодорожный узел, образуемый пересечением направлений: Жлобин-Орша и Осиповичи-Кричев. На основе узла образована объединенная станция Могилёв, которая является грузовой внеклассной станцией, в ее состав входит 7 станций.
Станция Осиповичи – железнодорожный узел, образуемый пересечением направлений: Минск-Гомель, Могилёв-Слуцк-Калий и участка Осиповичи - Гродзянка. Станция Осиповичи является объединённой участковой внеклассной станцией, в её состав входит 10 станций.
Станция Кричев – железнодорожный узел, образуемый пересечением направлений: Орша-Сураж и Могилев-Рославль. Станция Кричев является объединённой участковой станцией 1 класс, в её состав входит 4 станции.
3 АНАЛИЗ, ВЫЯВЛЕНИЕ РЕЗЕРВОВ СНИЖЕНИЯ ОБЩЕПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАСХОДОВ И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
Расходы, общие для всех отраслей хозяйства железной дороги (общепроизводственные), отнесенные к услугам железнодорожного транспорта и управленческие расходы (общехозяйственные), отнесенные к услугам железнодорожного транспорта РУП «Могилёвское отделение Белорусской железной дороги» отражаются по статьям Номенклатуры расходов, утверждённой приказом Начальника Белорусской железной дороги. Базой для распределения расходов на содержание оборудование, текущее обслуживание всего отделения дороги выступает основная заработная плата специалистов производства.
Расходы, общие для всех отраслей хозяйства железной дороги (общепроизводственные), отнесенные к услугам железнодорожного транспорта включают в себя:
˗ скидка со стоимости форменной одежды;
˗ затраты по взносам на профессиональное пенсионное страхование, доплата к заработной плате производственного и хозяйственно-обслуживающего персонала, занятого на работах с особыми условиями труда;
˗ командировки производственного и хозяйственно-обслуживающего персонала;
˗ подготовка кадров и повышение квалификации производственного и хозяйственно-обслуживающего персонала;
˗ затраты по оплате труда производственного и хозяйственно-обслуживающего персонала за неотработанное время;
˗ техника безопасности, производственная санитария и охрана труда производственного и хозяйственно-обслуживающего персонала;
˗ измерительные и испытательные работы производственного назначения;
˗ эксплуатация, содержание и ремонт оборудования и инвентаря производственного назначения;
˗ эксплуатация автомобилей;
˗ техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей;
˗ эксплуатация транспорта, кроме автомобильного;
˗ содержание, обслуживание, ремонт зданий и сооружений производственного назначения;
˗ содержание производственного и хозяйственно-обслуживающего персонала;
˗ прочие производственные расходы;
˗ непроизводительные расходы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе производился анализ производственно-финансовой деятельности Транспортного республиканского унитарного предприятия «Могилевское отделение Белорусской железной дороги», а также разработаны предложения по сокращению и оптимизации производственных и общехозяйственных затрат.
Основным методом анализа производственно-хозяйственной деятельности станции являлось сравнение достигнутых показателей работы с уровнем прошлых лет. Сравнение дало возможность установить динамику показателей, критически оценить качество работы РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги». Анализ позволил вскрыть недостатки в работе, найти узкие места и проанализировать деятельность отделения дороги. Анализ деятельности рассматривает выполнение плана поездной и маневровой работы, количество использованных вагонов и локомотивов, а также финансовое состояние отделения дороги.
Первая часть курсовой работы рассматривает теоретические основы учета общепроизводственных и общехозяйственных расходов, которые включают в себя содержание аппарата управления и общие затраты на производство продукции (работ, товаров, услуг). Эти затраты необходимы для обслуживания и управления производством, поэтому правильная организация их учета, планирование и анализ являются необходимым условием эффективности производства и себестоимости продукции.
В работе рассмотрена технико-эксплуатационная характеристика РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги», приведена характеристика прилегающих к отделению дороги направлений, рассмотрена структура административного управления.
Анализ технико-эксплуатационной характеристики показал, что в настоящее время отделение дороги располагает грузовым хозяйством, способным оказать весь комплекс транспортных услуг и бесперебойно работать в условиях увеличения объёмов грузовых перевозок.
1 Белов И.В. Экономика железнодорожного транспорта.: Учебник для вузов / под ред. И.В. Белова. – М.: Транспорт, 1989. – 351 с.
2 Беляев И.В. Экономика железнодорожного транспорта: Учебник для вузов ж.д транспорта/ И.В. Беляев, Н.П. Терещина, В.Г. Галабурда, под ред. Н.П. Терещиной, Б.М. Лапидуса, М.Ф. Трихункова. – М.: УМК МПС России, 2001. – 600 с.
3 Бугаев В.П. Инновации, инвестиции, эффективность: пособие для студентов эконом. специальностей/ В.П. Бугаев, Е.В.Бугаева. – Гомель: УО «БелГУТ», 2005. – 139 с.
4 Быченко О.Г. Экономика железнодорожного транспорта: учебное пособие/ О.Г Быченко, А.Ф. Сыцко. – Гомель: УО «БелГУТ», 2006. – 243 с.
5 Войтов И.А. Механизм инновационного развития//Экономика Беларуси. – 2010. – №3. – с.68-74.
6 Гизатуллина В.Г. Анализ хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте: учеб. пособие/ В.Г.Гизатуллина; под общей ред. В.Г. Гизатуллиной, Д.А. Панкова; М-во образования Республики Беларусь, Белорус. гос. ун-т транспорта. – Гомель: БелГУТ, 2008. – 368 с.
7 Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хоз. деятельности: учебник/ Л.Т Гиляровская. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006. – 360 с.
8 Грунтов П.С. Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок на железнодорожном транспорте: Учебник для вузов / П.С. Грунтов, Ю. В. Дьяков, A.M. Макарочкин и др.; Под ред. П. С. Грунтова. – М.: Транспорт, 1994 г. – 543 с.
9 Дмитриев, В.А. Экономика железнодорожного транспорта: учебн. для вузов ж.-д. транспорта./В.А. Дмитриев, А.И. Журавель, А.Д. Шишков и др.;под редакцией В.А. Дмитриева. – М.: Транспорт – 1996. – 259 с.
10 Ермолович Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие/Л.Л Ермолович. – Мн.: Соврем.шк., 2006. – 736 с.
11 Липатова, О.В. Анализ хозяйственной деятельности: учеб.-метод. пособие по выполнению курсовой работы для студентов дневной обучения специальности «Коммерческая деятельность»/ О. В. Липатова, И. А. Кейзер ; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. – Гомель : БелГУТ, 2015. 69 с.
12 Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебн. пособие для студентов вузов/ Н.П. Любушин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 448 с.
13 Медведева Н.В. Себестоимость железнодорожных перевозок. Рабочая программа и задание на курсовой проект с методическими указаниями. М.: РГОТУПС-1998. – 153 с.
14 Петров Ю.Д. Планирование в структурных подразделениях железнодорожного транспорта.: Учебник./ Петров Ю.Д., Купоров А.И., Шкурина Л.В. – М.:Транспорт, 2008. – 308 с.
15 Петрова Е.В. Статистика транспорта: учебник/под ред. М.Р Ефимовой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 352 с.
16 Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник/Г.В. Савицкая. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М., 2004. – 425 с.
17 Соловьёва, Н.П. Совершенствование эксплуатационной работы железных дорог в условиях рыночной экономики / Н.П. Соловьёва, Л.Н.Соколова., А.А.Аветикян /Железнодорожный транспорт в Российской Федерации, СНГ и за рубежом. ЦНИИТЭИ. Обзор. Вып. 24, – 2007 г. – с. 25.
18 Смехова Н.Г. Себестоимость железнодорожных перевозок: учебник для вузов/под общ. ред. Н.Г. Смеховой, А.И. Купорова.- М.: Маршрут, 2003. – 493 с.
19 Терешина, Н.П. Оценка транспортных затрат и повышение конкурентоспособности железнодорожных перевозок. ./Н.П. Терешина/Труды МИИТа, вып. 882, – 2013, – с. 57-59.
20 Терешина Р.П. Экономика железнодорожного транспорта: Учеб. для вузов ж.-д. транспорта / Н. П. Терёшина, В. Г. Галабурда, М. Ф. Трихунков и др.; под ред. Н. П. Терёшиной, Б. М. Лапидуса, М. Ф. Трихункова. – М.: УМЦ ЖДТ, 2006. – 801 с.
21 Шкурина Л. В. Экономика труда и система управления трудовыми ресурсами на железнодорожном транспорте. Учебное пособие / Шкурина Л. В.; Петров Ю. Д. – М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2007 . – 240 с.