ВВЕДЕНИЕ
1 СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ И ГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
2 МОДЕЛИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ: КРАТКОСРОЧНЫЙ И ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД
3 СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ И СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА В ДОСТИЖЕНИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Изучение процессов совокупного спроса и совокупного предложения как факторов, влияющих на экономическое равновесие, является самой важной задачей для экономистов в любой стране. Современная теория равновесия предложения и совокупного спроса представлена моделью AD-AS. На рынке спроса и предложения механизм ценообразования решает три основные проблемы рыночной экономики: что, как и для кого производить. Для нормального развития экономики недостаточно равновесия на товарных рынках. Нужно достичь равновесия на денежном рынке. Лишь при одновременном достижении равновесия на товарных и денежных рынках экономика развивается без кризиса. Модель AD-AS выступает основой для анализа изменений объема производства товарного рынка в зависимости от уровня цен в экономике в целом, именно это и определяет актуальность данной работы. Объект исследования в данной курсовой работе – это макроэкономические процессы взаимодействия на экономическом рынке. Предметом исследования в данной курсовой работе является взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения. Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первом разделе рассмотрен совокупный спрос и предложение, причины отрицательного наклона кривой совокупного спроса и предложения, ценовые и неценовые факторы, которые влияют на совокупный спрос и предложение. Второй раздел работы включает в себя модели макроэкономического равновесия: краткосрочный и долгосрочный период. В третьем разделе рассмотрена стабилизационная и структурная политика в достижении макроэкономического равновесия в развитии национальной экономики Республики Беларусь. Цель данной работы состоит в анализе макроэкономического равновесия «совокупный спрос – совокупное предложение», а также их взаимодействие.
Поставленную цель можно достичь путем решения ряда следующих задач:
- изучить и проанализировать теоретическое понятие совокупного спроса, рассмотрение факторов, которые оказывают на него влияние;
- изучить и проанализировать теоретическое понятие совокупного предложения, а также факторов, влияющих на него;
- рассмотреть и проанализировать процесс взаимодействия совокупного предложения и совокупного спроса, а также возможные причины нарушения равновесия модели «совокупный спрос-совокупное предложение».
1 СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ И ГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Совокупный спрос AD представляет собой своего рода экономический агрегат, который суммирует величины индивидуальных спросов на все конечные товары и услуги, представленные на рынке. Совокупный спрос показывает реальные объемы национального производства, конечной продукции в денежном выражении, которые все потребители (население, предприятия и государство) готовы купить при любом назначенном уровне цен. При чем наблюдается ситуация: чем ниже уровни цен, тем большие объемы товаров покупатели хотят приобретать, и наоборот [2]. Можно выделить две формы совокупного спроса: натурально-вещественная и стоимостная. Структуру совокупного спроса можно представить в виде четырех макроэкономических субъектов, которые оказывают влияние на объемы спроса:
1) совокупный спрос домохозяйств – потребительский спрос (C);
2) спрос фирм на инвестиции (I);
3) спрос на товары и услуги со стороны государства (G);
4) чистый экспорт (Xn), который представлен в виде разницы между спросом отечественных покупателей на импортную продукцию и спросом, который формируют иностранные потребители на отечественные товары.
Чтобы определить объем совокупного спроса нужно поэтапно найти значение объемов спроса, который формируется каждым отдельным субъектом. Так, спрос домашних хозяйств преобладает на рынке благ. На этот спрос приходится больше половины объема конечного совокупного спроса. Структуру совокупного спроса можно представить в виде формулы (1.1) [2]: AD = C + I + G + X.n. Большая часть в совокупном спросе приходится на расходы населения на товары и услуги потребительского характера (С), которые называют потреблением. Инвестиционные расходы – это спрос фирм и хозяйств на инвестиционные товары. Расходы, которые правительство несет на оплату услуг и содержание чиновников относятся к закупкам товаров и услуг. Чистый экспорт представлен в виде разницы между объемами экспорта и объемами импорта [2]. Графически представить модель совокупного спроса можно в виде кривой, у которой отрицательный наклон. Кривая представлена на рисунке 1.1, и она отражает то количество товаров и услуг, которое покупатели могу и готовы приобретать при каждом возможном уровне цен. На общий объем совокупного спроса влияют любые изменения, происходящие с общим уровнем цен. Эти изменения оказывают влияние и на все движения по кривой спроса AD.
2 МОДЕЛИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ: КРАТКОСРОЧНЫЙ И ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД
Суть макроэкономического равновесия можно охарактеризовать следующими положениями. Равновесие в экономике указывает на сбалансированность и пропорциональность основных параметров данной экономики. Ситуация, когда у участников хозяйственной деятельности нет никакой необходимости в том, чтобы изменять свое существующее положение [8]. Равновесие в экономике предполагает поддержание следующих условий:
- все потребители должны найти такие товары, которые будут удовлетворять их покупательской способности;
- все предприниматели могут найти нужные им ресурсы на данном рынке;
- весь прошлогодний продукт обязательно необходимо реализовать.
Равновесие в национальной экономике подразумевает баланс в данной экономике. Но полное равновесие – цель практически не достижимая. Равновесие на рынке достигается путем выравнивания объемов спроса с объемами предложения, а макроэкономики - с помощью равенства совокупного спроса и совокупного предложения. В общем равновесии общество стремится обеспечить частные пропорции. Частичным называется равновесие, которое рассматривается на отдельном рынке товаров/услуг/факторов производства. Полное или общее равновесие подразумевает одновременное равновесие на всех рынках, равновесие всей экономической системы, или макроэкономическое равновесие. Макроэкономическое равновесие характеризуется определенной нестабильностью. Под макроэкономическим дисбалансом понимается инфляция, снижение объемов производства, а также дисбаланс платежей. Как правило, равновесие достигается путем ограничения потребностей или увеличения и оптимизации использования ресурсов. Классическая модель макроэкономического равновесия описывает соотношение совокупного спроса и предложения в долгосрочной перспективе, предлагая механизм свободного ценообразования. Подобно ситуации в микроэкономике, так же и в макроэкономике равновесие между уровнем цен и реальным производством отражено точкой пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения. Сила рыночной экономики состоит во внутренних механизмах саморегулирования («невидимая рука», по словам А. Смита). Если производители видят, что их текущие цены больше не удовлетворяют потребителей, то они сами по своей инициативе сокращают как объем производства, так и цену на него. Прибыль является движущей силой этого поведения.
3 СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ И СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА В ДОСТИЖЕНИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Переходный этап начался практически во всех странах с системным кризисом, характеристики которого на макроэкономическом уровне были следующими:
1) инфляция подрывает стимулы для производственной деятельности;
2) кризис трансформации, глубина которого зависит от размера диспропорции, накопленной в экономической структуре, устанавливаемых в ходе макроэкономической стабилизации ограничений платежеспособного спроса;
3) сокращение сбережений и инвестиционной активности, которая становится невыгодной при высокой инфляции.
Стабилизационная политика направлена на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия на уровне, близком к полному использованию факторов производства со стабильным уровнем цен. Данная политика обычно связана с воздействием на совокупный спрос как более динамичный компонент макроэкономического баланса. Он регулирует возможное быстрое возвращение экономики к полной занятости или, по крайней мере, позволяет найти баланс в краткосрочной перспективе. Эти эффекты реализуются через инструменты денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. В самом начале преобразований страны с переходной экономикой сталкиваются с проблемой подавления высокой инфляции (в некоторых странах ее следует избегать). Подавление инфляции, укрепление валюты и достижение стабильности обменного курса называют макроэкономической или финансовой стабилизацией. Его центральным элементом является борьба с инфляцией. Индикатором успеха мер по стабилизации в этой области является снижение годового прироста ИПЦ до 30% или менее. Эффективная стабилизационная политика требует понимания особенностей переходной инфляции, на которую влияют как монетарные, так и немонетарные факторы.
Основными средствами макроэкономической стабилизации являются:
1) сокращение (в лучшем случае устранение) дефицита консолидированного национального бюджета до уровня ниже 5% ВВП;
2) проведение жесткой денежно-кредитной политики (прекращение кредитования центральным банком по умолчанию, установление процентных ставок по кредитам центрального банка коммерческим банкам выше уровня инфляции и т. д.);
3) создание «денежного (номинального) якоря», которое относится к макроэкономическим показателям, установленным на определенном уровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены понятия совокупного спроса и совокупного предложения. Так, совокупной спрос – это экономический инструмент, который суммирует величины индивидуальных спросов на все конечные товары и услуги, представленные на рынке. Совокупный спрос выражает реальные объемы национального производства, конечной продукции в денежном выражении, которые все потребители (население, предприятия и государство) готовы купить при любом назначенном уровне цен. Среди неценовых факторов влияния на совокупный спрос можно выделить: изменения потребительских расходов; изменения инвестиционных затрат; изменения в государственных расходах; Изменения, которые происходят в расходах на чистый экспорт. Совокупное предложение - это реальный объем товаров и услуг в денежном выражении, которые могут быть созданы и предложены на каждом ценовом уровне. В современной модели совокупного спроса есть три сегмента: кейнсианский, промежуточный, классический. В дополнение к совокупному спросу на поставку также влияют ценовые и неценовые факторы. Факторы цен включают те, которые могут вызвать изменения в предложении конкретного продукта на рынке, при этом активно влияя на совокупное предложение. Неценовые факторы включают те, которые могут повлиять на изменение стоимости: изменение цен на ресурсы; наличие изменений в производительности или технологии; изменение правовых норм. Стабилизационная и структурная политика в достижении макроэкономического равновесия в развитии национальной экономики Республики Беларусь направлена на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия на уровне, близком к полному использованию факторов производства со стабильным уровнем цен. Основными средствами макроэкономической стабилизации являются:
1) сокращение (в лучшем случае устранение) дефицита консолидированного национального бюджета до уровня ниже 5% ВВП;
2) проведение жесткой денежно-кредитной политики (прекращение кредитования центральным банком по умолчанию, установление процентных ставок по кредитам центрального банка коммерческим банкам выше уровня инфляции и т. д.);
3) создание «денежного (номинального) якоря», которое относится к макроэкономическим показателям, установленным на определенном уровне при осуществлении финансовой стабилизации (обменный курс, номинальная денежная масса, номинальная заработная плата и т. д.). Эти показатели помогают снизить инфляционные ожидания компаний и домохозяйств и удерживают цены на определенном уровне;
4) ограничение роста доходов населения за счет неполной индексации заработной платы в государственном секторе и социальных трансфертов.
1. Александрович, Я. М. О порядке разработки программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2015–2020гг. / Я. М. Александрович // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2015. – №6. – С.14 – 17.
2. Антипова О.Н. Макроэкономика: Учебник. / О.Н. Антипова, Н.А. Миклашевская. – М.: ДиС, 2012. – 496 с.
3. Басовский Л.К. Макроэкономика: Учебник. / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 202 с.
4. Васильев В.П. Макроэкономика: Учебное пособие. /В.П. Васильев, Ю.А. Холоденко. – М.: ДиС, 2012. – 208 с.
5. Интернет-портал Grandars/ [Электронный ресурс]/ Совокупный спрос и совокупное предложение. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/sovokupnyy-spros-i-predlozhenie.html.
6. Интернет-портал Moderneconomic.ru/ [Электронный ресурс]/ Совокупный спрос. Ценовые и неценовые факторы. – Режим доступа: http://modern-econ.ru/makro/mehanizm/sovokup/spros.html.
7. Интернет-портал Экономика: Электронный учебник/ [Электронный ресурс]/ Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения: кейнсианский, классический и промежуточный отрезок. Неценовые факторы совокупного предложения. – Режим доступа: http://modern-econ.ru/makro/mehanizm/sovokup/spros.html.
8. Кульков, В.М. Макроэкономика: Учебник и практикум / В.М. Кульков, И.М. Теняков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 375 c.
9. Мэнкью, Н.Г. Макроэкономика / Н.Г. Мэнкью, М. Тейлор; Пер. с англ. А.П. Смольский. - СПб.: Питер, 2013. - 560 c.
10. Полоник, С. С. Концептуальные подходы к совершенствованию системы формирования реалий и контроль за ходом выполнения государственных, отраслевых и региональных программ / С. С. Полоник // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2008. – №9. – с.4–11.
11. Полоник, С. С. Методологические вопросы разработки проекта национальной стратегии устойчивого социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011–2025 годы / С. С. Полоник // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2008. – №7. – с.4–29.
12. Полоник, С. Стратегия роста / С. Полоник // Белорусская думка. – 2016. – №2. – С.18–24.
13. Скрябин, О.О. Макроэкономика: Учебное пособие / О.О. Скрябин, А.Ю. Анисимов, Ю.Ю. Костюхин. - М.: МИСиС, 2013. - 88 c.
14. Статистический сборник Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Беларусь в цифрах. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://belstat.gov.by
15. Суров С. Спрос, предложение и прогноз развития рынка товаров // Маркетинг. - 2015. - №1 - с.3 - 7.
16. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. - М.: Юрайт, 2012. - 686 c.
17. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. - М.: Юрайт, 2013. - 686 c.