Введение
1 Сущность и значение повышения конкурентоспособности организации в современных условиях
1.1 Сущность и значение конкурентоспособности организации
1.2 Взаимосвязь эффективности и конкурентоспособности
2 Оценка конкурентоспособности СП ОАО «Спартак»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности СП ОАО «Спартак»
2.2 Характеристика внешней и внутренней среды деятельности СП ОАО «Спартак» и оценка конкурентоспособности
3 Пути повышения конкурентоспособности СП ОАО «Спартак»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Конечная цель любой организации - победа в борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как естественный результат постоянных и грамотных усилий организации. Достигнуто ли это или нет, зависит от конкурентоспособности товаров организации, т. е. насколько они лучше по сравнению с аналогами - продуктами других организаций.
Успех любой организации определяется способностью предлагать продукты, которые наилучшим образом соответствуют потребностям рынка и потребителей. Поэтому важно обратить пристальное внимание на такой многозначный аспект организации, как конкурентные преимущества. Одним из наиболее важных ресурсов для повышения конкурентоспособности организации является формирование корпоративной культуры или обеспечение лояльности сотрудников к деятельности своей компании.
Развитие рыночных отношений обуславливает появление новых задач, что обуславливает необходимость совершенствования управления. Важно понимать руководителей организаций о необходимости постоянно совершенствовать обслуживание клиентов, уделять внимание качеству продукции, ремонту помещений, внедрению новых технологий и т. д.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что все организации более или менее сталкиваются с такой проблемой, как конкуренция, поэтому, чтобы выжить в таких условиях, а также развиваться, необходимо проанализировать текущую ситуацию на рынке, принимать решения о мерах по повышению конкурентоспособности. Конкурентные преимущества являются наиболее важным фактором в обеспечении безопасности объекта, то есть его выживания в «суровых условиях реальности» и его последующего эффективного развития.
1 Сущность и значение повышения конкурентоспособности организации в современных условиях
1.1 Сущность и значение конкурентоспособности организации
Конкуренция возникает в том случае, если на одном и том же рынке продается много близких по своим потребительским свойствам товаров. Суть конкурентной борьбы состоит в улучшении или сохранении позиции организации на рынке, что достигается благодаря отличию поставляемых организацией товаров от товаров-конкурентов как по степени соответствия конкретной потребности клиентов, так и по затратам на её удовлетворение [6, с. 97].
Конкуренция – элемент рыночного механизма, реализующийся в форме взаимодействия рыночных кроме того субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала. Конкуренция в условиях рынка способствует формированию хозяйственных пропорций и санации экономики [12, с. 67].
Одним из субъектов конкуренции на рынке является организация. Его положение на рынке определяется его конкурентоспособностью.
Конкурентоспособность – сложное и разностороннее понятие, включающее в себя такие составляющие деятельности организации, как товар и его основные характеристики: качество, актуальность, технология производства, доступность для конечных потребителей.
В процессе исследования конкурентоспособности как обобщенной экономической проблемы следует учитывать следующие факторы:
- необходима, прежде всего, количественная оценка экономических объектов, являющихся носителями свойства конкурентоспособности, без чего поддержание уровня конкурентоспособности, его повышение носит субъективный характер;
- универсальное общепринятое понятие конкурентоспособности отсутствует;
- к числу основных параметров, которые определяют уровень конкурентоспособности, относятся многослойность, относительность и конкретность;
- конкурентоспособность определяется с использованием результатов сопоставлений как организаций, так и их продуктов;
- сопоставление экономических объектов в процессе сравнительного анализа конкурентоспособности должно удовлетворять требованиям полноты и корректности [14, с. 48].
2 Оценка конкурентоспособности СП ОАО «Спартак»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности СП ОАО «Спартак»
В настоящее время «Спартак» представляет собой современное предприятие кондитерской отрасли, отличительной особенностью которого является применение только натурального сырья для производства продукции.
Высшим органом управления организацией является общее собрание акционеров, на котором выбирается наблюдательный совет и ревизионная комиссия.
Исполнительным органом организации является дирекция во главе с генеральным директором, который решает самостоятельно все вопросы деятельности, за исключением отнесенных Уставом общества и законодательством к компетенции наблюдательного совета и собрания акционеров. Дирекцию представляют заместители генерального директора, главный инженер, главный бухгалтер, председатель профкома, которые осуществляют функции организации и управления работой структурных подразделений по направлениям производственно-хозяйственной деятельности организации.
Директор издает приказы и дает указания. Решения директора обязательны для всех работников. Обязанности директора:
- осуществлять текущее руководство деятельностью организации;
- в пределах своей компетенции без доверенности действовать от имени организации;
- нанимать и увольнять работников в соответствии с условиями договоров (контрактов) и законодательством;
- в пределах своих полномочий, определённых в договоре (контракте) и в учредительном договоре и уставе, распоряжаться имуществом, в том числе средствами организации;
- открывать в банках расчетный, валютный и другие счета;
- регулярно отчитываться перед руководством ОАО «СМТ № 40», а также предоставляет документы и информацию, касающуюся деятельности организации;
- осуществлять любые иные полномочия, не отнесённые законодательством и учредительными документами к компетенции Общего собрания участников.
3 Пути повышения конкурентоспособности СП ОАО «Спартак»
Все большее значение в развитии эффективной коммуникационной политики приобретает Интернет. В настоящее время количество компаний, которые реализуют Интернет-маркетинг, постоянно увеличивается. Интернет-маркетинг требует своей доли в бюджете маркетинга, которая будет стремиться к увеличению с течением времени, учитывая существующие для этого предпосылки. Для успеха организации необходимо сконцентрировать огромное внимание на проблеме оценки эффективности использования интернет-маркетинга.
В рамках исследования был проведен анализ индекса цитирования Яндекс и Google PageRank. Анализ индекса цитирования позволил определить ссылочную популярность сайта СП ОАО «Спартак», которая показывает количество сайтов, ссылающихся на сайт организации. Ссылочная популярность сайта равна 600. Однако подавляющее большинство сайтов, дающих ссылку на сайт исследуемой организации, являются русскоязычными. PageRank – это числовая величина, характеризующая «важность» страницы в Google. Чем больше ссылок на страницу, тем она становится «важнее». Шкала PageRank может изменяться от 0 до 10. PageRank сайта СП ОАО «Спартак» равен 4. PageRank от 4 до 5 свидетельствует о средней «раскрученности» сайта.
Маркетинговое коммуникации в социальных медиа необходимы, потому что стремительное развитие социальных объединений в сети свидетельствует о том, что множество людей испытывают острую нужду в человеческих отношениях и стараются восполнить этот пробел в своей социальной жизни. А так как технологии постоянно совершенствуются, то это общение становится все более разносторонним и насыщенным.
Маркетинговое коммуникации в социальных медиа обеспечивают:
- сохранение и повышение имиджа компании;
- ведение диалога и получение обратной связи;
- повышение лояльности посредством построения длительных взаимоотношений с клиентами;
- получение активной аудитории, участвующей в обсуждениях, конкурсах, мероприятиях, распространяющей информацию о компании;
- создание базы данных;
- установление эмоциональной связи.
Использование SMM (Social Media Marketing – маркетинг в социальных сетях) особенно актуально для СП ОАО «Спартак». Агрегирование клиентов в сообществах в социальных медиа позволит увеличить посещение сайта компании, продажи на сайте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конкурентоспособность организации является существующие фактором развития ранка региона и страны в целом. Процесс формирования конкурентоспособности представляет собой совокупность организационно-экономических мер по приведению производственных программ выпуска продукции определенного объема, ассортимента и качества в соответствие с имеющимся производственным потенциалом. Одним из главных факторов формирования конкурентоспособности является максимальное использование конкурентных преимуществ.
Не вызывает сомнения, что эффективное производство продукции повышает ее конкурентоспособность, другими словами, между категории «конкурентоспособность» и «эффективность» существует взаимосвязь в силу их близости. Однако, несмотря на все сходства, которые были указаны нами ранее, между понятиями «конкурентоспособность и «эффективность» нельзя поставить знак равенства. Они не только не синонимы, но и прямые и четкие связи между конкурентоспособностью продукции и ее эффективностью прослеживаются далеко не всегда. В подтверждение данной позиции можно привести тот факт, что при проведении оценки конкурентоспособности и эффективности отдельных предпринимательских структур результаты оказываются диаметрально противоположными.
СП ОАО «Спартак» – один из крупнейших производителей кондитерских изделий и полуфабрикатов собственного производства в Республике Беларусь, выпускающий около 350 наименований кондитерских изделий, включая изделия лечебно-профилактического действия.
Выручка от реализации продукции, работ, услуг СП ОАО «Спартак» в действующих ценах динамично возрастала. Так, выручка от реализации в 2017 г. по сравнению с 2016 г. увеличилась на 9,8 %, а по сравнению с 2015 г. – на 17,4 %. Тем не менее, в сопоставимых ценах выручка от реализации продукции, работ, услуг в 2017 г. по сравнению с 2016 г. возросла на 0,2 %, а по сравнению с 2015 г. – снизилась на 2,4 %.
1. Белый, Е. Конкурентоспособность и качество продукции: два уровня управления / Е. Белый, С. Барашков // Маркетинг. – 2017. – №4 (65). – С. 29-35.
2. Воронов, А.К. Конкуренция в 21 веке / А.К. Воронов // Маркетинг. – 2016. – №5. – С. 6-9.
3. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: курс лекций/ Веснин В.Р. – М.: Издательство «Триада – ЛТД», 2013. – 472 с.
4. Валюшицкий, В. Конкуренция – двигатель торговли / В. Валюшицкий // Беларуская думка. – 2015. – № 5. – С. 55.
5. Габидинова, Г. С. Маркетинговая трактовка территории / Г. С. Габидинова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2015. – № 3. – С. 52–60.
6. Головачев, А. С. Экономика организации: учеб. пособие / А. С. Головачев. – Минск: Выш. шк., 2011. – 464 с.
7. Гапоненко, А. Л. Управление интеллектуальными активами: концептуальный подход / А. Гапоненко, Т. Орлова // Проблемы теории и практики управления. – 2015. – № 8. – С. 56-65.
8. Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия / Горфинкель В.Я. – М.: Золотой фонд российских учебников, – 6-е издание, 2013. – 536 с.
9. Герчикова, И.Н. Маркетинг: организация, технология / И.Н. Герчикова. – М.: Изд-во школы международного бизнеса МГИМО. – 2010. – 158 с.
10. Казущик, А. А. Основы маркетинга: учебное пособие / А. А. Казущик. – Мн: Беларусь, 2011. – 246 с.
11. Корсак, А. С. Недобросовестная конкуренция и способы борьбы с нею / А. С. Корсак // Промышленно-торговое право. – 2017. – № 5. – С. 57-61.
12. Ковалев, М.Н. Маркетинг : учеб. пособие / М.Н. Ковалев, Г.Л. кроме того Кабаева, О.В. Устименко / Гомель, 2012. – 377 с.
13. Климович, Л. К. Основы менеджмента: учебник / Л. К. Климович. – Минск: РИПО, 2013. – 279 с.
14. Лобан, Л.А. Экономика организации: учеб. пособие / Л.А. Лобан, В.Т. Пыко. – Минск: ООО «Мисанта». 2012. – 142 с.
15. Назаренко, В. В. Техническое регулирование как фактор повышения конкурентоспособности / В. В. Назаренко // Проблемы управления. – 2016. – № 3. – С. 18-23.
16. Платонова, Л.Е. Конкурентоспособность предприятия «Пространственная» методика оценки» // Маркетинг, идеи и технологии. – 2014. – №5 – С. 42.
17. Показатели конкурентоспособности фирмы [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://bibliotekar.ru
18. Раицкий, К. А. Экономика организации : учеб. для вузов / К. А. Раицкий. – 3-е изд. – М. : Маркетинг, 2012. – 498 с.
19. Сметкина, А. В. Повышение потенциала производства на основе оценки его технического уровня / А. В. Сметкина // Экономика и управление. – 2016. – № 3. – С. 93-98.
20. Султанова, А.Г. Управление качеством или реинжиниринг? / А.Г. Султанова // Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. – № 1. – С.135-139.
21. Фатхутдинов, Р. «Конкурентоспособность в России и подготовка кадров» / Р. Фатхутдинов // Общество и экономика. – 2014. – №4 – С. 15.
22. Титов, В. И. Экономика предприятия / В. И. Титов. – М.: Эксмо, 2010. – 416 с.
23. Шкардун, В.Д. Методика исследования конкуренции на рынке / В.Д. Шкардун // Маркетинг в России и за рубежом. 2017. – №4. – С. 44-54.