ВВЕДЕНИЕ
1 РОЛЬ УПАКОВКИ И ТАРЫ В ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НИМ
2 ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ВИДОВ ТАРЫ И ТАРОУПАКОВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ТАРЫ И УПАКОВКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Большинство товаров, выпускаемых промышленностью, транспортируют, хранят и отпускают потребителю в упаковке или таре.
Тара – основной элемент упаковки товара, который представляет собой изделие для размещения товаров. Она участвует в процессе товарного обращения не только совместно с продукцией (изделиями, товарами, грузами), но и без нее.
Упаковка – это средство либо комплекс определенных средств, которые обеспечивают защиту товаров от потерь и повреждений, загрязнений, от неблагоприятных воздействий окружающей среды, а также сам процесс товарного обращения.
Современная тара и упаковка обеспечивают не только сохранность и транспортабельность товаров, но также их привлекательность для потребителей и в конечном счете рыночную конкурентоспособность. Этим объясняется растущий опережающими темпами спрос на тару и упаковку, высокие показатели прибыли и оборачиваемости отрасли, которые завоевали доверие и повышенный интерес со стороны инвесторов.
Развитие упаковочной индустрии в Беларуси фактически началось с тех пор, когда отечественные производители научились подсчитывать убытки «из-за низкого качества упаковки». В цепочке «производство-хранение-транспортировка-реализация» три последние звена напрямую связаны с упаковкой, которая должна быть удобной, надежной, привлекательной, и при этом обеспечивать сохранность продукта, защищать его от подделок, быть экологически безвредной и легко утилизироваться.
1 РОЛЬ УПАКОВКИ И ТАРЫ В ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НИМ
Перед рассмотрением роли и тары в торгово-технологическом процессе дадим определения этим и сопутствующим понятиям.
Торговля – предпринимательская деятельность, направленная на приобретение и продажу товаров с оказанием или без оказания услуг, связанных с продажей товаров [18].
Розничная торговля – вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь [18].
Товары – имущество (предметы личного, семейного, домашнего потребления, продукция производственно-технического назначения и иное имущество), предназначенное для продажи [18].
Упаковочная единица: изделие, создаваемое в результате соединения упаковываемой продукции с упаковкой [24, с. 115].
Тара – основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения продукции [24, с. 115].
Потребительская тара – тара (упаковка), предназначенная для упаковывания и доставки товаров потребителю [19].
Маркировка – информация наносимая изготовителем на этикетку, ярлык, тару и т.д. [19].
Этикетирование – нанесение на продукцию или упаковочную единицу этикеток и (или) кольереток [5, с. 17].
Фасование – помещение продукции в тару или упаковочный материал с предварительным или одновременным дозированием продукции.
Упаковка – это средство или комплекс средств, которые обеспечивают защиту товаров от повреждений и потерь, а окружающей среды от загрязнений [5, с. 17].
2 ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ВИДОВ ТАРЫ И ТАРОУПАКОВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
Характеристика современных видов тары и тароупаковочных материалов будет дана для молочной продукции. Это обусловлено следующими причинами.
Рынок молока и молочной продукции – один из важнейших сегментов продовольственного рынка.
Следует отметить, что в Республике Беларусь упор делается на натуральность продуктов. Многие организации практически отказались от производства молочной продукции с добавлением растительных жиров, ограничено также использование различного рода консервантов. Отечественная продукция имеет высокие показатели качества, поэтому пользуется большой популярностью за пределами республики.
В Республике Беларусь насчитывается 43 организации, занимающиеся переработкой молока. Крупнейшие организации отрасли: ОАО «Савушкин продукт», ОАО «Бабушкина крынка», ОАО «Молочные продукты», ОАО «Беллакт», ОАО «Березовский сыродельный комбинат», ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат», ОАО «Глубокский МКК» [35].
Производство молока в сельхозорганизациях, согласно официальным данным, составило 7,0 млн. тонн, что на 0,7% выше 2017 года [36].
На протяжении последних трех лет среднегодовой темп прироста цельномолочной продукции, масла и сыра составил 9,2 % [36].
Более 60% произведённых в Беларуси молочных продуктов направляются на экспорт. Доля продукции молочной отрасли на протяжении последних лет занимает 3 место в общем объеме экспорта Беларуси и составляет 3,9 %. На Республику Беларусь приходится 1,4 % мирового производства молока и 5 % мирового экспорта молочных продукции. В 2017 г. доля Беларуси в мировом экспорте масла составила 7,6%, сыров – 5,5%, сухого обезжиренного молока – 3,2%, сухого цельного молока– 1,2% [36].
3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ТАРЫ И УПАКОВКИ
В рыночных отношениях особую важность имеет эффективная организация полного цикла производства. Поэтому упаковка стала рассматриваться как способ минимизации суммарных издержек при отгрузке, транспортировке и потреблении, сокращения потерь продукта на всех стадиях производственного процесса.
Сегодня экономический смысл упаковки заключается в снижении потерь продукции, повышении ее санитарно-гигиенических норм, положительном влиянии на конкурентоспособность, минимизации издержек процесса «производство-потребление».
В свою очередь технология потребления продукции ориентируется на практичность пользования товаром в упаковке. При этом упаковкой выполняется определенный набор потребительских функций, позволяющих эффективно использовать товар.
В развитых странах давно признана важность упаковки, оценено ее положительное воздействие на экономическую среду. Культура потребления как неотъемлемая часть быта в развитых странах всегда была высокой. С начала прошлого века в ведущих странах последовательно развивавшаяся «стандартизация потребления» постепенно привела к формированию современных технологий потребления. Зарубежные производители не только стремились увеличивать долю упакованной продукции, но и решали задачи оптимизации упаковки в соответствии с запросами потребителей.
Технологии производства на рубеже ХХ-ХХI вв., стимулируемые ростом уровня жизни и увеличением объемов потребления, развивались устойчивыми темпами. Так, если в 80-х годах иностранные производители отводили основную роль разработкам упаковок, адекватных продукту, то сейчас –экологичных и сервисных (легкость открытия, многоразовое использование и т. п.) [11, с. 204].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы.
Упаковка – средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды, загрязнений, а также в процессе обращения продукции.
Тара является элементом упаковки, представляющим собой изделие для размещения продукции. В процессе обращения она участвует не только вместе с продукцией (товаром), но и без него.
Основными признаками, по которым проводится классификация тары и упаковки товаров, являются: назначение, материал, состав, конструкция, технология производства.
Тара и упаковка должны отвечать ряду технических, экономических и эстетических требований, установленных нормативно-правовыми активами.
Выбор упаковочного материала зависит от физико-химического состава, условий хранения и сроков годности, фасуемого продукта, привлекательности упаковки для потребителя, удобство в использовании, экологичности, должен быть нейтральным к самому продукту, безопасным для здоровья, легко утилизуемым. Учитываются также рекламные и маркетинговые функции упаковки, красочное оформление и качественное нанесённая печать.
Главная задача производителей молочных продуктов – сохранение их вкусовых и полезных свойств длительное время, чтобы ни транспортировка, ни хранение не повлияли на их качество. Ключевую роль в решении этой задачи играют тара и упаковка, которым как главным коммуникативным средствам отводится значимая роль в продаже продукта.
1 Борисов, А. Пора вспомнить об упаковке/ А. Борисов //Экономическая газета. –2017. – № 38. – С. 3.
2 Будникова, О. А. История упаковки: учеб. пособие / О.А. Будникова;Моск. гос. ун-т печати. – М.: МГУП, 2015. – 120 с.
3 Виноградова, С. Н. Организация и технология торговли : учеб. издание / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова, С.П. Гурская. – Минск : Вышэйшая школа, 2009. – 464 с.
4 Григорян, Е. С. Товароведение : учеб. пособие для вузов / Е.С. Григорян. – М. : ИНФРА-М, 2016. – 265 с.
5 Гусаковская, Н. А. Практическое применение терминологии в области упаковки / Н. А. Гусаковская // Стандартизация. – 2018. – № 2. – С. 17–20.
6 Дашков, Л. П. Коммерция и технология торговли : учебник /Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц, О. В. Памбухчиянц. – М. : Дашков и К°, 2017. – 692 с.
7 Дубинский, Н. А. Упаковка товара: требования к безопасности и маркировка / Н. А. Дубинский // Планово-экономический отдел. – 2018. – № 6. – С. 90–100.
8 Ключевые тенденции развития рынка молочных продуктов // Тара и упаковка. – 2017. – № 3. – С. 8–9.
9 Козырева, Н. Н. Зарубежный опыт использования депозитно-возвратной (залоговой) системы управления отходами и его применение в Республике Беларусь / Н. Н. Козырева, О. С. Грузинов //Потребительская кооперация. – 2018. – № 1. – С. 64–68.
10 Константинович, О. Какие товары подлежат затариванию и передаче покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы? / О. Константинович // Гермес. – 2018. – № 9. – С. 58–59.
11 Копырин, С. Е. Использование современной упаковки на рынке молочной продукции / С.Е. Копырин // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Секция Маркетинг. – 2017. – № 3. – С. 201-205.
12 Лазько, Л. Я. Конкурентные преимущества новых видов упаковочных материалов / Л.Я. Лазько, Л.Н. Тригубова // Гермес. – 2018. – № 2. – С. 57–61.
13 Лилищенцева, А. Н. Современные виды упаковки пищевых продуктов / А. Н. Лилищенцева, М. Ю. Бойко // Пищевая промышленность : наука и технологии. – 2017. – № 4. – С. 82–88.
14 Мамаев, А.В. Тара и упаковка молочных продуктов: учеб. пособие / А.В. Мамаев. – М.: Лань, 2014. –304 с.
15 О безопасности молока и молочной продукции : Технический регламент Таможенного союза. ТР ТС 033/2013. – Минск : БелГИСС, 2017. – 10 с.
16 О безопасности пищевой продукции : Технический регламент Таможенного союза. ТР ТС 021/2011. – Минск : БелГИСС, 2017. – 10 с.
17 О безопасности упаковки : Технический регламент Таможенного союза. ТР ТС 005/2011. – Минск : БелГИСС, 2017. – 12 с.
18 О государственном регулировании торговли и общественного питания: закон Респ. Беларусь от 08.01.2014 № 128-3 // Нац. реестр прав. актов Респ. Беларусь. – 2014. № 2/2126.
19 Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания : Постановление Совета министров Республики Беларусь 22 июл. 2014 г. (в ред. от 14.11.2018 № 824) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2018.
20 Организация и технология торговли : учеб. пособие для ссузов / З.В. Отскочная, Ю.А. Наплёкова, И.И. Чуева и др. – М. : Академия, 2012. – 192 с.
21 Основные виды и свойства тары и упаковки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.znaytovar.ru/s/Osnovnye_vidy_i_svojstva_tary .html.
22 Парковская, Н. Ф. Требования к упаковке в EAЭС претерпят изменения / Н. Ф. Парковская, И. В. Захаренкова, И. В. Онищенко // Стандартизация. – 2017. – № 2. – С. 39–46.
23 Пищевая продукция в части ее маркировки : Технический регламент Таможенного союза. ТР ТС 022/2011. – Минск : БелГИСС, 2017. – 9 с.
24 Платонов, В. Н. Организация и технология торговли : учеб. для вузов / В.Н. Платонов, Л.С. Климченя. – Минск : БГЭУ, 2017. – 426 с.
25 Розничная торговля продовольственными товарами. Товароведение и технология : учеб. для нач. проф. образ. / Т.С. Голубкина и др.. – М. : Академия, 2013. – 544 с.
26 Рязанова, О. А. Классификация тары и полимерных упаковочных материалов / О. А. Рязанова // Молочная промышленность. – 2012. – № 1. – С. 10–12.
27 СТБ 1100-2016 «Пищевая продукция. Информация для потребителя. Общие требования». – Минск : БелГИСС, 2017. – 10 с.
28 СТБ 1400-2009 «Наименование, Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования». – Минск : БелГИСС, 2017. – 10 с.
29 Тара и упаковка : ил. информ.-аналит. и науч.-техн. журн. для производителей и потребителей упаковоч. технологий, материалов, оборудования и дизайна [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.magpack.ru/win/about.html.
30 Трыкова, Т. А. Товароведение упаковочных материалов и тары : учеб. пособие / Т.А. Трыкова. – М. : Дашков и К, 2012. – 212 с.
31 Упаковка молока и продуктов его переработки [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.znaytovar.ru/s/Upakovka-moloka-i-produktov-eg.html.
32 Шепелев, А. Ф. Товароведение и экспертиза молока и молочных продуктов : учеб. пособие / А.Ф. Шепелев, О.И. Кожухова, А.С. Туров. – Ростов н/Д: МарТ, 2011. – 128 с.
33 Шишкин, К. Отрасль ценой в триллион долларов / К.Шишкин // Директор. – 2018. – № 1. – С. 11–13.
34 Яровикова, Ю. В. Стандартизация тары и упаковки / Ю. В. Яровикова // Молочная промышленность. – 2016. – № 1. – С. 14.
35 Рынок молочной продукции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: investinbelarus.by›docs/–21979.pdf.
36 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.