Введение
1 Роль стратегии бизнеса в борьбе с конкурентами и её значение
1.1 Формы и виды построения конкурентоспособности
1.2 Стратегии и факторы конкурентоспособности предприятий
2 Характеристика ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ используемых стратегий на рынке мебельной промышленности и оценка стратегии
3 Разработка мер по борьбе с конкурентами для ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев»
3.1 Стратегия лидерства в издержках как основной способ повышения конкурентоспособности предприятия
3.2 Экономическое обоснование разработанной стратегии
Заключение
Список использованных источников
Введение
В условиях глобализации современного мира национальные экономики отдельных государств начинают приобретать все более открытый характер. Чем более открыта экономика той или иной страны, тем важнее для нее становится достигнутый ею уровень конкурентоспособности. Кто выигрывает в конкурентной борьбе – тот имеет возможность сохранять рабочие места, повышать доходы населения, модернизировать производство.
Сегодня на каждый сегмент мирового рынка претендуют тысячи производителей. Активизировали деятельность транснациональные корпорации, диктуя монопольные ценовые условия. На мировых рынках агрессивно действуют азиатские страны, экономика которых стремительно растет. Благодаря революционным научным открытиям стали доступны новые технологии и материалы. В мире резко увеличилось потребление энергоресурсов, происходит их «взрывное» удорожание ввиду иссякающих природных запасов. Все это диктует новые задачи не только перед отдельными предприятиями и отраслями, но и перед правительствами всех стран.
Проблема конкурентоспособности актуальна и для Беларуси. В условиях жесточайшей конкуренции, которыми характеризуется любая рыночная экономика, выжить может только тот субъект хозяйствования, который сможет быстрее приспособиться к быстрым изменениям в экономической среде. Для этого необходимо четкое знание принципов и основ функционирования рыночной экономики, полная информация о последних изменениях в законодательстве, а значит не обойтись без четкой государственной программы содействия развитию различных форм предпринимательства. Конечно, такие программы весьма тяжелы для государственного бюджета и не всегда есть возможность финансировать отдельные сферы приложения интересов государства.
1 Роль стратегии бизнеса в борьбе с конкурентами и её значение
1.1 Формы и виды построения конкурентоспособности
Конкуренция (от лат. сoncurrence – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы [1, с. 29]. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей.
Многие ученые внесли существенный вклад в разработку теории конкуренции и конкурентоспособности.
Конкурентоспособность продукции – это совокупность потребительских и стоимостных характеристик производимой продукции, позволяющая ей выдержать конкуренцию на конкретном рынке и в определенном промежутке времени. Это динамичная характеристика потенциальной способности продукции, а не раз и навсегда приобретенное свойство: оно привязано к определенным рынкам и конкретному времени [5, с. 264].
Продукция, обладающая конкурентоспособностью на одном географическом рынке, может не иметь этого свойства на другом. И, напротив, продукция, терпящая провал, вытесняемая с рынка, через определенное время может пользоваться успехом на нем. Это может произойти по разным причинам, например, уход основного конкурента, удачно проведенная рекламная кампания, рост цен на продукты-заменители. То есть, говоря о конкурентоспособности продукции, мы должны иметь в виду конкретные рыночные условия. Не может быть универсального понятия конкурентоспособности.
2 Характеристика ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Закрытое акционерное общество «Холдинговая компания «Пинскдрев» (далее ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев») – старейшее предприятие в городе Пинске и всей деревообрабатывающей отрасли Республики Беларусь, в 2017 году ему исполнилось 136 лет.
Более чем за вековую историю компания прошла все этапы становления основных деревообрабатывающих и мебельных производств и сделалась крупнейшим предприятием этой отрасли на всем постсоветском пространстве.
В 2000 году, коллективное объединение «Пинскдрев» было преобразовано в Закрытое акционерное общество «Пинскдрев». В 2008-м году переименовано в Закрытое акционерное общество «Холдинговая компания «Пинскдрев».
Сегодня ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» – лидер производства и продаж мягкой и корпусной мебели для дома и офиса в Беларуси, а также одно из самых крупных предприятий всей деревообрабатывающей промышленности страны, имеющее шеститысячный коллектив.
Общество действует на основе законодательства Республики Беларусь и Устава. Форма собственности – частная. Специализация – деревообработка. Деятельность ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» направлена на повышение благосостояния граждан Республики Беларусь.
3 Разработка мер по борьбе с конкурентами для ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев»
3.1 Стратегия абсолютного лидерства в издержках как основной способ повышения конкурентоспособности предприятия
Для того чтобы повысить конкурентоспособность ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» в рамках стратегии абсолютного лидерства в издержках необходимо разработать мероприятия, которые будут действовать в разных направлениях:
– Мероприятия, направленные на снижение себестоимости продукции;
– Мероприятия по повышению качества продукции.
Анализ комплексных расходов позволяет выявить дополнительные резервы снижения затрат на производство продукции, повышения эффективности производства. В состав себестоимости товарной продукции входят комплексные расходы, которые представляют собой расходы по обслуживанию производства и управлению, расходы на подготовку и освоение производства новых видов продукции, потери от брака; прочие производственные расходы; внепроизводственные расходы.
Наиболее распространенными производственными потерями являются потери от брака. Устранение этих потерь является существенным резервом снижения себестоимости продукции. Для определения потерь от брака, относимых на себестоимость продукции, к себестоимости окончательно забракованных изделий прибавляют затраты на исправление брака и из полученной суммы вычитают стоимость брака по цене возможного их использования, суммы удержаний с виновников брака и суммы возмещения убытков, фактически взысканные с поставщиков за поставку недоброкачественных материалов или полуфабрикатов. При этом определяют не только абсолютное изменение суммы потерь от брака по сравнению с прошлым отчетным периодом, но и изменение удельного веса их в составе себестоимости продукции.
Заключение
Конкуренция – форма экономического соперничества на рынке за наиболее выгодные условия производства и сбыта товара.
Конкурентный анализ предполагает изучение участия фирмы и в таких видах конкуренции, как внутриотраслевой и межотраслевой, ценовой и неценовой. Важным моментом в конкурентном анализе является определение конкурентоспособности товара и фирмы.
Конкурентоспособность товара – это заключенная в товаре ценность для покупателя, побуждающая его этот товар купить. Конкурентоспособность фирмы – уровень ее маркетингового потенциала, который позволит ей удержать или расширить занимаемую долю рынка в условиях конкурентной борьбы
Оценка конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия, она призвана определить потенциальные возможности предприятия и мероприятия, которые предприятие должно предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке.
В современных условиях конкурентоспособность предприятия на рынке является главным критерием эффективности производства, оценки эффективности системы управления.
1. Адаменкова, С. И. Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия: учеб.-метод. пособие / С. И. Адаменкова, О. С. Евменчик. – Мн.: Элайда, 2013. – 328 с.
2. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: учебник/ Под общей редакцией Багиева Г.Л.,2-е издание, перераб. и доп. - М.:Экономика,2001.-718с.
3. Батова, Т. Н. Экономика промышленного предприятия: учеб.пособие / Т. Н. Батова, О. В. Васюхин, Е. А. Павлова, Л. П. Сажнева. – СПб.: ИТМО, 2013. – 249 с.
4. Версан В.Г., Сиськов В.И., Дубицкий Л.Г. и др. Интеграция производства и управление качеством продукции. – М.: Издательство стандартов, 1995
5. Волков, О. И. Экономика предприятия. Курс лекций / О. И. Волков, В. К. Скляренко. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 280 с.
6. Гилеровская, Л. Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Л. Т. Гилеровская, Д. В. Лысенко. – Минск: Велби, 2011. – 360 с.
7. Головачев А.С. Экономика предприятия: учебное пособие/А.С.Головачев – Минск: Высш. школа, 2008. – 447с.
8. Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности/А.П.Дурович. Мн.:НПЖ «Финансы, учет, аудит», 1997
9. Зайцев, Н. Л. Экономика промышленного предприятия: учебник / Н. Л. Зайцев. – М.: Инфра - М, 2010. – 328 с.
10. Ильин, А. И. Экономика предприятия. Краткий курс / А. И. Ильин. – Минск: Новое знание, 2011. – 236 с.
11. Ковалев, В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В. В. Ковалев, О. В. Волкова. – М.: ТК Велби, 2012. – 424 с.
12. Ковалев, В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры / В. В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 560 с.
13. Кревенс Д. Стратегический маркетинг: перевод с англ./Д.Кревенс, М.: Вильямс, 2008. – 742с.
14. Огородников, А. Как снизить материальные затраты / А. Огородников, И. Сульжиц // Финансовый директор. – 2011. – №4. – С. 56-58.
15. Поздняков, В. Я. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник / В. Я. Поздняков. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 617 с.
16. Протасеня, С. И. Анализ хозяйственной деятельности: учеб.пособие / С. И. Протасеня. – Гродно: ГрГУ, 2010. – 232 с.
17. Савчук, В. П.Управление издержками предприятия и анализ безубыточности / В. П. Савчук. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 137 с.
18. Селезнева, Н. Н. Финансовый анализ / Н. Н. Селезнева, А. Ф. Ионова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2011.– 479 с.
19. Смольский, А. П. Калькулирование себестоимости по переменным расходам как инструмент управления / А. П. Смольский // Планово-экономический отдел. – 2011. − № 7 (61). – С. 65-69.
20. Титович А.А. Менеджмент качества: учебное пособие/ А.А.Титович – Минск: Высш. школа, 2008. – 254с.
21. Шеремет, А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник / А.Д. Шеремет. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 415 с.
22. Хижняк Е.А. Формирование системы стратегического управления затратами / Е. А. Хижняк// Проблемы современной экономики. – 2013. − №1 (21). − С. 48-49.
23. Экономика предприятия: учеб.пособие / В. П. Волков [и др.]; под общ. ред. А. И. Ильина, В. П. Волкова. – М.: Новое знание, 2013. – 677 с.
24. Экономика предприятия (фирмы): учебник / Под ред. проф. О. И. Волкова и доц. О. В. Девяткина. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 601 с.