Введение
Глава 1 Общие положения о правовом регулировании трудовых прав Международной организацией труда
1.1 Понятие Международной организации труда
1.2 Правовое регулирование деятельности Международной организации труда
Глава 2 Особенности положений Международной организации труда относительно трудовых прав работников
2.1 Отдельные вопросы деятельности Международной организации труда
2.2 Особенности защиты трудовых прав работников
Глава 3 Отдельные вопросы актов Международной организации труда
3.1 Государство как институт, действующий в рамках правил, установленных Международной организацией труда
3.2 Статистические данные касательно деятельности Международной организации труда
Заключение
Список использованных источников
Введение
Совершенствование механизма защиты трудовых прав работников с помощью международных норм осуществляется преимущественно двумя путями: через правотворчество и правоприменение.
Перед законодателем ставится непростое задание дать обществу качественные (как с точки зрения юридической техники, так и содержания) правовые нормы, которые бы обеспечивали надежной защитой права работников в новых экономических условиях. Прохождение в русле признанных мировым сообществом правовых эталонов международных стандартов труда, с одной стороны, позволит модернизировать и, тем же, повысить эффективность национальных правовых норм, а с другой предотвратит «отставание» норм отечественного трудового права от передовой международной практики защиты трудовых прав работника.
Одним из ведущих источников международного правового регулирования защиты трудовых прав работников, несомненно, являются конвенции и рекомендации МОТ. Среди последних, особенным образом выделяется Рекомендации МОТ от 15.06.2006 г. о трудовом правоотношении. В ней провозглашается, что защита трудовых прав работников теперь является не просто мандатом МОТ как это записано в ее Уставе, но и самостоятельную национальную политику, которую государства-члены должны разрабатывать и проводить.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с регулированием трудовых прав Международной организацией труда.
Предмет работы –нормы права и научная литература, связанная с регулированием трудовых прав Международной организацией труда.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с регулированием трудовых прав Международной организацией труда.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
рассмотреть общие положения о правовом регулировании трудовых прав Международной организацией труда;
проанализировать особенности положений Международной организации труда относительно трудовых прав работников;
рассмотреть отдельные вопросы актов Международной организации труда.
Глава 1 Общие положения о правовом регулировании трудовых прав Международной организацией труда
1.1 Понятие Международной организации труда
Участие в деятельности международной организации для любого государства определяется, во-первых, интересами этого государства и, во-вторых, содержанием и методами функционирования самой организации. Международные организации, принимая решения, определяющие правила поведения государств-членов, обладающие морально-политической обязательной силой, осуществляя контроль за соответствием поведения государств своим решениям, неизбежно оказывают влияние на внутреннюю жизнь этих государств.
В силу сложных поворотов истории Беларуси формирование ее современной внешней политики шло по пути синтеза исторических традиций, положительных наработок советского периода с принципиально новыми подходами, диктуемыми кардинальными изменениями как в Республике Беларусь, так и на мировой арене.
Точной датой вступления БССР в МОТ является 12 мая 1954 года. В этот день Генеральным директором Международного Бюро Труда (МБТ) было официально зарегистрировано письмо Правительства БССР о принятии БССР обязательств, вытекающих из Устава Международной Организации Труда [1], что, в соответствии с п. 3 ст. 1 Устава МОТ [2], означало формальное вступление в члены Организации. С этого дня БССР стала полномочным членом организации и приняла на себя все обязательства по ее Уставу.
Какие же цели преследовало советское руководство, принимая решение о вхождении СССР, УССР и БССР в МОТ, как отразилось оно на ее деятельности? Прежде всего следует отметить, что в 5D-70-e годы в советской науке и законодательстве господствовал принцип примата внутригосударственного права над международным правом. Естественно, что подобный подход распространялся и на международное трудовое право. Как отмечал, например, СА Иванов, «влияние международного трудового права на законодательство социалистических стран не может иметь того же значения для правового регулирования труда, что и в других странах», поскольку «социалистическое правовое регулирование труда ныне является наиболее прогрессивной формой правового регулирования труда, а права трудящихся социалистических стран защищены шире тех, которые записаны в конвенциях и значительно лучше обеспечены» [3]. Соответствующим было отношение и к Международной Организации Труда, которая, как и другие международные организации, зачастую вообще не воспринималась как самостоятельный субъект международных отношений [4].
Глава 2 Особенности положений Международной организации труда относительно трудовых прав работников
2.1 Отдельные вопросы деятельности Международной организации труда
Международная организация труда (МОТ) как специализированное учреждение ООН является международной глобальной организацией, но со специальной компетенцией. Членство в этой организации закрытое, т. е. приобретение членства в ней требует согласия ее учредителей. С момента создания этой международной организации она имела одну из эффективных систем международного контроля за соблюдением норм международного трудового права. Между тем на сегодняшний день специалистами отмечается, что «наиболее действенные системы контроля в международном трудовом праве обеспечиваются не в рамках МОТ, а с помощью механизмов ЕС и односторонних действий США. В связи с относительной слабостью контрольных механизмов МОТ на международном уровне ведется дискуссия о необходимости соединения международных трудовых стандартов в рамках МОТ с системой свободной торговли, обеспечиваемой усилиями Всемирной торговой организации (ВТО)».
В эту систему включаются следующие механизмы: а) регулярный (постоянный) контроль; б) контроль, осуществляемый по необходимости на основе представлений и жалоб; в) специальный контроль.
Регулярный (постоянный) контроль проводится на основе докладов:
· Комитетом экспертов по применению конвенций и рекомендаций Административного совета;
· Комитетом Международной конференции труда по применению норм.
Комитет экспертов рассматривает, во-первых, ежегодные доклады, представляемые в соответствии со ст. 22 Устава МОТ. Эта статья предусматривает, что каждое государство-член обязуется предоставлять ежегодные доклады (отчеты) в МБТ относительно принятых мер по применению в законодательстве и практической деятельности положений ратифицированных конвенций. В настоящее время по причине значительно возросшего количества ратификаций конвенций МОТ Административный совет принял решение об изменении периодичности докладов государств-членов. По основополагающим и приоритетным конвенциям отчеты предоставляются каждые два года, а по остальным актуальным конвенциям – каждые пять лет с момента их вступления в силу для каждого государства. Во-вторых, Комитет экспертов рассматривает информацию и доклады о нератифицированных конвенциях и рекомендациях в соответствии со ст. 19 Устава МОТ. Такое рассмотрение имеет форму общего обзора. В отношении нератифицированных конвенций в соответствии со ст. 19 Устава государства-члены должны сообщать о тех обстоятельствах, которые препятствуют ратификации конвенции или задерживают ее.
Глава 3 Отдельные вопросы актов Международной организации труда
3.1 Государство как институт, действующий в рамках правил, установленных Международной организацией труда
Государство как институт обязано по международному праву уважать, защищать и осуществлять права трудящихся, но во многих случаях оно не в состоянии защитить или обеспечить соблюдение этих основополагающих прав и часто не создает благоприятные условия даже для их минимального осуществления, что влечет за собой усугубление глобального неравенства, бедность, насилие, детский и принудительный труд, а также вносит непосредственный вклад в такие проблемы, как торговля людьми и рабство.
В последнее время экономическая глобализация реализовывается на нескольких Положениях и кампаниях, основой которых было глобальное процветание и конец бедности. Экономическая система, которая выросла из этой философии, действительно привела к росту глобальной экономической производительности и благосостояния, но это также способствовало резкому росту мощности крупных транснациональных корпораций.
Кроме того, результаты недавнего экономического роста в мире не были разделены справедливо. Производительность и объем производства увеличился, но неравенство, как таковое, осталось [7].
Необходимость сохранения оплачиваемой работы является сильным рычагом влияния, поэтому многие работники трудятся долгие часы за низкую заработную плату в небезопасных и вредных для здоровья условиях, рискующие получить заболевания, травмы и смерть. Они работают без основных социальных прав, таких как здравоохранение, образование, пенсии или, в случае торговли работниками, право на выбор или возможность уйти с работы. Отсутствие прав усугубляет положение для трудящихся-мигрантов путем введения жестких иммиграционных законов, появлением недобросовестных организаций по найму рабочей силы и т. д.
Домашние и сельскохозяйственные работники часто исключены из защиты трудового законодательства как дома, так и за рубежом. Женщинам в мировой экономике часто отводится низкооплачиваемые рабочие места с низким уровнем квалификации. Устойчивое гендерное насилие подавляет индивидуальное и коллективное утверждение своих прав на труд.
Заключение
Изучение международных норм по охране и защите трудовых прав позволит полнее использовать положительную мировую практику при совершенствовании трудового законодательства в нашей стране. Международные декларации и соглашения в системе трудовых отношений, социально-трудовые стандарты позволяют не только адаптировать правовые отношения к новым социально-экономическим условиям, но и создать прочный правовой фундамент для дальнейшего развития законодательства в области безопасности и охраны труда. В нашей стране безопасность и охрана труда обязательно должны войти в число приоритетных направлений социальной политики государства. Улучшение положения в этой области позволит существенно сократить человеческие, моральные и материальные потери.
Совершенствование механизма защиты трудовых прав работников с помощью зарубежного трудового права, тем временем, связано с рядом препятствий, к которым относится проблема неудачного использования зарубежного опыта. Как утверждает С. А. Иванов, эта проблема имеет глубокий корень и зиждется на длительном пренебрежении трудоправовой наукой настоящими сравнительными исследованиями отечественного и зарубежного государства и права, ориентированности последних исключительно на национальные преимущества. Суть упомянутой проблемы заключается в том, чтобы «использовать зарубежный опыт там, где это действительно необходимо, с обязательным учетом национальных особенностей» [6, с.21 ]. Как указывает Генеральный директор МОТ каждая система трудовых отношений выходит из исторического, политического, экономического, социального и культурного опыта и определяет собственные «правила игры» в рамках своих параметров. И это оправдано. Если говорить об отечественной трудоправовой системе, о том, как, каким образом и с помощью каких государственных и общественных институтов она защищает права работника, то, перенимая зарубежный опыт, нельзя отбросить в сторону и не принимать к сведению следующие моменты. Во-первых, все полезное в правовом регулировании труда, накопленное десятилетиями «проб и ошибок», повседневной теорией и практикой применения норм, во-вторых, национальные традиции, менталитет и образ мышления народонаселения, правовые обычаи, которые сложились. К сожалению, нередко отдают преимущество бездумному копированию западного образца без учета национальных особенностей, что в конечном итоге приводит к притеснению прав граждан. Только при условии принятия к сведению указанных факторов можно надеяться на позитивную результативность перенесения (трансплантации) идей, моделей, норм о труде из одной правовой системы в другую.
1. Булатов, А. С. Мировая экономика и международные экономические отношения : учеб. – / А. С. Булатов / под ред. проф. А. С. Булатова, проф. Н. Н. Ливенцева. – М. : Магистр: ИНФРА-М, 2011. – 654 с.
2. Волк, Е. А. Нормативные соглашения в трудовом праве: монография / Е. А. Волк. – Минск : Амалфея, 2014. – 164 с.
3. Воробьев, И. Г. Отстранение от работы: правовое регулирование / И. Г. Воробьев. – Минск : Амалфея, 2004. – 304 с.
4. Всеобщая Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22.11.1991 г. (Принята Постановлением ВС РСФСР от 22.11.1991 г. № 1920-1) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
5. Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина от 9 декабря 1948 г. // Права человека. Сб. международных договоров. Нью-Йорк, 1989.
6. Генкин, Б. М. Экономика и социология труда : учеб. / Б. М. Генкин. – М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2010. − 416 с.
7. Головина, С. Ю. Правовое регулирование труда отдельных категорий работников / С. Ю. Головина. – М. : Дело, 2003. – 256 с.
8. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // Права человека. Сборник универсальных и региональных международных документов. – М., 1990.
9. Економіка праці та соціально-трудові відносини : навч.-метод. посіб. / за заг. ред. проф. Є. П. Качана. – Тернопіль : ТДЕУ, 2006. − 373 с.
10. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (вместе с Протоколом № 1 (Подписан в г. Париже 20.03.1952), Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый протокол к ней (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), Протоколом № 7 (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984))
11. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Сборник международных договоров СССР. выпуск XLVI. 1993.
12. Кондаурова, И. А. Экономика труда и социально-трудовые отношения : учеб. пособие / И. А. Кондаурова, В. В. Горощенко ; под ред. И. А. Кондауровой. – Dusseldorf : LAP LAMBERT Academic Publishing is Managed by OmniScriptum Management GmbH, 2018. – 551 с.
13. Конкурентоспроможність робочої сили в системі соціально-трудових відносин : моногр. / Д. П. Богиня [та ін.].– К. : Ін-т економіки НАН України, 2003. − 213 c.
14. Международные акты о правах человека: Сб. док. 2-е изд., доп. – М., 2002.
15. Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда. – 1994. – № 12.
16. Одегов, Ю. Г. Экономика труда : учеб. / Ю. Г. Одегов, Г. Г. Руденко. – М. : Волтерс Клувер, 2011. − 800 с.
17. Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. − Режим доступа : http://www.un.org/ru/sections/about-un/overview/index.html.
18. Циганкова, Т. М. Міжнародні організації: навч. посіб / Т. М. Циганкова, Т. Ф. Гордєєва. –2-ге вид., перероб. і доп – К. : КНЕУ, 2001. – 340 с.
19. Report of the Special Rapporteur on the Rights to Freedom of Peaceful Assembly and of Association – [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.ohchr.org/EN/Issues/AssemblyAssociation/Pages/SRFreedomAssemblyA ssociationIndex.aspx .
20. World Employment and Social Outlook: Trends 2017 [Электронный ресурс]. – Geneva : ILO, 2017. − Режим доступа: http://www.ilo.org/global/research/global-reports/weso/2017/lang--en/index.htm.