Введение
1 Теоретические основы формирования социальной стратегии организации
1.1 Понятие социальной стратегии
1.2 Факторы, влияющие на развитие социальной среды
1.3 Зарубежный опыт разработки и реализации социальных стратегий
2 Анализ социальной стратегии РДУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка» на современном этапе
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности организации
2.2 Анализ социальной стратегии организации
3 Разработка мероприятий по совершенствованию социальной стратегии РДУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка»
3.1 Разработка социальной стратегии и ее реализация
3.2 Экономическое обоснование предлагаемых мероприятий
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Социальная стратегия - один из наиболее важных на нынешнем этапе развития отечественной экономики. Кардинальные социально-экономические преобразования последних лет практически полностью разрушили сложившиеся в течение жизни нескольких поколений традиции и стереотипы общественного, коллективного и индивидуального поведения на производстве. Накопилось немало примеров резкого ухудшения финансово-экономического состояния на предприятиях, а то и полного прекращения их функционирования из-за серьезных социальных противоречий в коллективе.
Трансформация экономической системы сделала актуальным вопрос о соотношении экономического и социального развития предприятия и путях решения социальных проблем. В настоящее время становится очевидным, что деятельность современных предприятий взаимосвязана и взаимозависима со сложной сетью социальных отношений. Это связано с тем, что экономические проблемы, с которыми столкнулись предприятия Украины, повлекли за собой серьезные социальные последствия: социальную незащищенность всех категорий населения, низкий уровень доходов, безработицу, кризисное состояние социальной инфраструктуры. Долгосрочный коммерческий успех предприятия возможен только в условиях социальной стабильности, поэтому ключевым фактором успеха в данной ситуации является построение эффективной социальной политики предприятия эффективного использования в этом процессе человеческого фактора. В этом контексте при выяснении экономических проблем, состояния и перспектив социальной политики на предприятиях особое значение приобретает человеческий фактор. Данные вопросы, хотя и привлекают внимание каждый раз все большее число экономистов, до сих пор не имеют четкой теоретической базы и применения на практике.
Каждое предприятие имеет сложные взаимоотношения с людьми, группами и организациями. Некоторые из них специальные и желательные, другие случайные и нежелательные. Однако, в той или иной мере, они обеспечивают прибыльность и экономический успех предприятия.
Сегодня наблюдается осознание необходимости повышения социальной ответственности предприятия перед обществом и обеспечение конкретных социальных потребностей (персонала, потребителей, обществ в целом), что обосновывает необходимость изучения социальной политики предприятия и роли в ней человеческого фактора.
1 Теоретические основы формирования социальной стратегии организации
1.1 Понятие социальной стратегии
Определение и выбор стратегии организации - сложная и ответственная задача, стоящая перед любым предприятием. Роль стратегии развития организации очень велика: имея собственную стратегию, организация приобретает опору и уверенность в завтрашнем дне. В самой общей форме стратегия - это общее направление деятельности организации, стремление к которому в долгосрочной перспективе должно привести к ее цели.
В понимании современных специалистов по управлению деятельность организации должна представлять собой совокупность согласованных решений, определяющих тип и структуру коллектива работников предприятия, а также характер взаимодействия компании с акционерами и другими лицами, заинтересованными в ее деятельности. Другими словами, предприятие должно иметь внутреннюю социальную стратегию в отношении общества и персонала компании.
Всестороннее понимание социальной стратегии дает А. Н. Петров, который считает, что ее составляющими должны быть:
1. Основная социальная стратегия, суть которой заключается в реализации комплексного развития социальной сферы организации и состоит из следующих блоков:
а) совершенствование структуры общественного производства персонала:
- анализ социально-производственной структуры работников;
- разработка основных направлений действий в сфере социальной деятельности с учетом целей и плановых результатов других функциональных стратегий;
- выявление конкретных задач работы с группами работников: женщины, молодежь, рабочие, служащие и т. д.;
б) улучшение условий труда и охраны труда, укрепление здоровья работников (при разработке данного раздела базовой концепции, специфику производства, которая определяет условия труда, наличие производственного травматизма и профессиональных заболеваний, имеют большое влияние);
в) улучшение жилищных и социально-культурных условий работников и их семей (определены основные цели и средства создания и улучшения социальной инфраструктуры предприятия).
2 Анализ социальной стратегии РДУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка» на современном этапе
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности организации
Республиканское дочернее унитарное предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Белоруснефть-Минскавтозаправка», в дальнейшем именуемое РДУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка» создано в соответствии с приказом Республиканского унитарного предприятия «Производственное объединение «Белоруснефть» от 08 ноября 2004 года № 680 «О создании республиканских дочерних предприятий».
История РДУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка» берет свое начало с 10 июля 1975 года, когда распоряжением Совета Министров Белорусской ССР № 437-р в г. Минске создано Белорусское хозрасчетное объединение автозаправочных станций Белглавнефтесбыта «Белавтозаправка». Приказом «Белглавнефтесбыта № 62 от 22.09.1975 г. определяется начало хозяйственной деятельности объединения – 1 октября 1975 года.
В соответствии с приказом государственного производственного объединения «Белоруснефть» от 30 января 2014 года № 23 «О реорганизации РУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка» 01 мая 2014 года завершена реорганизация РУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка» путем присоединения к нему РУП «Белоруснефть-Оргнефтехим».
РДУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка» имеет статус юридического лица, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, имеет самостоятельный баланс и расчетный счет в учреждениях банков.
РДУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка» осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, решениями Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, Белорусского государственного концерна по нефти и химии, Учредителя и Уставом (Приложение А).
РДУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка» возглавляет директор, который назначается на должность и освобождается от должности приказом генерального директора РУП «ПО «Белоруснефть».
Организационно-штатная структура (Приложение Б), утвержденная директором, позволяет осуществлять хозяйственную деятельность, направленную на получение прибыли, максимально обеспечивать потребителей нефтепродуктами, оказывать платные услуги населению, вести строительство новых МАЗС, АЗС, АГЗС и реконструкцию действующих производственных подразделений.
3 Разработка мероприятий по совершенствованию социальной стратегии РДУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка»
3.1 Разработка социальной стратегии и ее реализация
В новых экономических условиях социальные методы хозяйствующих субъектов должны претерпевать существенные изменения. Прежде всего, предприятие должно заботиться о решении возникающих социальных и психологических проблем.
Для того чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо совершенствовать социально-психологические методы управления.
Меры по развитию корпоративной социальной политики РДУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка» требуют усовершенствования применения социально-психологических методов и концепций управления персоналом на предприятии посредством поддержания благоприятного психологического климата в коллективе, а также развития системы управления конфликтами.
Для улучшения управления корпоративно-социальной ответственностью и совершенствования корпоративной социальной политики РДУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка» целесообразным представляется реализовать следующие мероприятия.
1 В условиях быстро развивающихся технологий компании следует расширять ассортимент услуг и представлять своим клиентам новые возможности, например, в виде разнообразных интеллектуальных услуг.
2 Следует проводить постоянную работу по усилению контроля качества обслуживания клиентов.
3 Взаимоотношения с поставщиками РДУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка» должны строиться на принципах прозрачности, честности и доверия. В частности, для приобретения оборудования, товаров и услуг компании следует использовать систему электронных торгов, гарантирующих удобство, простоту и скорость осуществления покупки, а также уменьшение вероятности коррупционных рисков при их проведении.
Заключение
Проведенный анализ корпоративной социальной политики РДУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка» показал, что при располагающих возможностях и предоставленных условиях РДУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка» рационально использовало все ресурсы и приложило все усилия для выполнения социально-экономических показателей в срок и качественно. Немаловажную роль сыграл в этом коллективный договор.
Основные положения корпоративной социальной политики утверждает вышестоящая организация - ПО «Белоруснефть».
Осуществление корпоративной социальной политики РДУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка» обеспечивается благодаря реализации внутренних и внешних программ. При этом внутренние социальные программы предполагают отношение к персоналу, развитию человеческих ресурсов в компании, к акционерам. Внешние социальные программы затрагивают выполнение требований законодательства, взаимодействие с потребителями и бизнес-партнерами, экологическая деятельность, участие в развитии местного сообщества.
Что касается внутренней корпоративной социальной ответственности, то РДУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка» относится ответственно к собственному персоналу, регулярно повышая величину заработной платы и назначая ее уровень в соответствии со средней заработной платой по Республике Беларусь, а также увеличивая уровень выплат социального характера и расходов на охрану труда.
Коллектив РДУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка» использует права, предоставленные действующим законодательством Республики Беларусь
Коллективный договор является локальным нормативным актом, регулирующим трудовые и социально-экономические отношения между РДУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка» и работниками. Коллективный договор состоит из 8 разделов, регламентирующих различные аспекты социального партнерства.
Эффективность корпоративной социальной политики достаточно высокая.
1. Аверин А.Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации / А.Н. Аверин. – М.: РАГС, 2011. - 224 с.
2. Азоев Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы на рынке транспортных услуг / Г.Л. Азоев, А.П. Челенков. — М.: ОАО Типография «НОВОСТИ», 2016. – 211 с.
3. Артеменко В.А. Развитие социальных программ – показатель стабильности предприятия / В.А. Артеменко, Н.М. Ряполов // Горный журнал. – 2015. – № 7. – С. 74-78.
4. Аршакян Д. Особенности управления социотехническими системами / Д. Аршакян // Проблемы теории и практики управления. – 2012. – №5. – С. 10-19.
5. Бабич А.М. Социальные программы предприятий и их финансовое обеспечение / А.М. Бабич, И.Е. Митник, А.А. Попков // Социология власти. – Издательство Российская академия государственной службы при Президенте РФ. – 2014. – № 3. – С. 124-130.
6. Башкатова Т. Б. Стратегия внутренней социальной политики предприятия автомобильного транспорта / Т.Б. Башкатова, О.А. Свирбутович // Вестник Бурятского государственного университета. – 2014. – № 6а. – С. 183-185.
7. Василенко Е. Бизнес-ориентированный подход к управлению социальными программами: российский опыт / Е. Власенко // Власть. – 2013. – № 8. – С. 5-11.
8. Веселова Н.Г. Социальное управление и элементы его культуры / Н.Г. Веселова. Под ред. В.А. Трайнева. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2016. – 340 с.
9. Витковская Л.К. Социально ответственное предприятие: бренд, стратегия, организационная структура / Л.К. Витковская // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2014. – № 1. – С. 35-39.
10. Волков Ю.Е. Социальное управление как вид деятельности / Ю. Е. Волков // Социально-политический журнал. - 2007. - № 3. - С. 65-74.
11. Ворожейкин И.Е. Управление социальным развитием организации: Учебник / И. Е. Ворожейкин. – М.:ИНФРА – М., 2016. – 176 с.
12. Гриднева М. А. Социальная диагностика отношений работодателя и наемного работника в деятельности малого бизнеса / М.А. Гриднева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – Издательство Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. – 2010. – № 74-1. – С. 128-131.
13. Дахдуева К.Д. Совершенствование внутрифирменного планирования социально-экономического развития предприятия / К.Д. Дахдуева // Транспортное дело России. - Издательство Редакция газеты «Морские вести России». – 2014. – № 5. – С. 18-22.
14. Девяткин Е.А. Управление социальным развитием организации: Учебное пособие, учебная программа / Е.А. Девяткин, А.А. Корсакова. – М., 2015. – 104 с.
15. Егоршин А.П. Управление персоналом / А. П. Егоршин. – Нижний Новгород: НИМБ, 2009. – 704 с.
16. Завельский М.Г. Экономика и социология труда / М.Г. Завельский. – М.: Логос, 2011. – 208 с.
17. Зантарая Т. Социальные программы социальной ответственности бизнеса / Т. Зантарая // Управление персоналом. – 2013. – № 11. – С. 63-64.
18. Захаров Н.Л. Управление социальным развитием организации: Учебник / Н.Л.Захаров, А.Л.. Кузнецов. – М.: Инфра-М, 2013. – 263 с.
19. Землянухина Н.С. Роль льгот в формировании, воспроизводстве и развитии человеческих ресурсов / Н.С. Землянухина // Человеческие ресурсы: формирование, развитие, использование: сб. науч. тр. - Саратов: СГТУ, 2013. – С. 28-32.
20. Игнатьева М.Н. Формирование социально активных предприятий в условиях социализации менеджмента / М. Н. Игнатьева, А. Н. Гиренко-Коцуба // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2012. – № 3. – С. 27-30.
21. Егорова Л.С. Управление социально-психологическим климатом на предприятии / Л.С. Егорова, Н.Ю. Челнокова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2014. – № 2. – С 161-168.
22. Кибанов А.Я. Управление персоналом: Учебник. / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. – М.: ГАУ, 2011. – 412 с.
23. Кириченко А.А. Социально-экономическое развитие трудового коллектива: Учебное пособие / А.А. Кириченко, В.А. Пономарев, Л.Н. Яковлева. – К.: Политиздат Украины, 2016. – 191 с.
24. Кобец Е.А. Планирование на предприятии: Учебное пособие / Е. А. Кобец. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2016. – 462 с.
25. Комозин А.Н. Показатели психологического климата и содержания труда в социальном планировании / А. Н. Комозин // Социальное развитие: теория и практика. – 2015. – № 6. – С.15-17.
26. Коновалова Л.Н. Управление социальными программами компании / Л.Н. Коновалова, М.И. Корсаков, В.Н. Якимец; под ред. С.Е. Литовченко. – М.: Ассоциация менеджеров, 2013. – 214 с.
27. Кузнецов А.Л. Социальные стратегии предприятия / А.Л. Кузнецов. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2011. — 228 с.
28. Кутырев Б.П. Стратегия социального развития коллектива: теория и практика социального управления на предприятии / Б.П. Кутырев. – Новосибирск: Наука, 2014. – 166 с.