Введение
1 Экономическая сущность себестоимости продукции, её роль в повышении эффективности производства и конкурентоспособности продукции
1.1 Себестоимость продукции в системе показателей работы промышленной организации
1.2 Методика анализа себестоимости продукции промышленной организации
2 Экономический анализ себестоимости продукции ОАО «Гомельский мотороремонтный завод»
2.1 Социально-экономическая характеристика ОАО «Гомельский мотороремонтный завод»
2.2 Анализ состава, структуры и динамики затрат на производство и реализацию продукции ОАО «Гомельский мотороремонтный завод»
2.3 Оценка источников и факторов, определяющих динамику затрат на производство и реализацию продукции ОАО «Гомельский мотороремонтный завод»
3 Резервы и направления оптимизации себестоимости продукции ОАО «Гомельский мотороремонтный завод»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность организаций в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективной работы. Результаты производственной, коммерческой, финансовой и других видов хозяйственной деятельности зависят от разнообразных факторов, находящихся в разной степени связи между собой и итоговыми показателями. Их действие и взаимодействие различны по своей силе, характеру и времени. Причины или условия, порождающие эти факторы, также различны. Не вскрывая и не оценивая направление, активность и время их действия, нельзя обеспечить эффективность управления. Качественно выполнить эту сложную работу можно только с помощью комплексного анализа хозяйственной деятельности, отвечающего современным требованиям развития рыночной экономики. Затраты на производство продукции отражают все виды ресурсов в денежной форме, затраченных при осуществлении данных работ. Сумма затрат напрямую влияет на цену реализуемого товара, а, следовательно, на размер и уровень дохода и прибыли, которые в свою очередь выступают в качестве главного показателя, характеризующего деятельность организации.
Особенно большое значение имеет снижение себестоимости в условиях рыночной экономики. Конкурентоспособность продукции товаропроизводителя зависит не только от степени ее соответствия потребительскому спросу и качеству, но и величины продажной цены, в составе которой значительную часть занимает себестоимость. Так как между прибылью и затратами существует прямая зависимость, то снижение суммы затрат при сохранении заданного уровня цен в плановом периоде на уровне отчетного, вызовет рост прибыли.
Себестоимость выпускаемой продукции промышленной организации: анализ и пути оптимизации (на материалах ОАО «Гомельский мотороремонтный завод»)»
Анализ затрат необходим для выявления резервов их снижения и поиска сбережения ресурсов, что непосредственно влияет на уровень дохода организации.
Цель курсовой работы – анализ себестоимости выпускаемой продукции ОАО «Гомельский мотороремонтный завод» и разработка направлений ее оптимизации.
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ, ЕЁ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ
1.1 Себестоимость продукции в системе показателей работы промышленной организации
В процессе создания новых продуктов потребляются живой труд и средства производства. Совокупные затраты на производство продукции живого и прошлого, овеществленного в предметах и средствах труда образуют расходы производства, а воплощенный в товаре общественный труд – его стоимость. Себестоимость продукции отражает индивидуальные расходы производства в организации.
Как объективная экономическая категория себестоимость характеризует производственные отношения по поводу использования в производственном процессе ресурсов организации. Она обусловлена расходами производства и выражает затраты организации, обеспечивающие непрерывный оборот средств на основе их простого воспроизводства [11, с. 72].
Главная особенность себестоимости состоит в том, что расходы производства в ней выражаются в денежной форме. В себестоимость продукции включается не стоимость потребленных средств производства, а их цена. Таким образом, себестоимость продукции представляет собой денежное выражение затрат организации на израсходованные средства производства и оплату труда. Она характеризует производственные отношения между субъектами хозяйствования и рынком, т.е. отношения, обусловленные использованием в производственном процессе основных его факторов: рабочей силы, средств и предметов труда, природных ресурсов.
Как показатель хозяйственной деятельности, себестоимость отражает в стоимостной форме расходы организации на производство и реализацию продукции (работ, услуг), т.е. то, во что обходятся организации производство и сбыт продукции. Она широко применяется для экономического обоснования решений о производстве новой или прекращения выпуска устаревшей продукции, для определения эффективности мероприятий по расширению, обновлению, реконструкции производства, определения его рентабельности и резервов экономии материальных и трудовых затрат, обоснования цен реализации. По уровню себестоимости можно судить, насколько эффективно используется производственный потенциал организации.
В себестоимости продукции находят отражение: уровень ведения хозяйства; производительность труда, снижение (увеличение) норм расхода сырья и материалов; результаты использования оборудования, техники и других видов основных средств, а также земельных угодий; совершенствование технологии и организации производства [14, с. 122].
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «ГОМЕЛЬСКИЙ МОТОРОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД»
2.1 Социально-экономическая характеристика ОАО «Гомельский мотороремонтный завод»
Открытое акционерное общество «Гомельский мотороремонтный завод» зарегистрировано решением Гомельского областного исполнительного комитета от 27.01.2004 г. № 39 и в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 400234911.
Основным видом деятельности ОАО «Гомельский мотороремонтный завод» является производство сельскохозяйственных машин и оборудования для животноводства и кормопроизводства, мототехники и средств малой механизации, предоставление услуг агропромышленным организациим области по проведению ремонта сельскохозяйственной техники, узлов и агрегатов, а так же прочие виды экономической деятельности организации, согласно Уставу и имеющихся специальных разрешений (лицензий), в том числе оптово-розничная торговля, реализация продукции общественного питания, сдача в аренду недвижимого имущества.
Решением государственного учреждения «Администрация свободной экономической зоны «Гомель-Ратон» от 29.12.2011 г.№40 ОАО «Гомельский мотороремонтный завод» зарегистрировано в качестве резидента СЭЗ «Гомель-Ратон» для реализации инвестиционного проекта в соответствии с договором об условиях деятельности в СЭЗ «Гомель-Ратон» от 29 декабря 2011 г. №120 на срок с 29 декабря 2011 г. до 31 декабря 2017 г.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 января 2014 г. № 48 «Об утверждении перечня импортозамещающих товаров, производимых резидентами свободных экономических зон и поставляемых на внутренний рынок республики» в перечень импортозамещающей включена продукция ОАО «Гомельский мотороремонтный завод», а именно агрегаты индивидуального доения АИД-1 «Алеся» и АИД-1С «Алеся», вакуумная насосная станция СНД-60М, малолитражные карбюраторные двигатели ДК-5, ДК-7 и ДК-9, мотокультиваторы М105Б2 и М107Б2, что позволяло организации до конца 2016 г. пользоваться льготой по налогу на добавленную стоимость (ставка 10%).
3 РЕЗЕРВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «ГОМЕЛЬСКИЙ МОТОРОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД»
Рассмотрим возможность оптимизации себестоимости продукции в различных направлениях.
Управление качеством продукции.
Выпуск конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей конкретным требованиям и ожиданиям потребителя для развития экономического положения организации в интересах потребителей, персонала и поставщиков – главная цель деятельности ОАО «Гомельский мотороремонтный завод». Выпускаемая в организации продукция соответствует требованиям республиканских, межгосударственных стандартов и техническим условиям организации.
Основные направления в области качества с целью снижения непроизводительных затрат на 2019 год:
– обеспечение качества выпускаемой продукции на основе анализа данных о качестве (оценка удовлетворенности потребителей), за счет улучшения деятельности организации на всех стадиях жизнедеятельности продукции от маркетинговых исследований до отгрузки готовой продукции;
– внедрения передового опыта в области технологий, внедрения современных методов и средств измерений (приобретение электронных и индикаторных СИ);
– снижение себестоимости выпускаемой продукции за счет:
– увеличения объемов продукции;
– снижения энергозатрат;
– экономии материальных ресурсов;
– снижения технологических потерь;
– исключения применения материалов с отклонениями от ТНПА;
– сохранения процента сдачи продукции с первого предъявления до 99,99% от выпуска;
– определение ответственности каждого сотрудника организации за качество выполняемых работ (премирование работников за качество - 20%);
– развитие и поддержание взаимовыгодных отношений с поставщиками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе создания новых продуктов потребляются живой труд и средства производства. Совокупные затраты на производство продукции живого и прошлого, овеществленного в предметах и средствах труда образуют расходы производства, а воплощенный в товаре общественный труд – его стоимость. Себестоимость продукции отражает индивидуальные расходы производства в организации.
Главная особенность себестоимости состоит в том, что расходы производства в ней выражаются в денежной форме. В себестоимость продукции включается не стоимость потребленных средств производства, а их цена. Таким образом, себестоимость продукции представляет собой денежное выражение затрат организации на израсходованные средства производства и оплату труда.
Она характеризует производственные отношения между субъектами хозяйствования и рынком, т.е. отношения, обусловленные использованием в производственном процессе основных его факторов: рабочей силы, средств и предметов труда, природных ресурсов.
Себестоимость продукции является одним из наиболее важных показателей экономической эффективности производства. Она показывает, во что обходится производство продукции конкретной организации.
Показатель себестоимости продукции необходим для обоснования рационализации и специализации производства, определение его экономической эффективности, установление уровня цен на продукцию и услуги организации.
Объектом анализа расходов на изготовление продукции может быть как полная себестоимость, так и себестоимость отдельных изделий, отдельных технологических процессов и операций.
Основными объектами анализа себестоимости продукции являются:
– полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат;
– уровень затрат на рубль выпущенной продукции;
– себестоимость отдельных изделий;
– отдельные статьи затрат;
– центры ответственности.
1. Агарков, А. П. Экономика и управление на предприятии / А.П. Агарков [и др.]. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 400 с.
2. Ананькина, Е.А. Управление затратами / Е. А. Ананькина, Н. Г. Данилочкина. – М.: изд-во ПРИОР, 2014. – 64 с.
3. Бажанова, А. А. Факторы, влияющие на себестоимость продукции / А. А. Бажанова // Материалы III международной научной студенческой конференции «Научный потенциал студенчества в XXI веке» Том третий. Экономика. − Ставрополь: СевКавГТУ, 2017. − 217 с.
4. Бердникова, Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности организации / Т. Б. Бердникова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 215 с.
5. Бороненкова, С.А. Управление затратами по отклонениям / С. А. Бороненкова // Аудит и финансовый анализ. – 2014. - № 1. – С. 32 – 36.
6. Буняк, И. П. Оптимизация финансовых затрат на управление товарными запасами / И. П. Буняк, Ю. А. Соловьева / Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2015. – № 7-6. – С. 89-92.
7. Волков, О. И. Экономика организации: курс лекций / О. И. Волков, В. К. Скляренко. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 280 с.
8. Врублевский, Н.Д. Управленческий учет расходов производства и себестоимости продукции в отраслях экономики. – М.: Бухгалтерский учет, 2014. – 376 с.
9. Гилеровская, Л. Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Л. Т. Гилеровская, Д. В. Лысенко. – Минск: Велби, 2015. – 360 с.
10. Глухова, И. М. Этапы управления затратами на предприятии / И. М. Глухова, О. Н. Кушнерова / Ученые заметки Тихоокеанского государственного университета. – 2015. – Т. 6, № 2. – С. 47-51.
11. Гусева, И.Б. Управление затратами методом сравнения с лучшими показателями конкурентов / И. Б. Гусева // Экономический анализ: теория и практика. – 2016. - № 14. – С. 27 – 34.
12. Елисеева, Т. П. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Т.П. Елисеева. – Минск: Соврем. школа, 2012. – 944 с.
13. Зайцев, Н. Л. Экономика организации: учеб. для вузов / Н.Л. Зайцев. – М.: Экзамен, 2010. – 768 с.
14. Ильин, А. И. Экономика организации: краткий курс / А. И. Ильин. – Минск: Новое знание, 2015. – 236 с.
15. Исаева, Н. И. Механизм управления затратами на промышленных предприятиях / Н. И. Исаева / Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2015. – № 5 (49). – С. 112-116.
16. Кравченко, Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник / Л. И. Кравченко. – Минск: Новое знание, 2012. – 512 с.
17. Ковалев, В. В. Анализ хозяйственной деятельности организации / В. В. Ковалев, О. В. Волкова. – М.: ТК Велби, 2012. – 424 с.
18. Ковалев, В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры / В. В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 560 с.
19. Кобринский, Г. Финансы и финансовый рынок / Г. Е. Кобринский . – Минск: Издательство «Вышэйшая школа», 2014 . – 348 с.
20. Мазаева, П. С. Организация системы управления затратами / П. С. Мазаева, Е. А. Боргардт / Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2015. – № 1 (20). – С. 57-60.
21. Никольская, Э. В. Анализ затрат на производство / Э. В. Никольская // Экономический анализ: теория и практика. – 2013. - № 5. – С. 2 – 7.
22. Новиков, В.Г. Анализ соотношения «затраты – объем - прибыль» / В. Г. Новиков // Менеджмент в России и за рубежом. – 2013. – №4. – с.120-137.
23. Поздняков, В. Я. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности организации: учебник / В. Я. Поздняков. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 617 с.
24. Попов, Е. М. Финансы предприятий: учебник / Е.М. Попов. – Минск: Выш. школа, 2011. – 573 с.
25. Протасеня, С. И. Анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / С. И. Протасеня. – Гродно: ГрГУ, 2010. – 232 с.
26. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности организации / Г. В. Савицкая. – И.: ИНФРА-М, 2013. – 536 с.
27. Савчук, В. П. Управление расходами организации и анализ безубыточности / В. П. Савчук. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 137 с.
28. Свидло, А. И. Последовательность этапов управления затратами предприятия в нестабильных рыночных условиях / А. И. Свидло / Современные технологии управления. – 2015. – № 6 (54). – С. 55-60.
29. Уткин, Э. А. Финансовый менеджмент: учебник / Э. А. Уткин. – М.: Зерцало, 2012. – 256 с.