ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
1.2 МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДЛЯ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ
2 ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «БЫХОВСКИЙ КОНСЕРВНО-ОВОЩЕСУШИЛЬНЫЙ ЗАВОД»
2.1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «БЫХОВСКИЙ КОНСЕРВНО-ОВОЩЕСУШИЛЬНЫЙ ЗАВОД»
2.2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «БЫХОВСКИЙ КОНСЕРВНО-ОВОЩЕСУШИЛЬНЫЙ ЗАВОД»
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «БЫХОВСКИЙ КОНСЕРВНО-ОВОЩЕСУШИЛЬНЫЙ ЗАВОД»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ВВЕДЕНИЕ
Любая организация осуществляет свою деятельность одновременно с другими организациями, именно поэтому невозможно существование вне конкуренции. Деятельность в постоянной конкуренции – это неотъемлемый фактор, который и позволяет определить возможность организации функционировать в рамках конкретного рынка.
В процессе решения данного вопроса постоянно возникает необходимость разрабатывать и совершенствовать систему управления конкурентоспособность и эффективность деятельности организации. Особенно важно решить данную проблему в условиях активной конкуренции на конкретном рынке. Поэтому очень важно использовать по максимум современные способы стратегического маркетинга в развитии организации.
Следует заметить, что формирование конкурентных преимуществ дает возможность создать и развивать цивилизованный рынок.
Успех любой организации на таком рынке будет зависеть от того, насколько она может удовлетворять желания и потребности потенциальных покупателей. Именно поэтому очень важно уделять внимание проведению исследований в области конкурентоспособности организации, анализе конкурентов, потребностей покупателей.
Актуальность рассматриваемой темы состоит в том, что все организации в процессе своей деятельности в любом случае в меньшей или большей степени сталкиваются с конкуренцией. Поэтому очень важно суметь «выжить» в конкурентных условиях. Для этого важно анализировать условия деятельности. В результате проводимых исследований принимать решения о реализации различных мероприятий с целью повышения конкурентоспособности.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Экономическая сущность конкурентоспособности
Деятельность любой организации связана с конкуренцией. Именно в результате конкуренции определяется экономическая деятельность организаций.
Определение конкурентных преимуществ для конкретной организации дает возможность определить оптимальную стратегию поведения на рынке, чтобы завоевать максимальную долю данного рынка и занять лидирующие позиции.
Конкуренцию организации можно рассматривать в двух аспектах [8, с. 944]:
1 постоянное соперничество различных организаций в определенной сфере деятельности в процессе удовлетворения всех потребностей покупателей;
2 формирование самых лучших условий для потенциальных потребителей.
Если говорить об определении «конкурентоспособность», то в данном случае стоит понимать, что это способность организации сформировать таким образом и в будущем использовать в долгосрочной перспективе, чтобы сформировать устойчивое положение организации на конкретном рынке [7, с. 347].
Также важно заметить, что конкурентоспособность принято рассматривать в трех аспектах [3, с. 67]:
1 конкурентоспособность организации следует рассматривать относительно определенного товара или услуги на конкретной территории;
2 конкурентоспособность отличается динамичным характером и может постоянно изменяться в зависимости от времени.
2 ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «БЫХОВСКИЙ КОНСЕРВНО-ОВОЩЕСУШИЛЬНЫЙ ЗАВОД»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод»
ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод» был создан на базе бывшего Быховского ацетонового завода.
На момент основания ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод» в здании располагался шестиэтажный корпус, хранилище для овощей с гидроподачей картофеля в цех, котельная с электростанцией, две артезианские скважины, очистные сооружения, система канализации и система водопровода.
ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод» создано решением Могилёвского областного исполнительного комитета в 2001 г. путём преобразования унитарного коммунального производственного предприятия «Быховский консервно-овощесушильный завод» в соответствии с законодательством об акционерных обществах, разгосударствлении и приватизации государственной собственности.
С 2007 г. вся выпускаемая продукция в ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод» реализуется под торговой маркой «Хозяин-Барин». В качестве ключевой особенности продукции «Хозяин-Барин» выступает использование натурального и экологически чистого овощного сырья высокого качества Производственная мощность предприятия составляет 28,35 млн. усл. банок.
В 2008-2009 гг. в ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод» разработана, внедрена и сертифицирована система менеджмента качества разработки и производства консервов из плодов, овощей, ягод, грибов, соков березовых, отвечающая требованиям СТБ ИСО 9001-2009.
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «БЫХОВСКИЙ КОНСЕРВНО-ОВОЩЕСУШИЛЬНЫЙ ЗАВОД»
В качестве мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности продукции в ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод» можно предложить обновление оборудования.
Современное функционирование ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод» демонстрирует, что для упаковки продукции используется традиционный упаковочный материал (жестяные банки, стеклянные банки, стеклянные бутылки).
Развитие рыночных отношений вызывает появление новых задач, необходимость постоянно улучшать качество продукции, уделять внимание расширению ассортимента продукции, реконструкции помещений, внедрению новейших технологий и т.д.
Конкурентоспособность организации определяется показателями её экономической эффективности. Анализ сильных и слабых сторон организации позволил очередной раз доказать, что в кроме того организации существует достаточное количество проблем, корень которых лежит в отсутствии установленной стратегии организации. В данный момент на рынке сформировалось достаточно большое количество возможностей для развития.
Усиление продвижения потребует от ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод» затрат в сумме 2 198,20 р. в год, однако позволит существенно повысить эффективность деятельности организации за счет формирования спроса и стимулирования сбыта, укрепления имиджа, а также постоянного присутствия в информационном поле. В таблице 3.1 проведем смету расходов на рекламную деятельность ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод» в год в рамках введения выше перечисленных мероприятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная предпосылка конкурентоспособности организаций –производство и реализация конкурентоспособных товаров, однако для реализации данной предпосылки необходима эффективная организация работы на рынке, т. е. под конкурентоспособностью понимается «текущее положение организации на рынке, в первую очередь, доля рынка и тенденция ее изменения». Во многих работах конкурентоспособность организации – это «способность осуществлять прибыльную деятельность в условиях конкурентного рынка».
С целью повышения конкурентоспособности продукции необходимо внедрять комплексные мероприятия по повышению конкурентоспособности соответствующей организации, отрасли, страны.
Таким образом, для определения конкурентоспособности организации существуют определенные экономические, финансовые показатели, которые показывают прибыльность, производительность, оборачиваемость, деловую активность, ликвидность.
На основании анализа экономических показателей деятельности ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод» за 2015-2016 гг. можно отметить следующее: Объём производства продукции имеет тенденцию роста, абсолютное изменение составило 5 248 тыс. р. Темп прироста объёма производства составил 18,28 п. п. Рост данного показателя свидетельствует об увеличении объёмов продаж. Так, в 2016 году прибыль от реализации продукции увеличилась до 1 тыс. р.
1 Алексеев, А.А. Методические подходы к оценке, прогнозированию и планированию конкурентоспособности продукции. – Минск, 2014. – 20 с.
2 Антонов Г. Д. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. пособие / Г. Д. Антонов, О. П. Иванова, В. М. Тумин. – М.: Инфра-М, 2012. – 299 с.
3 Архипова, О. Я. Повышение эффективности сравнительных исследований с помощью использования количественно-качественного метода семантического дифференциала / О. Я. Архипова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://referent.mubint.rU/8/3235. – Дата доступа
4 Байнев, В. Ф. Конкуренция – тормоз для инноваций? / Валерий Байнев // Беларуская думка. – 2014. – № 9. – С. 59-65.
5 Баумгартен, Л. В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. – № 4. – С. 72-85.
6 Бусыгин, Ю. Н. Использование элементов управленческого анализа в нахождении резерва финансовых расходов на предприятии в целях обеспечения его конкурентоспособности / Ю. Н. Бусыгин, Н. А. Антипенко // Экономика и управление. – 2011. – № 3. – С. 33-37.
7 Гарбацевич, С. Л. Организационно-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности предприятий Республики Беларусь: Автореферат диссертации / С.Л. Гарбацевич. – Мн. Акад. Упр. При Президенте, 2002. – 20 с.
8 Головачев, А.С. Методические основы конкурентоспособности отрасли и показатели ее оценки / А.С. Головачев, Д.Ю. Хамчуков // Экономика и управление. – 2010. – № 2. – С. 108–117.
9 Гребнев, Е. Т., Новиков Д. Т., Захаров А. Н. Анализ конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. – № 3 (29). – С. 136-141.
10 Долинская, М.Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции / М. Г. Долинская, И. А. Соловьев. – М.: Издательство стандартов, 2011. – 342 с.
11 Дурович, А. П. Основы маркетинга: учеб. пособие / А. П. Дурович. – М.: Новое знание, 2004. – 512 с.
12 Дурович, А.П. Конкурентоспособность товаров в системе маркетинга: учеб. пособие / А.П. Дурович. – Минск: БГЭУ, 1993. – 58 с.
13 Качалов, В.А. Методы менеджмента качества / В.А. Качалов // Белорусский Журн. «Знак качества». – 2013. – №8. – 95-100.
14 Кузьмин, А. М. Методика оценки качества и конкурентоспособности / А. М. Кузь мин // Методы менеджмента качества. – 2012. – № 6. – С. 33.
15 Лифиц, И. М. Теория оценки конкурентоспособности товаров и услуг. – М.: Юрайт-М, 2011. – 366 с.
16 Методологические подходы к оценке конкурентоспособности товара / Д. П. Лисовская [и др.] // Пищевая промышленность: наука и технологии. – 2013. – № 2. – С. 61-69.
17 Мишин, В.М. Управление качеством: учеб. пособие для вузов / В.М. Мишин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 293 с.
18 Платонова, Л.Е. Конкурентоспособность предприятия «Пространственная» методика оценки / Л.Е. Платонова // Маркетинг, идеи и технологии. – 2010 – № 5. – С. 42.
19 Селюков, М. В. Исследование подходов к классификации конкурентных преимуществ рыночных субъектов хозяйствования / М. В. Селюков, Н. П. Шалыгина, И. В. Савенкова // Фундаментальные исследования. – 2011. – №8. – С. 449-454.
20 Управление качеством: учеб.-метод. комплекс / Н.В. Немогай, Н.В. Бонцевич, В.В. Садовский. – Гомель: ЦИИР, 2005. – 228 с.
21 Управление качеством: учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян [и др.]. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 199 с.