Введение
1. Теоретические основы внутреннего и внешнего долга
1.1. Понятие и виды государственного долга
1.2. Управление государственным долгом
2. Анализ внутреннего и внешнего долга Беларуси
2.1. Анализ внутреннего долга Республики Беларусь и его динамики за 2016-2018 гг.
2.2. Анализ внешнего долга Республики Беларусь за 2016-2018 гг.
3. Пути решения проблем внутреннего и внешнего долга Беларуси
3.1. Формирование управляемого уровня долга в Республике Беларусь
3.2. Использование мирового опыта в управлении государственным долгом
Заключение
Список использованных источников
В настоящее время долговая политика является неотъемлемой частью экономической политики государства. Государственный долг, выступая рычагом государственного регулирования имеет воздействие на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость и другие социально-экономические процессы [25]. Государственные заимствования необходимы для финансирования дефицита государственного бюджета, что и является основной причиной и предпосылкой его появления. Кроме того, показатели государственного долга являются индикаторами безопасного функционирования страны и основой для привлечения иностранных инвестиций в государство. Значимость иностранного инвестирования заключается в том, что они могут быть альтернативой государственным заимствованиям, при этом не обременяя государственный бюджет необходимостью выплаты процентов и долга по ним. В то же время необоснованное наращивание государственного долга, выбор неподходящих форм и инструментов финансирования бюджетных дефицитов имеют дестабилизирующее влияние на экономику страны. Помимо этого, чрезмерный внешний долг ведет к увеличению процентных ставок и может отрицательно сказаться на реальном секторе экономики. Повышенная зависимость от долга в иностранной валюте оказывает давление на обменный курс, вызывая напряженность в денежно-кредитной сфере, если возникают трудности с рефинансированием. В Республике Беларусь уровень государственного долга к ВВП по оценкам МВФ приближается к пороговому уровню безопасности, поэтому исследования состояния и возможностей преодоления существующих проблем государственного долга является чрезвычайно важным, свидетельствую об актуальности данной темы исследования, чем и обоснован выбор темы работы.
1. Теоретические основы внутреннего и внешнего долга
1.1. Понятие и виды государственного долга
Понятие «государственный долг» широко используется в современной экономической и финансовой литературе. Следует отметить, что это понятие уже не новое, как показывает обзор литературы по данной теме. В различное время при разных экономических режимах его формы и роль трансформировались, но сущность всегда одинакова – покрытие расходов бюджета. Соответственно, основной причиной образования государственного долга является дефицит бюджета (превышение величины его расходов над величиной доходов), вызванный различными факторами [15, с. 122]. Таким образом, можно сказать, что государственный долг – это сумма задолженности страны перед отечественными или иностранными физическими и юридическими лицами, а также правительствами других стран. Т.е. по сути, это есть общая сумма накопленных дефицитов бюджета (уменьшенная на сумму излишков бюджета при их наличии) и сумма задолженности иностранным кредиторам на определенную дату. Следует отметить, что государственный долг существует у большей части стран, а в развитых странах государственный долг еще определяют и как общий объем непогашенных государственных облигаций. В настоящее время в мире существует тенденция к росту государственного долга из-за постоянной дефицитности государственных бюджетов. Соответственно, государственный долг можно также определить, как задолженность, накопившуюся у правительства вследствие заимствования денежных ресурсов, направленных на финансирование дефицитов прошлых лет [9]. Долговая политика, существующая в любом государстве, сегодня неотъемлемая часть экономической политики. Это связано с тем, что на макроэкономическом уровне государственный долг воздействует на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиционную политику государства, занятость, производство и иные социально-экономические процессы.
2. Анализ внутреннего и внешнего долга Беларуси
2.1. Анализ внутреннего долга Республики Беларусь и его динамики за 2016-2018 гг.
Внутренний государственный долг Республики Беларусь состоит из долговых обязательств государства, которые возникли перед собственными резидентами – физическими и юридическими лицами на территории республики. Формирование его связано с привлечением государством временно свободных денежных средств у этих резидентов на условиях срочности, возвратности и платности для покрытия бюджетного дефицита. Величина внутреннего долга является показателем состояния экономики: чем выше сумма задолженности, тем сильнее кризисные явления в экономике страны. Сокращение бюджетных расходов, увеличение налоговых сборов как основного источника наполнения бюджета, дополнительная эмиссия с целью проведения контролируемой инфляции, реструктуризация долгов с помощью рефинансирования старых кредитов – все эти меры государственного регулирования в сфере внутреннего долга применяются государством в настоящее время.
Основные источники внутреннего государственного долга в Беларуси:
- кредиты Национального банка Республики Беларусь,
- государственные займы в виде ценных бумаг,
- государственные гарантийные обязательства.
Для отражения состояния внутреннего государственного долга за 2016-2018гг. составлена таблица 2.1. Анализ данных таблицы 2.1 показывает, что на 1 января 2019г. государственный долг Республики Беларусь составил 45375,4 млн. руб., увеличившись за 2018г. на 3202,9 млн. руб.
3. Пути решения проблем внутреннего и внешнего долга Беларуси
3.1. Формирование управляемого уровня долга в Республике Беларусь
Каждое государство стремится к снижению долговой нагрузки на экономику. Для этого правительство разрабатывает и реализует определенные меры для достижения этой цели, которые закрепляются в соответствующих законодательных актах и документах. В Республике Беларусь вопросы управления государственным долгом первоначально закреплялись в Программе социально-экономического развития на 2011–2015гг. Далее была разработана и утверждена Стратегия управления государственным долгом на 2015-2020гг., в которую были добавлены также целевые ориентиры портфеля заимствований. Основными задачами данной стратегии являются безусловное выполнение республикой всех долговых обязательств, обеспечение устойчивости республиканского бюджета и сохранение размера государственного долга на безопасном уровне. Стратегия разрабатывалась при поддержке МВФ и Всемирного банка и получила их одобрение. Целевыми ориентирами разработки данной стратегии являются снижение общего уровня государственного долга и пересмотр качества портфеля заимствований. Осуществление этого должно достигаться благодаря систематическому выполнению выработанных мер. Так, одной из таких мер является установление в законе о республиканском бюджете лимитов внутреннего и внешнего государственного долга, а также установление нормы о направлении на осуществление платежей по погашению и обслуживанию госдолга вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, вывозимых с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза [18].
Заключение
1. Государственный долг – это сумма долговых обязательств страны перед физическими и юридическими лицами страны и иностранными лицами и организациями. Государственный долг является актуальной проблемой у большинства стран в мире (развитых, развивающихся, с переходной экономикой). Основным классификационным признаком государственных займов в составе государственного долга является признак субъектов-кредиторов, в соответствии с которым государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.
2. Существование государственного долга автоматически подразумевает наличие обязанности государства по его управлению, т.е. разработку и проведение мероприятий, направленных на выплату процентов по займам и погашение основной части долга, а также мер по преодолению конфликтов между кредитором и заемщиком в случае невозможности выполнения своих договорных обязательств. Существуют различные методы управления государственным долгом, применение которых определяется в зависимости от поставленных целей.
3. Государственный долг Республики Беларусь за 2016-2018гг. увеличился на 12,5 млрд. руб. При это внутренний государственный долг Беларуси за этот период снизился 0,9 млрд. руб. (таблица 2.1), а внешний долг увеличился на 4,4 млрд. долл. (таблица 2.3). Государственный долг Республики Беларусь на 1 января 2019г. составил 45,4 млрд. рублей (35,4% ВВП) и по сравнению с началом 2018г. увеличился на 3,2 млрд. руб., или на 7,6%. Внутренний государственный долг по состоянию на 1 января 2019 г. составил 8,9 млрд. руб., уменьшившись с начала года на 0,3 млрд. руб. (с учетом курсовых разниц), или на 53,1%. Внешний государственный долг Республики Беларусь на 1 января 2019г. составил 16,9 млрд. дол. США, увеличившись с начала года на 0,2 млрд. долл. США (с учетом курсовых разниц), или на 1% [23].
1. Алексеенко, Т.С., Щепило, А.С. Проблемы государственного долга в Республике Беларусь / Т.С. Алексеенко, А.С. Щепило // Молодежь для науки и экономики: разработки и перспективы: сборник научных статей VI международного форума молодых ученых, Гомель – Новая Гута, 1–2 июня 2017г. / Белкоопсоюз, Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации ; под. науч. ред. А. П. Бобовича. – Гомель, 2017. – С. 194–197.
2. Беларусь до 2025 года должна выплатить 23,5 млрд. долларов госдолга. Министр финансов Максим Ермолович видит три направления для сглаживания пиковых выплат [Электронный ресурс] // Сайт белорусских исследований. – Режим доступа: https://thinktanks.by/publication/2018/09/10/3-puti-po-snizheniyu-gosdolga-belarusi.html.
3. Белковец, А. Итоги и перспективы рынка государственных облигаций / А. Белковец // Финансы. Учет. Аудит. – 2017. – № 4. – С. 21-22.
4. Войтко, К., Свищева, Д. О порядке привлечения внешних займов под гарантии Правительства / К. Войтко, Д. Свищева // Финансы. Учет. Аудит. – 2014. – № 4. – С. 38-41.
5. Госдолг Беларуси – уже за красной чертой [Электронный ресурс] / Сайт Белорусский партизан. – Минск, 2019. – Режим доступа: https://belaruspartisan.by/m/economic/448828/.
6. Госдолг стран мира 2018г. [Электронный ресурс] // Сайт финансовой аналитики. – Режим доступа: http://fincan.ru/articles/15_gosdolg-stran-mira-2018/.
7. Дайнеко, А. Управление внешним долгом в Беларуси и зарубежных странах / А. Дайнеко // Наука и инновации. – 2017. – № 5. – С. 42-47.
8. Динамика абсолютных и относительных показателей внешнего долга Республики Беларусь / Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/ExtemalDebt/Indic.xls.
9. Зяткина, Т.Ю. Проблема государственного долга и пути ее решения / Т.Ю. Зяткина // Сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов. Вып. 12 / cост. С. В. Анцух; под общ. ред. В. Г. Шадурского. – Минск: Четыре четверти, 2014. – С. 115-117.
10. Коваленко, А. Управляемый уровень долга как приоритет финансовой политики государства / А. Коваленко // Финансы. Учет. Аудит. – 2017. – № 6. – С. 48-51.
11. Коренев, Е. В. Стабилизация государственного долга: проблемы и пути решения / Е. В. Коренев // Веснiк Беларускага дзяржаунага эканамiчнага унiверсiтэта. – 2004. – № 2. – С. 61-66.
12. Макроэкономика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / [В. А. Воробьев и др.]; под редакцией В. А. Воробьева, А. М. Филипцова. – Минск, БГЭУ, 2017. – 226 с.
13. Макроэкономика: учебное пособие для студентов экон. спец. Вузов / [И.В. Новикова и др.]; под редакцией И.В. Новиковой, Ю.М. Яснинского. – Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2011. – 343 с.
14. Макроэкономика: учебное пособие / [М.И. Ноздрин-Плотницкий и др.]; под ред. М.И. Ноздрина-Плотницкого. – Минск: Амалфея: Мисанта, 2012. – 315 с.
15. Макроэкономика: учебник для вузов / [Л.П. Кураков и др.]; под общ. ред. Л.П. Куракова. – М.: Изд-во ИАЭП, 2017. – 336 с.
16. Марусева, К. Анализ основных этапов долговой политики Республики Беларусь / К. Марусева // Банковский вестник. – 2017. – № 3. – С. 52-57.
17. Методы управления государственным долгом [Электронный ресурс] / Аналитический сайт Finance. – Режим доступа: http://finance0.ru/?id=409.
18. О республиканском бюджете на 2018г. [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь от 31декабря 2017г. № 86-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3961&p0=H11700086.
19. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь: Аналитическое обозрение за январь-октябрь 2018г. / Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Сайт Национального банка Республики Беларусь. – Минск. 2019. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/ectendencies/rep_2018_10_ot.pdf.
20. Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и валовой внешний долг Республики Беларусь за январь-сентябрь 2018г.: стат. бюл. / Национальный банк Республики Беларусь. – Минск, 2018. – 215 с.
21. Попкова, А.С. Анализ валового внешнего долга Беларуси на основе данных платежного баланса страны / А.С. Попкова // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. – 2011. – № 5. – С. 9-18.
22. Ромейко, О.А. Государственный долг Республики Беларусь и управление им / О. А. Ромейко // Экономика глазами молодых: материалы V Международного экономического форума молодых ученых, (Минск, 1-3 июня 2012 года) / [редкол.: Г.А. Короленок и др.] ; М-во образования Респ. Беларусь, УО «Белорус. гос. экон. ун-т», Совет молодых ученых БГЭУ. – Минск: БГАТУ, 2012. – С. 339-341.
23. Сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/publik/ru/home/sitemap.
24. Скрипелева, А. В. Особенности управления государственным долгом / А.В. Скрипелева // НИРС БГЭУ: сборник научных статей. Вып. 5 / М-во образования Респ. Беларусь, УО «Белорусский гос. экон. ун-т»; [редкол.: Г.А. Короленок (пред.) и др.]. – Минск: РИВШ, 2016. – С. 271-275.
25. Селезнев, А.З. Государственный долг и внешние активы: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Мировая экономика» и «Финансы и кредит» / А.З. Селезнев; под ред. В. Ю. Катасонова. – Московский гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, Каф. междунар. валютно-кредитных отношений. – Москва: ИНФРА-М, 2010. – 282с.
26. Чайковская, В. А. Государственный долг Республики Беларусь / В. А. Чайковская, Е. Н. Клименок // НИРС БГЭУ: сборник научных статей. Вып. 5 / М-во образования Респ. Беларусь, УО «Белорусский гос. экон. ун-т»; [редкол.: Г.А. Короленок (пред.) и др.]. – Минск: РИВШ, 2016. – С. 323-327.