Введение
1 Теоретические и методологические основы стимулирования труда работников
1.1 Сущность стимулирования труда и его роль в управлении организацией
1.2 Виды и формы стимулирования труда персонала
2 Анализ системы стимулирования труда работников ОАО «Кирмаш»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Кирмаш»
2.2 Оценка системы стимулирования труда ОАО «Кирмаш»
2.3 Анализ эффективности системы стимулирования труда
3 Пути совершенствования стимулирования труда в ОАО «Кирмаш»
3.1 Основные направления совершенствования форм и методов стимулирования труда в организации
3.2 Расчет эффективности предложенных мероприятий
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Соответственно и меняется соотношение стимулов и потребностей, на которые может опереться система стимулирования. Для стимулирования сотрудников компании сегодня используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения. Между тем, определенной картины о соотношении отдельных аспектов стимулирующей сферы сотрудников сегодня и наиболее эффективных методов управления ими ни теория менеджмента, ни практика управления персоналом не дает. Стимулирование труда работников организации является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. В общем случае стимулирование – это процесс побуждения к труду. Любой руководитель, если он хочет добиться эффективной деятельности своих подчиненных, должен не забывать о наличии для них стимулов трудиться. Актуальность темы обусловлена тем, что материальное стимулирование труда всегда было и остается одной из главных проблем развития экономики и управления. Основная цель процесса стимулирования труда – это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия. Объект исследования – ОАО «Кирмаш». Предмет исследования – система стимулирования труда работников в предприятия. Цель работы: анализ стимулирования труда персонала и разработка рекомендаций по его совершенствованию в ОАО «Кирмаш». Для достижения поставленной в работе цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические и методологические аспекты стимулирования труда работников;
2. Оценить систему стимулирования труда сотрудников ОАО «Кирмаш»;
3. Разработать рекомендации по совершенствованию системы стимулирования труда в ОАО «Кирмаш».
Теоретической и методологической основой данного исследования послужили концепции, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных ученых таких, как: Галанова В.А., Головачева Д.Л., Романовского М.В., Хейфеца Б.А., Вагнера А., Кейнса Д., Макконелли К.Л., Риккардо Д., Смита А., Фридмена М., и других. Информационную базу исследования составили сведения, содержащиеся в научной литературе, периодических изданиях, материалов открытой печати, а также данные внутренней бухгалтерской отчетности предприятия ОАО «Кирмаш».
1 Теоретические и методологические основы стимулирования труда работников
1.1 Сущность стимулирования труда и его роль в управлении организацией
В самом общем виде стимулирование работников к труду понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий [3, с. 144]. Есть еще другие определение понятия стимулирования. Стимулирование – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации и (или) личных целей [7, с. 130]. Таким образом, стимулирование является побуждением к деятельности, с целью удовлетворения определенных потребностей.
Стимулирование труда осуществляется в несколько этапов:
- возникновение потребностей;
- выявление потребностей в сознании;
- формирование стимула к деятельности по удовлетворению потребностей [3, с. 147].
При этом, чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование. Стимулирование – это функция, связанная с процессом активации деятельности людей и трудовых коллективов, обеспечивает работников в повышении результатов своего труда. Эта функция используется для морального и материального поощрения работников в зависимости от качества и количества затраченного труда. Кроме того, эта функция обеспечивает заинтересованность в достижении высокой эффективности работы всего предприятия. Выделяют два варианта стимулирования на предприятии — мягкое и жесткое. Жесткое стимулирование предполагает принуждение людей к определенным действиям и основывается на некоем ценностном минимуме (страхе). Его примером служат сдельная заработная плата или оплата за конечный результат (его можно не получить), отсутствие социальной защиты (ее наличие ослабляет стимулирующий механизм) и пр. Подобное стимулирование не заменяет административно-правовых методов воздействия, а дополняет их. Его цель — не вообще побудить к работе, а заставить делать больше и лучше, чем это предусмотрено стандартными заданиями. Легкое стимулирование основано на побуждении к деятельности в соответствии с ценностным максимумом [3, с. 134]. Стимулирование может иметь дифференцированный (один стимул воздействует на многие аспекты деятельности, но по-разному) и недифференцированный (каждая цель требует специального стимулирования) эффект.
2 Анализ системы стимулирования труда работников ОАО «Кирмаш»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Кирмаш»
Открытое акционерное общество «Кирмаш», это многопрофильное преприятие которое на протяжении многих лет осуществляет свою коммерческую деятельность в г. Гомеле. В том виде в котором предприятие ОАО "Кирмаш" существует на сегодняшний день, оно было преобразовано из коммунального предприятия по эксплуатации рынков "Кирмаш", решением Горисполкома г. Гомеля от 19.02.2011г. Организационная структура ОАО «Кирмаш» представляет собой лнейно-функциональную. Линейно-функциональная структура управления предприятия состоит из линейных подразделений, осуществляющих в организации основную работу; специализированных обслуживающих функциональных подразделений. Отдел закупок и реализации - обеспечивает наличие товара по своим товарным группам в оптимальном количестве и ассортименте, ведет поиск поставщиков, изучает новые предложения от поставщиков, готовит для руководства обоснованные предложения о привлечении новых поставщиков, обеспечивает документальное оформление сделок, определяет минимальный складской остаток товаров и обеспечивает наличие необходимого количества товара на складе компании, обеспечивает постоянное наличие товаров повышенного спроса, регулярно производит мониторинг наличия и продаж по товарам повышенного спроса с целью недопущения появления их дефицита. Отдел по работе с дилерами - взаимодействует с операторами связи по заказу продукции, анализирует ежедневное количество подключений и контроль остатков операторской продукции, готовит ежемесячные отчеты по реализации карт оплаты МТС, обеспечивает сохранность складируемых товарно-материальных ценностей.
Управление финансами в ОАО «Кирмаш» представлена:
1. Служба делопроизводства - ведет архивное дело в организации, организует хранение и обеспечивает сохранность документов, поступивших в архив, шифрует в соответствии с действующими правилами единицы хранения, систематизирует и размещает дела, ведет их учет, выдает в соответствии с поступающими запросами архивные копии и документы.
2. Секретарь - занимается подготовкой и оформлением служебных документов, организацией документооборота, хранением и использованием документов в текущей деятельности организации.
3. Юридический отдел - разрабатывает или принимает участие в разработке документов правового характера, участвует в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению договорной, финансовой и трудовой дисциплины, обеспечению сохранности имущества организации, принимает участие в работе по заключению хозяйственных договоров, проведении их правовой экспертизы, а также рассмотрении вопросов о дебиторской и кредиторской задолженности, осуществляет работу по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц, подготавливает обоснованные ответы на данные обращения.
3 Пути совершенствования стимулирования труда в ОАО «Кирмаш»
3.1 Основные направления совершенствования форм и методов стимулирования труда в организации
При совершенствовании применяемой системы стимулирования ОАО «Кирмаш» необходимо работать в двух направлениях: над материальным и нематериальным стимулированием. Рассмотрим более подробно каждый из видов. Можно предложить следующие основные мероприятия по внедрению новой системы стимулирования:
1. изменение структуры соотношения постоянной и переменной части заработной платы работников.
Изменение структуры соотношения частей в заработной плате можно осуществить за счет разработки нового штатного расписания и положения по оплате труда работников предприятия, где учесть различные надбавки с учетом специфики деятельности предприятия.
2. утверждение конкретных критериев при достижении показателей деятельности предприятия и соответствия разным величинам процента премиальных выплат для установления справедливости
Предлагаемыми мероприятиями являются снижение установленной премии при невыполнении установленного задания в виде достижения планового объема продаж в размере от 0 до 100% от суммы премии.
При этом руководством организации могут устанавливаться различные задания для отдельных категорий и групп работников:
1. Снижение расходов на реализацию товаров;
2. Увеличение объемов продаж;
3. Улучшение качества обслуживания клиентов и т.п.
При этом задания устанавливаются руководителями салонов организации в зависимости от целей предприятия в настоящий период.
Процент снижения премии может устанавливаться при следующих условиях:
1. При наличии претензии директора, его заместителя, начальника отдела сбыта, главного бухгалтера;
2. При наличии нарушений требований правил охраны труда, промышленной безопасности, экологии, за наличие в смене травматизма;
3. При наличии претензий от подразделения к подразделению или конкретному лицу в подразделении;
4. В случае отказа принять или оформить претензию.
Таким образом, премирование должно быть только при условии роста объема продаж товаров, а при ухудшении этих показателей премиальные выплаты не должны начисляться.
Заключение
Исследовав теоретико-методологические аспекты сущности системы стимулирования труда и проведя анализ системы мотивации на примере конкретной организации были сделаны следующие выводы:
1. Под системой стимулирования труда понимается комплекс мероприятий, включающих стимулирование труда, развития персонала, стабилизацию коллектива, социальные программы и другие мероприятия, направленные на повышение результатов работы предприятия, повышение удовлетворенности работников и в целом ростом эффективности работы предприятия.
2. Системы стимулирования персонала включают в себя: систему прямого материального стимулирования; систему косвенного материального стимулирования; систему нематериального стимулирования.
3. Особенности используемых систем стимулирования труда работников в различных зарубежных странах в основном связаны с культурной средой, историческим прошлым, менталитетом. Они имеют как недостатки, так и преимущества.
4. Недостатки систем стимулирования в организациях РБ сводятся к следующим: чрезмерная усложненность и неизменность системы материального стимулирования фактически не отражает зависимости между затратами труда и его качеством при значительном повышении или понижении оплаты труда; система организации оплаты труда ориентирована на рост объемов деятельности организаций, нет учета и связи рентабельности с системой оплаты труда, отсутствует механизм материальной заинтересованности продавцов в росте прибыли организации, система участия в прибылях не используется; отсутствует участие работников в организации мотивации и индивидуализация в оплате труда; аттестация работников носит формальный характер.
5. На ОАО «Кирмаш» в результате анализа основных показателей эффективности деятельности за 2017-2018 гг. была выявлена положительная динамика роста показателей: выручки (на 26,44%), прибыли от продаж товаров и услуг (на 262,74%), рентабельности товаров и услуг (на 81,0%), рентабельности продаж (на 194,94%). Анализ текучести кадров ОАО «Кирмаш» выявил тенденцию к увеличению коэффициента текучести с 4,56% % до 9,24% в 2018 г. Средняя заработная плата работающего в ОАО «Кирмаш» возросла в 2018 году на 33,9 тыс. р. по сравнению с 2017 годом и составила 331,5 тыс. р., темп роста 111,39%. В 2017 году средняя заработная плата работающих ОАО «Кирмаш» составила 297,6 тыс. р., темп роста составил 116,25 % к 2016 г. Анализ динамики средней заработной платы и среднегодовой выработки ОАО «Кирмаш» показал, что в 2017-2018 гг. году темпы роста заработной платы были меньше темпов роста производительности труда и коэффициент опережения больше единицы: 2018 г. коэффициент опережения был равен 1,29 и снизился на 1,04 по сравнению со значением коэффициента в 2017 г.
1. Аварин А.К.Управление персоналом организации.- М.: ИНФРА-М, 2003. -с.102. с.66-70.
2. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина; под ред. А.В. Сидоровича. - 8-изд. - М.: "Дело и Сервис", 2007. - С. 254-269
3. Агарков, А.П. Экономика и управление на предприятии / А.П. Агарков [и др.]. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 400.
4. Акимова Т.В. Экология. Человек-Экономика-Биота-Среда: Учебник для студентов вузов/ Т.А.Акимова, В.В.Хаскин; 2-е изд., перераб. и дополн.- М.:ЮНИТИ, 2009.- 556 с. Рекомендован Минобр. РФ в качестве учебника для студентов вузов.Албастова Л.Н. Технологии эффективного менеджмента: Учебно-практическое пособие.-М.: ПРИОР, 2004.-258с.
5. Базылев, Н,И. Макроэкономика / Н.И. Базылев. - Минск: Соврем. Шк., 2007.-С. 179-210
6. Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации) / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М: Дашков и К, 2016. - 372 с.
7. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 504 с. с.128-154.
8. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. -М.: Дело, 2003г. -234с.
9. Гаврилова, А.Н. Финансы организаций (предприятий): учеб. для вузов/А.Н. Гаврилова, А.А. Попов,- М.:КноРус,2007.-608с.
10. Герасимов Б.Н., Чумак В.Г., Яковлева Н.Г. Менеджмент персонала: учебное пособие/Ростовна Дону: Феникс, 2003.-448с.
11. Годовая и статистическая отчетность ОАО «Кирмаш» за 2016-2018гг.
12. Гончарук В. А. Маркетинговое консультирование, М. Дело, 2000г. -с.84.
13. Деслер Г. Управление персоналом. –М.:Бином,2004.
14. Егоршин А.П. Управление персоналом . – 2-е изд. – Н.Новгород: НИМБ, 2007. – 624 с., вкл. с.375-579.
15. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие. – Н.Новгород: НИМБ, 2003. – 320 с.
16. Елисеева, Т. П. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Т. П. Елисеева. – Минск: Современ. шк., 2007.– 944 с.
17. Ермолович, Л. Л. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Л. Л. Ермолович. – Минск: Современ. шк., 2010. – 210 с.
18. Зайцева О.Н., Радугин .А. и др. Основы менеджмента. -М.: Центр, 2008. с.286-311.
19. Завьялова П.С., Демидова В. Е. Маркетинг во внешнеэкомической деятельности предприятия, М. Внешторгиздат, 2000г.
20. Иванова С.В. Мотивация на 100%: а где же у него кнопка? / С.В. Иванова. – М.: Альпина Бизнескукс, 2005 – 288 с. – (Серия «Бизнес на 100%»)
21. Караулова, А. Управление персоналом и расчет зарплаты в « 1С: Управление производственным предприятием 8»: практ. пособие / А. Караулова, Е. Савченко. – М.: 1С-Паблишинг, 2008. – 596 с.
22. Кибанов А. Управление персоналом, М. Инфра-М, 2004г.
23. Кнорринг В. Искусство управления, М. БЕК, 2004г.
24. Ковалев А. И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ, М. Центр экономики и маркетинга, 2004г.
25. Коллективный договор ОАО «Кирмаш»
26. Коул Д. Управление персоналом в современных организациях.-М.: Вершина, 2004.
27. Кокошин А.А. Формулы управления.- М.: Ленанд, 2009.-133 с.
28. Котлер Ф. Управление маркетингом, М.:Экономика, 2005г.
29. Красовский Ю. Управление поведением на фирме, -М. ИНФРА-М, 2003г.
30. Крутик А., Пименова А. Введение в предпринимательство, С-Пб.: Политехника, 2005г.
31. Крылов, Э. И. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции : учеб. пособие для вузов / Э. И. Крылов, В. М. Власова, И. В. Журавкова. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 720 с.
32. Кукукина, И. Г. Управленческий учет : учеб. пособие для вузов / И. Г. Кукукина. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 400 с.
33. Магура М. И. Поиск и отбор персонала, М. ОАО Бизнес-школа Интел-Синтез, 2003г.
34. Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия, Москва – Новосибирск, 2001г.
35. Мишурова И.В., Кутелов П.В. Управление мотивацией персонала: Учебно-практическое пособие. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 224 с.
36. Мишурова И.В., Кутелов П.В. Управление мотивацией персонала, М: Март, 2004. – 240 с.
37. Одегов Ю. Г., Журавлев П. В. Управление персоналом, М. Финстатинформ, 2004г.
38. Одегов Ю., Маусов Н., Кулапов М. Эффективность системы управления персоналом (социально-экономический аспект), М. РЭА им. Плеханова, 2003г.
39. Осипов Ю. и Смирнова Е. Основы предпринимательского дела, М. БЕК, 2002г.
40. Пугачев В.П Руководство персоналом:Учебник-М.: АспектПресс, 2006-416с.
41. Попова, Л. В. Современный управленческий анализ. Теория и практика контроллинга : учеб. пособие для вузов / Л. В. Попова, Т. А. Головина, И. А. Маслова. – М.: Дело и сервис, 2006. – 272 с.
42. Распопов В.М., Распопов В.В. Основы менеджмента. -Магнитогорск: МаГУ, 2000. -с.126-137.
43. Самоукина Н.В. Управление персоналом: российский опыт. – СПб.: Питер 2003.
44. Самоукина Н.В. Как расстаться без взаимных обид//Фармацевтический вестник, 2004.- 02.03.
45. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах –М.: Вершина, 2008.-224с.
46. Селезнева, Н.Н. Финансовый анализ. Управление финансами : учеб. пособие для вузов / Н. Н. Селезнева, А. Ф. Ионова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 639 с.
47. Сведения о среднесписочной численности работников ОАО «Кирмаш» за 2016-2018гг.
48. Стражев, В. И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / В. И. Стражев. – Минск: Вышэйш. шк., 2000. – 155 с.
49. Ткачук, М.И. , Киреева, Е. Ф. Основы финансового менеджмента: Учеб.пособие / М.И. Ткачук, Е. Ф. Киреева – 2-е изд., стереотип. -Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2005. – 416с.
50. Финансы и финансовый рынок: учеб. пособие / О. А. Пузанкевич [и др.]; под ред. О. А. Пузанкевич. – Минск: БГЭУ, 2010. – 313 с.
51. Шаховой В.А. Шапиро С.А. Мотивация трудовой деятельности. Учебное пособие. М.: ООО Вершина. 2003. – 224 с.
52. Экономика организации (предприятия) : метод. указания / Витеб. гос. технол. ун-т ; сост.: Л. И. Китаева, В. А. Пожарицкая. – Витебск : ВГТУ, 2017. – 57 с.
53. Экономика и финансы предприятия / под ред. Т.С. Новашиной. - М.: Синергия, 2017. - 344 с.