Социально-психологическая адаптация инвалида-колясочника зрелого возраста Курсовая работа (проект)
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социально-психологическая адаптация инвалида-колясочника зрелого возраста»
по дисциплине: «Психология»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Социально-психологическая адаптация инвалида-колясочника зрелого возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
Введение
1 Характеристика личности инвалида-колясочника в отечественной и зарубежной литературе
1.1 Характеристика личности инвалида-колясочника в отечественной литературе
1.2 Характеристика личности инвалида-колясочника в зарубежной литературе
1.3 Сравнительный анализ отечественных и зарубежных теорий
2 Возрастные особенности личности инвалида-колясочника зрелого возраста
2.1 Краткая характеристика возрастных периодизаций
2.2 Личность инвалида-колясочника: возрастной аспект
3 Социально-психологическая адаптация инвалида-колясочника зрелого возраста
Заключение
Список использованных источников
Введение
В странах мира более миллиарда людей живут с различными формами инвалидности; из них около 200 миллионов имеют серьезные трудности. В ближайшие годы инвалидность будет вызывать все большую обеспокоенность по мере увеличения ее распространенности. По мнению М.М. Айшервуда, это является результатом старения населения, повышенного риска инвалидности среди пожилых людей и глобального роста распространенности хронических заболеваний [1, с. 29].
В мире для людей с инвалидностью характерен более низкий уровень здоровья, образования, более низкая экономическая активность и более высокий уровень бедности, чем люди без инвалидности. Отчасти это связано с тем, что инвалиды-колясочники сталкиваются с барьерами, которые препятствуют их доступу к услугам, к которым привыкли многие из нас, таких как здравоохранение, образование, занятость и транспорт, а также к информации.
Инвалидность является многоуровневым понятием, включающим в себя многообразные аспекты, которые в совокупности формируют представление об этом состоянии на психологическом, поведенческом и социальном уровнях. Инвалиды-колясочники являются социальной общностью, члены которой, ввиду ограниченности своих физических, сенсорных, интеллектуальных и прочих возможностей, связанных с состоянием здоровья, нуждаются в организации специальных процессов и социальных мер для полноценного существования.
Возникший дисбаланс в жизни инвалида-колясочника неизбежно подводит его к новой специфической кризисной ситуации, требующей адаптации. Каждый человек, в том числе и инвалид-колясочник, характеризуется определенным стилем совладающего поведения, формирующегося в ходе жизни и набором личностных ресурсов. Это особенно значимо для инвалидов, так как человек, который оказался в ситуации ограничения возможностей здоровья, попадает в тяжелую, стрессовую ситуацию, в результате которой изменяются условия его функционирования. Речь идет о физических возможностях, социальном статусе, психическом состоянии, связанным со становлением :внутренней картины болезни. Все это обусловливает изменение психологических возможностей личности, сужение круга ее контактов, ощущение неопределенности будущего. Потому ограничение возможностей по здоровью ставит инвалида-колясочника перед необходимостью использовать личностные ресурсы, предъявляет требования к его стрессоустойчивости и адаптивности.
1 Характеристика личности инвалида-колясочника в отечественной и зарубежной литературе
1.1 Характеристика личности инвалида-колясочника в отечественной литературе
Инвалидом признается лицо, у которого имеются физические или умственные недостатки, влекущие необходимость в социальной помощи и защите [2, с. 14]. Человек, использующий коляску в целях функционирования, является инвалидом-колясочником.
Инвалид-колясочник – это человек с ограничением в возможностях, которое обусловлено физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, что не позволяют человеку быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества [3, с. 58].
Инвалиды как социальная группа характеризуется неоднородностью, что связано с рядом объективных факторов. Речь идет о критериях медико-социальной экспертизы лиц (видах нарушений функций организма и степени их выраженности, степени ограничения трудоспособности и др.), возрастных особенностях, стажа и происхождения инвалидности (врожденная или приобретенная). Среди субъективных характеристик можно назвать особенности социализации инвалидов, внутригрупповые отношения инвалидов друг к другу (к примеру, «колясочников» к «инвалидам детства») и к социуму. Наиболее разнообразными являются индивидуально-психологические различия: степень мотивации к реабилитации, отношение к своим физическим недостаткам, стратегии преодолевающего поведения, уровень социально-психологической дезадаптированности; личностные ресурсы (мотивация достижения, оптимизм, активность и др.) [4, с. 86].
Наличие особенностей развития личности инвалидов-колясочников влечет за собой возникновение широкого спектра трудностей, с которыми «условно здоровый» человек не сталкивается в своей жизни. Так, хронические соматические заболевания, физические дефекты, выступая в роли функционального ограничителя возможностей взаимодействия человека с окружающей средой, могут сформировать вторичные изменения, проявляющиеся в содержании «Я-концепции», самоактуализации личности [5, с. 64].
2 Возрастные особенности личности инвалида-колясочника зрелого возраста
2.1 Краткая характеристика возрастных периодизаций
Зрелость представляет собой продолжительный период онтогенеза, который характеризуется тенденцией к достижению высочайшего развития и способностей личности. Зрелость является важным периодом, так как в феноменологии зрелости отражаются методологические проблемы психологии – ее возрастных границ, кризисов, механизмов развития, закономерностей социализации и аккультурации.
Существуют некоторые расхождения относительно временных рамок периода зрелости. Так, согласно возрастной периодизации Д.Б. Бромлей, зрелость относиться к четвертому циклу, и подразделяется на следующие четыре стадии: ранняя взрослость (21-25 лет), средняя взрослость (25-40 лет), поздняя взрослость (40-55 лет), предпенсионный возраст (55-60 лет). С позиций Б.Г. Ананьева, зрелость охватывает период жизни от 18 до 60 лет. Он подразделяется на такие три периода как: ранняя взрослость (18-25 лет), средняя взрослость (26-46 лет) и поздняя взрослость (47-60 лет) [21, с. 6].
Как отмечает Г. Крайг, трудность установления точных границ стадий развития взрослого обусловлена главной особенностью развития в период зрелости – минимальной зависимости его от хронологического возраста, и значительной степени изменения мышления и поведения взрослого человека, определяемые его целями и установками, а также опытом [22, с. 245].
Рассмотрим характеристику ранней, средней и поздней зрелости по Б.Г. Ананьеву. Ранняя зрелость является этапом вступления во взрослость, для которого характерно достижение пика биологического созревания организма, оптимизм, планирование своего личного и профессионального будущего, достижение возраста гражданской зрелости, изменение социальных ролей, часто разлука с родительским домом.
Средняя зрелость представляет собой время пика творческих и профессиональных достижений и в то же время у существенной части взрослых – «начало конца», снижения жизненной активности. В средней зрелости у многих людей возникает потребность передать накопленные знания и умения следующему поколению, и в то же время их могут мучить мысли о нереализованных возможностях, о творческом застое, о том, что годы идут все быстрее и быстрее, а вместе с ними остается все меньше шансов осуществить задуманное. Для многих средняя зрелость является возрастом крушения надежд; в этот период происходит всплеск разводов, распад семей [21, с. 6].
3. Социально-психологическая адаптация инвалида-колясочника зрелого возраста
Процессы адаптации к ситуации инвалидизирующей болезни как трудной жизненной ситуации рассматриваются в современной литературе с точки зрения их эффективности, механизмов, способствующих и препятствующих эффективной социально-психологической адаптации, или тех, которые направлены на изменение ситуации и себя в ситуации.
В современной психологии не существует общепринятого определения понятия «социально-психологическая адаптация». По определению А.А.Налчаджян, адаптация – это процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления деятельности, которая позволяет человеку удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая соответствие психической деятельности человека, его поведение требованиям среды [28, с. 113].
В работах А.А. Реана социально-психологическая адаптация рассматривается как взаимодействие личности со средой, имеющее следующие характеристики:
- осознание необходимости для личности постепенных, эволюционных изменений в отношениях со средой путем овладения новыми способами поведения и жизнедеятельности;
- приспособление (и процесс, и результат) деятельности личности в отношении к изменившимся (или меняющимся) условиям социальной среды;
- становление новых приспособительных механизмов направлено на гармонизацию взаимодействия личности со средой, выравнивание баланса на полюсе личности [29, с. 64].
Так, социально-психологическую адаптацию инвалида-колясочника зрелого возраста можно рассматривать как состояние равновесия с социальной средой, как процесс, обеспечивающий адекватную организацию социального взаимодействия и достижение социально значимых целей, как результат приспособления к новым условиям существования.
Ряд исследователей (Л.И. Анцыферова, А.А. Реан) рассматривает социальную адаптацию как один из механизмов социализации личности. По мнению А.А. Реана, основной смысл социализации заключается в возможности актуализации «Я» [29, с. 66].
Заключение
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что отечественные исследователи рассматривают личность инвалида-колясочника в контексте их социально-психологических проблем. Хронические заболевания и физический дефект, выступая в роли функционального ограничителя возможностей взаимодействия инвалида с внешней средой, рассматриваются как факторы формирования вторичных изменений, проявляющихся в содержании «Я-концепции», самоактуализации личности. Современные исследования психологических особенностей инвалидов-колясочников указывают на их дезадаптацию, что проявляется в поведенческих реакциях асоциальной или антисоциальной направленности, сочетании гиперстенических, и гипостенических личностных тенденций , что свидетельствует о состоянии хронического стресса, в котором функционируют разные защитные механизмы и компенсаторные функции психической деятельности, нацеленные на устранение дезадаптации.
Зарубежные авторы уделяют внимание изучению психологических особенностей, возможностей реабилитационного потенциала инвалидов-колясочников. Они говорят о психологической инвалидизации, которая часто сопутствует физической. Также зарубежные авторы говорят о важности определения времени наступления инвалидности, когда человек стал инвалидом, так как на разных стадиях жизни перед ним стоят различные задачи развития. В зарубежной психологии распространено мнение о том, что инвалидность может существенно изменить жизненный путь индивида, вызвать экзистенциальный кризис и нарушить процесс социализации. Большинство инвалидов не выполняют задачи развития на каждом возрастном этапе, что приводит к возникновению социально-психологических проблем.
Сравнительный анализ отечественных и зарубежных теорий указывает на ряд общих мнений, касающихся личности инвалида-колясочника. И отечественные, и зарубежные авторы важную роль при изучении личности инвалида-колясочника отводят его отношению к болезни и сопутствующим изменениям в жизнедеятельности. Зарубежные и отечественные авторы согласны в том, что ситуация инвалидности по-разному проживается представителями различных половозрастных групп. Общим мнением также является то, что инвалиды-колясочники подвержены самостиматизации и стигматизации со стороны социума. Однако, если зарубежные авторы указывают на возможности реабилитационного потенциала инвалидов-колясочников, то отечественные – на необходимость их диагностической оценки.
1 Айшервуд, М.М. Полноценная жизнь инвалида / М.М. Айшервуд. – М.: Смысл, 1991. – 87 с.
2 Гущин, И.В. Право социального обеспечения / под ред. И.В. Гущина. – Минск: Амалфея, 2002. – 512 с.
3 Царик, Г.Н. Общественное здоровье и здравоохранение / под. общ. ред. Г.Н. Царика. – Кемерово: КГУ, 2012. –911 с.
4 Шенцева, Н.Н. Описательная модель социально-психологической реабилитации группы «молодых людей-инвалидов» / Н.Н. Шенцева, А.Ю. Давыдова // Научный диалог. – 2013. – № 4. – С. 85–95.
5 Кущ, Е.А. Личностные ресурсы совладающего поведения людей с ограниченными возможностями / Е.А. Кущ, С.С. Чеботарев // Вестник магистратуры. – 2012. – № 4 (7). – С. 63–66.
6 Яковлева, Н.В. Обзор психологических исследований инвалидности / Н.В. Яковлева, Н.Н. Уланова, И.М. Шишкова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2016. – № 2. – С. 14–26.
7 Шинина, Т.В. Проблемы личности инвалидов: социально-психологические аспекты / Т.В. Шинина // Вестник МГОУ. – 2011. – № 1. – С. 145–150.
8 Гордиевская, Е.О. Индивидуально-психологические особенности инвалидов с ампутациями конечностей как значимый фактор их реабилитации / Е.О. Гордиевская, Б.В. Овчинникова // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2008. – Вып. 2 . – С. 339–345.
9 Орлова, М.М. Адаптационные стратегии в условиях тяжелого, инвалидизирующего заболевания как субъективная составляющая ситуации болезни / М.М. Орлова // Известия Саратовского университета. – 2013. – № 4. – С. 64–69.
10 Кулагина, И.Ю. Реабилитационный потенциал личности при различных хронических заболеваниях / И.Ю. Кулагина, Л.В. Сенкевич // Культурно-историческая психология. – 2015. – Т. 11, № 1. – С. 50–60.
11 Яковлева, Н.В. Психологические модели инвалидности: причины возникновения и перспективы использования / Н.В. Яковлева // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2017. – № 5. – С. 346–359.
12 Гудина, Т.В. Основные субъекты социокультурной реабилитации инвалидов / Т.В. Гудина // Вестник университета: теоретический и научно-методический журнал. –2011. – № 6. – С. 31–34.
13 Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон; пер. с англ. – СПб: Университетская книга, 1996. – 592 с.
14 Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон; пер. с англ. – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.
15 Порохина, Ж.В. Психологический реабилитационный потенциал инвалида: на примере больных с ишемической болезнью сердца: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.10 / Ж.В. Порохина. – Москва, 2004. – 23 с.
16 Лотова, И.П. Качество жизни инвалидов как междисциплинарная проблема / И.П. Лотова // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2015. – № 2. – С. 53–57.
17 Васильева, И.А. Отношение к болезни пациентов на хроническом гемодиализе / И.А. Васильева // Нефрология. – 2005. – № 2. – С. 53–61.
18 Черничкина, В.А. Социально-психологические проблемы инвалидов и основные стратегии их разрешения: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / В.А. Черничкина. – Ярославль, 2003. – 22 с.
19 Парфенов, Е.В. Стигматизация пациентов с эпилепсией / Е.В. Парфенова, Ф.К. Ридер, А.Г. Герсамия // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2017. – № 1. – С. 78–83.
20 Томкович, А.Л. Стигма / А. Л. Томкович. – Минск, 2018. – 112 с.
21 Ильин, Е.П. Психология взрослости / Е П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 468 с.
22 Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 747 с.
23 Паттурина, Н.П. Проблема зрелости в современной психологии / Н.П. Паттурина // Известия РГПУ. – 2006. – № 2. – С. 113–126.
24 Поникарова, В.Н. Содержание и основные направления формирования продуктивного копинг-поведения у лиц с ограниченными возможностями / В.Н. Поникарова // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5. – С. 412–414.
25 Кудинов, С.И. Психологические особенности самореализации личности с ограниченными физическими возможностями / С.И. Кудинов, С.С. Кудинов // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 2. – С. 272–280.
26 Федоренко, М.В. Психологические особенности личности и качество жизни инвалидов с нарушениями структуры и функций конечностей (возрастной аспект) / М.В. Федоренко, Р.И. Хисамова // Вестник всероссийской гильдии потезистов-ортопедов. – 2012. – № 3 (49). – С. 636–637.
27 Паршина, В.В. Сравнительный анализ социально-психологических проблем молодых и пожилых инвалидов / В.В. Паршина // Таврический научный обозреватель. – 2015. – № 2. – С. 42–44.
28 Налчаджян, А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А.А. Налчаджян. – М.: Эксмо. – 368 с.
29 Реан, А.А. Психология адаптации личности. Анализ, теория, практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 479 с.
30 Морозова, Е.В. Социально-психологическая адаптация личности, находящейся в условиях инвалидизирующего заболевания (на примере хронической эндокринной патологии и онкологических заболеваний): автореф... дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Е.В. Морозова. – Ярославль: ЯрГУ, 2008. – 26 с.
31 Азбергенова, Г.А. Социально-психологическая адаптация: подходы к изучению / Г.А. Азбергенова // Вестник КРСУ. – 2016. – № 12. – С. 144–148.
32 Богомаз, С.Л. Особенности копинг-стратегий людей с ограниченными возможностями / С.Л. Богомаз, С.Ф. Пашкович // Вектор науки ТГУ. – 2014. – № 3 (18). – С. 166–168.
33 Воскресенская, Л.А. Особенности преодолевающего поведения взрослых и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья / Л.А. Воскресенская // Психология стресса и совладающего поведения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – 2013. – Т. 1. – С. 89–91.
34 Киселева, А.А. Особенности копинг-стратегий у лиц с ограниченными возможностями здоровья / А.А. Киселева, М.Ю. Кузьмин // Acta Biomedica Scientifica. – 2017. – № 5. – С. 129–135.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты