Введение
1 Психологические особенности представлений об идеальном родителе у женщин при первой беременности
1.1 Зарождение представлений об идеальном родителе у женщин
1.2 Представления об идеальном родителе у женщин и опыт родительской семьи
2 Эмпирическое исследование представлений об идеальном родителе у женщин при первой беременности
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ результатов исследования представлений об идеальном родителе у женщин при первой беременности
2.3 Психологические рекомендации по составлению реальной картины родителя для женщин при первой беременности
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Интерес к проблеме представлений об идеальном родителе обусловлен происходящими изменениями в сферах демографических процессов общества, социально-экономического состояния современной семьи, в структуре ценностных ориентаций и мотивационного компонента личности нового поколения. На сегодняшний день сохраняются негативные тенденции к снижению семейных ценностей, увеличению численности семей, сознательно живущих в бездетных браках, низкому престижу материнства, а также увеличения возраста первородящих женщин. Эти процессы располагают к трансформации традиционных взглядов не семейные функции и отношения, психологическую готовность к материнству, репродуктивную мотивацию, родительские установки, ведущие к негативным аспектам материнства как одной из наиболее важных функций женщины.
Родительство (и материнство, и отцовство) представляет собой базовое жизненное предназначение, важное состояние и социально-психологическую функцию каждого человека. Родительство представляет собой важнейшую сферу активности человека, занимающую существенную часть его жизни, влияющая на характер функционирования семьи. Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли обусловливают состояние общества, института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений.
В последние годы наблюдается тенденция, с одной стороны, к низкой родительской подготовленности и безответственности, что напрямую определяет повышение детской преступности, рост беспризорности, снижение психического и физического здоровья детей. С другой стороны, отмечается рассогласованность действий, чувств, убеждений, что приводит родителей к ощущению неудовлетворенности своей жизнью.
Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы воспитания детей формируется под влиянием разного рода факторов. Одним из факторов, определяющих представления об идеальном родителе у женщин может быть первая беременность.
Родительство и представления о родительстве изучаются в психолого-педагогических науках в различных аспектах. На уровне личности родительство рассматривается как часть личностной сферы человека, имеющая свою онтогенетическую историю и в качестве социально-психологического образования, представленного социальными установками разного уровня обобщения и конкретизации (В.В. Бойко, Р.В. Овчарова).
Особенности личности беременных женщин и психологические аспекты протекания и переживания беременности изучали такие авторы как: В.И. Брутман, Ю.В. Немировская, О.Б. Подобина, Г.Г. Филиппова и др.
Однако, проблема выявления представлений об идеальном родителе у женщин при первой беременности является недостаточно освещенной.
1 Психологические особенности представлений об идеальном родителе у женщин при первой беременности
1.1 Зарождение представлений об идеальном родителе у женщин
Представления об идеальном родителе у женщин в качестве объекта исследования уходят своими корнями в проблематику родительства как семейной ценности и психологию материнства.
Родительство как важнейшую семейную ценность рассматривали С.П. Акутина, Е.П. Винивидов, В.О. Кондрашова, В.В. Мартынова и др. По определению В.В. Мартыновой, семейные ценности – это ценности нормы, которые являются основой ориентации, идеальными критериями, на основе которых оценивается действительность и совершается выбор действия [1, с. 58].
Ценности родительства - как одна из групп семейных ценностей - комплекс эмоционально и культурно обусловленных, устойчивых убеждений о предпочтительных моделях репродуктивного, экзистенциального, социализационного поведения родителей с целью рождения и воспитания детей. Ценности родительства включают убеждения о ценности детей и отношении к ним, мотивации деторождения, планирования и организации рождения детей, их количестве, качестве заботы и воспитания, о том, как должны строиться взаимоотношения между родителями и детьми, какие качества необходимо воспитывать в детях [2, с. 123].
По мнению О.Н Безруковой, ценности детей и родительства - это осознанные представления об их значимости для субъекта, как обусловленные природой индивидуальных потребностей и интересов, так и формирующиеся в процессе усвоения родительской культуры семьи и жизненного опыта индивида. Различия для этих групп обусловлены степенью идентификации с родительской ролью, структурой индивидуальных и семейных ресурсов [2, с. 124].
Родительская позиция − это сложная система отношений родителя: к своему ребенку, к себе как родителю, к родительской роли, родительству, воспитательной практике. От родительской позиции зависят родительские установки и мотивы, которыми руководствуется родитель в воспитании ребенка; цели и ценности, на которые будет направлено семейное воспитание и определен характер воспитательной практики [3, с. 24].
Критерий принятия социальной роли матери – это выраженная готовность к материнству, которая является субъект-субъектным взаимодействием с будущим ребёнком. По мнению Ю.В. Немировской решение о рождении ребенка, принимаемое женщиной, зависит от следующих обстоятельств:
- престижность социального статуса «беременная женщина»;
- позитивное или негативное влияние социального статута на ее личностный статус (ее положение в неофициальной структуре взаимоотношений);
- удачный опыт первой беременности женщины [4, с. 78].
2 Эмпирическое исследование представлений об идеальном родителе у женщин при первой беременности
2.1 Организация и методики исследования
База исследования: исследование проводилось на базе учреждения «Мозырская городская женская консультация». В исследовании приняли участие 28 беременных женщин. Беременность у всех женщин первая. Возраст испытуемых – 20-25 лет.
Цель эмпирического исследования: выявить представления об идеальном родителе у женщин при первой беременности.
Задачи исследования:
1) выявить представления об идеальном родителе у женщин при первой беременности;
2) установить стиль переживания беременности у женщин при первой беременности;
3) определить наличие или отсутствие взаимосвязи представлений об идеальном родителе и стилем беременности у женщин при первой беременности.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение представлений об идеальном родителе у женщин при первой беременности с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов исследования, формулирование выводов.
Методы исследования: метод тестирования, диагностические методики, метод математической статистики (критерий r-Спирмена).
Методики исследования:
1. Методика «Представления об идеальном родителе» (Р.В. Овчарова, Ю.А. Дегтярева).
2. Рисуночный тест «Моя беременность» (Г.Г. Филиппова).
Методика «Представления об идеальном родителе» (Р.В. Овчарова, Ю.А. Дегтярева) [Овчарова].
Цель: выявление представлений об идеальном родителе.
Опросник состоит из 48 полярных пар качеств, каждая пара оценивается по 7-бальной шкале (3, 2, 1,0, 1, 2, 3) в зависимости от выраженности качества.
Количественная обработка заключается в подсчете баллов испытуемого по каждому аспекту (когнитивный – первые 18 пар, эмоциональный – вторые 18 пар с 19 по 36, поведенческий – последние 18 пар с 37 по 54). В результате получаются три показателя: когнитивный, эмоциональный и поведенческий показатели представлений об идеальном родителе.
Заключение
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что представление о родительстве рассматривается в качестве наглядного образа явления родительства, возникающего на основе имеющегося у индивида опыта (первую очередь в родительской семье) посредством его воспроизведения в воображении. На представление об идеальном родительстве оказывает влияние личностный фактор. Начало становления представлений об идеальном родителе у женщин прослеживается уже не первых стадиях материнства. Представления об идеальном родителе у женщин формируются на основе психологической готовности к материнству как сложного образования, включающего ряд компонентов: личностная готовность, адекватная модель родительства, мотивационная готовность, сформированность материнской компетентности, сформированность материнской сферы.
Представления об идеальном родителе у женщин складываются во время беременности и обусловлены опытом родительской семьи. Опыт родительской семьи оказывает значительное влияние на формирование представлений об идеальном родителе, так как семья является первичным институтом, где осуществляется социализация личности, закладываются основы формирования образа будущего родительства. Идеал матери является составной частью идеала женщины. Идеал матери у женщины из неполной семьи, как правило, заимствуется из идеала матери и отца и является противоречивым или гармоничным в зависимости от сочетания и степени выраженности качеств.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что у женщин при первой беременности наиболее выражен эмоциональный компонент, затем – когнитивный, менее всего выражен поведенческий компонент. Женщины при первой беременности представляют образ идеального родителя, прежде всего, как чувствующего, а затем – знающего. Идеальный родитель в представлениях женщин является добрым, ласковым, теплым, одобряющим, любящим, всегда заинтересованным детьми, всегда довольным детьми, не стыдящимся за ребенка, готовым к родительству. Он должен быть благоразумным, практичным, доверяющим детям, бескорыстным и прощающим, ответственным и терпеливым, понимающим и снисходительным.
Половина женщин при первой беременности проявляют адекватный стиль переживания беременности – они относятся к ребенку как субъекту, ориентированы на себя и состояние ребенка. Они обладают высокой, рано появившейся материнской компетентностью, испытывают удовлетворенность будущим материнством и отношением других. Другая половина женщин при первой беременности проявляют тревожный стиль переживания беременности – они ориентированы на мнение других, проявляют повышенное внимание к негативным сторонам поведения ребенка и собственного состояния, обладают поздно появившейся компетентностью, испытывают неуверенность в себе, неудовлетворенность собой и другими, опасаются за развитие ребенка.
1 Мартынова, В.В. Модель формирования семейных ценностей подростков из неблагополучных семей / В.В. Мартынова, Е.Н. Дубовец // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І.П. Шамякіна. – 2013. – № 1. – С. 57–61.
2 Безрукова, О.Н. Ценности родительства: структура, типы, ресурсы / О.Н. Безрукова // Социологические исследования. – 2016. – № 3. – С. 118–127.
3 Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие/ Р.В. Овчарова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
4 Немировская, Ю.В. Особенности социального статуса беременных женщин в современной России / Ю.В. Немировская // Вестник ТГУ. – 2007. – № 2 (46). – С. 77–79.
5 Немировская Ю.В. Факторы адаптации беременной женщины к социальной роли матери / Ю.В. Немировская // Вестник СГТУ. – 2007. – № 1, Т. 1. – С. 215–219.
6 Крайлюк, А.И. родительские установки: теоретические аспекты / А.И. Крайлюк // Вестник Костромского гос. университета. – 2015. – Т. 21. – С. 78–83.
7 Филиппова, Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
8 Брутман, В.И. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов / В.И. Брутман, Г.Г. Филиппова, И.Ю. Хамитова // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 59–68.
9 Ефремова, Н.А. Образ идеального родителя в представлении матерей и отцов / Н.А. Ефремова // Омский научный вестник. – 2006. – № 2. – С. 294–296.
10 Радостева, А.Г. Влияние семейных отношений на родительские установки / А.Г. Радостева // Фундаментальные исследования: сб. науч. тр. – 2008. – Вып. 8. – С. 58–61.
11 Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.
12 Агаджанова, Э. Р. К вопросу о семейных ценностях: от античности к современности / Э. Р. Агаджанова, О. И. Ефимова // Симбирский научный вестник. − 2015. − № 2. − С. 134–139.
13 Романова, Е. В. Влияние опыта взаимоотношений в родительской семье на формирование супружеских отношений и удовлетворенность браком / Е. В. Романова // Вестник СПбГУ. – 2011. – № 3. – С. 121–127.
14 Тлемешок, В.Р. Представления современной молодежи о семейно-брачных отношениях / В.Р. Тлемешок, Н.Ф. Дианова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 6-1. – С. 206-208.
15 Шубина, А.С. Образ семьи в картине мира детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / А.С. Шубина. – Волгоград, 2009. – 21 с.
16 Печникова, Е.Ю. Бесплодие как следствие неосознанного проигрывания будущими родителями сценариев своих предков. Роль и возможности психосоматической коррекции при работе с такими семьями / Е.Ю. Печникова, Н.А. Цветкова // Перинатальная психология и медицина. Материалы Всероссийской конференции. – Иваново, 2001. – С. 198–201.
17 Вагапова, А.Р. Представления о материнстве / отцовстве и родительские установки у молодежи / А.Р. Вагапова // Известия Саратовского университета. – 2015. – № 2. – С. 172–179.
18 Подобина, О. Б. Совладающее поведение женщины на этапе принятия роли матери: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.05 / О.Б. Подобина. – Кострома, 2005. – 21 с.
20 Слепкова, В.И. Психология семьи / Авт.-сост. В.И. Слепкова. – Минск: Харвест, 2006. – 496 с.
21 Мудрик, А.В. Человек в процессе социализации / А.В. Мудрик // Вестник ПСТГУ. – 2009. – Вып. 3 (14). – С. 7–16.
22 Ясеницкий, И.А. Личность как продукт социализации / И.А. Ясеницкий // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2017. – № 52. – С. 93–95.
23 Земзюлина, И.Н. Переживание беременности в контексте жизненного пути личности женщины как фактор принятия новой социальной роли-роли матери: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.05 / И.Н. Земзюлина. – Курск: КГМУ, 2009. – 19 с.
24 Карасева А.Э. Психологические особенности беременных женщин с различным характером родовой деятельности : автореф. дис. … канд. психол. наук, Томск : ТГУ, 2005. – 16 с.
25 Сидоров, П. Перинатальная психология / П. Сидоров, Г. Чумакова, Е. Щукина. – СПб.: СпецЛит, 2015. – 344 с.