Введение
1 Бедность как социально-экономическая категория
1.1 Сущность понятия «бедность» и виды бедности
1.2 Причины бедности
1.3 Измерение бедности: методика, оценка, показатели
2 Проблема бедности и программы борьбы с нею в разных странах
2.1 Бедность и борьба с нею в США
2.2 Бедность и борьба с нею в странах ЕС
3 Проблема бедности и пути ее элиминирования в Республике Беларусь
3.1 Оценка бедности населения в Республике Беларусь
3.2 Пути снижения бедности и повышения уровня жизни в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Явление бедности имеет место в любом современном обществе.
Бедность, социальное неравенство являются имманентными атрибутами рыночной экономики. Бедность является фактором высокой поляризации общества. Эти процессы вызывают объективную необходимость более углубленного изучения существующих в современной зарубежной и отечественной экономической теории подходов к проблеме бедности, пересмотра системы социальной защиты населения.
Для любого народа и любой культуры представление о бедности имеет очень важное значение.
Бедность или нищета представляет собой особое состояние определенной части населения, при котором они не имеют возможности материально обеспечивать себя и свою семью на должном уровне.
Важнейшими социальными проблемами многих стран являются низкий уровень реальных доходов населения, значительный рост дифференциации населения по доходам и материальной обеспеченности, увеличение масштабов бедности. Существующее в обществе распределение доходов является не всегда оправданным и оказывает негативное влияние на развитие экономических и социальных процессов. В этой связи научный анализ доходов домашних хозяйств, выявление существующих проблем, а также определение перспектив развития доходов становится объективной необходимостью.
На сегодняшний день проблема бедности является наиболее актуальной. Бедность предполагает состояние, вызванное недостатком ресурсов материального характера для ведения нормального образа жизни, привычного и характерного для значительной части населения.
Кроме того, бедность ограничивает доступ населения к ресурсам развития: достойной работе, качественным услугам здравоохранения и образования, возможности социализации детей и молодежи и реализации их творческого начала. Низкий уровень доходов совместно с их поляризацией приводит к социальной напряженности в обществе, препятствует его успешному развитию, вызывает кризисные явления, как в обществе, так и в целом государстве.
Современное общество находится на пике своего развития, однако извечная проблема бедности не потеряло своей актуальности. В век технического прогресса и самых высоких достижений современной цивилизации человечество не может решить проблему расслоения общества. Более того эта проблема с каждым годом набирает ещё больший оборот и приобретает новые черты.
Данная тема является актуальной и для Республики Беларусь, поскольку государство выбрало социально ориентированную модель рыночной экономики, в которой повышение уровня жизни населения является главным приоритетом. Однако, к сожалению, качество жизни нашей страны ниже большинства развитых стран мира. Поэтому одним из важнейших направлений социально- экономической политики государства является минимизация дифференциации доходов населения, повышение социальных стандартов, а также борьба с бедностью в целом.
1 Бедность как социально-экономическая категория
1.1 Сущность понятия «бедность» и виды бедности
Одним из основных показателей цивилизованного государства в социальной сфере является сохранение допустимого для этой страны уровня жизни определенных групп населения (семей), в силу неких обстоятельств оказавшихся неспособными даже на минимальном уровне исполнять принятые в обществе обычаи, жизненные стандарты (одеваться, питаться, проводить досуг и т.д.). Иначе говоря, материальное положение такой группы населения, уровень их доходов не дают им удовлетворить свои минимальные потребности, которые необходимы для жизни, продолжения рода, сохранения трудоспособности, определенного признания в обществе. Если минимальные потребности человека (семьи) не удовлетворены, то это считается бедностью.
Приведем несколько ключевых определений понятия «бедность».
Бедность - это характеристика экономического положения индивида или группы, при котором они не могут сами оплатить стоимость необходимых благ [9, с. 291].
Бедность - это неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни [1, с. 315].
Бедность - это показатель критически низкого уровня жизни малообеспеченных граждан и категорий населения, недостаточная степень удовлетворения их материальных и духовных потребностей.
Существует несколько подходов к определению бедности. В двух традиционных подходах бедность - абсолютная и относительная - увязывалась исключительно с доходом или потреблением [14, с. 319].
В современном мире понятие бедности расширилось: она всё чаще представляется многогранным явлением, далеко выходящим за черту определенного минимума доходов и расходов. В концепции «человеческого развития» считается, что нельзя сократить масштабы бедности, сводя её определение только к одной стороне жизни людей - материальному благосостоянию. В её рамках был предложен новый подход к интерпретации и новый метод измерения «многомерной» бедности [14, с. 319].
Проявление интереса к проблеме бедности, считающейся одной из наиболее сложных социальных проблем, вполне можно объяснить. Этой проблемой были заинтересованы многие знаменитые ученые - А. Смит, К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. Спенсер, Ж. Прудон.
В Европе 15-17в. В эпоху первоначального накопления капитала А. Смит считал, что для скорейшего становления капитала большую роль играет внешняя торговля (поставка денежных средств из-за рубежа). Он считал, что предложение должно приспосабливаться к спросу, т.е. если спрос меньше предложения, то рыночная цена будет ниже издержек и производители сократят производство [2, с. 42].
2 Проблема бедности и программы борьбы с нею в разных странах
2.1 Борьба с бедностью как важнейшая задача социальной политики
Проблемы экономического неравенства уже на протяжении долгого времени являются предметом изучения экономистов. Неудивительно, что странами мирами используются различные способы и механизмы для его сокращения. Некоторые из механизмов дают эффективные результаты, а другие, к сожалению, неэффективны. Тем не менее, данный вопрос рассматривается не только отдельными государствами, но и международными организациями.
Борьба с бедностью в разных странах охватывает все аспекты социальной политики государства и включает в себя системы социальной защиты, социального обеспечения и социального страхования. Национальные системы соцзащиты многообразны, и, на первый взгляд, сходства трудно выделить. Тем не менее, возможна их типологизация.
Социальные системы, существующие в различных странах, весьма многообразны и отражают особенности социально-экономического развития данных стран. Согласно концепции Г. Эспин Андерсена, промышленно развитые страны с рыночной экономикой можно условно разделить на три типа в зависимости от критериев, на основе которых в этих странах строится система социальной защиты [18, с. 24]:
1. страны либерального типа;
2. страны консервативного типа;
3. страны социал-демократического типа.
В странах либерального типа основными источниками социальных благ являются рынок и семья.
Поощрение индивидуализма и свободных рынков стимулирует средний класс к самостоятельному решению проблем своего благосостояния. Государство оказывает социальную помощь только тем, кто в силу различных причин не в состоянии сам решить свои проблемы. Такая помощь осуществляется на адресной основе и предполагает жесткий контроль над доходами. К группе таких стран можно в большей степени отнести США, Великобританию и Японию [18, с. 24].
В странах консервативного типа государство оказывает социальную поддержку лишь в тех областях, в развитии которых оно заинтересовано, а размер, форма и объем помощи индивиду зависит от его места в иерархической структуре общества. Базовым принципом социальной защиты в странах консервативного типа является не перераспределение доходов, а поддержание того жизненного уровня, который был достигнут в течение трудовой жизни, при наступлении старости, а также во время болезни или инвалидности. Важное и порой доминирующее место в социальных системах данного типа играет принцип социального страхования и субсидиарности [18, с. 24].
3 Проблема бедности и пути ее элиминирования в Республике Беларусь
3.1 Оценка бедности населения в Республике Беларусь
В Республике Беларусь оценка бедности (малообеспеченности) осуществляется Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь на основании данных выборочного обследования домашних хозяйств по уровню жизни.
Это обследование проводится на постоянной основе с 1995 года и представляет собой важный источник данных об уровне, условиях и качестве жизни населения, а также является единственным информационным источником для оценки уровня бедности в стране и расчета показателей дифференциации населения по уровню материального достатка.
Основным информационным источником для оценки бедности в республике является выборочное обследование домашних хозяйств по уровню жизни. Это обследование проводится органами государственной статистики на постоянной основе с целью мониторинга показателей уровня и качества жизни населения. Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь ежегодно осуществляется расчет показателей бедности на основании абсолютного и относительного подходов, а также с учетом материальных деприваций (лишений).
Согласно статье 1 Закона «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», принятого 6 января 1999 года, граждане (семьи), имеющие среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума, признаются малообеспеченными [19].
Бюджет прожиточного минимума (БПМ) представляет собой стоимостную величину необходимых для сохранения здоровья человека, обеспечения его жизнедеятельности минимального набора продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, стоимость которых определяется как фиксированная доля от стоимости минимального набора продуктов питания, а также обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам.
Порядок определения прожиточного минимума регулируется Законом. Прожиточный минимум пересматривается не реже одного раза в пять лет; величина бюджета прожиточного минимума ежеквартально утверждается постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Заключение
Изучение проблемы бедности и путей ее элиминирования в современных условиях позволяет сделать следующие выводы.
Одной из главных в мире является проблема бедности, под которой понимается невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни.
Одной из важнейших причин, обусловливающих наличие разных оценок масштабов бед¬ности, является различие в подходах к определению понятия бедности. Существует значи¬тельное число концепций бедности, среди которых можно выделить три основные: абсолют¬ная, относительная и субъективная.
Бедность вызвана действием некоторых факторов:
1) К демографическим факторам относятся возраст, состав и размер семьи, пол.
2) К экономическим - безработица, структура рынка труда, общий уровень производства и производительность, неравенство трудоспособного населения на рынке труда, доля доходов и потребления.
3) К медицинским факторам можно отнести инвалидность, слабое здоровье, длительную болезнь.
4) Психологические факторы.
В современной науке и практике существует множество методов и критериев оценки и измерения бедности, что объясняется различными методологическими подходами к ее определению. В мировой практике принято выделяют три основные концепции определения и оценки бедности: абсолютная концепция бедности предполагает установление черты бедности (прожиточного минимума), посредством формирования минимальной потребительской корзины; относительная бедность определяется исходя из соотношения денежной оценки ресурсов определенных групп населения и среднего уровня доходов в целом по стране; субъективная концепция к бедным относит те лица, которые сами считают себя бедными.
В современном мире для комплексной и объективной оценки различных проявлений бедности необходимо комбинирование различных подходов.
Борьба с бедностью для одних стран, профилактика ее для других – крупнейшая стратегическая задача любой национально ориентированной политики.
Бедность в США - стране высоких возможностей и осуществимых мечтаний - все еще является одной из насущных проблем.
В США исходят из того, что нищета – это личный выбор человека. Поэтому социальная помощь не должна обеспечивать слишком комфортное существование, и все получают её в одинаковом объёме. Впрочем, никто из нищих не остается без соцпомощи, а это около 15% населения страны.
В странах ЕС доминируют четыре основные модели социальной защиты: континентальная, англосаксонская (либеральная), скандинавская и южноевропейская.
1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Сереги-на; под общ. ред. А.В. Сидоровича. – М. : Дело и Сервис, 2011. – 448 с.
2. Александрова, О. А. Бедность и неравенство: масштаб издержек и пути преодоления / О. А. Александрова // Социальная политика и социальное партнерство. – 2017. – № 2. – С. 41-50.
3. Аналитический обзор «Бедность и социально уязвимые группы в Беларуси» / А. Чубрик, Г. Шиманович. – Минск: Исследовательский центр ИПМ, 2018. – 21 с.
4. Антропов, В. В. Европейская социальная модель и политика жесткой экономии / В. Антропов // Мировая экономика и международные отношения. – 2017. – № 3. – С. 45-54.
5. Базылев, Н.И. Макроэкономика : учебное пособие / Н.И. Базылев. – Минск : Соврем. школа, 2007. – 288 с.
6. Беглова, Е.И. Опыт преодоления бедности в странах с различным уровнем экономического развития / Е.И. Беглова // Российское предпринимательство. – 2017. – № 6. – С. 39-45.
7. Белоусова, О. В. Возможности решения проблемы бедности в мировой экономике / О.В. Белоусова // Молодой ученый. – 2017. – № 19. – С. 115-117.
8. Березовенко, К.В. Пути решения проблемы бедности / К.В. Березовенко [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://laservirta.ru.
9. Бродский, Б. Е. Макроэкономика. Продвинутый уровень : курс лекций / Б. Е. Бродский. – М. : Магистр, 2014. – 336 с.
10. Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2019.
11. Корж, Г. Г. Критерии бедности (малообеспеченности): международный опыт и отечественная практика / Г. Г. Корж, Н. М. Сушко // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. – 2018. – № 9. – С. 24-36.
12. Лутохина, Э.А. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник для студ. вузов / Э.А. Лутохина, В.В. Козловский, Н.Я. Кажуро; под ред. Э.А. Лутохиной. – Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2005. – 400 с.
13. Макроэкономика : учеб. пособие для студентов заочной и дистанционной форм образования / Т. С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л. П. Зеньковой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2013. – 446 с.
14. Макроэкономика: учебник / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск: ТетраСистемс, 2010.– 384 с.
15. Мировая статистика [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ereport.ru/stat.php.
16. Национальная стратегия устойчивого социально–экономического раз-вития Республики Беларусь на период до 2030 года: Постановление Совета Министров Республики Беларусь 01.08.2016 № 604 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «Юр-Спектр», 2019.
17. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://belstat.gov.by. – Дата доступа: 01.06.2019.
18. Низова, Л. М. Бедность как фактор экономической нестабильности / Л. М. Низова // Социальная политика и социальное партнерство. – 2017. – № 9. – С. 23-27.
19. О прожиточном минимуме в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 года // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2019.
20. Об утверждении Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы : Указ Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2016 г. № 466 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2019.
21. Олехнович, Г. И. Экономика зарубежных стран : электронный учебно-методический комплекс для студентов / Г. И. Олехнович [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/handle/edoc/19193.
22. Попова, И. Г. Прожиточный минимум как гарантия материальной обеспеченности / Попова И. Г. // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. – 2017. – № 1. – С. 37-44.
23. Социальная политика в долгосрочной перспективе: многомерная бедность и эффективная адресность / Т.М. Малева, Е.Е. Гришина, Е.А. Цацура. – М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. – 52 с.
24. Сидорова, Н. П. Бедность населения как социальная реальность современного общества: основные подходы к оценке / Н. П. Сидорова //Человек Цивилизация. Общество. – 2018. – № 2. – С. 53-58.
25. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: учебник / Л.С. Тарасевич. – Спб.: Издательство Спб ГУЭФ, 2016. – 656 с.
26. Уровень бедности в США [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://visasam.ru/emigration/canadausa/bednost-v-ssha.html.
27. Шамилгаджиева, З.С. Методология оценки и измерения бедности насе-ления / З.С. Шамилгаджиева // Вопросы структуризации экономики. – 2018. – № 5. – С. 145-152.