Введение
1 Финансирование экономики и его источники: сущность, структура, направления
1.1 Финансирование: сущность, роль, формы
1.2 Внутренние источники финансирования и их характеристика
1.3 Внешние источники финансирования
1.4 Институционально-правовой механизм финансирования экономики
2 Опыт финансирования экономики в зарубежных странах
2.1 Финансирование экономики в странах ЕС
2.2 Особенности финансирования экономики в Российской Федерации
2.3 Особенности финансирования экономики в КНР
3 Специфика финансирования экономики в Республике Беларусь
3.1 Анализ состояния экономических субъектов, и особенности ее финансирования
3.2 Направление совершенствования экономики
Заключение
Список использованных источников
Введение
Как и большинство основополагающих терминов, термин «финансы» имеет множество определений, выражающих различные взгляды исследователей на одно и то же явление. Понятие «финансы» будоражило умы не одного поколения специалистов еще задолго до появления в нашей стране рыночной экономики. До сих пор существуют различные точки зрения на сущность финансов и, следовательно, различные формулировки данного понятия. Не вдаваясь в подробности дискуссии о сущности финансов, приведем определение, данное в «Современном экономическом словаре»: «Финансы» (от лат. Financia – наличность, доход) – обобщающий экономический термин, означающий как денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении, использовании, так и экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйствами-субъектами, движением денежных средств, денежным обращением, пользованием денег.
Соответственно и понятие «финансирование» имеет в юридической и экономической литературе немало трактовок. Наиболее емкие и точные определения:
Финансирование – процесс образования капитала фирмы во всех его формах;
Финансирование – это обеспечение денежными средствами (денежное обеспечение) потребностей расширенного воспроизводства.
Необходимо отметить, что понятие «финансирование» довольно тесно связано с понятием «инвестирование». Однако они не тождественны. Если финансирование – это формирование денежных средств, то инвестирование это их использование (вложение). Оба понятия взаимосвязаны, однако первое предшествует второму.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что до перехода к рынку система формирования источников инвестиций основывалась, прежде всего, на бюджетном финансировании (60 %) и использовании собственных средств (40 %). С переходом к рынку роль бюджетных источников снизилась. В настоящее время централизованные средства в качестве источника инвестиций преимущественно выделяются в форме государственного кредита под целевые инвестиционные программы.
Цель курсовой работы изучить внешние и внутренние источники финансирования экономики: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь.
1 Финансирование экономики и его источники: сущность, структура, направления
1.1 Финансирование: сущность, роль, формы
Финансирование – обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на развитие предприятий, отраслей, экономики в целом, социальной сферы, регионов, на обеспечение национальной обороны страны и развитие других сфер жизни общества.
Осуществляется за счет средств предприятий, бюджетов различных уровней, внебюджетных фондов, частных инвесторов, других источников. Объем финансирования определяется на основе запланированных расходов и источников их обеспечения. На коммерческих предприятиях финансовые ресурсы и финансовые взаимоотношения отражаются в бизнес-плане предприятия. Расходы на текущее содержание и на расширение деятельности учреждений и организаций, состоящих на сметном финансировании, осуществляются в основном за счет средств республиканского или областного бюджетов, а также бюджета субъекта Республики Беларусь.
В сегменте финансирования можно выделить два ключевых момента принятия решений:
- распределение прибыли (дивидендная политика);
- формирование структуры капитала.
Система формирования источников финансирования находится под активным воздействием инвестиционной политики государства, которая меняется в зависимости от конкретных задач развития экономики. Вне зависимости от характера системы формирования источников инвестиционной деятельности общая их величина находится под влиянием [11, с. 101]:
1) размера национального дохода;
2) пропорций его распределения на фонд потребления и фонд накопления;
3) масштабов внешних заимствований.
Каждый из источников инвестиционных ресурсов обладает преимуществами их использования в инвестиционной деятельности и экономическими ограничениями.
На основе механизмов бюджетного финансирования капитальных вложений осуществляется финансирование объектов, оказывающих влияние на отраслевую структуру экономики страны в целом: развитие межрегиональных и межотраслевых производств, а также строительство таких предприятий, с помощью которых решаются задачи экономического и социального развития Республики Беларусь.
2 Опыт финансирования экономики в зарубежных странах
2.1 Финансирование экономики в странах ЕС
В последние годы в условиях ограниченности ресурсов, сложившихся в странах объединенной Европы, финансирование общественных благ сопровождается эффективным планированием расходов на эти цели. Основной причиной такого подхода стало то, что потребности общественного сектора растут быстрее, чем бюджетные возможности государств.
В этой связи возникновение государственно-частного партнерства (ГЧП) стало своеобразным вызовом для решения этой проблемы. Вместе с тем в странах ЕС совершенствуется и другое решение для финансирования растущих потребностей в общественном секторе экономики. Это решение состоит в том, чтобы финансировать инвестиции методом ГЧП совместно с фондами ЕС. Однако обеспечение совместного финансирования, согласно принципу дополнительности, будет затрагивать передачу средств из национальных бюджетов стран ЕС.
В результате наметившегося замедления экономического роста в странах Европы последние стали проявлять повышенный интерес к государственно-частному сотрудничеству. Такой интерес вызван потребностью привлечь частных инвесторов и гарантировать финансирование для традиционно предоставляемых общественных услуг. Они включают разработку и финансирование проектов общественного транспорта, жилья, социальной, энергетической, коммунальной инфраструктуры, а также услуг государственного сектора. Перспективными приме рами ГЧП в странах Европы является строительство школ, больниц, платных дорог, коммунальных объектов. В последние годы появились такие новые сферы для сотрудничества бизнеса и власти, как всестороннее территориальное планирование, региональное землепользование, управление активами и капиталом, льготное налогообложение, расходование государственных средств, предоставление коммунальных услуг, лицензирование инвестиционных соглашений.
Государственно-частное партнерство формируется тогда, когда частный бизнес строит или восстанавливает общественный объект, используя его собственные средства или кредиты. В перспективе частный или общественный партнер будет использовать этот объект для того, чтобы предоставлять общественные услуги. При этом частному подрядчику можно предоставить право оперативно управлять и поддерживать объект в течение долгого времени (до 30 лет и более). В результате использования объекта частный партнер получит доход в форме оплаты от граждан или государственных учреждений, возможность возместить инвестиции, покрыть эксплуатационные расходы и получить прибыль. Есть ряд причин, по которым государство в лице правительств всех уровней выстраивает партнерство с частным сектором для финансирования инфраструктурных объектов и предоставления общественных услуг.
Заключение
В настоящее время, при крайней ограниченности инвестиционных ресурсов и огромной потребности в них в целях осуществления структурной перестройки на более высокой технологической основе велика значимость прямых иностранных инвестиции для тех отраслей, государственные дотации которым минимальны.
Инвестиции являются источником создания новых предприятий и реконструкции старых. Это позволяет говорить о стимулировании инновационной деятельности, которая способствует переходу на новые технологические уклады. Инновации способствуют росту прибыли, снижению издержек производства, так как благодаря им разрабатываются новые технологии, которые снижают объемы затрат и способствуют выпуску большего объема продукции за один и тот же период времени. Республика Беларусь в сравнении с наиболее технологически развитыми странами по степени инновационного развития во многом уступает им.
Кроме того, следует сказать, что на экономический рост помимо иностранных инвестиций влияют и множество других факторов, которые лишь усиливают отрицательный эффект от снижения притока ПИИ и, тем самым, также приводят к снижению темпов экономического роста. Таким образом, рассматривая участие Европейского союза в процессах иностранного инвестирования на современном этапе развития, можно говорить о значительном снижении входящих и исходящих объемов ПИИ, а также в целом о замедлении инвестиционной активности в регионе. Причиной этому является экономический и финансовый кризис последних лет. Исследуя зависимость экономического роста ЕС от его участия в международных инвестиционных процессах, можно сделать вывод о том, что связь между зарубежными вложениями и экономическим ростом действительно существует. Однако в случае ЕС и сложившейся в последние годы обстановки в мировом хозяйстве эта зависимость свидетельствует о том, что значительное сокращение притока инвестиций в регион, вызванное экономическим кризисом последних лет, привело к сокращению производимого в регионе ВВП и, тем самым, к снижению экономического роста интеграционного объединения.
В качестве одного из условий спада инвестиционной активности Республики Беларусь и ухудшения на этой основе ситуации с технологическим обновлением производства следует назвать сокращение объемов бюджетного финансирования, выделяемых предприятиям в рамках господдержки, а также высокую стоимость кредитных ресурсов, выдаваемых не путем директивного кредитования, а на общих условиях. В частности, объем средств консолидированного бюджета, направляемых на инвестиционную деятельность.
1 Волков, А.С. Оценка эффективности инвестиционных проектов / А.С. Волков, А.А. Марченко М.: Инфра-М, 2014. – 420 с.
2. J`son&Partners [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.json.ru.
3. Bloomberg Business [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.bloomberg.com.
4. StartTrack [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// starttrack.ru
5. Crowdsourcing/Портал крауд-сервисов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://Crowdsourcing.ru.
6. CROWDHUNTERS/Краудфандинг в России от экспертов коллективного финансирования [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http:// crowdhunters.ru.
7. Кризис привел к ужесточению налоговых проверок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://news.mail.ru/economics/24346967/.
8. Шумпетер, Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й.А. Шумпетер; [предисл. В.С. Автономова; пер. с нем. В.С. Автономова, М.С. Любского, А.Ю. Чепуренко; пер. с англ. В.С. Автономова, Ю.В. Автономова, Л.А. Громовой и др.]. – М.: Эксмо, 2013. – 864 с.
10. Химанен, П. Информационное общество и государство благосостояния: Финская модель / П. Химанен, М. Кастельс: Пер. с англ. – М., 2015. – 224 с.
11. Дамодаран, А. Инвестиционная оценка. Инструменты и техника оценки любых активов / А. Дамодаран. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 361 с.
12. Ионова, А.Ф., Селезнева Н.Н. Финансовый анализ. М.: ТК Велби, Проспект, 2014. – 257 с.
13. Крейнина, М.Н. Финансовое состояние предприятия / М.Н. . М.: ДиС, 2013. 423 с.
14. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 171 с.
15. Бланк, И.А. Управление формированием капитала / Т.А. Бланк. – М.: Омега-Л, 2014. – 235 с.
16. Бочаров, В.В. Финансовый анализ / В.В. Бочаров. – Санкт-Петербург: Питер, 2013. – 1199 с.
17. Есипов, В.Е. Оценка бизнеса / В.Е. Есипов, Е.Л. Маховикова, В.В. Терехова. – СПб.: Питер, 2013. – 201 с.
18. Интеграция образования в условиях инновационной экономики : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Саранск, 8–9 апр. 2014 г.) / [редкол.: Б.Ф. Кевбрин (отв. ред.) и др.] ; Саран. кооп. ин-т РУК. – Саранск : ЮрЭксПрактик, 2016. – Ч. 2. – 264 с.
19. Guidelines for successful public-private partnerships [Electronic resource] / European Commission. – 2019. – Mode of access: http://ec.europa.eu/ regional_policy/sources/docgener/guides/ppp_en.pdf.
20. Grimsey, D. Public Private Partnerships: The Worldwide Revolution in Infrastructure Provision and Project Finance / D. Grimsey, M. Lewis // Edward Elgar, Cheltenham. – 2016.
21. Peteri, G. PPP: past, presence and prospects [Electronic resource] / G. Peteri. – 9 Oct., 2019. – Mode of access: http://publicgoods.eu/ppp-pastpresence-and-prospects.
22. Market Update Review of the European PPP Market in 2017 [Electronic resource]. – Mode of access: http://www.eib.org/epec/library/ epec_market_ update_2019_en2.
23 Глазьев, С.Ю. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.business-gazeta.ru/article/140998/.
24. Чэнь Цян. Государство в инновационной экономике Китая. – Брянск: Дельта, 2015. – 161 с.
25. Конституция КНР. Редакция 2004 года. Переведенный текст [Электронный ресурс]. – URL: http://chupanov.narod.ru/Chinalaw/01/05.htm.
26. Топ-30 стран мира по объему ВВП за 2018 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fin-gid.net/ news/top_30_stran_mira_po_obemu_ vvp_za_2013_go d/2014-02-01-194.
27. Транзит Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www.transitplus.ru/media/article/chinainnova-tions-2018-12-20.
28. Ивасенко, А.Г. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, А.О. Сизова. – М.: КНОРУС, 2015. – 416 с.
29. ИТАР–ТАСС. Итоги XVIII съезда Коммунистической партии Китая: экономика переходит к концепции «эффективного развития» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.itar-tass.com/c188/571499.html.
30. Никонова, Я.И. Механизм финансового обеспечения инновационной деятельности экономических систем / Я.И. Никонова, В.В. Казаков // Вестник Томского государственного университета. – 2016. – № 364. – С. 127-133.
31. Никонова Я.И. Современные тенденции формирования стратегии инновационного развития экономических систем // Вестник Томского государственного университета. – 2018. – № 367. – С. 117-122.
32. Никонова, Я.И. Инновационная политика развития экономических систем: методология формирования и механизм реализации / Я.И. Никонова. – Барнаул: ИГ «Си-пресс», 2015. – 171 с.
33. Национальный правовой интернет-портал. Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 52-З «Об инвестиционных фондах». – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/.
34. Овсейко, С. Регламентация деятельности инвестиционных фондов (Комментарий к Закону Республики Беларусь от 17.07.2017 № 52-З «Об инвестиционных фондах» [Электронный ресурс] // Бизнес-Инфо: Беларусь / ООО «Профессиональные правовые системы», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
35. Финансы и финансовый рынок: учеб. пособие/ Г. Е. Кобринский [и др.]; под. общ. ред. Г. Е. Кобринского, М. К. Фисенко. – Минск: Выш. шк, 2015. – 343 с.
36. Марусева, К. А. Долговой механизм в экономике: содержание, структура, факторы / К.А. Марусева // Вестник БГЭУ. – 2016. – № 4. – С. 90–97.
37. Заяц, Д. А. Госдолг Беларуси достиг исторического максимума [Электронный ресурс] / Д. А. Заяц – Электрон. текстовые дан. – Минск: ГУ «БелИСА», 2017. – Режим доступа: http://naviny.by/article/20170804/1501824073-gosdolg-belarusi-dostigistoricheskogo-maksimuma