Введение
1. Общетеоретические основы торговой политики
1.1 Понятие, сущность и виды торговой политики
1.2 Основные методы торговой политики
2. Перспективы торговой политики Республики Беларусь на современном этапе
2.1 Анализ состояния и перспектив развития внешнеторговой деятельности Республики Беларусь
2.2 Пути совершенствования внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Переход Республики Беларусь в рыночную экономику поставил задачу достижения международного экономического уровня. Активное участие нашей страны в мировой экономике оказывает положительное влияние на экономику, позволяя ей мобилизовать дополнительные ресурсы, способствовать структурным изменениям во внутренних и внешних делах и адаптировать экономические механизмы страны к текущей ситуации на мировом рынке и, следовательно, к процессу развития рынка. Республика Беларусь на данном этапе поддерживает торгово-экономические отношения более чем со 170 странами мира. В подобных условиях внешнеэкономическая политика, которая представляет собой совокупность мер, направленных на достижение определенных высоких позиций на мировом рынке, и в тоже время на защиту внутреннего рынка от конкуренции импортных товаров, достигает все большей значимости не только для Республики Беларусь, но и для любого другого государства. Правительство Республики Беларусь намеренно расширяет возможности достижения целей в этой области, что, безусловно, окажет только положительное влияние на экономическое развитие страны. В Республике Беларусь внешнеторговая квота (соотношение объёма внешнего товарооборота к ВВП) равняется от 50 до 100%, что доказывает огромное значение внешней торговли и международной торговой политики для нашей страны, а значит, требует постоянного увеличения эффективности международной экономической деятельности на рост экономики в нашей стране.
1. Общетеоретические основы торговой политики
1.1 Понятие, сущность и виды торговой политики
Международная торговля – особый вид связи между производителями товаров в разных странах, возникающей на основе международного разделения труда, и обозначает их взаимную экономическую зависимость [6, с. 193]. Изменения, происходящие в экономике стран под влиянием научно-технического прогресса, специализация и увеличение объемов промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Эти факторы способствуют стимуляции международной торговли. Темпы международной торговли на данном этапе растут быстрее производства. Согласно исследованиям Всемирной торговой организации, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Таким образом, происходит создание благоприятных условий для его развития. В тех случаях, когда в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства. Под термином «внешняя торговля» понимают организованную торговлю какой-либо страны с другими странами, состоящую из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров [6, с. 205]. Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на: торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами. Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Однако термин «международная торговля» применяется и в более узком значении. Он обозначает, например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран отдельного континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п.
2. Перспективы торговой политики Республики Беларусь на современном этапе
2.1 Анализ состояния и перспектив развития внешнеторговой деятельности Республики Беларусь
Рассмотрим подробно и проанализируем состояние и перспективы торговой политики Республики Беларусь. Республика Беларусь на данном временном отрезке является страной с малой открытой экономикой. Государство поддерживает торговые отношения более чем со 170 странами. Ввиду этого активное развитие торгово-политических взаимоотношений является приоритетным фактором экономического роста страны. Ведь развитая торговая политика в стране – это стимуляция повышения эффективности производств, а значит улучшения благосостояния населения. Более 50% производимой в Республике Беларусь продукции уходит на экспорт. Национальная экспортная политика страны основана не только на дальнейшем физическом увеличении объемов экспорта в пределах структуры производства товаров и услуг, но, в первую очередь, на увеличении сумм доходов от экспортных манипуляций. Фундамент экспортной стратегии и специализации – учет основания спроса на новых перспективных рынках, приоритетно, динамично развивающихся стран, при одновременном освоении новой конкурентоспособной продукции. В итоге, важнейшей целью развития внешнеэкономической деятельности остается увеличение конкурентоспособности и формирование благоприятных условий для участия товаров, производимых в Республике Беларусь, в международном торгово-экономическом обороте, а также гарантия условий роста экспорта, способствование импорту высоких технологий с целью ускоренного развития национальной экономик, и формирование доступа к источникам сырья и товарам, производство которых невозможно либо неэффективно в Республике Беларусь [3, с. 95].
Заключение
В работе была рассмотрена тема «Основные виды, методы и перспективы торговой политики». В процессе изучения данного вопроса были рассмотрены теоретические основы торговой политики, а также были рассмотрены перспективы торговой политики Республики Беларусь на современном этапе. В результате рассмотрения теоретических основ торговой политики можно сделать ряд выводов. Международная торговля – особый вид связи между производителями товаров в разных странах, возникающей на основе международного разделения труда, и обозначает их взаимную экономическую зависимость. Под термином «внешняя торговля» понимают организованную торговлю какой-либо страны с другими странами, состоящую из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров. Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на: торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами. Внешнеторговая политика (ВТП) – это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда. Торговая политика – это политика влияния государства на международную торговлю посредством применения налогов, субсидий, регулирования и стимулирования внешнеэкономической деятельности. Свобода торговли – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, развивающаяся на основе принципов свободных рыночных сил спроса и предложения.
1. Азаревич, Т. Беларусь – ВТО: переговорный процесс продолжается / Т. Азаревич / Тамож. вестн. – 2014. – № 1.
2. Балашевич, М.И. Международная торговля услугами Республики Беларусь в контексте присоединения к ВТО / М.И. Балашевич, Д.А. Куделевич // Белорус. экон. журн. – 2014. – № 1.
3. Вабищевич, С.С. Внешнеэкономическая деятельность в РБ: правовые перспективы: Монография / С.С. Вабищевич. – Минск.: Моложежное научное общество, 2018. – 232 с.
4. Вертинская, Т.С., Теоретические и практические основы экономической интеграции регионов стран–членов ЕАЭС / Т.С. Вертинская. – Минск: Беларуская навука, 2018. – 372 с.
5. Внешняя торговля Республики Беларусь: Статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь; редкол.: И.В. Медведева (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2019. – 371 с.
6. Воронкова, О.Н. Внешнеэкономическая деятельность / О.Н. Воронкова. – М.: Экономистъ, 2016. – 495с.
7. Войчиков А.Д. Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие. – Мн.: ОДО «Равнодействие», 2017. – 176 с.
8. Давыденко, Е.Л. Современные тенденции развития внешней торговли Республики Беларусь со странами ЕАЭС / Е.Л. Давыденко, Л.Н. Давыденко // Весці БДПУ. – 2018. − № 1 (95). Серыя 2. – С. 86–96.
9. Дайнеко, А. Регулирование ВЭД в процессе интеграции Беларуси и России / А. Дайнеко, А. Леушев, В. Ожигина // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2015. –№3. – с. 2-14.
10. Макроэкономика: Курс интенсивной подготовки / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – 3-е изд. – Минск: ТестраСистемс, 2015. – 304 с.
11. Макроэкономика: Учебное пособие / А.В. Бондарь [и др.]; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева, Л.Н. Новикова. – Минск: БГЭУ, 2014. – 431 с
12. Мобков, А.В. Международное регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебник /Д.П. Алесандров, А.В. Мобков, С.А. Васьковский и др., Под общ. ред. В.С. Каменькова. – Минск.: Дикта, 2015. – 800 с.
13. Официальный сайт Министерства иностранных дел Республики Беларусь. Внешняя торговля. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mfa.gov.by/export/.
14. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. Внешняя торговля товарами и услугами Республики Беларусь. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/foreigntrade.
15. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
16. Покровская, В.В. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник для бакалавриата и магистратуры / В.В. Покровская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 731 с.
17. Турбан, Г.В. Всемирная торговая организация. Взаимодействие государства и бизнеса: учеб. пособие/ Г.В. Турбан. – Минск: Белпринт, 2017. – 142 с.
18. Турешова, Г.В. Внешнеэкономическая деятельность /Г.В. Турешова // Экономика и организация предприятия – Минск, 2015. – 89 с.