Введение
1 Классификация автоперевозок
2 Договор перевозки груза
3 Операции по отправлению груза
4 Порядок выдачи груза получателю
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Транспорт, являясь ключевой отраслью народного хозяйства государства, обеспечивает взаимосвязь его элементов и способствует углублению территориального разделения труда.
Специфика транспорта как отраслей производства товаров заключается в том, что, с одной стороны, транспорт имеет производство, с другой, транспорт не перерабатывает сырье и не создает продукцию. На транспорте производство и продукты этого процесса синхронизировать также пространство. Поэтому грузоперевозки являются одновременно и производством, и продукцией транспорта.
Во всех отраслях производства товаров конечный продукт является результатом определенного производственного цикла, то есть набора последовательных процессов и операций. Транспортное производство не исключение.
Продукция грузового автотранспорта - это грузоперевозка в пространстве, которая является необходимым элементом производства продукции и условием, определяющим возможность ее потребления.
На нынешнем этапе практики во всех сферах производственной хозяйственной деятельности автотранспорт - один из основных носителей фур.
Последнее десятилетие грузовой автотранспорт начал работать в условиях развивающегося конкурса. Оперативно увеличивается количество автотранспортной связи, повышаются требования к срокам доставки грузовых автомобилей. Система управления грузовыми автомобильными перевозками из многоуровневого превратилась практически в одноуровневую.
1 Классификация автоперевозок
Автотранспорт представляет собой наиболее гибкий и массовый вид транспорта. Имеет ряд важных отличий от других транспортных отраслей. Начнем с того, что основная часть парка транспортных средств страны эксплуатируется не в транспортных организациях. При этом сетью магистралей наряду с паркетом коммерческих автомобилей пользуются и автомобили, находящиеся в частном пользовании граждан. Так вот, проблемы развития автотранспорта имеют сложный характер.
Ежедневно автотранспорт перевозит около 17 млн тонн грузов.
В автотранспорте сосредоточено свыше 97% всех лицензированных субъектов транспортной деятельности. Около полумиллиона хозяйствующих субъектов занимаются сейчас сферой коммерческих и некоммерческих автомобильных перевозок. Их деятельность происходит в условиях довольно высокой внутривидовой и трансвидовой конкуренции.
Более 50% числа работающих в транспортном комплексе без железной дороги - это доля автотранспортной отрасли
Спрос на грузоперевозки во многом определяется двумя факторами: динамикой и структурой изменения выпуска продукции в стране, а также платежеспособностью предприятий и организаций всех отраслей экономики. Грузоперевозки - один из самых "рыночных" секторов экономики. Российский опыт подтверждает известную регулярность, согласно которой за ростом рыночной экономики следует, причем в определенной мере и вызвано опережающим развитием автотранспорта. И понятно почему. Безудержный трафик, порожденный формирующимися рынками товаров и услуг, в первую очередь приковывает к себе самый симпатичный быстрый и гибкий вид транспорта - автомобиль.
2 Договор перевозки груза
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее ГК), ст. 738, гласит, что перевозка грузов, производится по договору перевозки, который является единственным правовым основанием выполнения перевозки. Стоит отметить, что договор перевозки может заключаться в чистом виде, а может иметь в себе элементы договора транспортной экспедиции, это значит заключаться в форме смешанного договора [5].
По договору перевозки груза перевозчик должен доставить врученный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу, а отправитель обязан уплатить за перевозку груза определенную плату.
В зависимости от вида транспорта к отношениям сторон будут применяться определенные правовые нормы.
Сделки совершаются в устной или письменной форме: просто или нотариально. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, все сделки могут совершаться в устной форме, за исключением сделок, по которым установлена нотариальная форма, а также сделок, которые в случае несоблюдения простой письменной формы признаются недействительными.
Вид договора перевозки - договор организации перевозки грузов. Ряд ученых, которые занимаются проблемой договора перевозки, неоднократно пытались дать единообразное определение договору перевозки. Исходя из вышесказанного, договор перевозки груза можно определить следующим образом. Простая письменная сделка должна быть оформлена путем составления документа, который выражает ее содержание и подписан или санкционирован лицом, или лицами, совершающими сделку.
Договор перевозки грузов - это договор, согласно которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузом груз в пункт назначения и выдать его лицу, уполномоченному на получение груза, а грузоотправитель обязуется уплатить установленный сбор за перевозку груза. Что касается договоров на организацию перевозки, то из предмета договора следует, что условия будут существенными: по объемам и условиям представления и приема для перевозки грузов.
3 Операции по отправлению груза
В соответствии с правилами дорожного движения перевозчик должен принимать груз для автомобильного транспорта по заключенному договору с клиентом автомобильного транспорта.
Перевозчик должен представить транспортное средство, подходящее для перевозки данного вида товаров для перевозки грузов, в установленные сроки, указанные в договоре о дорожном перевозке груза.
Пригодность грузового транспортного средства для перевозки груза определяется зарядным устройством. Если зарядное устройство не удовлетворено грузовиком, обслуживаемым перевозчиком, оно должно составить акт несогласия между перевозчиком и транспортным клиентом автомобильным транспортом и доставить его транспортному средству.
Перед погрузкой в транспортное средство необходимо выбрать товар на основе заявки.
Типы и параметры контейнеров и упаковки, используемых для перевозки грузов автомобильным транспортом, должны соответствовать требованиям технического регламента Республики Беларусь.
Груз, предъявленный грузоотправителем к автомобильной перевозке в состоянии, не соответствующем требованиям настоящих Правил и условиям соответствующего договора, считается не предъявленным к автомобильной перевозке.
Автомобильный перевозчик может отказаться принять груз к автомобильной перевозке в следующих случаях:
груз предъявлен в ненадлежащей таре или упаковке;
груз не соответствует принятому к исполнению заказу;
масса предъявленной партии груза превышает грузоподъемность грузового транспортного средства;
движение по автомобильным дорогам маршрута автомобильной перевозки временно прекращено или ограничено.
4 Порядок выдачи груза получателю
Согласно п. 84 названных Правил автомобильная перевозка грузов должна оформляться товарно-транспортной накладной.
Перевозчик не имеет права принимать грузы, не оформленные товарно-транспортной накладной (ТТН), ответственность за правильность заполнения которой возлагается на грузоотправителя, т. на ОАО «Птицефабрика «Рассвет».
Товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом заполняется не менее чем в четырех экземплярах на имя каждого грузополучателя и распределяется между субъектами правоотношений следующим образом:
первый экземпляр остается у грузоотправителя, является основанием для списания материальных ценностей;
второй — передается грузополучателю и является основанием для оприходования материальных ценностей;
третий — перевозчику, как основание для расчетов перевозчика с грузоотправителем;
четвертый — перевозчику, как основание для учета автотранспортной работы (п. 87 Правил).
Водитель (или лицо, сопровождающее груз) расписывается во всех экземплярах ТТН.
В случае отказа грузоотправителя (грузополучателя) от заполнения (или неправильного заполнения) реквизитов, предусмотренных Инструкцией по заполнению товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, водитель может, удостоверяя своей подписью факт приема (выдачи) груза, сделать соответствующую отметку об этом в разделе «Отметки о составленных актах» или на свободном месте в нижней части оборотной стороны всех имеющихся у него экземпляров товарно-транспортной накладной (п. 89 Правил).
Перевозками грузов, как правило, начинается или заканчивается цикл производства или потребления какого-либо продукта или товара. В связи с этим все перевозки грузов могут быть распределены по производственному признаку: внутрипроизводственные (внутризаводские, внутрихозяйственные, внутрикарьерные и т.п.) и межпроизводственные (при кооперированных связях между отдельными предприятиями).
Сторонами договора перевозки груза являются перевозчик и грузоотправитель. Если на других видах транспорта перевозчик должен иметь лицензию на осуществление перевозок грузов, выдаваемую в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь, деятельность перевозчика по перевозке грузов автомобильным транспортом не лицензируется. Поэтому здесь отсутствует обязательное требование к перевозчику иметь лицензию.
Предмет договора перевозки груза — это услуги по доставке груза в пункт назначения. Они включают транспортировку груза с соблюдением установленных требований.
Таким образом, письменная оферта потенциального грузоотправителя и акцепт ее транспортной организацией в письменном виде с подтверждением подписанной сторонами транспортной накладной указывают на соблюдение простой письменной формы договора перевозки груза. Транспортная накладная является основным транспортным документом, в соответствии с которым составляются другие документы, предусмотренные действующим законодательством.
1. Авхадиев, Р.А. Автоматизация оптимального планирования доставки материальных ресурсов до производственных центров предприятия / Р.А. Авхадиев // Информационные технологии и вычислительные системы. — 2017. — № 2. — С. 68–77.
2. Аземша, С.А. Автомобильные перевозки грузов и пассажиров. Практи-кум : учеб. пособие/ С. А. Аземша, с.В. Скирковский, С. В. Сушко. – Гомель: БелГУТ, 2012. – 205 с.
3. Белоусова Л. А., Бачмага В. С. Транспортное обеспечение сбыта и реализации готовой продукции // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 234-237
4. Владимиров, С.А. Об основных направлениях развития мировой транспортной системы и логистики / С.А. Владимиров // Электроника и электрооборудование транспорта. — 2016. — № 1. — С. 2–8.
5. Гражданский кодекс Республики Беларусь: [от 7 декабря 1998 г.: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г.]: по состоянию на 20 июля 2017 года. — Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2019. – 653 с.
6. Дашков, Л.П. Организация, технология и проектирование предприятий (в торговле): Учебник для бакалавров / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - М.: Дашков и К, 2016. - 456 c.
7. Жебрик, Э. Экспресс–грузы: современное состояние и перспективы развития в евразийском экономическом союзе / Э. Жебрик // Логистика. — 2016. — № 9. — С. 32–35.
8. Заруднев, Д.И. Современное состояние вопроса выбора автотранспортных средств при доставке грузов / Д.И. Заруднев, О.В. Быкова // Совершенствование организации дорожного движения и перевозок пассажиров и грузов: сборник научных трудов [ред.-рец. коллегия: А.Г. Баханович и др.]. — Минск: БНТУ, 2015. — С. 83–87.
9. Иванов, Е.А. Организация международных перевозок грузов: практ. пособие / Е.А. Иванов, В.В. Козлов. — Минск: МИТСО, 2016 . — 253 с.
10. Иванов, М.Ю. Организация и технология коммерческой деятельности: Учебное пособие / М.Ю. Иванов, М.В. Иванова. - М.: Риор, 2017. - 544 c.
11. Каплина, С.А. Организация и технология розничной торговли / С.А. Каплина. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 224 c.
12. Казанская Л. Ф., Богомолова, А. В. Повышение эффективности грузовых перевозок на фоне роста конкуренции // Экономика железных дорог. 2013. № 1. С. 12-21.
13. Каменков, В. Международная автомобильная перевозка грузов: документальное оформление / В. Каменков [Электронный ресурс] Экономическая газета. — Минск, 2018. — Режим доступа: https://neg.by/novosti/otkrytj/mezhdunarodnaya-avtomobilnaya-perevozka-gruzov-dokumentalnoe-oformlenie.
14. Карбанович, И.И. Международные автомобильные перевозки: учеб. пособие / И.И. Карбанович. — 20-е изд. Минск: Центр "БАМЭ–Экспедитор", 2017. — 395 с.
15. Кашпур, В.А. Повышение эффективности организации международных перевозок грузов за счет внедрения инновационных методов таможенного контроля / В.А. Кашпур, Я.В. Ефремов // Рынок транспортных услуг (проблемы повышения эффективности): международный сборник научных трудов; под ред. В.Г. Гизатуллиной. — Гомель: БелГУТ, 2015. — Вып. 8. — С. 141–146.
16. Об утверждении Государственной программы развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2016–2020 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2016 г. № 345 (в ред. от 12 апреля 2018 г. № 282) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.by.
17. Официальный сайт Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mintrans.gov.by/ru/news-ru/view/mintrans-rb-podvel-itogi-raboty-v-2017-godu-2951-2018.
18. Официальный сайт Ассоциации международных автомобильных перевозок «БАМАП» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bamap.org/information/news/2018_02_14_94764.
19. О транспортно-экспедиционной деятельности: закон Республики Беларусь от 13 июня 2006 г. № 124-З (в ред. Закон Республики Беларусь от 9 ноября 2018 г. № 145-З) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.by.
20. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками / Спирин И.В. М.: Академия, - 2014. – С. 400
21. Официальный сайт Белорусский портал грузоперевозок Transinfo.by [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.transinfo.by/cargos/result.html .
22. Развитие транспортной системы до 2030 года [Электронный ресурс] // Ассоциация международных автомобильных перевозчиков БАМАП. – Минск, 2016. – Режим доступа: http://bamap.org/information/news/2013/ 03/13/20133/.
23. Республиканская программа развития логистической системы и транзитного потенциала на 2016–2020годы. Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.— Мн.— 2016.
24. Савин, В.И. Перевозки грузов автомобильным транспортом: Справочное пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Изд-во «Дело и сервис», 2004. – 544 с.
25. Ходош, М.С. Грузовые автомобильные перевозки: учебник для техникумов / М. С. Ходош. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 2006. – 208 с.
26. Шматков, И. И. Особенности правового регулирования договора перевозки грузов в Республике Беларусь / И.И. Шматков; ВГУ (г. Витебск) // Наука – образованию, производству, экономике. — Т.1. – c. 360-362.