Введение
1 Теоретические аспекты конкурентоспособности организации
1.1 Сущность понятие конкурентоспособности организации
1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия
2 Оценка конкурентоспособности СОАО «Коммунарка»
2.1 Организационно-экономическая характеристика СОАО «Коммунарка»
2.2 Анализ конкурентоспособности продукции СОАО «Коммунарка»
3 Пути повышения качества и конкурентоспособности продукции СОАО «Коммунарка»
3.1 Основные направления повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции
3.2 Оценка мероприятий по совершенствованию качества и конкурентоспособности продукции
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
В настоящие дни в современных рыночных условиях Республики Беларусь самые важные факторы маркетинговой среды организаций и одними из основных объектов маркетинговых исследований являются конкуренция и конкурентоспособность. Они являются необходимыми условиями развития предпринимательской деятельности.
В Республике Беларусь конкуренция неуклонно возрастает. В связи с этим проведение исследований конкуренции и конкурентоспособности является самой важной задачей служб маркетинга любой белорусской организации.
При анализе и оценке конкурентоспособности необходимо учитывать, что адаптивность и конкурентные преимущества – это лишь потенциальная сторона конкурентоспособности организации, которая при определенных обстоятельствах может быть, и не реализована. В то же время только результаты экономической деятельности дают непосредственное отражение реальных достижений в области обеспечения конкурентоспособности, и поэтому они должны быть использованы в качестве ее измерителей. Результаты экономической деятельности организации измеряются с помощью следующих показателей: финансовых (доход на инвестиции и прибыль); рыночных (объем продаж и рыночная доля организации); выживаемости (денежные поступления).
Жесткая конкуренция, в которую окунулись белорусские организации, заставляет их уделять особое внимание качеству производимого товара. Убедиться в качестве товара можно двумя способами. Первый – это проверка и контроль самого товара. Однако в современных условиях при массовом серийном производстве все большее применение находит другой способ: проверка не товара, а способности изготовителя выпускать продукцию со стабильными характеристиками, удовлетворяющими потребителя.
Это не значит, что качество товара гарантирует организации устойчивый рост, стабильную прибыль и высокую конкурентоспособность. Это очередное конкурентное преимущество, которое крайне важно в условиях растущей конкуренции. Хотелось бы отметить, что оценка конкурентоспособности осуществляется по конечным итоговым результатам реакции конкретного рынка (потребителя) на конкретный товар, а оценка конкурентных преимуществ осуществляется на ранних стадиях инвестирования, до начала бизнеса, при технико-экономическом обосновании инновационных и инвестиционных проектов.
В экономике Республики Беларусь наблюдается тенденция к повышению степени открытости, что обусловлено рядом исторических и геополитических факторов. Вследствие этого организации вынуждены работать в условиях перманентно возрастающей конкуренции не только на внутреннем, но и на мировом рынках. Данное обстоятельство неизбежно приводят либо к созданию новых и совершенствованию существующих методов формирования конкурентных преимуществ, либо к прекращению деятельности организаций ввиду их неконкурентоспособности.
1 Теоретические аспекты конкурентоспособности организации
1.1 Сущность понятие конкурентоспособности организации
Изучением конкуренции и выявлением ее особенностей занималось множество авторов, начиная с XVII в.
В зарубежных и отечественных трудах по экономике, менеджменту, социальной философии, юриспруденции, биологии значительное внимание уделяется различным аспектам проблемы конкуренции и конкурентных преимуществ промышленных предприятий, фирм, корпораций и других социальных и экономических институтов, различных сообществ, стран и государств.
В современном мире добиться стабильного, устойчивого успеха в бизнесе практически нереально, постоянно необходимо планировать его эффективное развитие и перспективы, а также необходимо анализировать действия конкурентов и их положение на целевом рынке, опираясь на свою конкурентоспособность.
Высокая конкурентоспособность организации является необходимым условием ее эффективной деятельности и приобретает все большую значимость при значительной степени открытости экономики государства и по мере приближения законов, по которым действует экономика. Растущий уровень конкуренции побуждает организации к формированию устойчивых конкурентных преимуществ, ранее не свойственных им. Более того, организациям необходимо наращивать свой конкурентный потенциал, проводить мониторинг имеющихся возможностей для создания новых конкурентных преимуществ.
Обеспечение конкурентоспособности – это серьезная проблема, которую необходимо решать путем совершенствования изготовления, разработки, самой продажи и послепродажного обслуживания, делая упор на каждый этап жизненного цикла товара, ведь деятельность необходимо осуществлять целенаправленно на формирование и поддержание требуемого уровня конкурентоспособности.
Существует множество определений конкурентоспособности и производных понятий, в частности, «конкурентоспособность организации», «конкурентные преимущества» и др. Разнообразие предлагаемых определений – показатель актуальности предмета и многогранности его характера.
Рассмотрим некоторые из предлагаемых определений (таблица 1.1).
Понятие «конкурентоспособность» в процессе развития мировой экономики, наполнения рынка, усиления конкуренции между производителями товаров и услуг, стало ключевым наряду с понятием «эффективность», а проблема достижения конкурентных преимуществ – одной из основополагающих в деловой, управленческой, экономической и политической жизни.
2 Оценка конкурентоспособности СОАО «Коммунарка»
2.1 Организационно-экономическая характеристика СОАО «Коммунарка»
Совместное открытое акционерное общество (СОАО) «Коммунарка» относится к числу старейших организаций кондитерской отрасли пищевой промышленности Республики Беларусь.
В 1994 г. на базе фабрики «Коммунарка» образовалось открытое акционерное общество (ОАО «Коммунарка»), которое было зарегистрировано в качестве юридического лица Минским городским исполнительным комитетом 25.05.1994 г. и внесено в Единый государственный регистр юридических и индивидуальных предпринимателей за №100088732 решением Мингорисполкома от 14.09.2000 г. №1044.
Основная цель развития СОАО «Коммунарка» – наиболее полное удовлетворение потребностей населения в кондитерских изделиях путем постоянного обновления ассортимента при сохранении традиций кондитерского искусства.
Миссия СОАО «Коммунарка» – приносить радость и удовольствие людям, сохраняя и приумножая богатые традиции кондитерского искусства. Качество кондитерских изделий фабрики – один из важнейших показателей и ориентиров в работе. Качество кондитерских изделий под торговой маркой «Коммунарка» по достоинству ценят не только в Беларуси, но и за ее пределами. Поиск идей для создания новых кондитерских изделий, совершенствование технологий производства позволяет организации постоянно развиваться, предвидеть потребности рынка и удовлетворять вкусы самых требовательных покупателей.
При производстве продукции используется только натуральное, экологически чистое сырье. Процесс обработки какао-бобов осуществляется непосредственно в организации, что позволяет добиться особенно тщательного контроля качества выпускаемой продукции. Именно поэтому СОАО «Коммунарка» долгие годы сохраняет лидирующее положение на кондитерском рынке Беларуси.
Продукция фабрики СОАО «Коммунарка» уже длительный период времени пользуется заслуженной популярностью. Экспорт продукции промышленности на рынки России, США, Германии и ряда других стран в 2017 г. составил 17,0% в общем объеме отгрузки в натуральном выражении, за 2018 г. – 23%.
Структура объема производства продукции СОАО «Коммунарка» за 2016-2018 гг. представлена в таблице 2.1.
В 2020 г. СОАО «Коммунарка» будет продолжать освоение новых производственные мощности по выпуску кондитерских изделий, обеспечивать масштабный вывод на рынок новых видов продуктов (линейка шоколада 90 г Plan B, конфет с комбинированным корпусом «Заодно» в ассортименте, новых видов продукции под известными брендами «Любимая Аленка», «Сорванец»).
3 Пути повышения качества и конкурентоспособности продукции СОАО «Коммунарка»
3.1 Основные направления повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции
Развитие рыночных отношений вызывает появление новых задач, необходимость постоянно улучшать качество продукции, уделять внимание расширению ассортимента продукции, реконструкции помещений, внедрению новейших технологий и т.д.
Конкурентоспособность организации определяется показателями ее экономической эффективности. Анализ сильных и слабых сторон организации позволил очередной раз доказать, что в кроме того организации существует достаточное количество проблем, корень которых лежит в отсутствии установленной стратегии организации. В данный момент на рынке сформировалось достаточно большое количество возможностей для развития.
Можно предложить следующие направления по повышению конкурентоспособности СОАО «Коммунарка» на 2019-2020 гг.:
‒ принимать участие в профессиональных выставках продовольственных товаров регионального и республиканского масштаба;
‒ установка в торговой и розничной сети брендированного торгового оборудования, распространение сувенирной брендированной рекламной продукции;
‒ проведение работы с ритейлерами Республики Беларусь по выпуску продукции под собственной торговой маркой сети, безусловное обеспечение производства заявленного объема продукции под СТМ;
‒ активизация продвижения на внутренний рынок кондитерской продукции и ее популяризации в средствах массовой информации, на телевидении и др., обеспечение проведения рекламных акций и дегустаций производимой продукции.
В качестве направления по повышению конкурентоспособности СОАО «Коммунарка» можно предложить применение новых технологий. Так, эффективность использования современного упаковочного материала позволит уменьшить расход упаковочного материала, брак вафельных изделий, время на завертку и упаковку вафель. А значит тем самым, будет способствовать снижению материальных затрат, увеличению объема кондитерской продукции.
Основной идеей мероприятия является переход в вафельном цеху упаковки вафель в современный упаковочный материал – флоу-пак. В вафельном цеху находится и применяется с успехом только одно оборудование по упаковке в флоу-пак вафельных изделий (рисунок 3.1).
Остальные 3 автомата упаковывают в обычную обвертку. В данном случае необходимо осуществить замену механизма регулирования фасовки и упаковки вафель в трех автоматах, так чтобы они также заворачивали вафли в упаковку флоу-пак.
Заключение
Конкурентоспособность организации является существующие фактором развития ранка региона и страны в целом. Процесс формирования конкурентоспособности представляет собой совокупность организационно-экономических мер по приведению производственных программ выпуска продукции определенного объема, ассортимента и качества в соответствие с имеющимся производственным потенциалом. Одним из главных факторов формирования конкурентоспособности является максимальное использование конкурентных преимуществ. Оценка конкурентоспособности состоит из следующих этапов: анализа рынка и выбора наиболее конкурентоспособного товара, определения сравнительных параметров образцов товара, расчета интегрального показателя конкурентоспособности оцениваемого товара.
Основная цель развития СОАО «Коммунарка» – наиболее полное удовлетворение потребностей населения в кондитерских изделиях путем постоянного обновления ассортимента при сохранении традиций кондитерского искусства.
Проведенный анализ внешней среды показал, что основными конкурентами СОАО «Комунарка» являются белорусские и украинские производители кондитерской продукции, Причем белорусских конкурентов можно разделить на 4 группы. Выбор того или иного поставщика сырья обусловлен как ценовым фактором, так и условиями оплаты, качеством поставляемого сырья, стабильностью поставок. СОАО «Комунарка» работает только с отечественными производителями сахара. Так, как на данный момент цена на сахар-песок регулируется государством, то при его поставке в основном учитывается факт отсрочки платежа и качество.
Основные каналы сбыта – отгрузка через ООО «Белкондитер» г. Москва, DESLY Incorporation г. Нью-Йорк, ООО «Вейсалоглы» г. Баку.
Поставки кондитерских изделий СОАО «Коммунарка» в страны ближнего и дальнего зарубежья в 2018 г. осуществлялись в 20 стран: Российскую Федерацию, Германию, Туркменистан, Китай, Латвию, Украину, США, Грузию, Молдову, Монголию, Азербайджан, Кыргызстан, Литву, Израиль, Канаду, Казахстан, Эстонию, Армению, Таджикистан.
В 2018 году появились новые рынки сбыта Кыргызстан, Армения, Таджикистан. Также в 2018 году заключено 9 новых экспортных контрактов.
Продукция предприятия поставляется на экспорт по всему миру и представлена в более чем 18-ти странах, среди которых Россия, Германия, США, Литва, Латвия, Казахстан, Монголия и другие.
За 2018 год отгружено на экспорт 8547,8 тонн продукции, темп прироста составит 89,3% к уровню 2017 года. Прирост объема экспорта за 2018 год по сравнению с 2017 годом составил 4031,3 тонн в натуральном выражении. Удельный вес продукции, поставленной на экспорт, в общем объёме реализации фабрики по итогам 2018 года составит 33,88% в натуральном выражении и увеличился по сравнению с 2018 годом на 189,4%.
1 Аврашков, Л.Я. Управление конкурентоспособностью предприятий: теория и практика: монография / Л.Я. Аврашков, Г.Ф. Графова, А.В. Графов. – Воронеж: Изд-во «Институт ИТОУР», 2012. – 140 с.
2 Алексеев, А.А. Методические подходы к оценке, прогнозированию и планированию конкурентоспособности продукции: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / А. А. Алексеевич; БГЭУ. – Мтнск, 2014. – 20 с.
3 Антонов, Г.Д. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. пособие / Г.Д. Антонов, О. П. Иванова, В. М. Тумин. – М.: Инфра-М, 2013. – 299 с.
4 Байнев, В.Ф. Конкуренция – тормоз для инноваций? / В.Ф. Байнев // Беларуская думка. – 2014. – № 9. – С. 59-65.
5 Балабанова, Л.В. Управление конкурентоспособностью предприятий. учеб. пособие / Л.В. Балабанова, Г.В. Кривенко, И.В. Балабанова. – К.: «Профессионал», 2009. – 256 с.
6 Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / В.А. Баринов, В.Л. Харченко. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 285 с.
7 Барышев, А.Ф. Маркетинг / А.Ф. Барышев. – М.: ACADEMA, 2012. – 436 с.
8 Береговая, И.Б. Системный подход к управлению конкурентоспособностью предприятия / И.Б. Береговая, Б.А. Береговой // Материалы декабрьских научных чтений. – 2015. – С. 117-120.
9 Блинов, А.О. Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности / А. О. Блинов, В. Я. Захаров // Менеджмент в России и за рубежом. – 2013. – № 4. – С. 20-24.
10 Богуславский, И.В. Инвестиции в инновации: перспективы венчурного капитала / И.В. Богуславкий, Е.А. Синельникова // Инновации, экология и ресурсосберегающие технологии: Материалы XI международного научно-технического форума. – 2014. – С. 879-884.
11 Бутко, Г.П. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / Г.П. Бутко, А.Б. Бессонов. – Мн.: Ек УГЛТУ, 2008. – 142 с.
12 Бушмелева, Г.В. Оценка проблем управления промышленными предприятиями: [монография] / Г.В. Бушмелева. − Екатеринбург: Изд-во: Института экономики УрО РАН, 2014. – 72 c.
13 Головачев, А.С. Методические основы конкурентоспособности отрасли и показатели ее оценки / А.С. Головачев, Д.Ю. Хамчуков // Экономика и управление. – 2010. – № 2. – С. 108-117.
14 Голубков, Е.П. Основы маркетинга: учеб. / Е.П. Голубков. – М.: Финпресс, 2009. – 340 с.
15 Горохова, О.В. Региональный подход к определению термина «конкурентоспособность» / О.В. Горохова // Вестник МГТУ им. Г.И. Носова. – 2013. – №1. – С. 100.
16 Грахов, В.П. Методы управления рисками при реализации инвестиционных строительных проектов / В.П. Грахов, Ю.Г. Кислякова, А.Г. Огородникова // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 4-1. – С. 838-841.
17 Гурская, Я.В. Теоретические аспекты современного анализа конкурентоспособности предприятия / Я.В. Гурская // Ученые записки российского государственного гидрометеорологического университета. – 2011. – №21. – С.184.
18 Забелин, П.В. Основы стратегического управления / П.В. Забелин, Н.К. Моисеева. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2014. – 195 с.
19 Клочкова, Е.Н. Экономика предприятия : учебник для прикладного бакалавриата / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова ; под ред. Е. Н. Клочковой. – М. : Изд-во Юрайт, 2017. – 447 с.
20 Коротков, А.В. Маркетинговые исследования: учеб. пособие для вузов / А.В. Коротков.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 367 с.
21 Куприянова, Т. Управляемая конкурентоспособность: как ее добиться? / Т. Куприянова // Консультант директора. – 2015. – № 22. – С. 17-29.
22 Миронов, М.Г. Ваша конкурентоспособность / М.Г. Миронов. – М.: Альфа-Пресс, 2014. – 160 с.
23 Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 2014. – 944 с.
24 Райзберг, Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учеб. пособие / Б.А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 384 с.
25 Фасхиев, Х.А. Анализ методов оценки качества и конкурентоспособности грузовых автомобилей / Х.А. Фасхиев // Методы менеджмента качества. – 2011. – № 3. – С.24-29.
26 Фатхутдинов, P.A. Управление конкурентоспособностью организации / Р.А. Фатхутдинов. – М.: Эксмо, 2015. – 544 с.
27 Фатхутдинов, Р.А. Концепция новой теории управления конкурентоспособностью и конкуренцией / Р.А. Фатхутдинов // Современная конкуренция. – 2014. – №1. – С. 73-86.
28 Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. пособие / Р.А. Фатхутдинов. – М.: Изд-во Эксмо, 2014. – 544 с.
29 Шапошников, Н.А. Социальная конкуренция в жизненных стратегиях молодежи: автореф. дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04 / Н.А. Шапошников. – Ростов на Дону. – 2008. – 20 с.
30 Шелудько, Е.Б. Конкурентоспособность предприятия: сущность, факторы и принципы / Е.Б. Шелудько // Концепт. – 2016. – № 6. – С.71-77.
31 Garelli, S. The Fundamentals And History of Competitiveness / Stephane Garelli [Electronic resource] / IMD World Competitiveness Yearbook 2018. – Geneva, 2011. – Access mode: http:// www.imd.org/ research/ centers/wcc/ upload/Fundamentals.pdf.