Введение
1. Теоретические основы управления затратами в торговой организации
1.1 Сущность и классификация затрат
1.2 Пути оценки и оптимизации затрат в организации
2. Управление затратами в ООО «Евроопт»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика организации
2.2 Анализ и оценка управления затратами в организации
3. Основные направления по оптимизации затрат на ООО «Евроторг»
3.1 Предложения по оптимизации затрат на ООО «Евроторг»
3.2 Экономическая эффективность внедрения мероприятий по оптимизации затрат ООО «Евроторг»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение.
В условиях рыночной экономики основной функцией компаний является производство нужных потребителям товаров и услуг. Производственная функция отражает имеющуюся в каждой организации зависимость между производством и использующимися экономическими ресурсами или, в конечном счете, между результатами и затратами. Успех любой организации во многом находится в зависимости от постоянного контроля за употреблением материальных, трудовых и финансовых ресурсов и поиском резервов по уменьшению их стоимости.
Определение резервов снижения себестоимости обязано опираться на совокупный технико-экономический анализ работы организации: изучение технического и организационного уровня производства, применение производственных мощностей и основных средств, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.
Предметом исследования является система социально-экономических и организационных отношений, складывающихся в процессе формирования затрат. организации.
1. Теоретические основы управления затратами в торговой организации.
1.1 Сущность и классификация затрат.
В процессе производственно-хозяйственной деятельности организации реализовывают разные расходы, которые связанны с их основной, инвестиционной и финансовой деятельностью. Расходы организации отражают все денежные ресурсы, которые применяются для обеспечения его постоянной деятельности, удовлетворения социально-культурных потребностей работников и исполнения обязательств перед государством.
Первоначально, необходимо направить внимание на содержание терминов «затраты» и «расходы». Под затратами подразумевают стоимостную оценку ресурсов, израсходованных организацией в процессе производства и реализации продукции, выполнения работ, оказанных услуг. По сути, «затраты» – это те расходы организации, которые приводят в безусловном итоге к получению финансовых выгод [1, с. 125].
Для производства продукции в организации тратится труд, используются сырье, материалы, топливо, энергия, применяется основной капитал, т.е. ресурсы организации. Расход ресурсов на производство определенных видов продукции в натуральном выражении именуются затратами. Затраты ресурсов, сформулированные в денежной форме, называются издержками.
Совокупное выражение всех затрат на производство и реализацию продукции в рамках установленных законодательством норм создает себестоимость продукции. Производство хоть какого вида продукта или оказание услуг требует конкретных трудовых, материальных ресурсов и средств труда. Затраты трудовых ресурсов характеризуются использованием для производства продукции конкретного количества рабочего времени.
Все-таки, ресурсы, израсходованные для изготовления продукции не отображают всего объема затрат на реализацию производственно-хозяйственной деятельности организации. Кроме затрат, связанных с производством продукции, организация несет расходы по ее сбыту и продвижению на рынке. К ним, к примеру, относятся расходы по транспортировке изделий потребителям, по проведению маркетинговых исследований, организации рекламы и др. Выраженные в денежной форме они представляют издержки реализации продукции (издержки обращения) [1, c. 112].
Наряду с расходами производства и реализации продукции организация платит налоги, сборы, производит отчисления в разные целевые и внебюджетные фонды, которые в соответствии с действующим законодательством также относятся на издержки производства и реализации продукции.
2. Управление затратами в ООО «Евроопт».
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика организации.
Общество с ограниченной ответственностью «Евроторг», зарегистрировано Минским горисполкомом решением от 02.08.2007 г. № 1737 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 101168731, создано и действует в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» и другим действующим законодательством Республики Беларусь.
Участниками ООО являются:
1) Иностранное торговое частное унитарное предприятие «Евроопт» (ИП «Евроопт»). Юридический адрес: 220099, г. Минск, ул. Казинца, 52а-21. УНП 100957635;
2) «AMTI LIMITED», 13/14 New Bond Street, London WIS 3SX, England, (Компания «АМТИ ЛИМИТЕД», зарегистрированная на территории Англии, по адресу: 13/14 Нью Бонд Стрит, Лондон, WIS 3SX, Англия), регистрационный номер 5978569.
«Евроопт» - это крупнейшая белорусская сеть магазинов, принадлежащая ООО «Евроторг». Сама компания осуществляет свою деятельность с 1993 года. Работает в сегменте низких цен. Также у компании имеется свой банк («Статус Банк») для оптимизации финансовых затрат, марка бытовой техники «Техно Плюс», магазины сети «Брусничка», сервисы интернет-доставки «Гипермолл» и «Е-доставка». У компании есть также свое дочернее предприятие – «Минский завод виноградных вин», где разливается более 100 наименований вина торговых марок «Амбассадор» и «Сомелье».
У компании наработаны связи с производителями Беларуси и с поставщиками более чем из 40 стран ближнего и дальнего зарубежья.
Целью производственно-хозяйственной деятельности торговой организации является получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов трудового коллектива, максимально полное и качественное обеспечение жителей прилегающих районов товарами народного потребления, завоевание на этой основе популярности.
3. Основные направления по оптимизации затрат на ООО «Евроторг».
3.1 Предложения по оптимизации затрат на ООО «Евроторг».
Под резервами понимают возможности повышения эффективности деятельности организации на основе использования достижений научно-технического прогресса и передового опыта. Резервы классифицируются по разным признакам.
По пространственному признаку резервы делятся на внутрихозяйственные, отраслевые, региональные и общегосударственные.
По признаку времени резервы делятся на неиспользованные, текущие и перспективные.
Поиск резервов должен быть оперативным. Чем он оперативнее, тем эффективнее этот процесс. Особое значение имеет сокращение разрыва во времени между нахождением и освоением резервов. Поиск резервов не должен быть дискретным. Его необходимо проводить планомерно, систематически.
Основными резервами экономии расходов являются: увеличение объема товарооборота; ускорение товарооборачиваемости; интенсификация использования торговой и складской площадей; повышение эффективности и интенсивности труда; внедрение инноваций в технологии продажи и торгового обслуживания; использование логистических систем; внедрение эффективных форм стимулирования труда в торговле; экономное использование топливно-энергетических ресурсов, замена их на местные источники; профилактика и своевременная замена устаревшего оборудования; проведение своевременного анализа и контроля.
Безусловно, на величину расходов существенное влияние оказывает рост товарооборота.
Рост товарооборота и совершенствование его структуры является одним из непременных условий снижения, как объема, так и уровня расходов на реализацию торговой организации. Только сопутствующие товары могут привести (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения) к изменению на 10-15 % розничного товарооборота торгового объекта. При этом рост затрат, связанных с реализацией сопутствующих товаров, составит 8-9%.
Таким образом, в результате увеличения предложения сопутствующих товаров есть возможность существенно увеличить розничный товарооборот с незначительным ростом расходов на реализацию.
Заключение.
В работе были рассмотрены теоретические основы управления затратами в организации, а также способы анализа и оценки затрат. На примере ООО «Евроторг» были проанализирована организация управления затратами и предложены пути ее совершенствования.
Торговая сеть «Евроопт» первой в Беларуси ввела практику производства товаров под собственными торговыми марками (СТМ) с 2008 года. Сеть работает с собственными торговыми марками практически во всех категориях товаров. На сегодняшний день из 84 торговых марок (это 800 видов продукции), производимой под собственными торговыми марками сети «Евроопт» 50% - белорусского производства и 50 % - товары импортного производства. Наибольшее количество ассортиментных позиций в своем составе имеют торговые марки «Семейные» (макаронные изделия), «Приправь-ка!» (специи), «Limpo» (хозяйственные товары), «GUSTO» (овощная консервация, замороженные овощи) и «Бабушкина кухня» (бакалея).
Исходя из проведенной оценки деятельности ООО «Евроторг» отметим, что за 2018 год произошло снижение многих важных экономических показателей. Так, снижение выручки от реализации вызвало снижение прибыли организации, что повлияло также на снижение показателей рентабельности.
ООО «Евроторг» является стабильно работающей, общеизвестной и признанной не только в Республике Беларусь, но и во многих зарубежных странах. Торговыми партнерами являются, компании в России, Молдове, Украине, Азербайджане, Венгрии, Польше, Италии, Испании, Бразилии, Китае, Тайланде, Сингапуре и других странах. За время своей деятельности «Евроторг» зарекомендовал себя как надежный партнер.
Выручка от реализации продукции уменьшилась в 2018 г. по сравнению с 2017 г. на 3,45% или 11098 тыс. руб.
С увеличение среднегодовой численности работников на 0,2 % увеличился и фонд заработной платы на 23,1 %. При этом среднемесячная заработная плата увеличилась на 22,8 %.
В связи со снижением выручки продукции отмечается снижение выручки от себестоимости реализованной продукции на 1,8 % или на 11098 тыс. р. Также снизилась и прибыль от реализации продукции на 21,4 % и чистая прибыль на 32,3 %.
1 Алексеенко, Н.А. Экономика предприятия: учеб. пособие / Н.А. Алексеенко. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2005. – 264 с.
2 Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник /под общ. ред. Г.В. Савицкой. – М.:ИНФРА-М, 2006. – 725 с.
3 Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / под общ. ред. В.И. Стражева. – Минск: Выш. шк., 2012. – 480 с.
4 Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник для вузов;под ред. В.Я. Позднякова. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 617 с.
5 Анищенко, Н. Обеспечьте достоверный учет затрат и исчисление себестоимости продукции (работ, услуг) / Н. Анищенко // Главный бухгалтер. – 2011. – №38. – С. 33–36.
6 Артеменко, В.Г. Финансовый анализ: учеб. пособие / В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир. – М.: Издательство «ДИС», НГАЭиУ, 2007. – 128 с.
7 Баканов, М.И. Теория анализа хозяйственной деятельности / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. – М.: Экономика, 2011. – 279 с.
8 Берзин, И.Э. Экономика фирмы: учеб. пособие / И.Э. Берзин. – М.: Проспект, 2013. – 251 с.
9 Бухгалтерский учет / под общ. ред. Н.И. Ладутько. – Минск: ФУАинформ, 2005. – 742 с.
10 Богатко, А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта / А.Н. Богатко. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 208 с.
11 Витун, С.Е. Финансы предприятий / С.Е. Витун, А.И. Чигрина. – Гродно: ГрГУ, 2010. – 312 с.
12 Головачев, А.С. Экономика предприятия: учеб. пособие для вузов / А.С. Головачев. – Минск: Выш. шк., 2008. – 464 с.
13 Грузинов, В.П. Экономика предприятия: учеб. пособие / В.П. Грузинов, В.Д. Грибов. – М.: Изд-во МИК, 2011. – 201 с.
14 Денисова, И.П. Управление издержками и ценообразование / И.П. Денисова. – М.: Экспертное Бюро, 2005. – 32 с.
15 Ефимова, М.Р. Финансовые расчеты. Практикум: учеб. пособие для вузов / М.Р. Ефимова. – М.: КноРус, 2009. – 184 с.
16 Ковалев, А.Н. Анализ финансового состояния предприятия / А.Н. Ковалев, В.П. Привалов. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2010– 216 с.
17 Ковалев, В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций, анализ отчетности / В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 512 с.
18 Котляров, С.А. Управление затратами / С.А. Котляров. – СПб.: Питер, 2008. – 160 с.
19 Крум, Э.В. Экономика предприятия / Э.В. Крум. – Минск: РИВШ, 2007. – 413 с.
20 Маркорьян, Э.А. Финансовый анализ / Э.А. Маркорьян, Г.П. Герасименко. – М.: ПРИОР, 2006. – 160 с.
21 Русак, Н.А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования / Н.А. Русак, В.А. Русак. – Минск: Выш. шк., 2005. – 309 с.
22 Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. – М.:ИНФРА. М, 2006. – 425 с.
23 Сергеев, И.В. Экономика предприятия: учеб. пособие / И.В. Сергеев. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 304 с.
24 Соловьева, Н.А. Анализ результатов хозяйственной деятельности организации и ее финансового состояния / Н.А. Соловьева. – Красноярск: РИО КГПУ, 2011. – 288 с.
25 Соловьева, Н.А. Анализ результатов хозяйственно-финансовой деятельности организации и ее финансового состояния: учеб. пособие / Н.А. Соловьева, Н.И. Коркина. – Красноярск: РИО КГПУ, 2012. – 112 с.
26 Соловьева, О.В. Зарубежные стандарты учета и отчетности: учеб. пособие / О.В. Соловьева. – М.: Аналитика-Пресс, 2010. – 288 с.
27 Управление затратами на предприятии: учебник / В.Г. Лебедев [и др.]; под общ.ред. Г.А. Краюхина. – СПб.: Бизнес-пресса, 2011. – 277 с.
28 Учет и финансовый анализ: Инструменты эффективного управления / Д.А. Панков [и др.]; под общ. ред. Д.А. Панкова. – Минск: БГЭУ, 2007. – 186 с.
29 Экономика предприятия: учеб. пособие / В.П. Волков [и др.]; под общ. ред. А.И. Ильина. – М.: Новое знание, 2005. – 672 с.
30 Экономика и статистика фирм: учебник / В.Е. Адамов [и др.]; под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 288 с.
31 Экономика предприятия: учебник для вузов / под ред. В.Я. Горфинкеля. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 767 с.
32 Экономический анализ / А.И. Гинзбург. – СПб.: Питер, 2004. – 480 с.